МОУ « Илешевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока развития речи
в 3 классе
Сочинение с элементами описания
« Весна пришла»
Подготовила:
учитель начальных классов
Купцова Елена Владимировна
1 квалификационная категория
2012 г.
Цели: 1) учить детей грамотному построению предложений, умению последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас слов;
2) развивать навыки грамотного письма, творческой активности, внимания, воображения;
3)показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование:
грамзапись пьесы П. И. Чайковского « Март »,
картины художников А.К.Саврасова « Грачи прилетели », И.И. Левитана « Март », К. Юона « Мартовское солнце »
рисунки детей, корзина с подснежниками, презентация.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
1. Постановка цели.
— Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения вы узнаете, отгадав загадку.
2. Отгадывание загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Описание картины Март Левитана (4, 5, 6 класс)
... уроках. Картина пробуждает радостное настроение, любовь к природе, особенно к российской, любовь к весне, может напомнить радостное чувство наступающей весны, которое знакомо многим из нас. ` Март Популярные сочинения ... работ художника Исаака Ильича Левитана является картина под названием «Март». Что на ней изображено? Залитая ... Штабс-капитан по натуре человек простой, далекий от тонкостей ...
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. ( Весна).
— Назовите весенние месяцы. Какой месяц наступил сейчас?
— Вот и март! Потепление сразу поменяло облик природы. Март – излом зимы, торжество солнца.
— Как называют в народном календаре месяц март? Слайд 2 ( по щелчку 1, 2. 3. 4, 5)
Март
— Как понимаете значение слов?
протальник ветронос
свистун водотёк
капельник весновей
3. Прочитаем эпиграф к нашему уроку Слайд 3.
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт. А.К. Толстой.
— В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.
II. Подготовка класса к восприятию материала.
1. Вступительное слово учителя.
Да, весна пришла в наши края полноправной хозяйкой.
— А вы ощущаете её свежее дыхание?
— Что происходит в природе весной?
( пробуждается ото сна, в природе всё оживает, рождается зан
2. Подтвердите строчками стихотворений об изменениях, происходящих в природе весной.
Чтение учащимися отрывков о весне .
1)Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон! М.И. Исаковский.
2) Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака! ( Е.А. Баратынский)
3) Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака. ( С. Тараховская)
4) Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился! ( Дрожжин)
3. Вывод.
Весна – это необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.
4. Работа по картинам русских художников.
— Вот и сейчас я прошу вспомнить картины художников, с которыми вы знакомились в своё время. ( Дети называют автора и название картины)
1) И.И. Левитан «Март».
2) А.К.Саврасов « Грачи прилетели».
3) К.Юон «Мартовское солнце»
— Каково сочетание красок на картинах? ( Краски нежные, прозрачно – золотые, розоватые, голубоватые, фиолетовые)
Описание природы весной. Весенняя природа (описание) Описать ...
... но с первыми рассветными лучами она опять оживает. Весной в лесу очень хорошо, свежий воздух уже не пахнет сыростью, а благоухает ароматами зелени. Начинается новый виток природы. Категория: Сочинения на свободную тему Весной лес ...
— По каким признакам можно судить о приближении весны?
( Изображено тёплое ласковое солнце, свежий, прозрачный воздух, голубое небо)
— Какой изображена природа? (спокойной, таинственной, торжественной)
— Какое настроение создают картины у зрителя?
( Они точно передают радостное, весеннее настроение)
— Нельзя оставаться равнодушным к красоте нашей природы, изображённой на картинах! Художники передают эту красоту при помощи красок.
— Какие краски использовали вы, рисуя свои рисунки? (Выставка детских рисунков
(жёлтые, зелёные, фиолетовые, голубые)
5. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Март».
— Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март».
— Какую картину вы представили, слушая музыку?
( Ласковое солнышко, журчание ручейков, шум ветра, пение птиц).
III. Составление динамической картинки « Весна пришла ».
1. Чтение стихотворения учителем.
— Сейчас я предлагаю вам вместе с Весной совершить небольшую прогулку.
Лёгким шагом, пройдя по тропинке,
На полянку выходит Весна.
Что увидела здесь наша гостья? Слайд 4
Ну, скажите, довольна она?
