Размышление : «Что день грядущий нам готовит: тенденции использования активных и интерактивных методик обучения»

Эссе

Я считаю, что огромное значение имеют условия, в которых обучаются дети. На мой взгляд, условия – это организация среды на уроке, позитивный настрой как учителя, так и учеников, сосредоточение внимания, цель и результат (зачем оно мне понадобится), представление собственных задач; восприятие ошибок как обратная реакция.

Мне кажется, что важен такой признак в образовании, как социализация обучающегося. Мы должны адаптировать ученика к требованиям изменяющегося общества, сформировать умение сохранять свою индивидуальность, противостоять негативному. Я считаю, что общеобразовательная школа, высшая школа должны стремиться сформировать и развивать такие умения, как гибкость, изобретательность, творческий подход к решению проблем, умение применять сумму профессиональных знаний в быстро изменяющихся условиях. Главное – это не сумма знаний, а выработка компетенций, то есть таких качеств, как владение умениями, навыками, определенным практическим опытом.

ФГОС ориентированы на развитие личности. ФГОС – это прежде всего самостоятельная деятельность обучающихся. Цели: нравственное, гражданское образование и воспитание школьников в качестве граждан и патриотов России, воспитание гражданского патриотизма и формирование российской идентичности; воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества, ценностей демократии, формирование у учащихся готовности к постоянному саморазвитию и самовоспитанию, потребности в творческой активности.

Проблемы внедрения ФГОС ООО, ИКС, нового УМК

Проблемы реализации системно-деятельностного подхода, по-моему, заключаются в недостаточном количестве методической литературы по тому или иному предмету. Следовательно, учитель много времени уделяет на разработку содержания урока. А при большой учебной нагрузке времени просто на подготовку каждого такого урока не хватает. Во многих школах, к сожалению, материально-техническое оснащение кабинетов плохое.

Проблемы внедрения ИКС, по-моему, заключаются в следующем: выбор линейки, переход на новую линию (с какого класса), какой материал снова нужно будет повторить, посещение вебинаров, проводимых издательствами. К сожалению, не каждый учитель может поехать в Москву на предлагаемые вебинары, чтобы обсудить новые УМК, новые подходы, методы, разработанные не только по истории, но и по другим предметам.Приоритеты изучения истории России по ИКС: сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории; синхронизация курсов истории России и всемирной истории; многоаспектный (многофакторный) подход к изучению истории России.

7 стр., 3330 слов

История России в произведениях Пушкина и Лермонтова

... моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка. Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху ... он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […] Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине ...

Учебник как навигатор в учебном процессе

Я согласна с методистами, что сегодня учебный процесс – это совместная деятельность учителя и обучающихся. Обучение – это сознательное учение. Школьник должен осознавать цели, содержание, способы, средства своей деятельности. Учитель лишь организатор учебной деятельности.

Я считаю, что урок по структуре ФГОС обязательно должен включать в себя потребности, мотивацию, деятельность каждого ученика, рефлексию.

Народные движения

На уроке истории в 7 классе я использовала методы картинной галереи и источников информации. Для мотивации учеников я прочитала строки из песни «Есть на Волге утес…».

Но зато, если есть на Руси хоть один,

Кто с корыстью житейской не знался,

Кто свободу, как мать дорогую, любил,

И во имя ее подвизался, —

Пусть тот смело идет…

По курсу ИДМ в теме «Мастерство работника» я использовала игру «Собери пословицу» и творческое задание, чтобы мотивировать учеников. Они должны были закончить пословицы и нарисовать дерево с основными направлениями своей будущей жизни. На уроке мы рассмотрели тему «делу время» и затронули другие аспекты темы.

Этап рефлексии в обучении

Этап рефлексии – это мыследеятельный или чувственно-переживательный процесс осознания человеком своей деятельности. Проблемами рефлексии в обучении являются связанное с содержанием предметных знаний, обращенное к самопознанию и познанию своей деятельности направления. Методика организация рефлексии на уроке, например, на уроке я…, незаконченное предложение, саморефлексия, синквейн.

При разработке собственных уроков по истории и обществознанию я стараюсь использовать приведенные приемы. Например, метод незаконченного предложения, «Я бы спросил автора о…», « Я бы хотел (не хотел) быть на месте…», «Оказывается…». В 7 классе на уроке обществознания в теме: « Мастерство работника» учащиеся приходят к выводу. «Оказывается, нужно сформировать и овладеть такими навыками, как профессиональные знания, личный опыт, уровень квалификации, определенные способности, любовь к работе, чтобы стать мастером своего дела». «Я бы спросил автора о секретах профессионального успеха».

Я считаю, что этап рефлексии важен как для учеников, так и для учителя. Анализ полученных результатов учителем и практические выводы, сделанные на основе этого анализа, погружают его в динамику деятельности. Я убеждена, что способность к рефлексии (самоосмысление, самопознание) — один из важных приемов необходимых современному преподавателю.

Принципы системно-деятельностного подхода:

  • Принцип деятельности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип целостности
  • Принцип минимакса
  • Принцип вариативности
  • Принцип творчества
  • Принцип психологической комфортности

В ходе учебного занятия по истории, группа студентов разработала урок по теме Петровские преобразования. Для этого они использовали системно-деятельностный подход, который включает в себя принципы деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности, творчества и психологической комфортности.

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности ... способности, необходимые личности для выполнения ... Гросс, считавший, что ... учебно-воспитательную работу в детских ...

Для проведения урока, группа студентов использовала игрушки в форме ассоциаций, чтобы раскрыть деятельность Петра I , такие как флот, солдатик, мануфактура и т.д. Также в разработке были разбитые игрушки, которые символизируют особенности, последствия и цену петровских преобразований.

Представленная разработка может быть использована как на уроке новых знаний, повторительно-обобщающем уроке или как сквозной вопрос на каждом уроке при изучении блока данной темы. Также она может быть использована для мотивации и проведения рефлексии учащихся.

Я считаю, что применение системно-деятельностного подхода в образовании позволяет реализовать его принципы. Десятиклассники активно участвуют в учебном процессе, который является непрерывным и целостным. Каждый ученик может что-то запомнить и извлечь пользу из обсуждаемого материала в зависимости от своей мотивации. Этот подход также позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Метод «нарядить елку» создает комфортную атмосферу для обучения.

Я считаю, что сегодня важна:

Я считаю, что сегодня личность признается ценностью. Образование ориентировано на личность, то есть учитывает потребности личности, стремится её развивать. Оно создает условия и возможности, чтобы каждый человек смог раскрыть свой потенциал. Личность – то, что складывается в течение жизни. Я думаю, что человек должен самообразовываться, саморазвиваться, самовоспитываться, самоучиться. Он должен уделять большое внимание самостоятельной работе.

В заключение хочу сказать, что 21 век – век информации. Я считаю, что главная задача каждого учителя использовать на своих уроках такие методы, которые помогут ученикам овладеть нужной информацией. Мы должны видеть в каждом ребёнке личность, научить обучающихся мыслить и рассуждать.