Актуальность политической комедии Грибоедова сегодня: «Горе от ума», крылатые фразы произведения

Сочинение

Образ Чацкого

Представителем прогрессивной молодежи, стремящейся к переменам, знаниям и реформам является главный герой того времени – Чацкий. Именно ему принадлежат в драме «Горе от ума» крылатые фразы, разоблачающие косность царского строя.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» — это позиция умного, образованного, имеющего стремление приносить пользу, но не востребованного в ретроградном обществе молодого человека.

В одной этой фразе раскрыт смысл жизни современников Грибоедова. Люди не могут сделать карьеру своим умом и достижениями на службе. Чтобы получать новые звания, необходимо прислуживать высшим чинам и быть подхалимом. В современном обществе происходит то же самое – кумовство, коррупция, покупка чинов, как будто автор только вчера написал свое произведение.

Для Чацкого свобода личности – это главный критерий, к которому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня.

Под прикрытием красивых фасадов в самом обществе нет видимых перемен, нет желания меняться, расти профессионально и духовно. Во главе всего стоят деньги и власть.

Образ приспособленцев

В пьесе «Горе от ума» крылатые фразы и выражения характеризуют не только Чацкого, но и его антипода Молчалина.

Грибоедов замечательно передал его «рост» от безродного тверского мещанина до секретаря Фамусова в чине асессора: «…он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», — так описывает Молчалина Грибоедов.

Приспособленчество, угождение высшим чинам — ничего не поменялось со времен написания комедии. В произведении «Горе от ума» крылатые фразы (2 действие) очень ясно передают характеристику того общественного строя. На словах все хотят перемен, но при этом осуждают тех, кто к ним стремится. «Свежо предание, а верится с трудом», — так говорят и сегодня, когда слышат рассуждения о необходимости в реформах при полном бездействии власть имущих.

Грибоедов в своей комедии в образе Молчалина раскрыл категорию людей, которые готовы унижаться сами ради почестей, а добившись их, унижать и уничтожать других на своем пути.

4 стр., 1733 слов

Образ и характеристика Молчалина в комедии Горе от ума Грибоедова

... целей. Сочинение Характеристика и образ Молчалина После выхода в свет комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" имя героя Молчалина стало нарицательным, а фраза Чацкого "Молчалины блаженствуют ... в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете». Вариант 2 Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин – именно из тех фамилий, ...

Современные карьеристы мало чем отличаются от Скалозуба, Молчалина и Фамусова. «Чины людьми даются» — так в «Горе от ума» крылатые фразы (3 действие) передают возможность получения званий, чинов и привилегий.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Фамусовское общество

Отдельным объектом в комедии «Горе от ума» считается фамусовское общество, которое, как на подбор, состоит из карьеристов, приспособленцев, лицемеров и воров.

Такие яркие образы, как Скалозуб, Фамусов, Молчалин и князь Тугоуховский, являются представителями окружения, в котором жил Грибоедов. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родовписывает и современную общественную элиту.

В пьесе «Горе от ума», крылатые фразы которой актуальны и сегодня, Грибоедов столкнул в одном доме разных представителей общества, вскрыв его «нарыв». Чацкий оказывается в одиночестве со своим пламенным желанием изменить жизнь общества к лучшему. Он имеет последователей, о которых косвенно упоминается в комедии, например, кузен Скалозуба, который бросил военную карьеру и уехал в имение, чтобы обустраивать жизнь крепостных крестьян.

Но таких людей слишком мало, чтобы повлиять на общественное мнение. То же происходит и в современном обществе. «Вольнодумцы» считаются изгоями и преследуются как общественностью, так и властью.

«Горе от ума» в современном мире. Актуальность и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Современна ли комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия — одно из них.

Александр Сергеевич Грибоедов: 200 лет со дня рождения

Исполнилось двести лет с момента рождения выдающегося русского дипломата и драматурга — Александра Сергеевича Грибоедова. Дата его рождения остается одной из многих неокончательно установленных дат, но сегодня мы отмечаем это великое событие.

