Тесты по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение

ГРИБОЕДОВ И РУССКИЙ ТЕАТР ЕГО ВРЕМЕНИ

14. «ГОРЕ ОТ УМА»: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ПРИРОДА КОНФЛИКТА И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ

Подвел итог комедиографии. Составление пьес к бенефисам любимых артистов.

подвел итог

составлении пьес к бенефисам любимых артистов.

В них оттачивает свой поэтический язык, учится вести интригу, обращается к комедии нравов, в обрисовке характеров стремится к типизации. Уже слышатся будущие интонации героев ГотУ.

Комедия студент обрисовывала анекдотичную, но вполне типичную ситуацию, показывают нравы столичного общества. Невеста, подобно Софье из ГотУ, выказывает презрение нелепому прекраснодушному герою, а в женихе предпочитает видеть трезвость рассудка и жизненную практичность.

увозил с собой ощущение, что театр должен сделать прорыв

Увидел комедию во сне. ГотУ задуман в Петербурге, пишет в Персии и на Кавказе. Использовав классическую схему, ставит главного героя в водевильную ситуацию. Система зеркал: комические двойники Чацкого. Проблема несовпадения героев с ходом времени. Долгое время рассматривали как сатиру на нравы. Утверждается собственно российская система амплуа. Разница между подлинно культурными людьми и людьми внешней цивилизации. Сам определяет интригу комедии.

Влияние «Мизантропа» Мольера. ГотУ – первая русская комедия, порвавшая с тремя главными требованиями ложноклассической школы, также нарушает ложноклассические каноны. Роль внесценических персонажей. Роль внесценических категорий – создает объемное ощущение жизни, полифоническая драма.

Актуальность: тема лишнего человека, столкновение личности и сплоченного большинства. Конфликт – мировоззренческий, идеологический. Чацкий – одиночка. Ап. Григорьев – двойственность конфликта: любовный и общественный. Образ Чацкого, не резонер. Молчалин. Фамусов.

во сне он увидел свою будущую комедию

классическую схему

систему зеркал, выведя на сцену комических «двойников» Чацкого

Проблема несовпадения героев с ходом времени

сатиру на нравы, как «собрание российских типов».

Грибоедов лишил свое произведение жанровой однозначности. ГотУ – реалистическое произведение, написанное в поле влияния романтизма. Нет чистоты жанра, кот требовал классицизм.

утверждается в русском театре собственно российская система амплуа

разницу между подлинно цивилизованными

Сам Грибоедов

влияние «Мизантропа» Мольера.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

ГотУ – первая русская комедия, порвавшая с тремя главными требованиями ложноклассической школы, Внесценические персонажи:

Горич – «муж-мальчик, муж-слуга». Наталья Дмитриевна отвечает за него на вопросы Чацкого, с мужем в приказном тоне. Горич понимает сове положение и уже смирился с ним. «Теперь, брат, я не тот». Мотив подчинения мужа жене через все произведение, параллель с Молчалиным: «Есть-таки занятье: на флейте я твержу дуэт…». Отсылка к началу комедии, где Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья воспитана в фамусовском духе и ей нужен такой же муж, как Горич, «муж-мальчик», «муж-слуга».

Лакей Петрушка почти не говорит, только исполняет приказы Фамусова, подчиняется. Вызывает восхищение Лизаньки: «А как не полюбить буфетчика Петрушу?»

Княгиня Тугоуховская обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же мужа-мальчика, мужа-слугу, пригласить потенциального жениха к себе. Но как только узнает, что Чацкий не богат и у него нет высокого чина, кричит: «Князь, князь!Назад». Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание.

Хрюмина-внучка высказывает свое восхищение перед всем иностранным: пристрастие к «модным лавкам», часто употребляет французские слова и даже произносит несколько целых фраз, что никто больше не делает. В ее лице Грибоедов высмеивает преклонение перед всем иностранным. К этому же история Чацкого о французике из Бордо, с помощью которого Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов – они «офранцузились».

Загорецкий – едва ли не самый порочный из присутствующих на балу. Про него говорят: «Отъявленный мошенник, плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Но откупается услужливостью, все делает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент («сбил всех с ног», доставая билеты на спектакль Софье, что «похитил уже силой»).

