Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками и младшими школьниками

Контрольная работа

В воспитании любви к природе у дошкольников и младших школьников большую роль призвана сыграть научно-художественная литература о природе. Достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Есенина, Бажова, чтобы почувствовать, как много может дать их творчество для формирования интереса детей к природе. Литература о природе представляет собой уникальную энциклопедию биологических знаний для детей. Эта литература — верный помощник и друг детей на протяжении всего детства и начального периода обучения в школе.

На материале научно-популярной литературы решают такие важные воспитательные задачи, как развитие эстетического чувства ребенка и через него воспитание любви к родной природе, умение выражать отношение к окружающему, расширение представлений об окружающем мире, развитии речи, связь с изучением языка, воспитание гуманности.

Содействовать формированию нравственных основ экологической культуры наиболее эффективно может современная художественная литература.

В литературе среди важнейших тем выделяют экологическую. Л. Толстой неоднократно писал о благотворном воздействии природы на душу человека: «Все недоброе в сердце человека должно, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра».

Литература о человеке и природе, входящая в круг чтения подростков и юношества, представлена в основном произведениями общей литературы, близкими читателям данного возраста по проблеме, доступными по художественным средствам.

1. Роль детской художественной познавательной литературы в воспитании гуманистической личности

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.).

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

2 стр., 513 слов

А. Вознесенский стихи о природе (Литература XX века)

... её. Любовь к природе рождает и яростно обличительные стихи о человеке — губителе этой красоты. Стихотворение А. Вознесенского «Я шел ... звучит стихотворение поэта «Красота груши». О груше, правда, Вознесенский рассказывает только в первой строфе. Но очень волнующе рассказывает. ... «Оставь хоть струйку для потомства». Они готовы жертвовать своими детьми – возьми их, человек, в свою котомку — но реку ...

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка Иванова О.А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий: Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2004.С.23.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Общеизвестно воздействие художественной литературы на познавательное развитие ребенка.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольников и младших школьников. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: конспекты занятий. — М.: Сфера, 2007. С.12

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью — ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить природу, закладывают основы нравственности.

Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник этом — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Читательские интересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги о животных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций. Главная ценность данного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольного возраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавки магазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и не только не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-окрашенную, образную речь.

13 стр., 6041 слов

История развития научно-познавательной литературы для младших школьников

... определяют специфику литературы для детей и юношества. Становление детской литературы связано с появлением книг учебного назначения. Их авторы рассматривали художественное слово, ... первая - литература научно-художественная; часть вторая - литература собственно познавательная, или научно-популярная. Научно-художественная литература определяется как особый род литературы, обращенной преимущественно ...

На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно познавательная литература.

Художественная литература — это человековедение. Предметом познания художественной литературы является жизнь общественного человека во всех ее проявлениях. В художественном произведении автор передает не столько определенное содержание, сколько впечатляющий образ в широком смысле этого слова, который является основой эмоционального воздействия на чувства и мышление.

Поэтому художественное произведение должно быть и понятно, и прочувствовано читателем. В научно-популярной литературе на первый план, как правило, выдвигается содержание. Отсюда вытекают и некоторые различия в проявлении культуры чтения. Если при чтении научной и научно-популярной книги на первый план выдвигаются организаторские навыки, то чтение художественной литературы требует определенного эмоционального развития личности, умения чувствовать слово и что «за словом», сопереживать, наслаждаться стилем автора и самим процессом чтения.

От научной литературы научно-художественная и научно-популярная отличается популярностью изложения научных сведений, эмоциональностью, красочностью языка и иллюстративного материала. Вводимые научные термины, как правило, объясняются. Все это делает научно-художественную и научно-популярную литературу доступной для неспециалистов. В научной литературе язык специфичен со свободным обращением терминологии, свойственной данной науке и понятный специалистам данной отрасли. Часто информация передается с помощью символики — языком формул.

Иллюстративный материал лишен эмоциональности и зачастую представлен лишь графиками и диаграммами. При необходимости включения изобразительного иллюстративного материала, например, при характеристике разных объектов природы, при передаче каких-то способов деятельности, используются иллюстрации точные, реалистичные, почти фотографичные. В научно-популярной и научно-художественной литературе часто наряду с реалистичными иллюстрациями применяются стилизованные.

Эти книги рассказывают об истории открытий, указывают на необычные свойства обычных вещей, заостряют внимание на непознанных явлениях и приводят различные версии, объясняющие эти явления.

