Размышление : «Что день грядущий нам готовит: тенденции использования активных и интерактивных методик обучения»

Эссе

Эссе-размышление на тему:

«Что день грядущий нам готовит: тенденции использования активных и интерактивных методик обучения».

Сегодня, в

Я считаю, что огромное значение имеют условия, в которых обучаются дети. На мой взгляд, условия – это организация среды на уроке, позитивный настрой как учителя, так и учеников, сосредоточение внимания, цель и результат (зачем оно мне понадобится), представление собственных задач; восприятие ошибок как обратная реакция.

Мне кажется, что важен такой признак в образовании, как социализация обучающегося. Мы должны адаптировать ученика к требованиям изменяющегося общества, сформировать умение сохранять свою индивидуальность, противостоять негативному. Я считаю, что общеобразовательная школа, высшая школа должны стремиться сформировать и развивать такие умения, как гибкость, изобретательность, творческий подход к решению проблем, умение применять сумму профессиональных знаний в быстро изменяющихся условиях. Главное – это не сумма знаний, а выработка компетенций, то есть таких качеств, как владение умениями, навыками, определенным практическим опытом.

ФГОС ориентированы на развитие личности. ФГОС – это прежде всего самостоятельная деятельность обучающихся. Цели: нравственное, гражданское образование и воспитание школьников в качестве граждан и патриотов России, воспитание гражданского патриотизма и формирование российской идентичности; воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества, ценностей демократии, формирование у учащихся готовности к постоянному саморазвитию и самовоспитанию, потребности в творческой активности.

Сегодня существуют проблемы внедрения ФГОС ООО, ИКС, нового УМК.

Проблемы реализации системно-деятельностного подхода, по-моему, заключаются в недостаточном количестве методической литературы по тому или иному предмету. Следовательно, учитель много времени уделяет на разработку содержания урока. А при большой учебной нагрузке времени просто на подготовку каждого такого урока не хватает. Во многих школах, к сожалению, материально- техническое оснащение кабинетов плохое.

Проблемы внедрения ИКС, по-моему, заключаются в следующем: выбор линейки, переход на новую линию (с какого класса), какой материал снова нужно будет повторить, посещение вебинаров, проводимых издательствами. К сожалению, не каждый учитель может поехать в Москву на предлагаемые вебинары, чтобы обсудить новые УМК, новые подходы, методы, разработанные не только по истории, но и по другим предметам. Я считаю, что внедрение ИКС объективный, важный процесс. Приоритеты изучения истории России по ИКС: сочетание истории Российского государства и населяющих его народов, истории регионов и локальной истории; синхронизация курсов истории России и всемирной истории; многоаспектный (многофакторный) подход к изучению истории России.

7 стр., 3330 слов

История России в произведениях Пушкина и Лермонтова

... моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка. Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху ... – свободен он или нет. Я считаю что свобода – это что-то неизведанное и незнакомое нам. Знать, что есть на […] Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине ...

Сегодня учебник – это навигатор, многофакторный, многоуровневый, целостный, комплексный., Я разделяю точку зрения издательства «Дрофа».

ситуация-проблема

Я согласна с методистами, что сегодня учебный процесс – это совместная деятельность учителя и обучающихся. Обучение – это сознательное учение. Школьник должен осознавать цели, содержание, способы, средства своей деятельности. Учитель лишь организатор учебной деятельности.

Я считаю, что урок по структуре ФГОС обязательно должен включать в себя потребности, мотивацию, деятельность каждого ученика, рефлексию.

Системно-деятельностный подход предполагает методические приемы, влияющие на мотивацию. Например, удивляй, фантастическая добавка, отсроченная загадка, ассоциации, картинная галерея, источники информации.

При разработке собственных уроков по истории и обществознанию я стараюсь использовать приведенные приемы. Например, метод фантастическая добавка.

По курсу ИДМ в теме:

При изучении темы: «Мастерство работника» я мотивировала учеников игрой «Собери пословицу» и творческим заданием, подводя школьников к теме. Ученики должны были закончить пословицы: -Не спеши языком-… -С мастерством люди не родятся,… -Делу время… -Маленькое дело -Горька работа, да… -Не везде сила: где уменье,… -Смотри дерево в плодах, … -Терпенье и труд… -За всякое дело … Они выполняли задание : нарисуйте дерево, ветки которого будут изображать основные направления вашей будущей жизни. Затем ученики должны были предположить тему урока, подумать, на какие вопросы нам необходимо получить ответ на уроке. (Обществознание. Учебник. 7 класс. Боголюбов).

На уроке истории в 7 классе по теме: «Народные движения» в начале урока я пробовала частично метод картинной галереи и источники информации. Я прочитала строки из песни «Есть на Волге утес…»

Но зато, если есть на Руси хоть один,

Кто с корыстью житейской не знался,, Кто свободу, как мать дорогую, любил, И во имя ее подвизался, —

Пусть тот смело идет,

На утес тот взойдет,, Чутким ухом к вершине приляжет,, И утес-великан, Все, что думал Степан,, Все тому смельчаку перескажет., Также проводила работу по репродукции картины В. И.

