Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов. Сочинение — это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе — элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.
Устные рассказы выделяются в особый раздел, так как они проводятся в основном в связи с чтением, что и определяет их методику.
Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.
К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов — привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания.
К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.
Актуальность
Проблема: формирование умения младших школьников свободно и правильно выражать свои мысли и чувства с помощью языковых средств.
Цель проекта:, Задачи проекта:
-
Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.
-
Проанализировать детские сочинения по тематике, типу речи, стилевой принадлежности и языковому оформлению.
-
Предложить методические рекомендации по обучению написанию сочинений в начальных классах (из личного опыта.)
2 стр., 686 словСочинения | Сочинения 9 класс. «Бесценных слов транжир и мот». ...
... зачем было посвящать целое стихотворение ничего не значащему «забулдыге»? В поэте Маяковский, прежде всего, ценил силу слова. И сам он, не ... крупицы рифм и образов. И все это - для людей, которые готовы принять сердце поэта. А он, в свою очередь, готов ... что Маяковский со своим уже упомянутым художественным чутьем не умел ценить талантливого собрата по перу. В стихотворении «Сергею Есенину» дается уже ...
Гипотеза исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Ожидаемый результат:, Конечный результат:, Теоретическая и практическая значимость:
1. Была проанализирована программа и методика работы с детьми.
2. Данная разработка уроков по написанию сочинений разных видов может быть использована педагогами — практиками.
Методическая основа исследования:
Труды выдающихся педагогов и психологов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы.
2. Изучение опыта учителей начальных классов.
3. Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.
4. Беседа с учителями и учащимися.
Этапы исследования:
1. Изучение литературы по написанию сочинений (методической, научной).
2. Разработка уроков по написанию сочинений.
3. Обобщение материала.
Содержание работы:
-
Теоретическая часть.
1)Сочинение как самовыражение личности.
С одной стороны, сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения – накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.
Сочинение придаёт смысл всем урокам родного языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.
Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассником, были бы выражением его собственной мысли, своего чувства: отгадка к загадке, результат жизненного опыта, переживания.
Сочинение начинается с первых уроков в 1 классе в виде небольших устных рассказиков, оно постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу – не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность.
В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письменном его вариантах обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Только в сочинении письмо осознаётся детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.
Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
... по ФИЗО, родители. Помещения в ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально – оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям. Гигиенические требования к музыкальному залу: 1.3 Этапы реализации системы музыкально- оздоровительной работы в ДОУ 1 – й этап ...
Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст.
Сочинение ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю и жанрам, и по тематике, по степени самостоятельности и творческого вклада, по применяемым методам и приёмам.
2) Система сочинений
Понимая цель и смысл каждого сочинения, его место в системе работы, учитель сознательно выберет ту тему, тип сочинения, определит методические приемы подготовки к нему, сумеет связать его с предыдущими и последующими упражнениями. Так учителем создается система в работе над сочинениями – система, охватывающая значительные отрезки времени: полугодие, учебный год.
Система сочинений – это расположение их в определенной последовательности, продуманность тематики, целесообразное чередование видов. Система помогает осознать необходимость каждого ее звена, элемента для развития речи и мышления учащихся, их наблюдательности, стилистических умений. Она поможет избавиться от одностороннего развития связной речи детей.
Система сочинений основана на творческом методе. Ее целью является развитие у детей самостоятельного, творческого, логически стройного мышления и на этой основе – точной и выразительной связной речи.
Система должна охватывать все доступные детям этого возраста виды сочинений, изложений и других речевых упражнений. Это позволит разносторонне развивать мышление и речь учащихся, т.к. каждый вид сочинения активизирует свои особые мыслительные операции, необходимые для работы над данным видом сочинения. Сочинение – описание какого-либо предмета или явления развивает в первую очередь внимание к существенным признакам и деталям, вырабатывает точность и наблюдательность.
3) Темы и виды сочинений
При написании сочинений учащимся необходимо следовать обозначенной теме.
Тема – предмет сочинения, то, что составляет его содержание, и которое определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков.
Тематика сочинений, при написании которых дети опираются на непосредственный опыт: «Самый памятный день лета»,«Осенний наряд природы», «Листопад», «Первый снег», «Ну и мороз!», «Неожиданная встреча», «На катке», «Мамин день», «Первые весенние цветы», «Весной в лесу», «Что такое красота», «Любимая игрушка», «Мой лучший друг», «День Победы», «Воспоминания о начальной школе».
Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...
... отвечают на вопрос и доказывают свое мнение.) Повествование-описание-рассуждение. 6. Подведение итогов подготовительной работы - Теперь вы хорошо подготовлены к сочинению. Вы знаете, о чем писать, в ... которые взрослые не одобряют, а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас каждый вспомните случай, про ...
Тематика сочинений на основе опосредованного детского опыта:
— «Золотая осень» (по картине И.И. Левитана).