Между научно-популярной и научно-художественной литературой трудно провести резкую грань. Ведущая задача тех и других произведений -популяризация научных знаний широкому кругу читателей, знакомство последнего с закономерностями науки, с методами ее исследования.

С появлением научно-художественной литературы авторы научно-популярных книг стали серьезно работать над эмоциональностью языка, его образностью, простотой и доступностью, тем самым, сближаясь с научно-художественной.

59 стр., 29443 слов

Влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников

... Изучить влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников; Описать состояние работы по развитию словаря старших дошкольников в практике ДОУ Дать характеристику методике работы с художественной литературой в детском саду Разработать и апробировать программу использования художественной литературы как средства развития словаря детей ...

В неразрывном единстве с расширением и углублением знаний совершенствуются познавательные способности детей. В самом деле, чтение научно-популярной книги требует от ученика более сложной продуктивной познавательной деятельности. Научный стиль изложения изменяет процесс усвоения информации: знания становятся результатом сложных мыслительных действий, размышлений, переосмысления ранее приобретенных знаний. В научно-популярных книгах учащиеся часто сталкиваются с новыми мало известными им проблемами, знакомятся с разнообразными методами их решения.

Словом работа с научно-популярной книгой неразрывно связана с мышлением ребенка.

Читая такие книги, ребенок следит за ходом мысли автора, рассуждает вместе с ним, усваивает его способы исследовать проблему, доказывать и объяснять ее. Поэтому ученик, читающий научно-популярную литературу, отличается более высоким уровнем мышления. Последнее характеризуется тем, что в данном виде деятельности выступает как продуктивный, исследовательский процесс, способный приводить к новым знаниям, к новым потребностям в этих знаниях. При чтении научно-популярной литературы приобретенные учащимися новые знания возбуждают пытливость, интерес к дальнейшему чтению, а значит, выступают как инструмент (метод) для получения новых знаний. Учащиеся приходят к самостоятельным выводам, что важно для выработки мировоззренческих убеждений. Таким образом, работа с научно-популярной литературой отличается большой вариативностью способов умственных действий, а это, в свою очередь, является двигателем не просто мышления, а мышления творческого Неусыпова Н.М. Научно-популярная справочная литература для младших школьников // Начальная школа. — 1996. — № 2. — с. 60..

Первоначальным стимулом того, что ребенок берет читать научно-художественную и научно-популярную книгу является его любопытство и любознательность. В дальнейшем по мере удовлетворения любопытства и любознательности идет становление, развитие и укрепление познавательного интереса, который постепенно дифференцируется в интерес к определенной отрасли научных знаний. Наличие же интереса является важнейшей качественной характеристикой личности и, одновременно, серьезным стимулом к самообразованию. Следовательно, работа с научно-художественной и научно-популярной литературой формирует потребности и навыки самообразовательной деятельности, что, разумеется, трудно переоценить.

Велико значение научно-художественной и научно-популярной литературы в духовном развитии ребенка.

Признается, что более широкое воспитательное воздействие на читателя имеет научно-художественная литература. Но и научно-популярные произведения играют в этом немалую роль.

Научно-художественная и научно-популярная литература содействуют формированию гражданско-патриотических мотивов отношения к природе, что, естественно, в комплексе с эмоциональным восприятием природы, пониманием, ее красоты формирует в человеке любовь к Родине, проявляется в личной культуре поведения человека в природе. Последнее является важнейшей качественной характеристикой экологически образованной личности. Видное место в патриотическом воспитании читателя занимают книги о географических открытиях и географах-путешественниках. В них не только захватывающая информация о том или ином географическом открытии, что уже само по себе ценно для развития личности. В них описание трудностей походов, стремление преодолевать эти трудности ради идеи, ради возвеличения своей Родины. Географы-путешественники — люди, как правило, с высокими гражданскими, нравственными позициями, люди, красивые своей духовностью, что вызывает непременное стремление к подражанию. Географические открытия российских путешественников — В.И. Беринга, А. Никитина, Миклухо-Маклая, Н.М. Пржевальского, И.Д. Черского и др. — по достоинству представляют гордость и славу России. Аналогично воздействие на читателя оказывают книги об ученых. Россия по праву гордится именами ученых-естественников К.А. Тимирязева, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, И.И. Мечникова, А.Е. Ферсмана и многих других.

6 стр., 2825 слов

Научно-исследовательская работа по литературе «Читательский ...

... запросы детей и подростков часто остаются неудовлетворенными. Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, ... Исследователи различают ситуативную и личностную основу читательского интереса. Ситуативный интерес возникает под влиянием внешних стимулов — яркая обложка книги, просмотренный фильм-экранизация, рецензия в газете и ...