2. Ответы на вопросы:
— Что увидела Весна на полянке? (берёзку)
— Довольна ли она увиденным? Почему? (Нет, не чувствуется прихода весны)
— Давайте все вместе оживим картинку.
а) Начнём с изменений, происходящих в неживой природе:
— Поэты, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весенней природы. Давайте и мы найдём красивые слова, чтобы описать эту весеннюю картинку? Посмотрите вокруг.
( Дети находят слово, объясняют написание и помещают рядом с ключевыми словами)
( На щелчок появляется нужное изображение ) Слайд 5.
а) неб о (г о лубое, прозра чн ое)
б) со л нце (в е се нн ее, ласк о в ое , пригр е вает, п о сылает) 1
За что я люблю весну в прозе. «Почему я люблю весну. Сочинения по темам
... когда все вокруг просыпается, цветет. Я люблю весну, потому что она ... за пробуждением жизни вокруг. А любит это время года каждый по-своему. ВРЕМЯ ОБНОВЛЕНИЯ, Нилюфар УСМАНОВА, певица: 1. Я люблю весну, потому что я родилась весной – 6 апреля. 2. Весна – это время обновления природы, ...
в ) о бл а ка (лё г кие, пуш и стые) 2
— А теперь изменения, происходящие в живой природе.
а) цв е ты (первые, синий гл а зок) 3
б) трава (ш е лк о вистая, з е лёная) 4
в) л и ст о чки (ли п кие, маленькие) 5
г) птиц ы (вес т ники весны, долг о ждан н ые) 6,7
— Вот и получилась у нас весенняя картинка. Она вам нравится?
— Используя слова и выражения, напишите сочинение по картинке «Весна пришла».
На парте у каждого памятки «Текст», «Редактор».
IV. Запись текста в тетради.
(зелёный) — работают самостоятельно
(красный) — работают по карточке (Приложение 1)
Ученики пишут сочинения. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского.
V. Прослушивание рассказов, написанных детьми.
VI. Итог урока.
— Всё в природе согрето весенним дыханием – ярким солнцем, свежим ветром и от этого всё кругом оживает, любит и поёт.
Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.
Чтение стихотворения учеником.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
— В память о нашем уроке «Весна» дарит вам вот эти подснежники.
( корзина с подснежниками)
VII. Домашнее задание ( творческое) Слайд 6
Предлагаю, используя рифмы, сочинить четверостишье. лес — чудес цвет — привет Слайд 7 (Спасибо за урок!)
Приложение.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению – описанию природы. Весна (5 класс)
... слова «весна и природа». Так какова тема нашего урока, чем мы сегодня будем заниматься? ( Описание природы. Весна ) Слайд 5 Как вы думаете, чтобы написать сочинение, какие цели ... природа весной); Основная часть (картинный план); Заключение (Чем привлекает вас природа весной). Составьте свой план., План. (Читает ученик ) 1. Весна – чудесное время года. 2. Природа весной: а) небо; б) воздух; в) ...
1. Карточка для индивидуальной работы.
(предложения разрезать и раздать слабым учащимся в конверте)
Задание:
- Составить текст из предложений.
- Вставить пропущенные буквы.
Наступила д.лгожданная весна.
По голубому небу плывут лё.кие пуш.стые обл.ка.
Яркие лучи солнечного света зал.вают п.лянку.
Воздух чист и свеж.
Проснулась ж.вая природа.
По.вилась шелковистая тра.ка.
Мне нравится это время года!
На пр.талинах зацв.ли синие подснежники.
Всё вокруг ож.ло и радуется приходу в.сны.
На б. рёзе появились клейкие л .сточки.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/urokv-klasse-probujdenie-prirodyi-opisanie-vesnyi/
- Есенина С.А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения. 3 класс [Пособие для начальных классов ], М.: Издательство «Грамотей», 2007г.
- Узорова О.В. Самый полный справочник для младших школьников по написанию сочинений и изложений на уроках русского языка: 1 – 4 кл. /О.В.Узорова. Е.А.Нефёдова. – М.: АСТ: Профиздат, 2004.
3. Воробьев В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. М.: 2002.