5 стр., 2139 слов

Тема крушения иллюзий в комедии Грибоедова «Горе от ума

... есть и в комедии Грибоедова. Чацкий должен был бы играть роль первого, удачливого любовника, который в финале, успешно преодолев все трудности, благополучно женится на своей возлюбленной. Но развитие действия комедии и ... не уважает. … Она не ставит в грош его». Так Грибоедов ведет действие к закономерному финалу: крушению иллюзий всех основных героев. Но мотивирован такой финал не с точки ...

В эпоху, когда Фамусовы занимали высшие места в обществе, а Скалозубы становились генералами, а женщины, как Софьи и Лизы, привлекали внимание общественности своей активной деятельностью в общественном движении «Женщины России», Грибоедов оставался ярким и уникальным личностью в истории России. Молчалины занимали почетные должности в министерствах и комитетах. Но как же были связаны судьи с этим миром?

Горе от ума: Вечная актуальность

Пьеса «Горе от ума» Грибоедова остается одним из наиболее живых и современных произведений в русской литературе. Это было так, это так и будет так. Ее глубокий смысл и острое замечание касаются многих аспектов общественной жизни.

Декабризм и социальная психология

Важно отметить, что Грибоедов был связан с декабристами, но его взгляды и его произведение имеют более широкий контекст. Наше понимание декабризма как общественного движения с течением времени уточняется. Мы осознаем трагические черты российской общественной жизни, а также долгую историю тоталитаризма.

В «Горе от ума» Грибоедов не атаковал только «строй» и «систему», как это учили в школе. Его интересовала социальная психология, которая далеко не всегда является «черно-белой». Фамусов и Чацкий, несмотря на свои различия, часто выражают похожие мысли. «А все Кузнецкий мост, и вечные французы!…» — возмущается Фамусов. А Чацкий беспокоится о том, чтобы народ считал их русскими, несмотря на иностранные языки. Они оба были патриотами, оба глубоко связаны с Россией, и в этом заключается трагическая суть комедии.

«Строй» и «система» могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб, и Чацкий остаются вечными символами истории. Они олицетворяют различные аспекты русской души и общества, их жизненные драмы продолжают звучать и сегодня.

Чацкий: персонаж и символ

В «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Чацкий является одним из главных персонажей, который вызывает интерес и недоумение у читателей. В разные времена истории, Чацкий представлялся в разных обличиях, но его суть оставалась неизменной — он был выдающимся умом своего времени.

Пушкин, в своей критике пьесы, упрекал Грибоедова в том, что Чацкий является лишь «добрым малым», произносящим умные речи перед непонимающими Скалозубами и Тугоуховскими. Однако, Грибоедов и Сахаров убеждали в обратном — говорить надо перед теми, с кем свела тебя история, даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет.

Неисчерпаемость «Горе от ума»

Самое интересное в пьесе заключается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове. Они становятся символами времени и общества, которые не могут быть полностью поняты и раскрыты.

Век нынешний и век минувший

Всегда были россияне, для которых их век казался самым невероятным. Пушкин и Грибоедов неоднократно слышали жалобы на время, и их герои, Фамусов и Герцог, также сокрушались над «ужасным веком».

Можно предположить, что времена отличаются только по принадлежности — наше оно или не наше.

Сюжет и символика

Сюжет «Горе от ума» разворачивается в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Грибоедов, однако, расширил временные и пространственные рамки, чтобы показать полную картину жизни дворянского общества и новое, зарождающееся в его пределах.

6 стр., 2926 слов

«Образ Чацкого» Горе от ума по литературе 9 класс

... этом в нашем сочинении по произведению Грибоедова в 9 классе. Горе от ума сочинение Работая над комедией, Грибоедов раскрыл пороки современного ... и во взглядах на жизнь. Ведь это именно она распустила слух о его сумасшествии. Чацкий не боится высоких чинов, ... выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим ...

Чацкий как образчик трезвого мышления и борьбы с пороками общества

Чацкий – это персонаж, который отличается незаурядным умом, честностью и искренностью. В ходе споров с Фамусовым, мы видим, как вырисовывается образ человека, способного трезво мыслить и видеть пороки общества, а также желающего бороться с ними. Грибоедов особенно ярко показывает эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Молчалин, который исправно выполняет завет отца – «угождать всем людям без изъятья», предстает перед нами как подлый человек, у которого нет ничего святого. Чацкий описывает его как «низкопоклонника и дельца».

