Урок развития речи в 8 классе. по картине В.А. Серова «Дети»

Сочинение

Урок развития речи в 8 классе., Сочинение по картине В.А. Серова «Дети».

Цель урока:

  • продолжить работу над умением описывать внешность человека по картине, наблюдать, выделять главное в портрете, используя в высказывании «портретную» лексику.

  • возобновить в памяти учащихся сведения об особенностях сочинений-рассуждений и уже знакомую детям схему композиции сочинения-рассуждения.

  • на основе образца искусствоведческого текста научить учащихся соединять в своем сочинении различные типы речи, в частности наиболее трудные из них описание и рассуждение.

  • перевести язык живописи на язык словесного искусства, с помощью слов выразить понимание увиденного на полотне.

Оборудование:

  • репродукции картин В.А. Серова «Дети», «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Мика Морозов» ;

  • портрет художника В.А.Серова;

  • словарь-таблица «портретной» лексики;

  • текст искусствоведа Г.С.Арбузова, поясняющий картину «Мика Морозов»

Ход урока:

Вступительное слово учителя: (самоопределение к деятельности)

Сегодня на уроке развития речи мы продолжим разговор о замечательном художнике конца 19 начала 20 столетия, который занимает выдающееся место в истории русского искусства. Художественное наследие этого художника огромно: только известных произведений мастера насчитывается около тысячи.

  1. Задание: узнайте картину и художника по ее устному описанию.

«Просторная комната залит а солнцем и пронизана воздухом. В ней за столом, держа в руках персик, сидит очаровательная девочка в розовой кофточке с синим б а нтом. Ее открытое смуглое лицо с легким румянцем, в обрамлении густой копны каштановых волос, внимательный взгляд темных глаз, едва заметная улыбка на губах создают обаятельный облик, полный свежести, душевной ясности и чистоты».

8 стр., 3921 слов

По картине В.А Серова «Мика Морозов»

... и заставляет восхититься талантливым художником. Другая — полотно русского живописца , написано в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина Серова «Мика Морозов» — 4 класс, сочинения , Вариант 1 ... это благодаря таланту великого художника Валентина Серова. Вариант 3 Главным образом картины Серова стал мальчик не старше 5 лет, это Мика Морозов. Кажется, что мальчик только ...

(Это картина В.А. Серова «Девочка с персиками», 1887 г.).

Валентин Александрович Серов (1865-1911г).

Он работает в разных жанрах, но более всего поражает обилие портретов: живописных, рисованных, гравир о ванных.

Главной чертой его художественной натуры является интерес к человеческому характеру.

  1. — Ребята, подумайте какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

Цели урока:

  • продолжить знакомство с художником;

  • подготовиться к творческой работе – созданию сочинения по картине художника: наши задачи собрать необходимый материал для сочинения-описания,

  • продолжить работу над умением описывать внешность человека по картине,

  • наблюдать, выделять главное в портрете, используя в высказывании «портретную» лексику;

  • возобновить в памяти сведения об особенностях сочинений-рассуждений;

  • научиться соединять в своем сочинении разные типы речи – описание и рассуждение.

  1. А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее. Перед вами портреты, выполненные великим русским живописцем Валентином Александровичем Серовым.

  • Что мы знаем об этом великом художнике?

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) – талантливый русский художник-передвижник, ученик и преемник Ильи Ефимовича Репина, великий портретист старого типа.

Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в интеллигентной семье. Его отец – Александр Николаевич Серов был известным композитором и музыкальным критиком, мать – Валентина Семёновна Серова — талантливой пианисткой, оставившей заметный след в истории русской культуры. Родители Серова были людьми высокого интеллекта и чувства долга, безупречно честные, независимые, доброжелательные и бескорыстные.

Мальчику исполнилось 6 лет, когда внезапно умер отец. Мать, увлеченная музыкой и распространением ее в народе, часто оставляла сына у знакомых и родственников. Молчаливый и сдержанный по природе, маленький Серов, оставаясь один, начал рисовать; у него обнаружились большие художественные способности.