В этом схож Молчалиным. Чацкий о Молчалине: «В нем Загорецкий не умер».

Хлестова, шестидесятилетняя барыня, на бал берет с собой «арапку-девку да собачку». Просит Софью их накормить и тут же про них забывает. Крепостница, властная и своевольная. Раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам.

Все эти внесценические категории нужны необходимы, Грибоедов создает объемное ощущение жизни, создает полифоническую драму, близкую к жизни. Образ целостного мира, целостной жизни, «иллюзия неотобранной среды».

При жизни на профессиональной сцене не ставилась. Но до сих пор не сходит с подмостков, до сих пор актуальна, т.к. вечна тема лишнего человека, тема столкновения личности, мыслящего человека, интеллигента, кот дает себе право, имеет мужество говорить правду, свою позицию и общей массы, молчаливого сплоченного большинства, кот легко становится агрессивным сплоченным большинством. Чацкий для них – носитель ценностей, чуждых этому большинству, называют сумасшедшим, он – чужак. Статья Мильон терзаний: Чацкий – он одиночка, который всегда проиграет.

Конфликт ГотУ – мировоззренческий, идеологический, разное отношение к основным категориям бытия, конфликт ценностных ориентиров.

15 стр., 7092 слов

Отношение чацкого и фамусовского общества к службе. по литературе. ...

... Отношение к службе В главная тема - это служба, здесь все мечтают о чинах и о богатстве. К таким людям, как полковник Скалозуб, Фамусов относится с глубоким уважением. Чацкого, ... Грибоедов хотел показать, куда ведет господство этих людей, как влияют они на жизнь простого русского народа. 1)Чацкий 2)Фамусовсое общество ОТНОШЕНИЕ К ... Чацком: “Желчь на всех излить готов”. Чацкий о Молчалине: “А чем не муж? ...

Фамусовское общество стремится к комфорту. Все дело в том, какими ср-ми достигается этот комфорт, а ср-ва фамусовского общества – холуйские. Это пьеса о хамстве, как человек теряет человеческое достоинтсво, для них цель всегда оправдывает средства. Поэтому люди-одиночки Чацкие всегда проиграют.

Ап.Григорьев: «Своеобразие пьесы ГотУ в двойственности конфликта – один общественный, второй – любовный. Развитие конфликта определяется любовной линией. Если бы Софья ответила взаимностью, уехала с Чацким, конфликт не завязался бы. Она встречает его холодно, у него – чувство дисгармонии.

Чацкий – молодой, живой, импульсивный, максималист, обостренное чувство правды. Сцена «А вам какое дело» показывает, что он не идеальный герой, а живой, все рождается спонтанно. Образ многогранный, при этом остается положительным.

Чацкий не резонер, не глашатай, все идеологические монологи рождаются у него не сами по себе, а как ответ, реакция. Или это монологи, кот говорит Софье, пытаясь переманить ее на свою сторону («Мильон терзаний на груди», даже ремарка – подходит к Софье и говорит тихо).

Чацкий – сильный. И побежденный, и победитель, проигрывает на всех фронтах – общество отвергает, Софья тоже, но не изменяет своим принципам.

Чацкий – Чаадаев (признают сумасшедшим, философическое письмо).

Молчалин – человек из чуланчика, его кредо: «…угождать всем людям без изъятья…швейцару, дворнику..собаке дворника..». из тех людей, «готовых у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать».

Фамусов – его идеал – покойный дядюшка Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», который «не то на серебре – на золоте едал», «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб», Фамусов: «Учились бы, на старших глядя». Не вникает в суть дела, работы: «Подписано, так с плеч долой». Грибоедов отразил и еще одну черту чиновничества – протекционизм: «Ну как не порадеть родному человечку». Мера ценности человека для Фамусова – чины и деньги, говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». В качестве мужа Софьи видит полковника Скалозуба, который «не нынче – завтра генерал».