Критика общества и противопоставление Чацкого другим персонажам

Фамусов, высокопоставленный чиновник, и Скалозуб, тупой солдафон, – вот люди, с которыми Чацкий сталкивается. В то время как Молчалин, Фамусов и Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, которого он уважает и считает «умным и бодрым». Он презирает угодничество и карьеризм, хотя готов служить. Он критикует общество, погрязшее в лицемерии и разврате, и задает вопрос: «Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве…»

Смысл комедии и актуальность темы в современном обществе

Пьеса «Горе от ума» Грибоедова является актуальной и по сей день. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, мы можем увидеть живое отражение этой комедии в нас самих. Грибоедов мечтал о счастье и свободе, и его пьеса становится светом, который возвращается к нам. Мы можем видеть себя и общество в образах Чацкого, Молчалина, Фамусова и Скалозуба, и задуматься о том, какие ценности и принципы мы признаем важными в нашей жизни.

Горе от ума: многовековой шедевр А.С. Грибоедова

Комедия в стихах «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, является одним из наиболее блестящих произведений русской классической литературы. Каждое повторное чтение этой комедии вызывает у меня массу эмоций и размышлений. Она является не только прекрасным художественным произведением, но и имеет глубокий смысл, который остается актуальным на протяжении многих столетий.

Формирование сюжета комедии

Грибоедов создал «Горе от ума» на основе реальных событий, которые произошли с ним лично. Вернувшись из-за границы, он присутствовал на одном из светских мероприятий в Санкт-Петербурге. Вечером автора комедии поразило поведение публики, которая преклонялась перед иностранными гостями. Грибоедов не мог пройти мимо этого явления и сделал резкую уличительную речь, которая вызвала негодование и осуждение со стороны некоторых гостей.

Обиженный и оскорбленный, Грибоедов решил отомстить обществу, создав комедию, в которой он выразил свои мысли и чувства. «Горе от ума» стал непревзойденным произведением и принес Грибоедову всемирное признание.

14 стр., 6592 слов

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

... оппонентом старика Фамусова стал Чацкий, конфликт их противоположных взглядов на простые вещи постепенно перерастает в социально-политический. И чем дальше, тем им сложнее найти точки соприкосновения. Чацкий и фамусовское общество. Сочинение Фамусов — зажиточный помещик, ...

Цитаты и влияние комедии

«Горе от ума» стал не только популярным произведением, но и источником множества цитат. Люди со всего мира говорят о ней и цитируют ее мудрые высказывания. В комедии Грибоедов исследует моральные проблемы общества и критикует его двойные стандарты. Она навсегда остается актуальной и до сих пор вызывает интерес и восхищение у читателей и зрителей.

Комедия И. С. Тургенева «Месяц в деревне»

В комедии И.С. Тургенева «Месяц в деревне» автор выразил столкновение «старых» и «новых» взглядов на крепостничество, общество и развитие государства. В труде автором были соблюдены только два классических единства: времени и места, действие отсутствует.

Персонажи

На мой взгляд, основных героев в комедии не существует. Каждый персонаж несет свою идею и имеет очерченный облик.

  • Аркадина Наталия Петровна — богатая помещица, чей образ символизирует «старую» Россию, державность и беспринципность.
  • Белинский Василий Григорьевич — молодой ученый, который выступает как голос разума и новых идей.
  • Деревцов Аркадий Николаевич — помещик, который представляет «старую» Россию, женат на Аркадине и проводит беспечную жизнь.
  • Катаев Михаил Львович — молодой крестьянин, занимающийся образованием, символизирующий новое поколение, стремящееся к прогрессу.

Таким образом, комедия И.С. Тургенева «Месяц в деревне» является остроактуальной до наших дней, показывая столкновение «старых» и «новых» взглядов на жизнь.

Фамусов Павел Афанасьевич

Фамусов Павел Афанасьевич — главный идейный противник Александра Чацкого в произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души». Герой выступает в роли ярым ненавистником просвещения и бездушным человеком. Он относится к представителям «века минувшего», не признает новизну в жизни и настаивает на сохранении авторитетов, устоев и обычаев.

