Конспект русского языка » по сюжетным иллюстрациям» (УМК «Школа России», 4 класс) план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 мин.

— Здравствуйте, ребята!

— Давайте встанем ровно, выпрямим спинки, улыбнемся друг другу.

Тихо сели.

На соседа посмотрели.

Дружелюбно улыбнулись.

И ко мне все повернулись.

— Отлично, молодцы.

Приветствуют учителя.

Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

5 мин.

— Сегодня мы с вами отправимся в необычное место.

— Мы с вами побываем критиками картин великих художников.

— Для начала мы должны узнать, какие же картины мы будем анализировать. Для этого откройте учебник на странице 113.

— Кто прочитает авторов картин и произведение?

— Молодец.

Слушают учителя.

— В.А. Серов «Мика Морозов», Н.К. Рерих «Заморские гости», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь».

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

2 мин.

— Итак, кто догадался, какая тема нашего урока?

— Какие цели мы поставим на урок?

— Благодаря чему мы сможем реализовать наши цели?

— Молодцы. Все верно.

— Тема нашего урока «Сочинение по сюжетным картинам».

— Цели урока: написать сочинение по одной из картин художника.

— Памятки, как писать сочинения, учебник для рассмотрения иллюстраций.

П.: рассуждение по теме урока.

Р.: определение последовательности промежуточных целей.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

16 мин.

— Сначала посмотрим на портреты художников и немного узнаем о них.

— Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в 19 веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, анималистика, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи. Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.

— Художник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.

— Игорь Грабарь писал наполненные светом пейзажи и натюрморты, был архитектором и искусствоведом. Именно он провел перепланировку Третьяковской галереи и составил ее первый научный каталог. Грабарь также организовывал выставки советских художников за рубежом и вел работы по сохранению древних икон и фресок.

— Чем интересны картины? Поделитесь своими впечатлениями.

— Что изобразил автор на переднем плане, на заднем?

— Опишите место, где происходит действие.

— Итак. Молодцы! А сейчас давайте отдохнём и выполним некоторые упражнения

Динамическая пауза.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

— Ребята, какие виды текста вы знаете?

— Какой текст у нас должен получиться сегодня?

— Почему?

— Молодцы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют физкультминутку.

— Текст повествования, рассуждения и описания.

— Текст описания.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

4 мин.

— С чего всегда начинаем работу над сочинением?

— Сколько частей должно быть? Какие?

— Сейчас составим памятку нашей работы.

— Молодцы. У каждого из вас эта памятка на столе.

— С составления плана.

— Три части: вступление, основная часть, заключение. Основную часть тоже можно разделить на части.

1. Рассмотрю картинки. Выделю события, которые буду описывать.

2. Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.

3. Определю части.

4. Продумаю содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

5. Выделю в них главное и озаглавлю (план сочинения).

6. Обращаю внимание на структуру и оформление предложений.

7.Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.

8. Напишу сочинение, проверю.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

10 мин.

— Итак, ребята, так как времени у нас остаётся совсем немного, я предлагаю вам написать ваше сочинение на этих листах. Здесь уже написан заголовок и начало нашего рассказа. Так же я вам предлагаю некоторые опорные слова и фразы.

1. Художник и его картина.

художник-иллюстратор; одна из картин.

2. Цвет и настроение картины.

яркие краски, много света, мягкие и постельные тона, выразительные черты лица.

3. Моё отношение к картине.

— Если у вас возникают вопросы, то не стесняйтесь спрашивать.

Пишут сочинение по сюжетным картинкам.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

2 мин.

— Сейчас мне бы очень хотелось, чтобы некоторые зачитали свои сочинения.

— Кто желает? (2-3 человека заслушиваются)

— После прочтение обязательно оценим выступление. По какому плану мы можем это сделать?

— Критерии оценивания:

  1. Соответствие плану.
  2. Правильность изложения.
  3. Грамотность речи.
  4. Наличие фактических ошибок.

Р.: контроль.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин.

— Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня?

— Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

— Реализовали ли мы их?

— Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне …»

— Используем такие варианты ответа как:

Было трудно …

Было интересно …

— Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

— Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

— Тема нашего урока «Сочинение по сюжетным картинам».

— Цели урока: написать сочинение по одной из картин художника.

— Все цели мы реализовали.

Анализировать свою работу на уроке.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности .