Тесты по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение

Грибоедов и его комедия «Горе от ума» представляют собой интересный пример реалистического произведения, написанного в период влияния романтизма. В этой комедии Грибоедов лишил свое произведение жанровой однозначности, отходя от чистоты жанра, как это требовалось классицизмом.

Комедийные произведения Грибоедова, включая «Горе от ума», были созданы в период написания пьес для бенефисов любимых артистов. В них он оттачивал свой поэтический язык, учился вести интригу, обращался к комедии нравов и стремился к типизации образов.

Видно, что в этом периоде уже зарождались интонации героев «Горе от ума». Комедия «Студент», например, показывала нравы столичного общества, аналогичные ситуации встречались и в «Горе от ума».

Грибоедов использовал классическую схему и ввел на сцену комических «двойников» главного героя, что придавало произведению воздушность и легкость. Тема несовпадения героев с ходом времени, конфликт между личностью и сплоченным большинством — все это делает «Горе от ума» актуальным произведением.

Таким образом, «Горе от ума» Грибоедова представляет собой значимое произведение, разрушающее традиционные жанровые рамки и открывающее новые перспективы в русской комедийной литературе.

В русском театре применяется система амплуа, которая отличается от других систем, таких как амплуа в западном театре. Российская система амплуа включает различные роли и персонажи, которые особенны для русской театральной культуры.

Одним из влиятельных произведений, которое оказало влияние на русский театр, является пьеса «Мизантроп» Мольера. Влияние этого произведения можно наблюдать у самого Грибоедова и его произведения «Горе от ума».

«Горе от ума» стало первой русской комедией, которая разорвала с требованиями ложноклассической школы. В этом произведении есть внесценические персонажи, которые играют важную роль в характеристике главных героев.

Наталья Дмитриевна является супругой Горича, который описывается как «муж-мальчик, муж-слуга». Она отвечает на вопросы Чацкого от имени своего мужа, в приказном тоне. Этот мотив подчинения мужа-слуги через всё произведение можно сравнить с соотношением Молчалина и Софьи, где они играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софье нужен такой же муж, как Горич, «муж-мальчик», «муж-слуга».

Лакей Петрушка почти не говорит, он только исполняет приказы Фамусова и подчиняется ему. Лизанька выражает своё восхищение и любовь к Петрушке.

5 стр., 2130 слов

Подготовка к сочинению «Новые герои русской литературы первой ...

... литературе - художественный образ; действующее лицо в произведении. Сегодня мы поговорим о литературных героях первой половины XIX века. У наших героев ... герои интересны читателю и сейчас? 2. Работа над примерным планом сочинения. I . Характеристика историко-литературного процесса первой половины XIX века в России. Начало 19 века ... отношение по этому поводу (“Горе от ума”, А. С. Грибоедов). Далее ...

Княгиня Тугоуховская ищет женихов для своих дочерей и приглашает Чацкого к себе, когда узнает, что он не женат. Однако, когда она узнаёт о том, что Чацкий не богат и не имеет высокого чина, она отказывается от него. В характере Фамусова прослеживаются черты корыстолюбия и чинопочитания, которые Грибоедов подчёркивает через фигуру княгини.

Хрюмина-внучка высказывает своё восхищение перед иностранным — ей нравятся «модные лавки», она часто употребляет французские слова и произносит фразы на французском языке. Грибоедов через этот персонаж высмеивает преклонение перед всем, что иностранно.

Загорецкий является одним из самых порочных персонажей на балу. О нём говорят, что он мошенник, лгун, картежник и вор. Однако, он откупается своей услужливостью и делает всё, чтобы помочь нужному человеку в нужный момент. В этом персонаже схожи черты Молчалина. Чацкий говорит о Молчалине: «В нём Часный [Чацкий] не умер».

Грибоедов использует эти персонажи и ситуации, чтобы критиковать русское общество и его отдельные аспекты. Он высмеивает корыстолюбие, чинопочитание, преклонение перед иностранным и различные нравы и обычаи.

Продолжение исследования будет представлено в следующих частях работы, где будет рассмотрен анализ других персонажей и событий произведения «Горе от ума».

Раскрытие образа Хлестовой

Хлестова, шестидесятилетняя барыня, на бал берет с собой «арапку-девку да собачку». Просит Софью их накормить и тут же про них забывает. Крепостница, властная и своевольная. Раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам.

