По картине в 3 классе методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Сочинение

Урок русского языка по теме «Сочинение по картине К.Д. Юона «Мартовское солнце».

Цель урока:

  1. познакомить с жизнью и творчеством великого русского художника Константина Фёдоровича Юона;
  2. формировать у учащихся умение наиболее точно, правдиво и ярко описывать картину, связно строить текст в определённой композиционной форме;
  3. развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
  4. создать условия для воспитания эстетического восприятия произведений искусства, развитию чувства прекрасного, любви к природе, к Родине.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, слайды, презентация к уроку, карточки с опорными словами на каждой парте, музыка на компьютере, рисунки подснежников, книжечки с пословицами и загадками о весне.

Методические приёмы: выразительное чтение стихотворений; индивидуальные сообщения; анализ иллюстрации картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»; слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март»; подборка детьми пословиц и загадок о весне, оформленных книжечкой; работа над лексическим значением слов; написание сочинений детей на рисунках подснежника.

Ход урока.

1 Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» с использованием опорных слов

— Судя по названию картины, о каком времени года пойдет речь? Какие основные особенности марта вы знаете?

Ученики : Тает снег, прилетают первые птицы – грачи, солнышко греет сильнее. Март — месяц перехода от зимы к весне, когда на улицах еще лежит снег, сугробы покрываются ледяной темнеющей коркой, а солнце начинает заметно пригревать.

2 стр., 941 слов

Весна — это что такое? Красивы слова о весне, цитаты и афоризмы

... в школу, делать уроки. Можно отдохнуть. Поиграть в футбол. Впереди ждет жаркое лето. 3, 7 класс sochinyai.ru Оцените сочинение: Рейтинг 3.88 [40 Голоса (ов)] Приход весны всегда сопровождается ... в эту пору. В какой-то степени подснежник является символом весны. Очнувшись от зимнего сна, они тянутся к солнцу. Кое – где на деревьях пробиваются первые почки, еще ...

— Учитель : Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. На обочинах еще лежит подтаявший снег. Он нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. Деревья радуются приходу весны, но они пока еще не готовы обзавестись роскошной листвой. Просто все понимают, что мартовское солнце – это обманчивая теплота, которая не готова радовать собою долго.

2 Знакомство с биографией и творчеством К.Ф. Юона.

Одним из таких великих художников был Константин Фёдорович Юон (СЛАЙД)

К.Ф. Юон родился в 1875 году и умер в 1958г. Судьба всячески благоволила Юону, Он прожил долгую жизнь — 83 года. Детство его прошло на московской окраине в Лефортово , одном из самых интересных районов старой Москвы. Неизгладимое впечатление произвело на него посещение Третьяковской галереи , после которого он твердо решил стать художником и поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества . Там его учителями были такие выдающиеся художники, как И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, К. А. Савицкий. Ему было присвоено звание народный художник СССР.

И хотя Юон вошел в историю русского искусства многогранным художником , наибольший интерес представляет творчество Юона-пейзажиста , он обогатил живопись новым архитектурным пейзажем , своеобразным изображением природы Подмосковья , старой русской провинции.

— Ребята, а что такое пейзаж? (Это картины природы).

А художника, который пишет пейзажи, называют – пейзажист.

3 Рассматривание картины.

—Сегодня мы будем писать сочинение по его картине, которая называется «Мартовское солнце».

—Перед вами сейчас предстанет репродукция картины, давайте сначала вспомним, что такое репродукция ?

Репродукция – это уменьшенная копия картины.

Что привлекло ваше внимание на переднем плане? ( деревенские ребятишки на лошадях)

—А ещё кого видите в центре картины? (жеребёнок резвится, весь в снегу, собака с ним играет)

—Какое у них настроение? (радостное, весёлое, счастливое)

Что ещё изобразил художник?( деревья)

2 стр., 529 слов

По картине С. А. Виноградова «Весна»

... Весна» покоряет своей непосредственностью и искренностью. На этой странице искали : сочинение по картине виноградова весна 5 класс сочинение по картине С А Виноградова Весна сочинение по картине коровина весна сочинение по картине весна виноградова картина С А Виноградова весна ... ещё лежит снег, который искрится под яркими лучами весеннего солнца. Но видно, что дни его скоро будут сочтены. ...