Особую гордость за родной край вызывает у учащихся краеведческая литература. С помощью такой литературы читатель осознает свой нравственный долг перед той природой, которая его окружает, осознает ее значимость, непременный стимул для гордости за свою малую Родину.

2. Н.И. Сладков

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом Дмитриченко Е. Н.И. Сладков // Юный Натуралист.- 2000.№ 6.С.21.

В книгах замечательного ленинградского писателя можно найти необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах… Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать — что, как, почему происходит в лесу — вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы — большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья — прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса…

У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях, и еще об очень-очень многом. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе. Книги Николая Ивановича — это постоянный поиск ответов на самые разные вопросы, это Природа и Человек, которые внимательно приглядываются друг к другу. Для читателя, искренне влюбленного в книги Николая Сладкова, самая большая радость — проникнуться уважением к окружающему миру, осознать свои чувства.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... в том, что психическую деятельность человека невозможно адекватно объяснить его биологической природой. Она выступила за социологическую ориентацию психоанализа, считая, что внутриличностные конфликты порождаются ... главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в ...

А чьи же книги о природе произвели наибольшее впечатление на самого Николая Ивановича?. Ощущение таинств природы, ее загадочной жизни, скрытой от глаз простого обывателя, во многом пришли из книг Виталия Бианки. Позже между Сладковым и Бианки завязалась переписка, посвященная разгадкам тайн литературного творчества, писательскому озарению. Еще будучи школьником, будущий писатель-натуралист пришел в юннатский кружок, созданный при Ленинградском зоологическом институте. «Клуб колумбов» — так называл Виталий Бианки юных натуралистов, занимающихся в кружке, а летом летом приглашал к себе, в Новгородскую область, чтобы ребята сами смогли познать и осознать великую Книгу Леса. Именно Виталия Валентиновича Бианки, позже ставшего для него настоящим другом, считал своим учителем Николай Сладков.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай Иванович добровольцем ушел на фронт, став военным топографом. А когда война закончилась, продолжил работать по специальности топогафа уже в мирное время.

Первые рассказы были написаны им в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга Николая Сладкова — «Серебряный хвост». «В природе та же гармония, что и в музыке, выкинь ноту и мелодия нарушится…» Книги Николая Сладкова — рассказы и повести о природе — необычайно гармоничны, они очень полно и точно отражают тайны природы. Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы… В лесу вы сможете увидеть много всего интересного. Узнаете, например, как медведи по весне просыпаются оттого, что подтаявший снег им «штаны намочил». А вот испытание для вашего вкуса: как вы думаете, что вкуснее — ивовые почки или березовые? Вы узнаете, что существуют птицы, которые летят на зиму не в теплые края, а наоборот — прилетают к нам, в наши леса.

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как «Краешком глаза», «За пером синей птицы», «Осиновый невидимка», «Подводная газета», «Земля над облаками», «Свист диких крыльев» и многие другие прекрасные книги… За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской.

Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

Подобный дар — рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой, а также с дотошностью профессионального зоолога — дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями — такими, как Николай Иванович Сладков, необыкновенно органично совместив в своем творчестве талант прекрасного рассказчика и поистине безграничную эрудицию ученого, сумев открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям…

13 стр., 6004 слов

`Поэт Фёдор Николаевич Глинка

... Ф. Н.; в семье его считали поэтому обреченным на смерть, и никто не ожидал, что этому чахлому и хрупкому ребенку суждено прожить почти целое столетие. Федор Николаевич Глинка ... в метрических книгах духовной консистории. Федор Николаевич с ... тройка Удалая»), декабристские стихи, стихотворение «Москва», поэма«Девша карельских ... реферата - проследить этапы жизни и творчества Федора Николаевича Глинки. ...

Книги писателя — это поиск ответов на вопросы, это образы Природы и Человека, всматривающихся друг в друга. У читателя, влюбленного в прозу Н.И.Сладкова, самое большое испытание — произнести, выразить свои чувства.

В.В.Бианки в одном из писем к Н.И.Сладкову так оценил «малышовские» произведения своего ученика: «Гордись, брат, тем, что твои вещи идут дошколятам: во всем СССР вряд ли найдется десяток авторов, имеющих право писать для маленьких людей. Для этого требуется предельная четкость, ясность, простота письма».

Четкость, ясность и простота письма свойственны любой книжке Николая Ивановича Сладкова, к детям какого бы возраста он в ней ни обращался.