Внесценические категории в произведении

Все эти внесценические категории нужны необходимы, Грибоедов создает объемное ощущение жизни, создает полифоническую драму, близкую к жизни. Образ целостного мира, целостной жизни, «иллюзия неотобранной среды».

Актуальность произведения в настоящее время

При жизни на профессиональной сцене не ставилась. Но до сих пор не сходит с подмостков, до сих пор актуальна, т.к. вечна тема лишнего человека, тема столкновения личности, мыслящего человека, интеллигента, кот дает себе право, имеет мужество говорить правду, свою позицию и общей массы, молчаливого сплоченного большинства, кот легко становится агрессивным сплоченным большинством. Чацкий для них – носитель ценностей, чуждых этому большинству, называют сумасшедшим, он – чужак. Статья Мильон терзаний: Чацкий – он одиночка, который всегда проиграет.

Конфликт ГотУ

Конфликт ГотУ – мировоззренческий, идеологический, разное отношение к основным категориям бытия, конфликт ценностных ориентиров.

Фамусовское общество

Фамусовское общество стремится к комфорту. Все дело в том, какими ср-ми достигается этот комфорт, а ср-ва фамусовского общества – холуйские. Это пьеса о хамстве, как человек теряет человеческое достоинтсво, для них цель всегда оправдывает средства. Поэтому люди-одиночки Чацкие всегда проиграют.

Конфликт между ГотУ и любовью

Ап.Григорьев: «Своеобразие пьесы ГотУ в двойственности конфликта – один общественный, второй – любовный. Развитие конфликта определяется любовной линией. Если бы Софья ответила взаимностью, уехала с Чацким, конфликт не завязался бы. Она встречает его холодно, у него – чувство дисгармонии.

6 стр., 2748 слов

Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, ...

... Почему Чацкий уехал из Москвы? Почему Софья Выбрала Молчалина, а не Чацкого? Грибоедов горе от ума Не найди ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы. ... изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому Что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят: Чин ... вирусным заболеванием. При […] Сочинение на тему «Барская Москва глазами Фамусова и Чацкого» Московское дворянское общество первой ...

Образ Чацкого

Чацкий – молодой, живой, импульсивный, максималист, обостренное чувство правды. Сцена «А вам какое дело» показывает, что он не идеальный герой, а живой, все рождается спонтанно. Образ многогранный, при этом остается положительным.

Чацкий не резонер, не глашатай, все идеологические монологи рождаются у него не сами по себе, а как ответ, реакция. Или это монологи, кот говорит Софье, пытаясь переманить ее на свою сторону («Мильон терзаний на груди», даже ремарка – подходит к Софье и говорит тихо).

Чацкий – сильный. И побежденный, и победитель, проигрывает на всех фронтах – общество отвергает, Софья тоже, но не изменяет своим принципам.

Чацкий – Чаадаев (признают сумасшедшим, философическое письмо).

Молчалин – человек из чуланчика, его кредо: «…угождать всем людям без изъятья…швейцару, дворнику..собаке дворника..». из тех людей, «готовых у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать».

Фамусов – его идеал – покойный дядюшка Максим Петрович, вельможа времен «матушки Екатерины», который «не то на серебре – на золоте едал», «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб», Фамусов: «Учились бы, на старших глядя». Не вникает в суть дела, работы: «Подписано, так с плеч долой». Грибоедов отразил и еще одну черту чиновничества – протекционизм: «Ну как не порадеть родному человечку». Мера ценности человека для Фамусова – чины и деньги, говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». В качестве мужа Софьи видит полковника Скалозуба, который «не нынче – завтра генерал».

Александр Грибоедов в постановке Йонаса Вайткуса

Премьера

театр

В Петербурге Русский драматический театр Литвы показал на фестивале русских театров СНГ и Балтии «Встречи в России» спектакль знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса «Горе от ума» по хрестоматийной пьесе Александра Грибоедова. Смотрела ЕЛЕНА ГЕРУСОВА.

Два года назад Йонас Вайткус стал художественным руководителем Вильнюсской Русской драмы, единственной в стране профессиональной русской сцены. Русская классическая пьеса в спектакле Вайткуса зазвучала по-европейски.

Введение

В данной статье будет представлено исследование спектакля «Горе от ума». Основными аспектами исследования будут сценография, художник по костюмам, актерская игра и пластический образ спектакля. Будет проанализировано использование зеленого сукна для создания образа садовой лужайки, а также эффекты применения электрических гирлянд и силуэта имперского мундира.

Сценография и художник по костюмам

Медиле Шяулитите, выступающий в качестве сценографа и художника по костюмам, создал замечательную атмосферу на сцене «Горе от ума». В его работе использовано зеленое сукно, которое затягивает планшет сцены. Эта ткань создает впечатление садовой лужайки и великолепно сочетается с ампирной ротондой, установленной в центре сцены.

Световые элементы в виде электрических гирлянд, вычерчивающих геометрические линии, придают сцене сдержанность и лаконичность. Их совмещение с черными прорезями садовой дорожки создает эффект имперского мундира, который вписывается в общий стиль спектакля.

10 стр., 4928 слов

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса (по комедии А. ...

... Чацкий покидает Москву. Сочинение Чацкий и Молчалин сравнительная характериситка 9 класс В своей бессмертной комедии Грибоедов поднимает острые морально – нравственные ... таким образом ... как Молчалин. Чацкий не ... 2 В комедии Грибоедова «Горе от ума» описывается некий любовный треугольник, в котором участвует Алексей Степанович Молчалин, Александр Андреевич Чацкий и дочь барина Софья Павловна. Молчалин ...

Актерская игра

Центральные герои в «Горе от ума» играют скупо и декламационно в европейском стиле. Их диалоги идут на повышенных тонах, особенно в симметричных мизансценах, где они расходятся по разные стороны сцены, как к дуэльным барьерам. Актеры трактуют своих персонажей в общем стиле, присущем данной пьесе, но при этом отображают индивидуальные черты характера.

Фамусов иногда озабочен правильным взаимодействием с новым поколением, в то время как Чацкий является молодым и искренним человеком, а не просто резонером. Обращает на себя внимание отношение Софьи к Чацкому — не кокетливое, а ядовитое.

Пластический образ спектакля

Спектакль «Горе от ума» обладает ярким пластическим образом в своих массовых сценах. Московское общество изображено как древнегреческий хор и оперный миманс, который постоянно следит за действиями героев, комментирует их поступки, шипит и скалит зубы. Диссонансная музыка и пластика, созданные композитором Альвидасом Мальцисом и хореографом Ириной Петраковой, а также костюмы и грим миманса, создают мир гротескного сюрреализма старого общества.

Второе действие

Второе действие спектакля «Горе от ума» представляет собой сольные выходы миманса. Диалоги гостей на вечере Фамусовых приобретают эксцентричные пластические формы. Например, князь Тугоуховский, в изумительно нелепой шубе, пытается налить вино в свой слуховой рожок. Графиня-внучка хаотично кружит по сцене, восклицая «Фамусов, Фамусов», и сливается с диссонансной музыкой.

Заключение

Спектакль «Горе от ума» обладает замечательной сценографией, художественными костюмами, актерской игрой и пластическим образом. Медиле Шяулитите создал великолепный образ садовой лужайки с использованием зеленого сукна, электрических гирлянд и имперского мундира. Актеры играют в стиле европейской декламации, при этом передавая индивидуальные особенности своих персонажей. Пластический образ спектакля создается с помощью массовых сцен, а также сольных выходов миманса.

«Горе от ума» Йонаса Вайткуса – авторская иллюстрация пьесы, изрядно скучноватая, хотя и безупречная и изощренная. Даже неожиданный финал не спасает спектакль от опасности, которая часто сопровождает чтение классических произведений.

Замысел комедии «Горе от ума»

В замысле комедии было сочетание легкой светской комедии с комедией нравов и водевилем. Некоторые списки тексту комедии предпосылали эпиграф чисто водевильного свойства:

Судьба, проказница-шалунья, определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума.

Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но в пьесе оно получилось более серьезным и драматичным. Однако афористическая острота и парадоксальность остались, особенно если учесть просветительский фон комедии.

Раннее название «Горе уму» подчеркивало, что основным «героем» комедии выступает просветительский разум, а в новом названии акценты сменились, и главным героем стал Чацкий с его умом.

Для создания общественного конфликта драматургу понадобилась традиция «высокой» комедии, широко представленная во Франции, в том числе драматургией Мольера. Именно к ней обратился Йонас Вайткус.

7 стр., 3344 слов

Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта ...

... свободным мышлением и нравственностью? Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, ... и обличает существующий строй. Сочинение «А судьи кто?» Чацкий – главный герой замечательной комедийной истории писателя Александра Грибоедова «Горе от ума». Чацким был произнесен риторический вопрос, ...

