Сочинение каковы нравственные уроки грибоедова комедии

Сочинение

Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение , Вариант 1

На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и хочу поговорить о нравственности. Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово.

В фамусовском обществе из-за этого пошел слух, что Чацкий сумасшедший. Тем самым, Александр Сергеевич пытается сказать нам, что не нужно быть излишне любознательным. Софья-дочь Фамусова. Автор высмеивает в ней распущенность. Девушка любит окружение мужчин и на все готова ради любви. Фамусов-управляющий. Всегда отстаивает свою точку зрения, всегда всех и во всем винит, конечно, кроме себя. Молчалин-притворяется, что любит. Свое истинное лицо показывает только в общении с Лизой. Лиза-служанка. Простая девушка, не может найти настоящую любовь. Свою любовь. Все герои кроме Чацкого зависимы от чужого мнения. Любят сплетни. Я думаю, что нравственность не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и его общества.

Вариант 2

Если разобрать каждое действующее лицо, то можно посмотреть каждый нравственный урок Грибоедова. Сначала разберёмся что такое нравственное лицо? Возьмём, например, Маяковского и его произведение “Что такое хорошо? Что такое плохо”. Чацкий-полковник. Он был шутником, общительным любит говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, очень любознательный и всегда пытался везде вставить своё слово-от этого пошёл слух что он сумасшедший.

Тут Грибоедов доносит до нас, что не нужно быть любознательным. София-дочь Фамусова. Девушка очень ранимая, готова на всё ради любви, но при этом не падает в омут с головой. Любит окружение мужчин. Распутность-эту черту высмеивает Грибоедов в Горе от ума. Фамусов-управляющий в казённом доме, всегда отстаивает свою точку зрения, зол, всех во всём винит кроме себя, эгоистичен. Лизонька-служанка. Довольно простая девушка, не как не может найти свою любовь. И главное все герои комедии “Горе от ума” зависимы от чужого мнения, сплетники (кроме Чацкого).

Вариант 3

В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух, что он сумасшедший. Он, в целом, говорит правильные вещи: “Чины людьми даются, А люди могут обмануться …” Но, увы, не обладает чутьем оратора, не может донести и преподнести свою мысль так, чтобы она посеяла смуту, нашла эмоциональный отклик в сердцах людей. “Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?” — Чацкий единственный в этой комедии, кто не разносит сплетни, не возносит до космоса чужое мнение. В этом и его ошибка – иногда и следует прислушаться к умному человеку.

8 стр., 3550 слов

Достойна ли Софья любви Чацкого в комедии Горе от ума, Грибоедов. ...

... и из сердца девушки, и из общества. Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая Чацкого все более против всей дворянской Москвы. Любовь в понимании Чацкого и Софьи" из произведения А.С.Грибоедова "Горе от ума" Комедия "Горе ... жизни, нежели Чацкого и жестоко ошиблась. Невольно возникает вопрос, а достойна ли она была смелого, упрямого и искренне любящего Чацкого. С точки ...

Так же, мне показали, что нужно обладать ораторским мастерством, что любопытство – не порок, а болезнь Фамусов — управляющий в казённом доме. Всегда отстаивает свою точку зрения, зол, в своих ошибках обвиняет других. Фамусов — эгоист. «Забрать все книги бы да сжечь» Эти слова показывают, что Фамусов – консерватор, потому как люди, которые хотят что-то изменить, обычно любят читать и познавать новое.

Люди хотят что-то изменить по двум причинам: им не нравится то, что есть, либо они знают, что бывает лучше. Фамусов же не знает, что бывает что-то, кроме его скромного мирка с бумажками, а узнавать не хочет – не читает. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» Так же, я считаю, что Грибоедов старался показать: Фамусов любит одинаковость и постоянство. Не такая плохая черта, как ее обычно преподносят, а, скорее, инстинкт. Люди не любят выходить из зоны комфорта, им проще разобраться в поступках и мотивах одинаковых людей.