Автор более шестидесяти книг, Н.Сладков говорил в них о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. Его творчество помогает нам ценить и любить красоту родного края.

«Главное, — писал Пришвин, — что отличает автора этих рассказов о природе, это, прежде всего, свой глаз, открывающий что-то новое и как бы все небывалое».

В книге «Лесные тайнички» Николай Иванович Сладков собрал удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год, с декабря по январь, происходят самые разные чудеса.

В книге «Земля солнечного огня» автор рассказывает о путешествии по пустыне, о радости от встречи с миром песков об обитателях этого мира, о трудностях, сопутствующих во время путешествия.

Главный герой рассказа «Привидения» — это сам автор. Он рассказывает нам в произведении историю, которая приключилась с ним однажды ночью в походе, передает свои чувства в тот момент, когда в природе происходили сказочные явления. Такое явление природы, как гроза вызывает у героя чувство страха. Гроза становится олицетворением зла, так как пугает весь окружающий мир. Вот так автор описывает это явление: «Так полыхнуло, что глазам стало больно, даже сквозь закрытые веки. Я даже жмурился: вот-вот оттяжки лопнут со звоном — ветер сорвет лопатку и поволочит». Герою кажется, что природа ему угрожает. Но ничто не может длиться вечно. Так и гроза, разбушевавшаяся ночью, к утру утихает. Наступает покой. Герой видит преобразившуюся природу, его поражают туманные облака, которые автор в рассказе называет приведениями, движущимися подобно живым существам.

Самое замечательное, что во многих рассказах животные и птицы наделены человеческими качествами. Они все разговаривают. Из их диалогов мы узнаем все самое интересное об их житье-бытье. Такой например рассказ «Сорочьи тараторки».

Книги известного писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова хорошо знакомы читателям. Его рассказы и сказки о животных включены в школьную программу.

3. С.В. Сахарнов

Сахарнов Святослав Владимирович родился 12 марта 1923 года на Украине в городе Артёмовске, но родным городом считает Ленинград-Петербург.

Рос как все мальчишки: любил до темноты гонять в футбол, любил читать книги, особенно о приключениях, путешествиях.

В степном городе Харькове, где всей-то воды — три небольшие речки, мечтал о море и кораблях.

2 стр., 573 слов

Бог, природа, человек в поэзии Есенина

... своих читателей осознать силу человеческого начала в себе и установить гармонию в своей душе. Бог, природа, человек в поэзии Есенина Несколько интересных сочинений Сказка Ершова полна юмора, народной ... лирической прозе, отдельными фрагментами воспринимающейся в форме прозаичного стихотворения. В комедии Дениса Фонвизина немало отрицательных героев, которых автор высмеивает, показывая их глупость. ...

В 1940 году поехал в Ленинград сдавать экзамены в Высшее военно-морское училище.

Первое плавание не оказалось таким далеким — по Ладожскому озеру на шхуне «Учеба». Но зато шхуна — настоящий парусник, с высокими мачтами, с деревянной, пахнущей смолой палубой.

Великая Отечественная война застала на первом курсе училища. Фашисты окружили Ленинград, под городом завязались жестокие бои. Курсантов послали было на фронт, но осенью их уже было приказано эвакуировать на Большую землю. Ушли пешком через Ладогу по Дороге жизни.

Училище заканчивали в Баку. И сразу — на действующий флот, на боевые корабли. Сахарнов попал на Черное море. Здесь, под Новороссийском, Сахарнов после нескольких боев получил первый орден — Красного Знамени.

С наступающей армией он прошел берегами Черного моря от Новороссийска до Севастополя, Одессы и далее — к румынским, к болгарским портам, освобождая земли, захваченные гитлеровцами.

После войны продолжал плавать, был штурманом. «О том, что я буду детским писателем, знал со второго класса… Пришёл в дом Виталия Бианки, стал его учеником, пошли книжки. Начал — «Морские сказки»,- вспоминает сам писатель. Пятнадцать лет отдал журналу «Костер». Печататься начал с 1954 года.

Участник экспедиций в Арктику, на Командорские и Курильские острова, на Кубу. В 1974 и 1977гг жил в заповедниках Танзании и Индии. Пишет о море, о подводном мире… За книгу «По морям вокруг земли» удостоен премии на фестивале в Братиславе (1973), первой премии Международной книжной ярмарки в Болонье (1975) и серебряной медали на Международной книжной выставке в Москве (1975).

В 2004 г. С.В.Сахарнов стал лауреатом Почетного диплома Международного Совета по детской книге (IBBY) за книгу «Леопард в скворечнике».