Кто такой «резонер»?

Слово «резонер» ассоциируется с разговорным словом «резоны», которое обозначает доказательства, разумные утверждения, доводы и аргументы.

Сейчас это слово считается устаревшим и обозначает человека, который обосновывает и оправдывает что-то.

Резонер – это амплуа

Резонер — постоянно читающий нотации, все объясняющий человек. Он выступает нравоучительно и пафосно.

Резонер в театре и цирке

Персонаж резонера, который произносит обличительные речи в адрес неразумных близких или мошенников, впервые получил название «резонер» в пьесах Мольера. Такие герои можно встретить в его произведениях, таких как «Мнимый больной» и «Тартюф». Они строго осуждают нелепости и выступают против безобразных действий других персонажей.

Роль резонера в цирке

Резонер также появляется на арене цирка. Там он играет роль человека, который строго следит за проделками клоуна. Резонер своими действиями подчеркивает осуждение нелепостей клоунады или контролирует «безобразные» выходки.

Психологический портрет резонера

Резонерство — это поза, которая становится «второй натурой» для такого человека. Речь идет о лицах, которые не только используют пафосную речь для убеждения или передачи информации, как докладчики или лекторы. Резонер, с точки зрения психологии, — это особо мотивированный человек. Ему важнее чувствовать себя рассуждающим, чем анализировать реальные события или отстаивать определенный тезис. Для него речь сама по себе становится самоцелью.

Основной симптом резонера

Резонеру не важно, согласен ли с ним собеседник или нет. Он упивается своим красноречием и знанием этических или философских положений. В отличие от тех, кто хочет что-то доказать или опровергнуть, резонеру важен сам процесс пространных рассуждений. Он не стремится к конкретному результату, а наслаждается самим процессом.

Комедия Грибоедова «Горе от ума»

«Горе от ума» — социально-политическая комедия, в которой Грибоедов передает правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поднимаются актуальные вопросы того времени, такие как государственная служба, крепостное право, просвещение, воспитание, подражание иностранцам и презрение к национальному. Грибоедов также показывает причины возникновения декабризма и предлагает свои решения общественных проблем, так же, как это делали декабристы.

Анализ эстетических и этических воззрений декабристов в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В комедии Грибоедова «Горе от ума» отражены эстетические и этические воззрения декабристов, которые были характерны для эпохи «Гражданского романтизма». Декабристы стремились к активной гражданской позиции и воспринимали общественное как свое личное дело.

Произведение Грибоедова вписывается в эту идеологию, особенно через образ главного героя, Чацкого. Он является остроумным и красноречивым персонажем, который высмеивает пороки общества, в котором он живет. Чацкий использует свой богатый и образный язык для этого, подобно поэтам-декабристам.

12 стр., 5721 слов

Образ чацкого в комедии «горе от ума» (а. грибоедов)

... внутренних переживаний героя Значение образа Чацкого Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в ... Чацкий (сочинение) ЗДЕСЬ Источник: http://resoch.ru/obraz-chackogo-v-komedii-gore-ot-uma-sochinenie/ Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» — сочинения ... Прошедшего житья подлейшие черты. Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает ...

Один из знаменитых монологов Чацкого — «А судьи кто» — яркий пример его критики дворян, которые живут по старым канонам и полагаются на устаревшие источники информации. Чацкий обличает крепостников, торгующих людьми, а также высмеивает галломанов, поклоняющихся всему иностранному.

В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы», что указывает на то, что он не одинок в своем стремлении к переменам. В комедии также упоминаются другие персонажи, которые можно считать союзниками Чацкого. Они разделяют его эстетические и этические воззрения и стремятся к изменениям в обществе.

Таким образом, комедия Грибоедова «Горе от ума» является отражением эстетических и этических идей декабристов. Чацкий, главный герой произведения, не только воплощает этику и эстетику декабристов, но также имеет много общего с реальными историческими лицами этого времени.

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» является образцом социально-политической литературы и дает правдивую картину жизни русского общества после Отечественной войны 1812 года. В работе Грибоедова обнаруживается процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьба со своим классом. Специфика жизненных ценностей двух основных лагерей – фамусовского Общества и антикрепостников – является соперничеством на различных уровнях.