Александр Грибоедов в постановке Йонаса Вайткуса

Премьера

театр

В Петербурге Русский драматический театр Литвы показал на фестивале русских театров СНГ и Балтии «Встречи в России» спектакль знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса «Горе от ума» по хрестоматийной пьесе Александра Грибоедова. Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

Два года назад Йонас Вайткус стал художественным руководителем Вильнюсской Русской драмы, единственной в стране профессиональной русской сцены. Русская классическая пьеса в спектакле Вайткуса зазвучала по-европейски.

В «Горе от ума» сценограф (и художник по костюмам) Медиле Шяулитите затянула планшет сцены в зеленое сукно. Скупая геометрия линий, вычерченных электрическими гирляндами, и черная прорезь садовой дорожки выкроили силуэт имперского мундира. Сделано это, впрочем, так деликатно, что зеленое сукно легко принять за садовой лужайку, тем более что в центре сцены установлена ампирная ротонда. В прологе на сцену проецируются тени голого парка и бьющаяся в ветвях птица.

7 стр., 3143 слов

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения

... комедии разворачиваются в доме Фамусова. Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов ... Вопрос: Сочинение *Один день в дому Фамусова Ответы: В Москву после долгого отсутствия возвращается молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. В свое время, он рос в доме ...

Первое действие центральные герои играют очень скупо, в европейской декламационной манере, иногда, впрочем, на повышенных тонах. В симметричных мизансценах, расходясь по разные стороны сцены как к дуэльным барьерам. Центральные герои трактованы в общем хрестоматийно, хотя Фамусов (Сергей Зиновьев) иногда и впрямь озабочен тем, как правильно вести себя с этим новым поколением, а Чацкий (Валентин Новопольский) не резонер, а очень молодой и чрезвычайно искренний человек. Несколько даже странно, что его считает ядовитым строгая, вовсе не кокетливая Софья (Юлия Крутко).

Пластический образ спектакля задан в массовых сценах. Московское общество как древнегреческий хор и оперный миманс постоянно следит и комментирует действия героев, причудливо изгибается, вторит репликам, шипит и скалит зубы. Диссонансная музыка и пластика (композитор Альвидас Мальцис, хореограф Ирина Петракова), характерный, эксцентричный грим и костюмы миманса создают мир гротескного, комического сюрреализма старого общества.

Второе действие построено на сольных выходах миманса. Здесь реплики гостей на вечере Фамусовых вырастают в эксцентричные пластические этюды. Скрюченный князь Тугоуховский (Дмитрий Денисюк) в изумительно нелепой шубе пытается налить в свой слуховой рожок вина. Графиня-внучка (Елена Орлова) с писком «Фамусов, Фамусов» хаотично кружит по сцене, набирая все больше оборотов, и «сливается» с диссонансной музыкой.

Противоборствовать или объяснять что-либо такому обществу, конечно же, более чем глупо. И в финале Чацкий хоть и кричит «Вон из Москвы!», но никуда не бежит. Падает на ступени садовой ротонды и взахлеб, по-детски рыдает в объятиях Софьи, утешающей его поцелуями. Чувство побеждает разум. Романтизм наступает на ампир. На видео по темным аллеям кружат тревожные стаи.

Но даже столь неожиданный финал не спасает «Горе от ума» Йонаса Вайткуса от опасности, часто сопровождающей прочтение классических произведений. Спектакль остается авторской иллюстрацией пьесы, безупречной, изощренной, но изрядно скучноватой.

Замысел комедии «Горе от ума»

С самого начала замысел комедии включал сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и с водевилем. В некоторых списках тексту комедии «Горе от ума» был предпослан эпиграф чисто водевильного свойства:

Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума.

Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось того шаловливого оттенка, который оно несло там, и его смысл стал более серьезным, более драматичным, не утратив афористической остроты и парадоксальности, особенно очевидной, если иметь в виду просветительский фон комедии (просветители обожествляли разум, а в комедии Грибоедова как раз ум становился причиной несчастий).