Негативные черты Фамусова

Кроме того, главная негативная черта Фамусова – жизнь предрассудками. Он не чувствует себя уверенно в новых условиях, не приемлет новые идеи и не готов изменить свое мировоззрение. С другой стороны, он использует свое положение и состояние для достижения личных интересов и ухлестывания за служанкой Лизой.

Фамусов и «фамусовское» общество

Фамусов является богатым барином-помещиком и поклонником дворянской Москвы. В так называемом «фамусовском» обществе все держится на связях, а сам герой считает такую модель жизни идеальной. Однако, его двуличность и нежелание изменяющегося мира и новых идей приводят к тому, что его обманывают все — родная дочь Софья, преданный секретарь Молчалин и служанка Лиза.

Позиция Фамусова в общественной жизни

Фамусов выступает в роли противника новизны во всех областях политической и общественной жизни, однако его мнение не подкреплено никакими аргументами, кроме ссылок на авторитеты и устои. В разговоре с Чацким он затыкает уши, боясь услышать новые идеи и смелые речи, которые могут изменить его мировоззрение.

Дочь Павла Афанасьевича, Софья, представляет себя в роли героини романа. Она воспитана по всем нормам и правилам московских барышень, но не обладает способностью разбираться в людях и отвечать за свои поступки. Она не способна отличить истинное чувство от подделки. Проблема заключается не только в самой Софье, но и в системе женского образования того времени, где основной целью было передать необходимые знания для успешной светской карьеры и замужества.

13 стр., 6236 слов

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума». Трагедия Чацкого

... «Горе от ума» — комедия или трагедия? В памяти многих поколений Грибоедов остался автором одного произведения — комедии title=»грибоедов. читать комедию горе от ... с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Чацкий глубоко обманулся в Софии, а не только ... что в «Горе от умадовольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец ...

Софья — личность неординарная, она проявляет страсть и самоотверженность. В комедии она занимает среднее место в конфликте между Чацким и «фамусовским» обществом. Она становится одной из составляющих любовного треугольника — Чацкий-Софья-Молчалин. Несмотря на отцовское мнение, она выбирает Молчалина, который является застенчивым, уступчивым и почтительным, но также хитрым, лицемерным и ничтожным. Сентиментальный образ Софьи полностью разрушается, когда она распускает слух о сумасшествии Чацкого, на что тот отвечает язвительно о Молчалине. Сломанное сердце у Софьи остается, когда она узнает, что Молчалин флиртует с Лизой. Однако, когда она говорит Молчалину, что ее отец узнает об этом, становится ясно, что у нее не было настоящей любви к Алексею Степановичу.

Молчалин Алексей Степанович — интересный литературный персонаж

Один из наиболее интересных и любимых героев в литературе — Молчалин Алексей Степанович. Хотя лично для меня Молчалин является «сволочной натурой», его натура все же вызывает интерес. Он пресмыкается, лицемерит, лебезит и выкручивается перед «элитным обществом». Молчалин — хитрый и скользкий персонаж, настоящий выживший.

Основное достоинство Молчалина — его настойчивость в достижении целей, несмотря на все преграды. Даже когда он ухаживает за Лизой, будучи вдохновлен Софьей, он не останавливается перед ничем. Даже когда его поймали с поличным, он не потерялся.

Многие называют Молчалина подлецом, негодяем и ничтожным человеком, и я, частично, согласен с этим. Молчалин — это «бессловесный хамелеон», играющий в увлекательную игру, где взаимоотношения между «элитным обществом» и простыми людьми становятся основным содержанием.

Чацкий с гневом и негодованием восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». В результате, пустой и ничтожный Молчалин становится виновником «мильона терзаний» благородного Чацкого и трагедии Софьи.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб — один из героев комедии «Горе от ума». Он является богатым полковником, успешным военным, который достиг успеха благодаря своим связям. Однако, по своему характеру, Скалозуб груб и необразован. Он не является умным и сообразительным человеком. Согласно Павлу Афанасьевичу, Скалозуб подходит для его дочери Софьи в качестве супруга, хотя сама Софья не считает его подходящим кандидатом. Скалозуб входит в «элитное общество» и презирает книжную мудрость. Он относится унизительно к своему двоюродному брату, который читает книги. Он также одевается по армейской моде, подтягивает ремни и выделяет свою грудь.