Если каждый человек индивидуален, предугадать других сложнее. Грибоедов увлекался психологией, был разносторонним человеком и, мне кажется, мог показать Фамусова, как обычного человека (как я и Вы, мой дорогой читатель), лишь показав недостатки крупным планом, а достоинства скрыл. Итак, Грибоедов в своей повести показал мне, как важно образование (ораторское мастерство в частности), как важно уметь себя подать в обществе. Его комедия так же показала мне, что люди могут быть индивидуальны, им можно показывать свою «инаковость». В чем она у Вас, читатель? Нет, не ваш характер, а какая-то черта, привычка. То, чего нет у других. Я, например, хожу дому только на цыпочках. Вы, может, умеете шевелить ушами, или играть на гитаре пальцами на ногах. Может быть, Вы никогда не носите черный, а, может, белый. Грибоедов показал: будьте разными.

Вариант 4

Комедия А. С. Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав. Комедия бессмертна по многим причинам: это и всегда актуальный сюжет, и вечные образы, и сам язык, которым написана комедия: ведь огромнейшая часть выражений вошла в нашу обиходную речь.

Сюжет же не потеряет своей актуальности благодаря проблемам, поднятым в произведении. Комедия заключает в себе два конфликта: столкновение Чацкого с фамусовским обществом и интригу любви.. . А любовь, как и «борьба свежего с отжившим», во все времена будет иметь место. Также и типы. Разве переведутся когда-нибудь Молчаливы — подхалимы, умеющие добиться всего лестью и угождением? Нет! Они всегда будут «блаженствовать на свете». Или, к примеру, Фамусовы — рьяные приверженцы консервативных взглядов, противники всякой новизны? Или те же Скалозубы, получающие награды за то, чего не делали, и хвастающиеся подвигами, которых не совершали? Не переведутся и Репетиловы, пустые, никчемные представители своей эпохи. И, конечно же, «каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», поэтому-то «Чацкие живут и не Переводятся в обществе», хотя в последние годы о Чацком появились и другие суждения.

6 стр., 2748 слов

Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, ...

... этой неравной борьбе. Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, а не Чацкого? Грибоедов горе от ума Не найди ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы. И таким ... Сочинение на тему «Барская Москва глазами Фамусова и Чацкого» Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе ...

Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников»

Новый этап в творческом развитии В. Быкова открыла повесть «Сотников» — одно из самых глубоких произведений про войну не только самого писателя, но и во всей многонациональной советской литературе. «Сотников» крепко связан с предыдущими повестями прозаика. Критики А. Адамович, Наумова, Лазарев уже о с «Круглянским мостом». Жестокий выбор у Сотникова: лучше умереть человеком, чем жить скотиной. Про задумку «Сотникова» В. Быков писал: «Прежде всего и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: «Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Подробнее…

Проблема нравственности в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» — это благороднейшее гуманическое

произведение…, протест против гнусной расейской

действительности, против чиновни­ков, взяточников,

бар-развратников… против невежества,

добровольного холопства.

В. Г. Белинский

Отношение к человеческой личности, к ее достоинству, к труду, к чести и бесче­стью, к правде и лжи, к любви и дружбе — это проблемы, актуальные во все времена.

Люди и сегодня задумываются над вопросами: как жить? что значит иметь человеческое достоинство? кто заслуживает доверия, любви, дружбы? как воспитать достой­ных членов общества?

Ответы дает сама жизнь. Дают их и книги, в которых жизненным опытом делят­ся с нами мудрые люди — писатели. «Поэт в России больше, чем поэт», — через полтора века после Грибоедова сказал Е. Евтушенко, но как будто сказал и о нем, мудром учителе, наставнике и друге.

А. С. Грибоедов был декабристом по убеждениям. Существующий строй он счи­тал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим челове­ческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом, в котором он живет и интересы которого защищает. Войдем в дом чиновного барина Павла Афанасьевича Фамусова, окунемся в уже далекую от нас жизнь. Вот пожилой хозяин дома заигрывает с молоденькой служан­кой, вот он вспоминает о своих только двоим известных отношениях с вдовой-докторшей и тут же хвалится, что «монашеским известен поведеньем». Вскоре мы подроб­нее познакомимся с его «кодексом чести». Фамусов откровенно признается, что на службе любит «порадеть родному человеку», не думая о пользе дела, к своим обязан­ностям относится формально («Подписано — так с плеч долой!»).