Фамилия Чацкий была первоначально написана как Чадский, что соответствует одному из героев пьесы Александру Ивановичу Чадскому. Отход от традиционной модели поведения дворянства был бунтом не столько против общественных нравов, сколько против собственных самодовольных предразсудков и лени. Фамусовы, занимавшие традиционное место в русском обществе, продолжали крепиться в своих традиционных устойчивых убеждениях и идеалах, не признают людей, которые не соответствуют их моральным критериям. Во многом это объясняет характеросновного конфликта в комедии Грибоедова.

Чацкий, как представитель антикрепостников, вынужден бороться со своим обществом ради своих искренних чувств к Софье, которые нарушают установленные стандарты «хорошего тона». Чацкий считает, что не только богатство должно определять статус человека в обществе, а в первую очередь – его интеллектуальный и моральный уровень. С его точки зрения, традиционные морально-нравственные установки вымирают, и общество должно пристраиваться к новым реалиям.

Таким образом, противоречие между двумя общественно-политическими направлениями (фамусовским и антикрепостническим) его является не мелким интриганом, а борцом за новый порядок в моральном и нравственном развитии русского общества. Его жизненное понимание призваний, идеалы и вера в свою правоту отражено во многих монологах, которые являются одними из самых знаменитых не только в самой комедии Грибоедова, но и в русской литературе в целом. Именно поэтому комедия «Горе от ума» остается до сих пор актуальной и интересной даже для современных читателей и зрителей.

23 стр., 11420 слов

Споры вокруг главного героя комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова

... Комедия «Горе от ума» ходила по рукам в рукописи, - вспоминал декабрист А.П. Беляев, - наизусть повторялись его едкие насмешки; слова Чацкого «все распроданы поодиночке» приводили в ярость: это ... комедии Грибоедова возникло выражение «фамусовское общество», ... Чацкого. В настоящей работе даётся обзор всех трактовок образа главного героя, отношение к нему современников, критиков и друзей Грибоедова. ...

В данной работе рассматривается сравнительный анализ образов двух героев — Фамусова и Чацкого в комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова. Основной целью исследования является выявление различий между этими персонажами и их роли в произведении.

1. Образ Фамусова

Фамусов — почтенный камергер, богатый и влиятельный человек. Он женат на богатой женщине, имеет детей и внуков. В начале комедии он проявляет благосклонность к Чацкому, своему воспитаннику, и даже готов уступить ему руку своей дочери. Однако, ставит при этом свои условия, требуя от Чацкого службы и послушания.

Образ Фамусова является типичным представителем фамусовского общества, которое характеризуется бесчеловечностью, лицемерием и лжепатриотизмом. В его диалогах с Чацким прослеживается борьба за власть и влияние, а также противостояние идей и ценностей.

2. Образ Чацкого

Чацкий — новый и свежий образ, врывающийся в жизнь и несущий перемены. Он выступает в роли героя своего времени, который разоблачает крепостничество и его порождения, такие как бесчеловечность, лицемерие, тупая военщина, невежество. Чацкий представляет передовые идеи своего времени и выражает целую политическую программу в своих монологах.

В диалогах Фамусова и Чацкого происходит борьба, которая постепенно превращается в важную и серьезную битву. Оба героя бросают друг другу перчатку и высказывают свои претензии и обвинения. Чацкий отвергает службу и подчинение, считая их несовместимыми с его идеалами и устремлениями.

Исследование образов Фамусова и Чацкого позволяет более глубоко понять суть комедии «Горе от ума» и ее социально-политическое содержание. Различия между этими героями подчеркивают противоречия и проблемы общества того времени, а их борьба отражает борьбу идей и ценностей.

Заключение

Исследование образов Фамусова и Чацкого в комедии «Горе от ума» позволяет сделать вывод о том, что эти персонажи представляют разные стороны идеологической борьбы своего времени. Фамусов символизирует старый порядок, характеризующийся лицемерием и бесчеловечностью, а Чацкий представляет новое и свежее, выражающее передовые идеи и ценности.

Это исследование помогает лучше понять значение и роль этих героев в комедии и их влияние на развитие сюжета и конфликта. Оно также позволяет рассмотреть комедию «Горе от ума» как произведение, в котором отражены социально-политические проблемы и идеи своего времени.

Развитие сюжета и социальная интрига в комедии «Горе от ума»

В комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов рисует образы различных персонажей, которые становятся в оппозицию к главному герою Чацкому. Он страдает от клеветы и злословия со стороны анонимных персонажей, таких как г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княжна и другие. Сплетни и слухи о Чацком распространяются, как «снежный ком», и привлекают внимание общества.