— Опишите деревья. (Высокие берёзы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу).

— Что можете сказать о снеге? ( синеватый, осевший, потемнел, подтаял)

— Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами: то ослепительно сверкает на солнце, поражая белизной, то переходит в густые сине — фиолетовые тона.

—Как художник изобразил небо? ( Ясное, голубое, высокое, чистое, оно большое-большое, без конца и без края).

—Изображено ли на картине само солнце? (Нет).

—Каким образом автор показал его присутствие? Его на картине нет, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг .

-Как думаете, какой воздух? (Прозрачный, легкий, чистый, свежий, морозный).

— Можете представить, чем пахнет весна на картине? (свежестью, талым снегом, первой водой, лошадками)

—Что изображено на заднем плане? ( Деревенская улица , уходящие вдаль дома на пригорке. Пригорок, – это небольшой холм, бугор. )

4 Составление плана.

—А сейчас мы с вами составим план нашего сочинения. Чтобы составить план, надо подумать, какой тип текста мы будем писать.

Ученики: это тип текста описание, потому что мы будем описывать картину, к тексту можно задать вопрос КАКОЙ?

—Сколько частей будет в нашем плане?

Ученики: В нашем тексте будет 3 части.

—Какие?

Ученики: Вступление, основная часть и заключительная.

—О чём будем писать во вступительной части? С чего начнём наше сочинение?

Ученики: Слово о художнике. К.Ф.Юон – мастер пейзажа. Его картины природы жизнерадостны, праздничны.

—О чем будем писать в основной части?

Ученики: Будем описывать картину.

— С чего надо начать описание пейзажа?

Ученики: Надо сказать, что на картине художник изобразил время года – раннюю весну, а затем описывать то, что на переднем плане, затем в центре, а затем на заднем плане.

—А в заключении?

Ученики: Моё отношение к картине или какое настроение вызывает картина.

План.

І К.Ф. Юон — мастер пейзажа.

ІІ Описание картины:

  1. пробуждение природы.
  2. жанровая сценка;
  3. деревья – великаны;
  4. описание снега;
  5. изображение неба, солнца, воздуха;
  6. деревенская улица.

ІІІ Моё отношение к картине.

5 Слайд с опорными словами

І К.Ф. Юон — мастер пейзажа.

написал много, жизнерадостны, праздничны

ІІ Описание картины:

  1. время года;

ранняя весна, время пробуждения природы,

2) жанровая сценка;

деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка, приносят жизнь, движение

3) деревья;

высокие, белоствольные красавицы — берёзы; тополя, величаво раскинувшие свои ветви, тянутся к солнцу

4) снег;

синеватый, подтаял, осел, видны голубые тени

5) небо,

голубое, ясное, высокое, чистое, большое – большое, без конца и края

солнце,

виден розоватый, золотистый свет, пронизано все вокруг

воздух;

прозрачный, чистый, свежий,

6)деревенская улица.

вдали на пригорке, добротные дома

ІІІ Моё отношение к картине.

6 Рассказ учащихся по плану.

К.Ф. Юон – мастер пейзажа. Он написал очень много красивых картин о природе. Его картины праздничны, жизнерадостны.

На картине «Мартовское солнце» Юон изобразил раннюю весну – время пробуждения природы. Снег лежит ещё повсюду, но уже потемнел, осел. Он переливается всеми цветами. На снегу видны голубые тени от деревьев. Белоствольные берёзки и тополя стоят, как великаны. Они тянутся своими ветвями к солнцу. Солнца на картине нет, но повсюду виден его сияющий свет. Небо голубое, высокое, чистое. Оно большое – большое, без конца и без края. Воздух чистый, прозрачный, свежий. Внимание привлекают деревенские ребятишки, скачущие на лошадях. Весело резвится жеребёнок, с ним играет собачка. Вдали на пригорке стоят большие добротные дома.

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.

У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде картины ранней весны.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первое пробуждение природы.

7 Самостоятельная работа.

8 Итог урока.