В рассказах «Кто в море живет?» автор в занимательной форме повествует о морских жителях: морже, селедке, палтусе, пингвинах, кашалотах, тетучих рыбках.

Из рассказа «Морж» мы узнаем, что морж питается ракушками. Так ползет морж над илистым дном, клыками ил копает. Прокопает грядку, прорыхлит и давай ластами комья перетирать. Зачем? Это он ракушки из-под земли достаю.

Из рассказа «Палтус» мы узнаем, как охотится палтус: «Плыл палтус над самым дном. Заприметил песчаное местечко, ударился о дно, замер. Поднялась туча песка, села, как одеялом палтуса накрыла». Спрячется палтус в песок и стережет добычу.

Из рассказа «Белуха» узнаем про «трудную» жизнь белого кита, который переживает, что «пока за рыбой гоняешься, того и гляди, полынью лёд закроет, дышать нечем будет. Полынью караулить начнёшь, рыба уйдёт».

Есть у Святослава Владимировича Сахарнова книги не только для дошколят, но и для ребят постарше: очень складный, деловитый, увлекательно написанный сборник очерков «История корабля» и даже целая детская энциклопедия «По морям вокруг Земли».

4. Г.Я. Снегирев

Геннадий Яковлевич Снегирев — москвич, родился 20 марта 1933 г. Отец его погиб в сталинских лагерях, мама работала библиотекарем при паровозном депо Октябрьской железной дороги. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище (были тогда такие учебные заведения, где подростков обучали рабочим профессиям).

2 стр., 987 слов

Мир природы и мир человека в поэзии М. Ю. Лермонтова

... увидеть всю эту красоту. Иную проблему взаимоотношений между человеком и природой ставит Лермонтов в стихотворении “Три пальмы”. Это стихотворение можно ... челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога. Итоговой мыслью всего стихотворения ... приметы русской природы, картины народной жиз­ни – вот в чем видит Лермонтов точку приложения своих пат­риотических чувств. Другими словами, ...

Но и ремесленное

училище закончить не пришлось: надо было зарабатывать на жизнь.

В тринадцать лет будущий писатель начинает работать учеником препаратора на кафедре ихтиологии Московского университета. И здесь ему встретился человек, заменивший отца, — ученый Лебедев Владимир Дмитриевич.

Вместе — учитель и ученик — лечили рыб, делали раскопки на Чудском озере, на месте проживания племен-рыбоедов четвертичного периода, изучали рыбьи кости и чешую (оказывается, по чешуе, как по срезу дерева, можно определить, сколько лет рыбе).

Однажды в отсутствие учителя ученик впервые вывел в аквариуме дальневосточную креветку и амурскую рыбку бычка. Здесь же, в университете, Г.Снегирев начал заниматься боксом (мальчишкам надо уметь постоять за себя), и хотя был худым, если не сказать тощим, небольшого роста, стал чемпионом Москвы среди юношей наилегчайшего веса. Но, видимо, сказались недоедание и большие физические нагрузки — в шестнадцать лет у него обнаружился порок сердца. Врачи сказали: лежать. Лежал год, потом решил: лучше пойти в ледовое плаванье, куда мало кто шел, и направился с ихтиологическим отрядом на экспедиционном судне «Витязь» зимой 1951/52 г. из Владивостока через незамерзающий Сонгарский пролив в ихом океане к берегам Чукотки. Экспедиция изучала глубоководных рыб Охотского и Берингова морей. Из экспедиции юный исследователь вернулся здоровым. Теперь его заинтересовали бобры. Целый год он ловил этих удивительных зверьков в глухих болотах Белоруссии и в товарных вагонах перевозил их для акклиматизации на приток Иртыша, реку Назым. Наблюдал, как они расселяются, живут, и позже описал в цикле рассказов «Бобровая хатка», «Бобровый сторож», «Бобренок». А когда увидел результаты своего труда, отправился с геологической экспедицией в Центральные Саяны, в Туву.

В 1964 г. вместе со своим учителем, теперь уже профессором Лебедевым, Снегирев отбыл в необыкновенную экспедицию — на спасательной шлюпке, без мотора, под парусом, без запаса продуктов, имея при себе лишь соль, сахар, спиннинг для ловли рыбы и карабин для охоты. Путешественники за два лета проделали экспериментальный рейс на выживание по сибирской реке Лене, начиная с верховьев и кончая дельтой на севере Заполярья. Экспериментаторы не только выживали, но и изучали экологические изменения Якутской тайги и реки Лены. Об этом путешествии была позже написана книга «На холодной реке». Потом было еще много путешествий: на Курильские острова, Камчатку, Белое море, Телецкое озеро Горного Алтая, в Бурятию, Ленкоранский и Воронежский заповедники, и было немало профессий: с оленеводами Чукотки Снегирев гонял оленей, работал егерем в Копетдагском заповеднике Южной Туркмении, — но ни одна из них не стала делом жизни, как к наблюдения над животным миром не вылились в научные труды, что предрекали коллеги из университета.

Делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам по спортивной секции. Знакомая — поэтесса Вероника Тушнова — отнесла рассказы на радио. Там их сразу же взяли и пустили в эфир. А в это же время редакторы из Детгиза искали новых интересных писателей, им на радио и посоветовали обратить внимание на Г.Снегирева. детский литература сладков снегирев

Первая его книга — «Обитаемый остров» — о животном мире Тихого океана вышла в 1954 г. С тех пор было немало книг в разных жанрах — рассказов, повестей, очерков, которые пользовались неизменным успехом и много раз переиздавались, потому что книги эти поразительны, исполнены удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях.

Прежде чем начать печататься, Геннадий Снегирев много путешествовал. Ему и самому нелегко вспомнить все свои маршруты. О них рассказывают его книги: «Ночные колокольчики», «Голубая Тува», «Чембулак», «Верблюжья варежка», «Домик Осьминога», «Письма из родных краев» и многие, многие другие.

«Когда я путешествую по нашей стране, я всегда удивляюсь кедрам в Саянских горах и китам в дальневосточных морях… когда удивляешься, хочется рассказать, какая у нас огромная страна, и всюду столько интересного!» — писал Геннадий Снегирев. И в своих произведениях он сумел передать это радостное удивление миром природы.

Когда знакомишься с рассказами Геннадия Снегирева, открывается светлый добрый мир. Мир человека, который любит и чувствует природу, знает и понимает людей, ценит в них смелость, благородство, любовь ко всему живому.

Геннадия Снегирёва относят к природоведам, мастерам познавательной литературы. На самом же деле он — настоящий поэт, только пишет свои стихотворения прозой. Простыми средствами, кратко, без нарочитых красивостей создает он столь необычную и запоминающуюся картину, что видишь далеко в глубь, гораздо больше сказанного. Таковы его рассказы о деревьях, о птицах и животных из цикла «Чудесная лодка», маленькие повести «Голубая Тува», «Очерки о природе», в которых определено место человека в живом мире — не хозяина, а исследователя и равноправного партнёра.

Неожиданные встречи с обитателями царства животных рождают и необычные слова. Увидел он на болоте лягушку: «Маленькая совсем, а кричит так громко! Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце».

Писатель считает: «Для того чтобы писать для детей, да и для взрослых, нужно очень хорошо знать жизнь и иметь слух на язык».

В рассказе «Бурундук» автор повествует о том, как лесные звери готовятся к зиме. Лесные звери и птицы очень любят кедровые орешки и запасают их на зиму. Особенно старается бурундук. Это зверёк вроде белки, только поменьше, и на спине у него пять чёрных полосочек.

Автор наблюдает, как он за щёки орешки набил, собирается тащить их в норку, но только боится, чтоб никто его не заметил. Увидел человека, заругался, забормотал что-то: иди, мол, своей дорогой, не мешай; зима длинная, сейчас не запасёшь — голодным насидишься!

Как только человек отходит, бурундук спустился на землю и исчез, автор даже не заметил, куда он юркнул. Это медведь научил бурундука осторожным быть: придёт, разроет бурундучью нору и все орешки съест. Вот бурундук никому своей норки и не показывает.

Снегирёв пишет, как прекрасна и могуча природа и как она, в сущности, хрупка и бёззащитна, как надо беречь её.

«Восхищайся природой, но не навреди ей! Пользуйся её дарами, но береги её!» — говорит он своим читателям.

Заключение

Знакомство детей с художественной литературой является мощным фактором познавательного развития детей, эстетического и нравственного воспитания. Благодаря знакомству с произведениями художественной литературы, у детей формируется любовь к художественному слову, формируется читательский интерес, закрепляются представления элементарные нравственные представления о том, что хорошо и что плохо.

Нравственные основы личности человека (независимо от возраста) определяются его взаимоотношениями с миром природы: животными и даже растениями. Одна из отличительных черт художественной литературы о природе — наряду с привычным — изображение природы в восприятии человека — все чаще появляются произведения, где человек предстает в восприятии природы. И животные, и растения — полноправные действующие лица, наравне с людьми.