3 стр., 1403 слов

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)

... карету!». Монолог Чацкого Действие 4, явление 14 «Карету мне, карету!» Сочинение Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии ... предстают перед читателями члены высшего общества. Им противопоставляется Александр Чацкий, человек нового времени, противник устаревших порядков. ... лет отсутствия во время первого появления в доме Фамусовых. Монолог Чацкого Действие 1, явление 7 «Что нового ...

Безнравствен он во всем: безразлично относится к воспитанию дочери, боится просвещения, уверен, что от него все зло, а «чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Крепостных Фамусов не считает людьми, срывает на них злость. И при этом он считает себя безгрешным, ставит в пример дочери: «Не надобно другого образца, ког­да в глазах пример отца».

Людей Фамусов оценивает по богатству, чину и по тому, насколько они ему удоб­ны. Поэтому он держит в доме лицемера и подхалима Молчалина, стараясь не заме­чать его фальши, лжи, угодничества (ведь Фамусов совсем не глуп!).

Поэтому заиски­вает перед Скалозубом (еще бы: «И золотой мешок, и метит в генералы»).

Скалозуб настолько примитивен, что даже не понимает, что говорит, когда при­знается, что «счастлив в товарищах» своих, потому что те «перебиты» и, следователь­но, путь к повышению расчищен. Тем не менее он почетный гость в доме Фамусова! Под стать ему и чванливая, влиятельная Хлестова. Страшна мораль Тугоуховских, для которых в человеке важно только одно — богатство.

В этом обществе и не помышляют о человеческом достоинстве, дружбе, любви. Для достижения корыстных, низменных целей не считается зазорным лгать, лицеме­рить, притворяться. «Путь наверх» прекрасно показан на примере Молчалина, кото­рый, живя, как «завещал отец», то есть угождая «всем людям без изъятья», уничто­жил в себе человека. Он уверен, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь», что «надобно зависеть от других» и т. д.

Возникает вопрос, не безнравственна ли Софья, полюбившая такого человека. Не­ужели ей по душе «мораль» Молчалина? Как могла она, читающая, любящая музы­ку, неглупая, предпочесть это ничтожество Чацкому? Я не могу осуждать Софью: мне ее жаль. Девушка очень молода и неопытна. В доме своего отца она получила уродли­вое воспитание. Начитавшись сентиментальных французских романов, возомнила себя спасительницей, покровительницей бедного молодого человека, такого тихого, такого скромного… Знать бы ей, что это волк в овечьей шкуре. Но Софья еще не научилась разбираться в людях: всем хорош Молчалин, вздыхает, боится на нее глаза поднять… А Чацкий колок, резок, язвителен, всех вышучивает и при этом ищет понимания у нее, Софьи. Она уверена: Чацкий в ней не нуждается, да ей и дела до него нет. Софья не безнравственна. Ее любовь, в отличие от «чувства» Молчалина, настоящая. Вот если бы она могла увидеть своего избранника глазами постороннего наблюдателя! Поведе­ние Софьи — результат влияния среды, общества, для которого молчалинские «умерен­ность и аккуратность» — ключ к успеху и карьере. Безнравственность не мешает, а помогает продвигаться по служебной лестнице, способствует расположению «сильных мира сего».

Рассказывая о личной драме Чацкого и Софьи, писатель убеждает, что и в про­блемах нравственности фамусовское общество безнадежно отстало от требований жизни. Политическая и нравственная несостоятельность этого общества взаимосвязаны. За­щитники крепостничества не могут уважать человеческую личность. Многочисленные фамусовы, хлестовы, скалозубы презирают русскую культуру, народные обычаи, род­ной язык, как огня боятся просвещения.

Но больше всего пугают их передовые взгляды. «Он вольность хочет проповедать!» — «Да он властей не признает!» — такие обвинения в их устах звучат как приговор. В борьбе против вольнодумия для них хороши самые безнравственные средства. Сплет­ни, ложь, клевета без зазрения совести пускаются в ход, когда становится очевидной угроза их спокойствию, которую несет с собой Чацкий. Чацкий выступает не только как носитель новых идей, но и как человек новой нравственности; его моральные устои так же противоположны морали старой барской Москвы, как и его убеждения.

