Разделы:
Цель: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинениям в жанре письма.
Задачи:
- (образовательная) развитие познавательных процессов у обучающихся, формирование знаний, необходимых при написании сочинений в эпистолярном жанре.
- (воспитательная) формирование уважительного отношения к русскому языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа
- (развивающая) развитие творческого мышления учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
Дидактическое пространство урока:
Ход урока
(На доске записана тема и эпиграф к уроку)
«Написание писем – это общение в миниатюре».
Уиллс Роджерс
1. Слово учителя
(Урок начинается с чтения учителем отрывка из письма).
«Мой дорогой друг, Вы, несомненно, будете крайне удивлены, получив это послание. Но тем не менее я не смог устоять против соблазна написать Вам. Надеюсь, что даже если Вы не сможете оказать мне любезность и прислать в ответ несколько строчек, то, по крайней мере, простите мне этот поступок». |
Приведенные выше строки – начало письма, написанного более чем полстолетия назад юмористом Уиллом Роджерсом. Во времена Роджерса умели хорошо составлять письма. Написанное слово правило миром. В современном обществе царят устная речь и общение при помощи электронных средств. Хорошо написанные письма становятся редкостью.
Сегодня тема нашего занятия «Сочинение в жанре письма». Мы будем учиться составлять письма, узнаем об особенностях, структуре, содержании, плане письма, рассмотрим речевые единицы письма и их функции.
Учитель: Ребята, а что же такое письмо?
Ученик: Это разговор одного человека с другим в письменной форме.
Учитель: Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)
2. Историческая справка
Учитель: В разных языках слово «письмо» имеет различные оттенки. В латинском языке (письмо – Epistola) – литературное произведение в форме письма. Как литературный жанр эпистола в России существовала в XVIII веке. Первая русская эпистола написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова. Эпистолярная форма – редкое явление в литературе, и в последнее время почти вышла из употребления. К эпистолярной форме относятся послания, письма.
Истоки эпистолярных произведений уходят еще в древнюю литературу – как составной элемент многих повестей. В литературе XVIII – XIX веков эпистолярное построение произведения становится самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а позже Марина Цветаева, Анна Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру. Итак, эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в форме письма.
3. Обращение к книжной выставке « Я к Вам пишу…»
(Учитель проводит обзор литературы).
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/ya-pishu-pismo-poetu/
Примерный перечень книг для обзора:
1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника, М., 1988.
2. Пушкин А.С. Письма, т. 10, полн., собр,.соч. в десяти томах., М., 1965.
3. Чехов А.П. В человеке должно быть все прекрасно…, М., 1980.
4. Богат Е.М. Золотое весло. Повесть в письмах, М., 1977.
5. Достоевский Ф.М. Бедные люди, М., 1982.
4. Знакомство с образцами писем и их анализ
Ребята, вашему вниманию предлагаются образцы писем, познакомьтесь с их содержанием и ответьте на вопросы.
Учитель: О чем эти письма?
Ученик: Эти письма связаны с личными переживаниями: любовная переписка, рассказы о делах, о приключениях, которые произошли с автором во время путешествий.
Учитель: Казалось бы, нет ничего проще, чем написать письмо. Однако, написание письма – это своего рода искусство. Существуют определенные каноны написания писем.
Правила оформления письма
1. В правом верхнем углу обязательно должна быть указана дата и место его написания, можно уточнить еще и час.
2. В середине первой строки обычно пишут обращение. Восклицательный знак после обращения указывает на то, что адресату выражается особо уважительное отношение. Если вы адресата называете на «Вы», то обязательно пишите это слово с большой буквы.
3. В конце письма обязательно ставится подпись.
4. Почерк должен быть красивым и разборчивым – это знак внимания и уважения к адресату.
5. Бумага должна быть лучше белой, а конверт чистый и неизмятый.
(Правила записываются учениками в тетрадь).
Учитель: Из каких частей состоит любое письмо?
Ученик: Приветствие, изложение, заключение.
Учитель: Перед вами памятка «План письма». Пользуясь этой памяткой, проанализируйте образцы писем и ответьте на вопрос:
1. Соблюдены ли правила оформления писем?
(Ответы учеников).
План письма
1. Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, что хочешь написать.
4. Заключение.
5. Подпись.
Учитель: Ребята, удалось нам ярко представить человека, который написал эти письма? Что нам помогло в этом?
Ученик: Да, мы смогли представить себе автора писем. Индивидуальный стиль изложения раскрывает пред нами внутренний мир человека. Через письмо люди могут выражать свои мысли, чувства, эмоции, следовательно, и себя.
Учитель: Содержание писем находит свое выражение в их языке. Язык каждого письма индивидуален, так как обусловлен многообразием ситуаций и особенностями конкретного адресата.
Понаблюдайте над языком писем-образцов и определите, какие языковые средства характерны для эпистолярного жанра?
Ученик: Наличие обращений, вводных слов, междометий, риторических вопросов. Часто используется экспрессивно- эмоциональная лексика.
(Приводятся примеры)
Учитель: Единый комплекс требований к языку личной переписки разработать невозможно. Существуют определенные требования, касающиеся деловой переписки.
5. Обращение к эпиграфу
Учитель: Ребята, прочитаем эпиграф. Согласны ли вы с данным утверждением?
Ученики: Согласны, потому что письмо – это одно из средств общения, оно хранит в себе живую энергетику, тепло человеческих рук и сердец. В этом его преимущество перед другими формами общения.
6. Творческая работа
Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит выполнить небольшую творческую работу. Вам нужно будет восстановить текст письма, добавить недостающие части и элементы. (Каждый получает карточку – задание).
После завершения работы, полученные тексты писем зачитываются, оцениваются.
Примерные варианты карточек – заданий.
Карточка № 1
18.08.65г. Тбилиси Я чуть не умер от желания позвонить Вам сегодня в 9 утра (я остался один). Но решил, что Вы, может быть, спите, а ведь вчера Вам нездоровилось… Вот и взялся вместо телефона за перо… |
Карточка № 2.
Моя любимая! Сколько писем за немногие дни! Благословляю тебя тысячу раз, мой ангел утешения, и благословляю случай, сделавший так, что почти все письма пришли в одно время. Я покрывал поцелуями локон твоих волос; ты знаешь, что я постоянно носил на сердце локон твоих волос, но потерял его. Если бы ты знала, при каких обстоятельствах… Тебя целую и обнимаю. Будь моим другом, прижми меня к сердцу, отдай мне твое сердце – ему будет тепло от моей любви. |
Карточка № 3.
14 сентября 1889, Москва. Громы небесные и зубы крокодилов да падут на головы Ваших врагов и кредиторов, дорогой и милый Алексей Николаевич! Предпослав Вам такое восточное и грациозное приветствие, отвечаю на Ваше письмо нижеследующее… |
6. Домашнее задание
Написать письмо литературному герою, спортсмену, артисту, политику (по выбору).