Лиза

Лиза — хитрая, умная и сообразительная служанка. Ее образ является типичным для классической комедии. Лиза участвует в любовных интригах «Горе от ума» и определяет характер некоторых героев. В отличие от Софьи, Лиза отличается практическим мышлением, здравым смыслом и умением разбираться в людях. Грибоедов мастерски показал, что Лиза видит насквозь личность Молчалина и расчетливость Алексея Степановича. Я считаю, что герои, подобные Лизе, являются неотъемлемой частью комедий. Они придают им особый шарм и остроту.

52 стр., 25622 слов

В.Г. Белинский Горе от ума… А.С. Грибоедова

... наказанием разлучников, - знайте, что это "драма" или "слезная комедия", или "мещанская трагедия" - что все одно и то ... По внешним признакам, по условной форме, существовавшей абстрагированной от идеи, из которой обязательно должна возникнуть каждая форма. ... очаровательных творениях искусства. Греческое творчество было освобождением человека от ига природы, чудесным примирением духа и природы, которые ...

Актуальность комедии «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной уже второй век. Времена меняются, но люди остаются теми же. Современное общество сталкивается с теми же проблемами, которые были актуальны в то время.

Проблема «отцов и детей» в современном обществе

В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад.

Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего ребенка, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь».

Различия в политических и идейных взглядах

Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!»

Проблема воспитания и образования, затронутая в комедии «Горе от ума», до сих пор остается актуальной. Общество постоянно развивается и нуждается в просвещении. Но многие из нас, подобно Фамусову, продолжают ориентироваться на советскую идеологию. Однако мы должны развиваться и искоренять кумовство, чтобы дать новому поколению образованных и целеустремленных людей возможность двигаться вперед. Комедия «Горе от ума» не потеряла своей актуальности и в наше время мы можем ощутить те же настроения, что и современный человек.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одно из самых ярких произведений русской литературы. Написанная еще в 1825 году, она стала предвестником взлета Островского и Горького. Несмотря на цензуру, русский народ оценил комедию по достоинству. Она описывает язвы и пороки, присущие Российской империи, в том числе крепостное право.

2 стр., 871 слов

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума

... еще должны были пробивать себе дорогу. Также читают: Картинка к сочинению Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума Популярные сегодня темы На землях Шотландии когда- ... выбрав вместо него Молчалина. Ценности Чацкого были непризнанны обществом. Чацкий был, попросту, отвергнут обществом. Столкновение и конфликт взглядов Фамусова и Чацкого Чацкий и Фамусов олицетворяют два поколения российского дворянства ...

Главный герой комедии — Александр Чацкий. Его личность яркая и трагичная одновременно. Комедия раскрывает все проблемы, возникающие при воспитании и образовании людей, и как результат — тех пороков, которые присущи обществу. Комедия «Горе от ума» остается актуальной до наших дней.

Что позволило «Горе от ума» стать бессмертным произведением?

Одной из причин, по которой «Горе от ума» вошло в число бессмертных произведений, является его живой стиль написания и острая критика того, что было неприемлемо в то время. Каждая фраза книги стала крылатой и прочно вошла в современный язык.

Книга обладает множеством достоинств, одним из которых является живой язык. Однако это только одно из многих достоинств, которые есть у этой книги.

Борьба сердца и разума в комедии

Центральным моментом в комедии является борьба сердца и разума и ее влияние на идейные баталии. Главный герой, Чацкий, пронзен стрелой Амура, что мешает ему объективно оценить ситуацию. Его эрудиция и блестящий интеллект не позволяют ему заметить изменения, произошедшие с его возлюбленной Софьей. Эмоции ослепили Чацкого, и он выглядит умалишенным в глазах общества.

Читатель, прочитав комедию, сочувствует Чацкому и разделяет его душевные муки.

Актуальность и смысл произведения

Прошло уже почти два века, но современные Молчалины, Скалозубы и подобные им все еще на вершине власти. Достойным людям приходится бороться за свое место под солнцем.