Однако помимо социальной интриги, в пьесе также присутствует любовная интрига. Гончаров отмечает, что каждый шаг и слово Чацкого тесно связаны с его чувствами к Софье. Непонятное поведение Софьи, ее отношение к Чацкому вызывает его раздражение и мучения, которые он выражает в своем монологе «Французик из Бордо». Чацкий не понимает, кто является его соперником — Скалозубом или Молчалиным, и его непредсказуемое поведение только усиливает его раздражительность и колкость по отношению к гостям Фамусова.

14 стр., 6592 слов

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

... Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения. Чацкий и фамусовское общество. Сочинение ... сочинения: ← Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовТемы и проблемы комедии Горе от ума (проблематика произведения) → Месть Чацкий обличает всех налево и ...

Софья, в свою очередь, также раздражена репликами Чацкого, который оскорбляет не только гостей, но и ее возлюбленного. В разговоре с г-ном Н она даже упоминает о сумасшествии Чацкого, что становится основой для распространения слухов и сплетен. Слух о сумасшествии Чацкого приобретает фантастические и гротескные формы, и сам Чацкий, не зная об этом, подтверждает его своим монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале.

Развязка обоих конфликтов

В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов. Чацкий, наконец, узнает, кто является избранником Софьи — это Молчалин. Это раскрытие тайны оставляет сердце Чацкого пустым и мучениям его нет конца. Он ощущает задетую гордость и вырывающуюся обиду. В своем горе и гневе Чацкий решает порвать с Софьей, заявляя: «Довольно! С вами я горжусь моим разрывом».

Перед тем, как окончательно уйти, Чацкий в ярости бросает вызов всему фамусовскому обществу, говоря: «Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет…».

Анализ комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова

А.С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А.С.Пушкина «Евгением Онегиным», так как «Евгений Онегин» стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, а пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества. Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий.

Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но , вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого. Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество!».

С этого начинается личная драма юноши, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

«Мильон терзаний» Чацкого

Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежденный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

3 стр., 1403 слов

Разговор Чацкого с Фамусовым о жизни из комедии «Горе от ума» (Грибоедов А.С.)

... словами «Карету мне, карету!». Монолог Чацкого Действие 4, явление 14 «Карету мне, карету!» Сочинение Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума» ... действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую – монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого. Раньше он называл ...

Развитие сюжета

В ходе событий главный герой, Чацкий, сталкивается с Фамусовым и начинает спорить с ним о своем образе жизни и ценностях. Хозяин дома, Фамусов, признает правильность своего дядюшки, Максима Петровича, который живет в роскоши и имеет множество прислуги.

  • Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам.

Очевидно, что Чацкий сам не отказался бы от такого образа жизни, поэтому он не понимает требования Чацкого о службе делу, а не лицам. В истории переплетаются любовные и социальные конфликты, становясь единым целым. Для Чацкого личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная проблема усложняется личными отношениями. Все это изматывает Чацкого и приводит к множеству терзаний, как отмечает Гончаров.

Состояние неопределенности в жизни приводит героя в неистовство. Если в начале действия он был спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна полная неуравновешенность его души и ума. Он становится объектом насмешек, от которого все отворачиваются. Однако его образ имеет трагическую составляющую: его монолог является результатом несчастной любви и неприятия обществом его мыслей, чувств и убеждений, которые он защищает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью «миллиона терзаний» Чацкий ломается и начинает противоречить здравой логике. Все это приводит к распространению невероятных слухов, которые, кажется, необоснованными, но о которых говорит весь свет:

С ума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… С чего б взяла она!

Чацкий не только не опровергает слухи, но, возможно, сам их подтверждает, устраивая сцены на балу, прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час побыть успеет, подышит воздухом одним, И в ком рассудок уцелеет… Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но вовсех его словах есть правда — правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Стоит посмотреть следующий материал:

Стоит посмотреть следующий материал  1

Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е.Замятина «Мы») Судьбы русской деревни в литературе 1950-80 гг Нравственный выбор героев в повести В.Быкова «Сотников» Жизнь и творчество А.Солженицына Нравственная сила добра (по произведениям В.Шукшина, А.Алексина, Г.Щербакова) Современная советская проза о Великой Отечественной войне Мой любимый поэт В.Высоцкий.