Проблема нравственного формирования личности, входящей в круг чтения детей и подростков, занимает ведущее место, и природа рассматривается как одно из важнейших средств воспитания гуманизма.

Детская художественная литература о человеке и природе дает возможность не только узнать природу, но и почувствовать ее, эмоционально погрузиться в мир природы, ощутить свое единство с нею, осознать себя ответственным за ее сохранность.

Художественная литература о природе — основа нравственно-экологического воспитания и в сочетании с экологическим образованием будет способствовать формированию экологической культуры.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/prirodovedcheskaya-literatura-v-detskom-chtenii/

1. Иванова О.А.Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий: Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2004.

2. Сахарнов С.В. Избранное. Т.1. Рассказы и сказки/ Н.И.Сладков; Ил. М.С.Беломлинский.-М.: Дет.лит., 1987.-416c.

3. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. -М.: Педагогика, 1980. — 160 с.

4. Сладков Н.И. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры/ Худож. Л.Казбеков.-Л.: Дет.лит., 1986.-286с.: ил.

5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: конспекты занятий. — М.: Сфера, 2007. -224 с.

6. Дмитриченко Е. Н.И. Сладков // Юный Натуралист.- 2000.- 6.

7. К 80-летию со дня рождения Н.И. Сладкова // Дет. лит-ра.- 2000.- 1.

8. Неусыпова Н.М. Научно-популярная справочная литература для младших школьников // Начальная школа. — 1996. — № 2. — с. 60-62.

Приложение 1, Урок литературного чтения в 4-м классе по теме «Н.И. Сладков. «В норе»»

Цель: развитие познавательного чтения.

Задачи:

Познакомить с произведением Н. Сладкова, «В норе».

Учить понимать основную идею произведения.

Совершенствовать навык чтения.

Способствовать развитию речи, мышления, воображения, внимания.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка дом. работы.

  • Мы прочитали два великолепных произведения М. М. Пришвина. Каким же человеком представляется вам автор этих произведений? (Дети читают написанные дома сочинения — отзывы о произведениях Пришвина)

Обобщение: вы очень чутко и тонко подметили о внутреннем мире Михаила Михайловича Пришвина.

  • На прошлом уроке мы работали с рассказом «Глоток молока» и расстались на вопросе:

Почему собака Лада выздоровела?

А кто был человек, который погладил Ладу? (Хозяин)

Какие чувства испытывал хозяин к своему питомцу? (Любовь)

Попробуем еще раз ответить на вопрос: «Почему собака Лада выздоровела?»

( Почувствовала любовь хозяина, что ее любят и заставила себя сделать несколько глотков молока, которые и спасли ей жизнь).

Всегда ли мы поступаем правильно, когда общаемся с живой природой?

А что вам в этом помогает в общении с живой природой?

любовь

тонко чувствовать

  • Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот вопрос:

Что нам помогает в общении с живой природой (с животными)?

(Проблема урока)

3. Сообщение темы и цели урока.

  • А сегодня у нас замечательный рассказ Н. Сладкова.

Перед нами, как читателями, какая стоит задача? (Понять мысли и чувства автора, понять главную мысль, которую он хочет донести до нас, читателя)

4. Работа над темой.

Какие произведения Н. Сладкого вы читали?

Что писал Николай Сладков? (Рассказы о животных)

Какие это рассказы? Он их придумывал? (Интересные случаи из его жизни)

  • Сейчас мы прочитаем с вами его произведение и узнаем трогательную историю его героя.

Давайте предугадаем, о чем же будет это произведение?

  • Внимательно прочитайте первый столбик слов и постарайтесь представить себе картину, которая при этом возникает в воображении.

Какие слова вам не понятны?

Внимательно прочитайте второй столбик, представьте себе эту картину, подумайте, чем она похожа на первую?

  • Постарайтесь догадаться, о чем расскажет нам это произведение, если оно называется

«В норе»?

  • Откройте учебник на стр. 25.
  • Готовы?

а) Первичное знакомство с текстом.

(Чтение учителем)

б) Беседа с целью проверки первичного восприятия.

  • Давайте обменяемся впечатлениями.

От чьего имени ведется рассказ?

А кто конкретно в данном случае выступил в роле рассказчика — героя? (Николай Иванович Сладков)

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) Вторичное чтение.

Сейчас еще раз обратимся к рассказу, но сначала вспомним, какая задача перед нами стоит?

  • Молодцы.

1 часть. (до слов «..притих и сник»)

Читаем рассказ.

