Конспект по русскому языку : по картине И.И. Левитана «Весна.Большая вода» ( 3 класс)

Автор: Захаренко Светлана Александровна, учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 16» г.Сыктывкар

Предмет, класс:

Тема урока:

«Весна. Большая вода»

Задачи деятельности учителя:

Тип урока:

Планируемые результаты обучения:, Предметные:, Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):, Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:, Личностные:

Образовательные ресурсы:

1. Толковый словарь.

2. Интернет-ресурсы: Серия электронных альбомов «Жизнь и творчество великих художников».

3. Карточки

4. Аудиозапись музыки «Времена года».

5.

6. Презентация.

Подготовительная работа:

Ход урока:

I .Орг. момент.

-Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

II . Создание речевой ситуации ( слушание музыки, чтение стихов).

слушаем и представляем картины.

-С каким временем года ассоциируется эта музыка? (весна)

(радостное, праздничное)

? (яркая, солнечная)

-Какие чудеса происходят весной в природе ? (пробуждается природа)

Зачитайте.

А какой видит весну поэт? ( молодая, шумная, светлая).

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... нравственного воспитания Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. ... новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: ...

III. Освоение нового содержания и его применение.

Ребята, сегодня на уроке мы слушали красивую музыку, читали стихи о

Весне.

-А кто еще, кроме композиторов и поэтов, может изобразить природу?

(художники)

Посмотрите на слайд. Его кисти принадлежали такие полотна, как «Дубовая роща», «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода».

(И.И. Левитан)

-Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

1.Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня будем писать сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Запишем в тетрадь вид нашей работы.

-Это второй этап нашей работы.

-А какие цели стояли перед нами на первом этапе ? (Наблюдали за тем, как приходит весна в наши края — экскурсия, собирали языковую «Весеннюю копилку»- интересные высказывания, слова).

? (Суметь «прочитать» картину, грамотно эмоционально оформить свои суждения).

-Работая над сочинением, мы придерживаемся определенного плана (Памятка №1).

-Узнаем кто автор картины? Какова история создания этого полотна?

2.Рассматривание картины под монолог учителя: (Слайд 6)

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

3. Физминутка

4. Словарная работа.

— Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж ).

Словарное слово пейзаж вывешивается на доску

художник-пейзажист

( мастер, живописец, автор).

(Да. Автор картины «Весна. Большая вода» великий русский живописец И. И. Левитан).

5. Анализ картины «Весна. Большая вода».

  1. Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (Здесь показано половодье.)

  • Какие краски использовал художник? (Нежные, прозрачные, золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)

    10 стр., 4766 слов

    По картине Шишкина Перед грозой 5 класс

    ... деревья и кустарники, которые разрослись на его берегах. На заднем плане тёмное грозовое небо простирается над ... Сочинение по картине Нисского Радуга 7 класс Недавно я познакомился с картиной Георгия Григорьевича ... стебелёк тщательно прорисованы художником. Картина удивляет своей ... секунд с неба польется поток воды. Картина разделена ... деревья от пыли, небо посветлеет и солнце высушит промокшую землю. ...

  • Какое настроение передает нам художник? (Радостное, весен­нее настроение.)

  • Перечислите то, что вы видите на картине? (Он изобра­зил воду, рощу, деревья, лодку. Небо, дома, воздух, лес, берег.)

  • Как автор показал, что на картине весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)

  • Как вы думаете, какой месяц весны на ней изображен? ( апрель) Докажите.

— карточка на доску

  • Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спо­койная, светлая, сине-голубая.)

  • С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зер­калом, так как в воде отражаются деревья, кусты.)

  1. Как изображено небо? Какое оно? (Оно светло-голубое, т. е ла­зурное, ясное, ласковое, бездонное.)

  • Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых овечек и т. п.)

  1. Что еще изобразил художник? (Деревья.)

  • Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще нет. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.)

(Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные)

3 стр., 1314 слов

Развитие речи. Обучающее по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. ...

... картине. Помните, что в рассказе должны быть три части. Какие? (вступление (начало), основная часть, Концовка (заключение) Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, ... художники изображают картины жизни, природы при помощи красок. Подготовка к восприятию картины - А кто такой художник? Художник ... По полям, укрывает деревья и землю белым ...

молодые берёзки, искривленные стволы, осинки, зеленая ёлка

Серые домишки, затопленные баньки).

-Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины).

  • Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? (Мы видим старую лодочку, до­мики, сараи.)

— Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)

6. Лексико-орфографическая подготовка

  1. Какие глаголы можно использовать в сочинении?

(Лучи: играют, улыбаются, скользят, пробиваются, радуют.

Деревья: смотрятся в воду, набираются сил, красуются, танцуют, живут, дышат.

Тени: ложатся, тянутся, ползут, отражаются.)

олицетворение)

На доске: к ртина, извес ный,, половод е, весен(н)ий, со нце, з л тистый, п редний, из бразил, б л ствольные, праз нично,сч ст е.

Прочитай слова. Вы можете использовать их в своем сочинении.

-Какие орфограммы встречаются в них?

IV . Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)

3 стр., 1147 слов

По картине Хруцкого Цветы и плоды 3, 5 класс

... Картина художника И.Т. Хруцкого многогранна. В ней переплетается животный и растительный мир, что позволяет в полной мере оценить мастерство и задумку художника. Для 3 и 5 класса Описание настроения картины Хруцкий - Цветы и плоды ... от обилия цветов и плодов. При написании картины автор использовал широкую палитру ... Значимую часть заднего плана художник заполнил ветками мелкого зеленого и фиолетового ...

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ: ( Слайд 15)

  1. Картина И.И. Левитана — весенний пейзаж.

  2. Апрельский солнечный денёк. Половодье.

  3. Мое отношение к картине.

V . Самостоятельная работа учащихся.

VI . Самопроверка по памятке №2.

VII . Чтение готовых работ. Оценивание по памятке №3.

V III . Итог урока. Рефлексия деятельности.

(Урок по развитию речи.)

(Текст по репродукции картины.)

  • Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. Кто автор картины? Расскажите о художнике и об истории создания картины.

  2. Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказывает нам художник?

  3. Что изобразил художник на переднем плане? Опишите эти объекты, подбирая слова как можно точнее, используйте синонимы, образные выражения, сравнения.

  4. Что вы видите на заднем плане? Как автор его изобразил? Зачем?

  5. Каково Ваше отношение к картине? Нравится ли она Вам? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Памятка

(проверка сочинения)

1. Прочитай, как будто ты ЧИТАТЕЛЬ и видишь рассказ впервые. Все ли понятно? Нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли между собой?

2. Прочитай, как редактор, реши, верно ли построены предложения, правильно ли и точно выбраны слова, нет ли назойливых повторений?

3. Проверь текст, как УЧИТЕЛЬ: исправь орфографические ошибки, проверь, верно ли поставил запятые и точки.

4 стр., 1559 слов

Урок развития речи с презентацией » по картине Серова «Девочка ...

... века?); составление плана сочинения (самостоятельно). – Какова цель вашей творческой работы? 6. Домашнее задание: Напишите сочинение по картине. Назовите свое сочинение «Автор и его герой (по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»)». Постарайтесь рассказать о ...

Памятка

  1. Знай точно, о чем пишешь и для чего.

  2. Не старайся рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.

  3. Излагай материал логично и последовательно.

  4. Выражай свое отношение к происходящему.

  5. Сделай язык своего сочинения ярким и красочным.