Урок развития речи в 9-м классе. в жанре письма

Сочинение

Разделы:

Цель: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинениям в жанре письма.

Задачи:

  1. (образовательная) развитие познавательных процессов у обучающихся, формирование знаний, необходимых при написании сочинений в эпистолярном жанре.
  2. (воспитательная) формирование уважительного отношения к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа
  3. (развивающая) развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.

Дидактическое пространство урока:

Ход урока

(На доске записана тема и эпиграф к уроку)

«Написание писем – это общение в миниатюре».

Уиллс Роджерс

1. Слово учителя

(Урок начинается с чтения учителем отрывка из письма).

«Мой дорогой друг,

Вы, несомненно, будете крайне удивлены, получив это послание. Но тем не менее я не смог устоять против соблазна написать Вам. Надеюсь, что даже если Вы не сможете оказать мне любезность и прислать в ответ несколько строчек, то, по крайней мере, простите мне этот поступок».

Приведенные выше строки – начало письма, написанного более чем полстолетия назад юмористом Уиллом Роджерсом. Во времена Роджерса умели хорошо составлять письма. Написанное слово правило миром. В современном обществе царят устная речь и общение при помощи электронных средств. Хорошо написанные письма становятся редкостью.

Сегодня тема нашего занятия «Сочинение в жанре письма». Мы будем учиться составлять письма, узнаем об особенностях, структуре, содержании, плане письма, рассмотрим речевые единицы письма и их функции.

Учитель: Ребята, а что же такое письмо?

Ученик: Это разговор одного человека с другим в письменной форме.

Учитель: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)

2. Историческая справка

Учитель: В разных языках слово «письмо» имеет различные оттенки. В латинском языке (письмо – Epistola) – литературное произведение в форме письма. Как литературный жанр эпистола в России существовала в XVIII веке. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова. Эпистолярная форма – редкое явление в литературе, и в последнее время почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма.

Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей. В литературе XVIII – XIX веков эпистолярное построение произведения становится самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже Марина Цветаева, Анна Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру. Итак, эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в форме письма.

3. Обращение к книжной выставке « Я к Вам пишу…»

(Учитель проводит обзор литературы).

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/ya-pishu-pismo-poetu/

Примерный перечень книг для обзора:

1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника, М., 1988.

2. Пушкин А.С. Письма, т. 10, полн., собр,.соч. в десяти томах., М., 1965.

3. Чехов А.П. В человеке должно быть все прекрасно…, М., 1980.

4. Богат Е.М. Золотое весло. Повесть в письмах, М., 1977.

5. Достоевский Ф.М. Бедные люди, М., 1982.

4. Знакомство с образцами писем и их анализ

Ребята, вашему вниманию предлагаются образцы писем, познакомьтесь с их содержанием и ответьте на вопросы.

Учитель: О чем эти письма?

Ученик: Эти письма связаны с личными переживаниями: любовная переписка, рассказы о делах, о приключениях, которые произошли с автором во время путешествий.

Учитель: Казалось бы, нет ничего проще, чем написать письмо. Однако, написание письма – это своего рода искусство. Существуют определенные каноны написания писем.

Правила оформления письма

1. В правом верхнем углу обязательно должна быть указана дата и место его написания, можно уточнить еще и час.

2. В середине первой строки обычно пишут обращение. Восклицательный знак после обращения указывает на то, что адресату выражается особо уважительное отношение. Если вы адресата называете на «Вы», то обязательно пишите это слово с большой буквы.

3. В конце письма обязательно ставится подпись.

4. Почерк должен быть красивым и разборчивым – это знак внимания и уважения к адресату.

5. Бумага должна быть лучше белой, а конверт чистый и неизмятый.

(Правила записываются учениками в тетрадь).

Учитель: Из каких частей состоит любое письмо?

Ученик: Приветствие, изложение, заключение.

Учитель: Перед вами памятка «План письма». Пользуясь этой памяткой, проанализируйте образцы писем и ответьте на вопрос:

1. Соблюдены ли правила оформления писем?

(Ответы учеников).

План письма

1. Дата.

2. Приветствие, обращение.

3. Изложение того, что хочешь написать.

4. Заключение.

5. Подпись.

Учитель: Ребята, удалось нам ярко представить человека, который написал эти письма? Что нам помогло в этом?

Ученик: Да, мы смогли представить себе автора писем. Индивидуальный стиль изложения раскрывает пред нами внутренний мир человека. Через письмо люди могут выражать свои мысли, чувства, эмоции, следовательно, и себя.

Учитель: Содержание писем находит свое выражение в их языке. Язык каждого письма индивидуален, так как обусловлен многообразием ситуаций и особенностями конкретного адресата.

Понаблюдайте над языком писем-образцов и определите, какие языковые средства характерны для эпистолярного жанра?

Ученик: Наличие обращений, вводных слов, междометий, риторических вопросов. Часто используется экспрессивно- эмоциональная лексика.

(Приводятся примеры)

Учитель: Единый комплекс требований к языку личной переписки разработать невозможно. Существуют определенные требования, касающиеся деловой переписки.

5. Обращение к эпиграфу

Учитель: Ребята, прочитаем эпиграф. Согласны ли вы с данным утверждением?

Ученики: Согласны, потому что письмо – это одно из средств общения, оно хранит в себе живую энергетику, тепло человеческих рук и сердец. В этом его преимущество перед другими формами общения.

6. Творческая работа

Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит выполнить небольшую творческую работу. Вам нужно будет восстановить текст письма, добавить недостающие части и элементы. (Каждый получает карточку – задание).

После завершения работы, полученные тексты писем зачитываются, оцениваются.

Примерные варианты карточек – заданий.

Карточка № 1

18.08.65г.

Тбилиси

Я чуть не умер от желания позвонить Вам сегодня в 9 утра (я остался один).

Но решил, что Вы, может быть, спите, а ведь вчера Вам нездоровилось… Вот и взялся вместо телефона за перо…

Карточка № 2.

Моя любимая!

Сколько писем за немногие дни! Благословляю тебя тысячу раз, мой ангел утешения, и благословляю случай, сделавший так, что почти все письма пришли в одно время.

Я покрывал поцелуями локон твоих волос; ты знаешь, что я постоянно носил на сердце локон твоих волос, но потерял его. Если бы ты знала, при каких обстоятельствах…

Тебя целую и обнимаю. Будь моим другом, прижми меня к сердцу, отдай мне твое сердце – ему будет тепло от моей любви.

Карточка № 3.

14 сентября 1889, Москва.

Громы небесные и зубы крокодилов да падут на головы Ваших врагов и кредиторов, дорогой и милый Алексей Николаевич! Предпослав Вам такое восточное и грациозное приветствие, отвечаю на Ваше письмо нижеследующее…

6. Домашнее задание

Написать письмо литературному герою, спортсмену, артисту, политику (по выбору).