Как вы думаете, почему Николай Иванович оказался в такой ситуации?

Почему он туда полез? ( интерес, любопытство)

Прочитайте то предложение на котором остановились. Как вы понимаете слово «сник»? (расстроился) Почему?

Что значит шипение и свист для человека, оказавшегося в этой ситуации? (звуки опасности)

Какие чувства рассказчик — герой испытывал в этот момент? (страх, боязнь)

Найдите слова, которые будут отражать данные его чувства. Как мы будем читать, какие чувства передавать при чтении?

2 часть.

А как же чувствовала себя змея? (1- испугалась, 2- агрессия, защита)

Представьте, что вы рисуете и вот ваш сосед захотел кисточкой поправить рисунок у вас. Расскажите о ваших чувствах, действиях?

Мы сравнили себя со змеей и поняли ее чувства.

Доп.- Почему она так себя чувствует? (Чувствует опасность, вторжение в свою территорию)

Как змея повела себя когда почувствовала опасность. Прочитайте.

Доп. — Давайте еще одно предложение добавим со слов «Змея напряглась…».

Какое средство художественной выразительности писатель использует? (сравнение) ( с лебедем)

  • Процитируйте.

Зачем использовал рассказчик — герой именно это сравнение?

Представьте, что сейчас перемена, вы отдыхаете в коридоре, и вот неожиданно на вас летит с большой скоростью ребенок, и столкновение неизбежно, ваши действия?

В такой ситуации у вас будет попытка защитить себя. Как? Какой у вас будет жест?

Сравните поведение змеи, лебедя и человека в момент опасности.

Вывод: (одинаковое поведение)- единство с природой.

  • Отметьте карандашом слова обозначающие действия змеи в момент броска.

Какой он этот бросок? (неуловимый, быстрый, мгновенный)

Как мы эти предложения будем читать? Каким темпом? (быстрым)

3 часть.

Что было бы для рассказчика — героя самым страшным? (испугаться)

Что это за победа? Это правда первая победа? (Он принял решение как нужно себя правильно вести.)

Читаем дальше. (до слов «…Ядовитыми буграми»)

Почему змея успокоилась? (теперь в норе не двигалось и ничего ее не пугало, привыкнув к фонарю, как к солнышку, она стала возле него греться)

4 часть.

Как удалось спастись?

Несмотря на эту ситуацию, у рассказчика — героя отношение изменилось к змее?

По каким словам это видно?

  • И хорошо, что все так закончилось благополучно.

Благодаря чему история закончилась благополучно? (правильному решению)

А откуда знал рассказчик — герой, как правильно поступить в этот критический момент? (опыт других людей)

Что хотел донести до нас Николай Иванович этим рассказом?

В начале урока мы ставили перед собой задачу, какую?

Что нам нужно для того, чтобы правильно общаться с живой природой (с животными)?

любовь

тонко чувствовать

интерес, любопытство

единство с природой

опыт других людей

7. Итог урока.

Чему мы научились благодаря произведениям М. М, Пришвина и Н. И, Сладкова? (чтобы общаться с живой природой нам нужно…… Любить животных, любить родную природу, заботиться о ней.)

8. Домашнее задание:

На доске: стр. 25 — 28. Творческое дом. задание: попробуйте сами придумать творческое задание по тексту (проиллюстрировать понравившийся отрывок, попробуйте пересказать его от 1 — го лица. Представьте, что это с вами происходило).

На доске: стр. 25 — 28. Найдите описание змеи по всему тексту и по описанию постарайтесь сделать рисунок. В справочнике посмотрите, с какой змеей приблизительно рассказчик герой повстречался (от лица змеи рассказать эту историю).

Приложение 2, По морям вокруг Земли: литературное путешествие по книгам С. Сахарнова для учащихся 4 кл.

Цель:Воспитать духовную культуру учащихся.

Задачи: Формировать творческий подход к чтению научно-познавательной литературы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Прививать навыки работы с дополнительной справочной литературой.

Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Учить работать с картой и глобусом.

План

I. Вступительное слово библиотекаря.

II. Литературное путешествие «По морям вокруг Земли».

1. История корабля «Все о кораблях»

2. Литературная гостиная «Не бросать якорей!»

3. Морская угадай-ка «Кто живет в холодном море?»

4. Морская угадай-ка «Кто живет в теплом море?»

5. Морская газета «Кругосветка».

III. Литературная гостиная «Будущее Земли — в наших руках».

IV. Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/prirodovedcheskaya-literatura-v-detskom-chtenii/