Раннее название «Горе уму» подчеркивало, что основным «героем» комедии выступает просветительский разум, отвлеченный ум, его носителем, сценическим инструментом является Чацкий. В новом названии Грибоедов сменил акценты: теперь Чацкий выдвинулся главным героем, ум стал одним из его свойств, качеств, определивших содержание характера и личности. В окончательном названии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. В чистом виде ни одна из бытовавших на русской сцене жанровых разновидностей комедии (ни легкая светская комедия, ни комедия нравов) не могла помочь драматургу. Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии. Она была широко представлена во Франции комедиями классицизма, в частности Мольера. К его драматургии и обратился автор комедии «Горе от ума».

52 стр., 25622 слов

В.Г. Белинский Горе от ума… А.С. Грибоедова

... кончится позором негодяев и чудаков и торжеством резонеров, - знайте, это "комедия", с ее отцами и любовниками, с ее ... По внешним признакам, по условной форме, существовавшей абстрагированной от идеи, из которой обязательно должна возникнуть каждая форма. ... очаровательных творениях искусства. Греческое творчество было освобождением человека от ига природы, чудесным примирением духа и природы, которые ...

Кто такой «резонер»?

Слово «резонер» прекрасно ассоциируется с разговорным словом «резоны», которое обозначает доказательства, разумные утверждения, доводы и аргументы.

сейчас считается устаревшим

человек, который обосновывает нечто, оправдывает,

Резонер – это амплуа

постоянно читающего нотации, все объясняющего человека.

нравоучительно и пафосно

Считается, что впервые такой образ получил название “резонер” у Мольера. Действительно, в пьесах «Мнимый больной», «Тартюф» (и других произведениях) существуют герои, произносящие обличительные речи в адрес неразумных близких или отъявленных мошенников.

Клеант в «Тартюфе»

Но не только в театре есть такая роль и амплуа. Резонер появляется также на арене цирка. Там это роль человека, строго смотрящего на проделки клоуна. Резонер всеми своими действиями подчеркивает, что осуждает нелепости клоунады или контролирует «безобразные» выходки.

Психологический портрет

психологическое понятие

поза, которая становится «второй натурой» такого человека.

Разумеется, речь не идет об особых ситуациях, в которых пафосная речь уместна: ее использует докладчик, призванный убеждать, лектор, которому нужно донести информацию. Спикер, агитатор – это не резонер.

Хотя совмещение социальной функции и внутренней склонности к резонерству возможно и в этом случае. Резонер, с точки зрения психологии, это особым образом мотивированный человек . Ему гораздо важнее чувствовать себя рассуждающим, чем действительно анализировать реальные события или отстаивать какой-то определенный тезис. Речь становится не средством, а самоцелью.

Основной симптом

Такому человеку не важно, согласен с ним собеседник или нет, он упивается своим красноречием, знанием этических или философских положений. В отличие от тех, кто хочет нечто доказать или опровергнуть, резонеру важен сам процесс пространных рассуждений.

Путешествие по Карелии , Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и декабристы.

«Горе от ума» — социально- политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.

Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные в «Горе от ума» общественные вопросы разрешаются автором так же, как решали их декабристы.

В комедии Грибоедова «Горе от ума», как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов.

6 стр., 2748 слов

Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, ...

... этой неравной борьбе. Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, а не Чацкого? Грибоедов горе от ума Не найди ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы. И таким ... Сочинение на тему «Барская Москва глазами Фамусова и Чацкого» Московское дворянское общество первой половины 18 века очень наглядно, красочно, правдиво и очень сатирически нарисовал в комедии «Горе от ...

Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского Просвещения восемнадцатого века и романтизма и получила название «Гражданский романтизм». Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений декабристов воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, герой одноименной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков лирический герой «Послания Приклонскому» Раевского, который восклицает: «Для пользы ближнего жить — сладкая мечта».

В один ряд с ними можно поставить и Чацкого, героя комедии «Горе от ума». Остроумный, красноречивый Чацкий зло высмеивает пороки общества, в котором он вращается. Его неутомимый ум, богатый и образный язык находят для этого обильный материал, а направленность речей во многом схожа с идеями произведений поэтов-декабристов.