— «Утро в сосновом лесу» (по картине И.И. Шишкина).
— «Грачи прилетели» (по картине А.К. Саврасова).
— «Дети, бегущие от грозы» (по картине К.Е. Маковского).
— «Три богатыря» (по картине В.М. Васнецова).
— «Аленушка» (по картине В.М. Васнецова).
— «Сказка о снежинке».
— «Письмо сказочному другу».
— «Откуда появляется роса».
— «Перелетные птицы нашего края».
Виды сочинений
Сочинение в начальной школе занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная в 1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой.
Сочинения можно классифицировать по нескольким параметрам. В зависимости от источников, сочинения делятся, во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, в-четвертых, сочинения по одной картине или по серии картин — на основе воображения учащихся.
По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и индивидуальные.
Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...
... учебно-творческих работ учащихся. Практическая значимость., Внедрение курсовой работы., Структура курсовой работы. 1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей учащихся детской художественной школы на занятиях по ... созданном продукте деятельности появляется новизна и оригинальность, можно говорить о проявлении и реализации творческой способности. Творческие способности в ...
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование – это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса природы»).
Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»).
Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.
Рассуждение – это связанный текст, в котором для доказательства какого – то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям – к выводам («За что дети любят Буратино и Карлсона?»).
По стилю сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые. Первые — это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые — записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объявления, математические задачи и т.п.
Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам: природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и т.д. Кроме того, их можно классифицировать по способу — на устные и письменные, по условиям выполнения — на классные, домашние и классно-домашние, по целям проведения- на обучающие и контрольные.
Сочинение возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.
Сочинение – от старого русского слова «чин», то есть «порядок». Сочинять, создавать сочинение – значит приводить в порядок свои мысли, свои знания.
По типу речи различают следующие сочинения: описание, повествование, рассуждение.
Сочиняя, дети описывают предметы и картины (описание), либо рассказывают о событиях, повествуют (повествование), либо связывают свои знания, сравнивают, делают выводы (рассуждение).
Чаще всего сочинения бывают смешанными. Повествование – это наиболее часто создаваемый детьми тип речи. Из всех видов описаний для начальных классов самым доступным и необходимым в речевой практике является описание предмета. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей. Оно основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения.
По музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся
... такое произведение. Сочинение песни предполагает наличие неких талантов, это означает, что быть автором не достаточно. Музыкальные ... гласит, что необходимо постоянно трудиться. Но, теперь речь пойдет не о том, как развиваться ... работа над собой, наработка навыков способствуют успеху и признанию. У писателей это, получается, посредством побуждения к действию, интуитивного выбора образов и мощных слов, ...
-
Практическая часть (из опыта работы).
1) Подготовка к сочинению.
К сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся. Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.
Например: класс готовится к сочинению “Поздняя осень”. Учительница приглашает детей в парк и предлагает присмотреться к тому, какая осень сегодня: какое сегодня небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; предложила прислушаться к голосу птиц, оставшихся у нас зимовать. Она направляет внимание учащихся от одного объекта к другому, дети с ее помощью находят нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину осеннего дня. Они замечают, что осеннее небо серое, хмурое, неласковое, по нему низко над землей ползут темные тучи. Их гонит ветер. Солнца нет. Сиротливо стоят почерневшие от дождя деревья, ветки их голые, отяжелевшие. На клумбах уже нет цветов, трава засохла. Сохранившаяся кое-где зелень имеет какой-то грязный цвет. Дует холодный резкий ветер. Он уже не гонит по дорогам листья. Они лежат на земле, сырые и грязные. Изредка моросит дождь…
На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.
После такой подготовки дети не будут мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности. Хорошо организованная экскурсия в лес, парк, сад может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.
Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Экскурсия не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.
Урок развития речи сочинение начальная школа
... корма и почему? Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст? Из каких частей ... - узнать больше про птиц; - учиться составлять план сочинения; - учится писать сочинения. Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание Л: включение в ... состоит текст? Какие типы текстов вы знаете? - Вам предстоит работа в парах. - Я выдам Вам карточки, посмотрите и сформулируйте ...
Например, можно предложить детям после уроков поиграть в снежки, и сразу же объяснить детям, что предстоит эту игру описать в сочинении. Чтобы сочинения не вылились в перечисление одних только действий, от учащихся требуется описать: в какое время дня была игра, какая в это время была погода, температура воздуха, какой был снег, (мягкий или колючий, рассыпчатый); подумать, почему такой, и т. д.
примерный порядок работы над сочинением:
1. Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме.
2. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка записанного.
В начале работы над сочинением учащимся предлагается внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило. В ходе выполнения сочинения учитель оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся. Он просматривает написанное, обращает внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при затруднении. При такой подготовке большинство учащихся выполнят сочинения без ошибок.