Этап рефлексии – это мыследеятельный или чувственно-переживательный процесс осознания человеком своей деятельности. Проблемами рефлексии в обучении являются связанное с содержанием предметных знаний, обращенное к самопознанию и познанию своей деятельности направления. Методика организация рефлексии на уроке, например, на уроке я…, незаконченное предложение, саморефлексия, синквейн. При разработке собственных уроков по истории и обществознанию я стараюсь использовать приведенные приемы. Например, метод незаконченного предложения, «Я бы спросил автора о…», « Я бы хотел (не хотел) быть на месте…», «Оказывается…». В 7 классе на уроке обществознания в теме: « Мастерство работника» учащиеся приходят к выводу. «Оказывается, нужно сформировать и овладеть такими навыками, как профессиональные знания, личный опыт, уровень квалификации, определенные способности, любовь к работе, чтобы стать мастером своего дела». «Я бы спросил автора о секретах профессионального успеха». Я считаю, что этап рефлексии важен как для учеников, так и для учителя. Анализ полученных результатов учителем и практические выводы, сделанные на основе этого анализа, погружают его в динамику деятельности. Я убеждена, что способность к рефлексии (самоосмысление, самопознание) — один из важных приемов необходимых современному преподавателю.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Принципы системно-деятельностного подхода: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип вариативности, принцип творчества, принцип психологической комфортности. Когда я была осенью на курсах в РИРО, у нас было одно из занятий посвящено трудным вопросам истории. Мы были разделены на группы, каждая из которых делала на ватмане заготовки по уроку в форме ФГОС (мотивация, рефлексия изучения трудных вопросов по учебникам ИКС ).

У нашей группы был вопрос «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований». Мы решили, что нашу разработку можно провести как на уроке новых знаний (в 10 классе, так как в учебнике 10 параграфов по Петру I ), так и при повторительно-обобщающем, а также как сквозной вопрос на каждом уроке при изучении блока данной темы. Мы нарисовали елку, на которую вешали игрушки (ассоциации), раскрывающие деятельность Петра I . Например, флот, солдатик, мануфактура и т.д. Также у нас были разбитые игрушки – дело царевича Алексея, астраханское восстание 1705 – 1706 гг., восстание под руководством К. А. Булавина, башкирское восстание, выступления старообрядцев, выступления работных людей. Также у нас были понятия, такое задание на соответствие, где к каждой ассоциации нужно подобрать понятие. Например, солдатик – рекрутская повинность. Игрушки символизируют особенности, последствия и цену петровских преобразований. По представленной разработке можно как мотивировать к активной деятельности школьников, так и проводить рефлексию.

На данном примере я хотела показать, что применяя системно-деятельностный подход, мы реализуем его принципы. Я считаю, что десятиклассники включены в деятельность, сам учебный процесс непрерывен, целостен. По моему мнению, каждый десятиклассник что-то вспомнит, каждый возьмет для себя что- то из обсуждаемого на уроке, кто-то максимально, кто-то самый минимум в зависимости от уровня мотивации. Я убеждена, что при этом осуществляется и вариативность не только подачи материала, но и индивидуальных особенностей каждого ученика. Я считаю, что метод «нарядить елку» дает комфортное настроение.

40 стр., 19705 слов

Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах

... работы: 1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда 1.1 Понятие дидактических принципов обучения и их классификация Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, ...

Сегодня в образовании целесообразно применение методов активного и интерактивного обучения. Нужно стремиться к тому, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия , а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы. Я согласна с методистами, которые считают, что обучение становится полноценным только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения.

При активных методах ученик является субъектом обучения, выполняющий творческие задания, вступает в диалог с учителями. Методы: вопросы от учащегося к учителю и от учителя к ученику. При интерактивных методах происходит взаимодействие всех обучающихся, включая педагога. Методы: групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения, экскурсии, мозговой штурм, дерево решений, переговоры и медиация.

При использовании интерактивных методов учитель лишь направляет учебный процесс, занимается его общей организацией, а именно: готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае затруднений. При этом возрастает роль самостоятельной работы. У обучающихся появляются дополнительные источники информации: книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, для этого учащиеся: вступают в коммуникацию друг с другом,

совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы.

Я считаю, что сегодня важна

Я считаю, что сегодня личность признается ценностью. Образование ориентировано на личность, то есть учитывает потребности личности, стремится её развивать. Оно создает условия и возможности, чтобы каждый человек смог раскрыть свой потенциал. Личность – то, что складывается в течение жизни. Я думаю, что человек должен самообразовываться, саморазвиваться, самовоспитываться, самоучиться. Он должен уделять большое внимание самостоятельной работе.

В заключение хочу сказать, что 21 век – век информации. Я считаю, что главная задача каждого учителя использовать на своих уроках такие методы, которые помогут ученикам овладеть нужной информацией. Мы должны видеть в каждом ребёнке личность, научить обучающихся мыслить и рассуждать.