Вспомним знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто». В этом монологе Чацкий, а вместе с ним и автор, высмеивает дворян, живущих по канонам 18 века, черпающих знания из «забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Чацкий обличает и крепостников, продающих и меняющих людей на псов. Очень показателен здесь образ дворянина, который выменял на двух борзых преданных слуг, которые в трудную минуту «и жизнь и честь его спасали».

В другом монологе («Французик из Бордо…») Чацкий обрушивается на галломанов, поклоняющихся всему иноземному, иностранному.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как Чацкий не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценических персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать», это профессора Петербургского педагогического института, это племянник княгини Тугоуховской князь Федор- химик и ботаник. Чацкий как герой произведения не только воплощает этику и эстетику декабристов, но имеет много общего и с реальными историческими лицами.

Чацкий оставил службу, как и Никита Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаадаев. Особенно много общего у Чацкого с Чаадаевым П.Я., написавшим «Философические письма», за которые был сурово наказан — объявлен сумасшедшим. Первоначально фамилия Чацкий писалась как Чадский. Комедия «Горе от ума» была написана за год до восстания декабристов. События в ней как бы предвосхитили события на Сенатской площади. Комедия «Горе от ума» внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Наследуя традиции Фонвизина, Грибоедов придал комедии гражданственное звучание, поднял резонера Чацкого до трагедийного героя уровня Гамлета, нарушив тем самым классический закон несмешения жанров. Можно сказать, что вместе с комедией «Горе от ума» родилась русская драма. И традиции русской драматургии, включая пьесы Гоголя, Островского, Чехова, во многом опираются на эту комедию.

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума».

12 стр., 5721 слов

Образ чацкого в комедии «горе от ума» (а. грибоедов)

... Чацкий (сочинение) ЗДЕСЬ Источник: http://resoch.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie/ Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума» Противоречия в характере Чацкого ... за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он ...

«Горе от ума» — социально- политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович:

… Вот пример:

  • Покойник был почтенный камергер, С ключом и сыну ключ умел доставить;
  • Богат, и на богатой был женат;
  • Переженил детей, внучат;
  • Скончался, все о нем прискорбно поминают: Кузьма Петрович! Мир ему!- Что за тузы в Москве живут и умирают!… Образ Чацкого, напротив, это что-то новое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов — воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!-

раздался военный клич Фамусова. А в ответ — монолог Чацкого «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий клеймит «прошедшего житья подлейшие черты». Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится в оппозицию к Чацкому. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и т.д. Сплетни растут, как «снежный ком». В столкновении с этим миром показана социальная интрига пьесы. Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интрига — любовная. И.А. Гончаров писал : «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье «. Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин? Поэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов: Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин. Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца.

9 стр., 4042 слов

Жизненные идеалы Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова

... поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам. Общественные и нравственные идеалы Чацкого , Коллекция сочинений: Общественные и нравственные идеалы Чацкого Комедия Грибоедова «Горе ...

Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич!- Молчалины блаженствуют на свете!- говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу:

Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…

Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

«Мильон терзаний» Чацкого.

А.С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А.С.Пушкина «Евгением Онегиным», так как «Евгений Онегин» стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества. Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но , вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество!».

С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки:

1 стр., 421 слов

Цель в жизни в романе Герой нашего времени Лермонтова

... а наутро его нашли зарубленным шашкой офицера. Самое удивительное, что Печорин видел на лице этого несчастного офицера (его звали Вулич) ... исключительность, а открыто говорит о том, что им правит зло. Печорин часто задается Вопросами: “Зачем я жил? Для какой цели ... и проступках. В последней главе он обращает внимание на предопределение судьбы. Не зря она называется “Фаталист”. Проходя службу в казачьей ...

  • Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями. Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается «мильон терзаний» по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог-следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью «мильона терзаний» он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: С ума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… С чего б взяла она!

Но Чацкий не только не опровергает слухи, но, всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним, И в ком рассудок уцелеет… Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но вовсех его словах есть правда — правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Стоит посмотреть следующий материал:

Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина «Мы») Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Жизнь и творчество А.Солженицына Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова) Современная советская проза о Великой Отечественной войне Мой любимый поэт В.Высоцкий.