После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна — две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.
План подготовки и проведения уроков русского языка, развития речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи :
-
словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственные наблюдения за окружающим миром;
-
рассказ о художнике и истории создания картины;
-
беседа по картине;
-
словарно-стилистическая работа по теме урока;
-
составление плана сочинения;
-
составление устного высказывания по картине;
3 стр., 1414 словВиды устных и письменных сочинений в начальной школе. статья по русскому языку
... уроках русского языка сочинения малых форм, или миниатюры, в устной и письменной форме. Все перечисленные виды работ по связной письменной речи готовят учащихся начальных классных к сочинениям в собственном смысле слова. Сочинение творческая работа. Оно требует самостоятельности ...
-
написание первого варианта сочинения (редактирование);
-
написание окончательного варианта сочинения;
-
анализ творческих работ школьников.
2) Анализ сочинений, диагностика, типовые упражнения на развитие орфографической зоркости.
После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их анализ. Вначале дается общая оценка выполнения работы классом в целом, затем читаются одна – две лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в исправленном виде читают несколько учащихся. А учащимся, допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания.
Для себя учитель должен вести составить диагностическую сетку класса, в которой он будет помечать регулярность и характер ошибок учащихся. Проводить сравнительный анализ после каждого сочинения (обычно в год 8-11 сочинений) для выявления процента успеваемости.
Диагностика работы
Ф.И.
ученика
%
раскры
тия темы
Распростра
ненность
предложе
ний
Ошибки
Связь
между
предло
жениями
Последо
вательность
текста
Связь
между
словами
Употреб
ление
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПИСАТЬ -ОПИСАНИЕ ...
... писать сочинение. Одним из основных типов сочинения, над которым работают в начальной школе, является сочинение-описание. Однако, как показывает широкая практика обучения русскому языку, на уроках развития речи при написании сочинения-описания у младших школьников возникают ...
слов
Граммати
ческие
Пункта
ци
онные
Недопись
слов
Заключение.
В этой работе я рассмотрела методику обучения в работе при написании сочинений на уроках русского языка в начальной школе. Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
В этой работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные методы обучения.
Сочинения развивают творческое начало ребенка, способствуют становлению его личности, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.
Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так называемых молчунов. Сочинения могут быть не только средством, но и показателем общего развития ребенка, его нравственных ориентиров, качества усвоения содержания начального образования и, в частности, русского языка. Характер детских сочинений может служить учителю показателем полноты реализации системы развивающего обучения.
Если осуществлять постоянный контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянный контроль над развитием мышления школьника путем систематической диагностики, т.е., изучая его сочинения, вовремя внося поправки в его мировоззрения, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным.
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/struktura-uroka-sochineniya-v-nachalnyih-klassah/
-
Балашова Т. Ю. Подготовка третьеклассников к сочинению-описанию животного // Начальная школа. — № 10 – 1998. – с.70-75.
-
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Картины по развитию речи. 1 класс. – М., 1973.
-
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Сюжетные картинки по развитию речи. 1 класс. – М., 1974.
-
Васильева Р. А., Суворова Г. Ф. Методическое руководство к картинам по развитию речи. 3 класс. – М., 1974.
-
Гуськов Т. В. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. — № 9.- 1981.- с. 23-27.
-
Елисеева М. Т. Работа над изложением и сочинением// Начальная школа. — № 5.- 1981. — с. 26.
-
Закожурникова М. Л. Обучение изложению и сочинению в начальной школе. – М., 1953.
-
Корепина Л. Ф., Борисенко Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. — № 12. – 1997. – с. 30-35.
-
Купров В. Д. Образно – эмоциональное описание предмета // Начальная школа. — № 2. – 1989. – с. 20–23.
-
Кустарева В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. Методика русского языка. — М., 1982.
-
Латышко Н. А. По системе Л. В. Занкова // Начальная школа. — № 10. – 1995. –с. 47-49.
-
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985
-
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М., 1975.
-
Львова М. Е. Взаимосвязь обучения изложения и сочинения // Начальная школа. — № 3. – 1984. – с. 32-36.
-
Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
-
Нуруллина Н. Н. Как я учу писать детей сочинения // Начальная школа. — № 3. – 1998. – с. 80.
-
Побединская Л. М. Упражнения при подготовке к сочинению // Начальная школа. — № 6. – 1987. – с. 23-24.
-
Попова Л. Ф. Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» // Начальная школа. — № 9. – 1998. – с. 50-53.
-
Потурьева Л. В. Обучение сочинению в ! — № классах // Начальная школа. — № 2. – 1988. – с. 30-35.
-
Рализаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.
-
Розенберг Л. А, Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников // Начальная школа. — № 2 – 1995. – с. 25-28.
-
Романовская З. И, Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова // Начальная школа. — № 8. – 1994. – с. 50-55.
-
Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. – М., 1976.