Власть и наличие денег ценятся выше, чем духовное развитие. Быть интеллигентом сегодня означает столкнуться с трудностями.

Пророческий дар Грибоедова позволяет его произведению до сих пор проникать до глубины сердца читателя. Болезненно видеть, что за 174 года общество не изменило своих приоритетов.

Причина сохраняющейся инерции

Один из героев, Фамусов, видит ответ в том, что безумцев стало больше, чем когда-либо. Безумны и они сами, и дела, которые они творят, и убеждения, которым они следуют.

Комедия «Горе от ума» будет актуальной всегда, пока в России не изменится отношение к культуре и образованию, которые являются двумя столпами морального развития.

Скрытый смысл произведения

Скрытый смысл «Горя от ума» призывает людей бороться с тьмой – невежеством, равнодушием к проблемам и ограниченностью мышления.

Для нынешней молодежи важней всего следовать принципам Чацкого в отношении образования и своей деятельности. Чацкий умел веселиться, когда отдыхал, а вот в делах был серьезен и призывал никогда не смешивать веселье и работу.

  • Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
  • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
  • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
  • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
  • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
  • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
  • ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский).

    14 стр., 6502 слов

    Горе от ума чацкий лишний человек. : Чацкий — странный ...

    ... Андреевич Чацкий открывают тему «лишнего человека» в русской литературе 19 века. Они - два совершенно разных человека. Чацкий - герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ... а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются ... в такой ситуации. Грибоедов не имел задачи показать По словам И. А. Гончарова, роль Чацкого в этом произведении ...

    Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846).

    Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]

  • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
  • Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
  • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
  • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
  • Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
  • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
  • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
  • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» не теряет своей актуальности вот уже второй век. Время другое, а люди все те же. Современному обществу характерны все проблемы, которые были так близки и тому времени. В наше время, нам так же, как и героям пьесы, не чужда проблема «отцов и детей». Она звучит крайне злободневно в то нестабильное время, в котором мы живем. Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. Фамусов стремится удачно выдать Софью замуж. Не кто иной, как Скалозуб, успешный военный, по мнению заботливого отца, подходит на роль будущего супруга Софьи. Но самой Софье нужен совсем другой человек, в Молчалине нашла она идеал мужчины. Похожую ситуацию мы наблюдаем в современной повести Галины Щербаковой «Дверь в чужую жизнь». Нередко два поколения сталкиваются в своих политических и идейных взглядах. В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. Что Фамусов признает за ум, Чацкому кажется безумием. В фамусовском обществе «тот славился, чья чаще гнулась шея», Чацкому же мерзка выслуга и протекция, и на резонный совет Фамусова послужить он отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу, потому что только там они будут оценены по заслугам. Возможно, так же поступил и Чацкий, уехав из Москвы со словами: «Сюда я больше не ездок!» Проблема воспитания и образования, поднятая в комедии, остается ключевой и в современности. Общество всегда будет нуждаться в просвещении, потому что оно не стоит на месте, оно всегда развивается. Как и тогда Фамусов читал газеты «времен Очаковских и покоренья Крыма», так и сейчас основным источником суждений для старшего поколения является советская идеология. Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. Таким образом, читая комедию «Горе от ума», мы чувствуем те настроения, которые так близки современному человеку, именно потому что пьеса не потеряла своей актуальности и в наше время.

Герой времени

В своей комедии Грибоедов первым из писателей создал образ «лишнего» человека в закостенелом обществе. Много позже появятся Печорин, Базаров, Онегин. Поэтому впервые в «Горе от ума» крылатые фразы характеризуют душевное состояние человека, который не может применить свои таланты для блага страны и общества.

Понимать, что никому не нужны изменения, а лишь власть и деньги, сложно умному и просвещенному человеку, готовому на самопожертвование ради Родины.

«А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» В этой, ставшей крылатой, фразе Чацкий пытается найти своих единомышленников, но их нет. Не с кого брать пример и продолжать начатые реформы. Все общество застыло в своем желании ничего не менять.

Это так же актуально в современном обществе. Личные интересы в вопросах процветания, наживы и власти ставятся впереди потребностей страны и общества.

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824).

Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»).

Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.