5 стр., 2217 слов

Анализ эпизода бала в доме Фамусова (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

... не прошедший еще траур, устраивает бал? Чем объяснить предательство .Софьи по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и ... «московское общество». Сочинение на тему бал в доме фамусова по плану Как писать сочинение Вам предложена тема «Бал в доме Фамусова». С чего ... другой человек. Он, сам того не желая, начинает разоблачать Фамусова и его окружение. На балу в доме Фамусова Чацкий увидел, ...

Мысль о необходимости общественных перемен очень убедительно раскрыта в ко­медии через противопоставление морали двух противоборствующих лагерей: в отста­лом, изжившем себя обществе не может быть высокой нравственности — такой вывод делал для себя читатель «Горя от ума» накануне восстания декабристов. Этот вывод не стареет и сегодня: справедливая общественная мораль возможна только в справед­ливом обществе.

Сочинение по русскому языку “Как я провел лето”

Кто не любит лето? Думаю, таких не найдется. Лето – это пора радости, тепла и веселья. Летом самые длинные каникулы: можно гулять с друзьями, ходить на речку или ездить на море. В это время года жизнь кажется прекрасной и беззаботной.

Приятно выйти летом в поле, вдохнуть аромат трав и цветов или пойти в лес и, скрывшись там от дневной жары и городской суеты, наслаждаться пением птиц и тихим шелестом листвы. Еще летом вода в водоемах становится теплой и в ней можно купаться.

Подробнее…

Сочинение «Бал в доме Фамусова» − 9 класс

План

  1. Общая характеристика
  2. Галерея бездушных образов
  3. Сумасшествие главного героя
  4. Вывод

Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.

На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.

Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.

Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.

2 стр., 599 слов

Чацкий — передовой человек своего времени (по пьесе Горе от ума)

... и доступно в то время. Но Грибоедов старался в своих произведениях бороться со сложившимся укладом общества. Также читают: Картинка к сочинению Чацкий - передовой человек своего времени Популярные сегодня темы Если ... сталкивается? Московское дворянство на то время алчное, лицемерное, в его состав входят бездарные люди. Их интересует только положение в обществе, репутация и влияние, судьбы простого ...

Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.

Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.

В образе Чацкого А.С. Грибоедов показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против общества в защиту свободы, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

«Базаров нигилист» сочинение

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» показал борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам 19 века. Автор отразил в своем произведении типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности вопрос о роли «нового человека», деятеля в период революционной ситуации в стране.

Выразителем идей революционной демократии стал Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

Субъективными предпосылками нигилизма главного героя являются его независимый характер, самоуверенность, ум, скептицизм, самостоятельность: » Каждый человек сам себя воспитывать должен — ну хоть как я, например». Базаров — разночинец, сын полкового лекаря.

Подробнее…

«Дуэль Ленского и Онегина» сочинение

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года — ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный пламень и молодой бред».

Как же нелепа и — снаружи, во всяком случае, — незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге. Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.

Подробнее…

Главная мысль рассказа Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

В рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» затрагиваются вечные человеческие ценности, которые запечатлены на обычных старых фотографиях. По сюжету этого рассказа главный герой Витька заболел и не может фотографироваться.

Санька, сын соседа Левония поддержал друга и тоже отказался фотографироваться. Учитель потом сам принес ему фотографию. Много воспоминаний у автора связано с образом этого учителя. Он как живое воплощение простого героизма и самопожертвования народа тех трудных лет, оставляет комфортную городскую жизнь и всецело отдает себя служению людям.

2 стр., 631 слов

Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого (Школьные сочинения)

... фраза говорит о том, что Александр Андреевич имеет чувство собственного достоинства. Чацкий - свободомыслящий человек. Его мысли, нравственные ценности не понятны Фамусову и всему Московскому ... по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. - говорит Чацкий. Александр Андреевич Чацкий - умный, образованный человек, имеющий своё мнение, чувство собственного достоинства и моральные принципы, ...

Подробнее…

Сочинение “Максим Горький”

Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции – человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориенти­рованного на пролетариат взгляда в определенный (после рево­люции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма.

Творческий путь Горького начинается с 1892 г. рассказом “Макар Чудра”. Для произведений 90-х годов характерно роман­тическое мироощущение, изображение героя, стремящегося к свободе. Правда, в этот период свобода понимается Горьким как независимость от общества. Но романтический герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”.

Подробнее…