С 10-летнего возраста талантливый ребенок обучался рисованию и живописи у великого художника Ильи Ефимовича Репина — учителя, друга и наставника, который развил его творческие интересы.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

В детские годы Серов близко познакомился также с В.Поленовым, М.Антольским, многими другими художниками, писателями, музыкантами, часто бывавшими в доме его родителей Александра Николаевича и Валентины Семеновны Серовых.

В 1880г. Серов поступил в Академию художеств, где провел 5 лет и занимался под руководством Чистякова. Уроки Репина в детстве, занятия в Академии художеств, дали Серову серьезную профессиональную подготовку.

Серов рано начал свой творческий путь. Он утвердил себя как зрелый художник 23-летним юношей. Исключительную роль в творческом становлении Серова сыграло Абрамцево, подмосковная усадьба Мамонтовых, в которой гостили и работали художники. Именно в Абрамцеве были написаны портреты «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и другие, которые принесли ему славу. Они полны лиризма, задушевности, тонко переданного чувства гармонии человека и окружающей среды.

Пристальный, внимательный взгляд Серова… Этот взгляд в детские годы самого художника уловил и изобразил на карандашном портрете (показать портрет) учитель Серова Репин. Как вы сами можете убедиться, сохранен он и на другом портрете — взрослого Серова (показать), также сделанным Ильей Ефимовичем Репиным.

Теперь уже у самого Серова были ученики. Он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Слово «живопись» нам уже понятно. Ваянием называется искусство скульптора. А зодчество — это архитектура, искусство создания красивых и удобных зданий.

В этом училище и преподавал Валентин Александрович, передавал свой богатый опыт, знания и безмерную любовь к искусству. Ученики любили Серова. Они знали, что за суровой внешностью их учителя скрывается человек с очень добрым и отзывчивым сердцем. Мастер, который создает незабываемые портреты. Детские образы Серова пленяют простотой, бесхитростностью, непосредственностью. Художник проявляет глубокий интерес к внутренней жизни детей, передает серьезность, сосредоточенность, независимость детского характера.

Детским портретам В.А.Серова свойственна картинная композиция: Вера Мамонтова («Девочка с персиками») изображена в комнате, сидящей за столом спиной к окну, из которого возникает солнечный свет, за окном — летний сад; малыш («Мика Морозов») запечатлен в стремительном повороте; двое мальчиков («Дети») стоят на террасе на фоне морского пейзажа.

— На эту картину «Дети», написанную художником в 1899 году, мы обратим особое внимание и ей мы посвятим наши творческие работы. (творческая история картины)

Летом 1899 года Валентин Александрович с семьей гостил у своего друга, художника Матэ, и жил на его даче. Дача эта – на берегу Финского залива. Окна мастерской Серова выходили на балкон, а балкон нависал над самым берегом холодного Балтийского моря. На балконе, облокотившись на перила, любили под о лгу стоять и Валентин Александрович, и его дети. Вот здесь у художника и родился замысел картины «Дети», здесь он ее и написал.

О творческой истории картины нам расскажет….

6 стр., 2961 слов

Сопоставление литературного произведения с картинами художников ...

... царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело». Почему же мы находим такое количество совпадений между картиной и произведением Островского? Может быть ... свой портрет как прообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда издания стихотворений. Так поэт впервые обратился к автопортретам, которые с этого времени сопутствуют его ...

Семья художника жила в то время в деревне Ино на берегу Финского залива. Однажды Серов застал сыновей на веранде. Они стояли, облокотясь на перила, и не замечали отца.

  • А ты бы доплыл до корабликов? — спросил меньший, Юра, всматриваясь в корабли, которые виднелись у горизонта.
  • Нет, — ответил Саша, — далеко.
  • А папа?

10-летний Саша задумался.

  • Нет, и папа не доплыл бы, — решил он, наконец.
  • А кто доплыл?
  • Пираты доплыли бы.
  • А сейчас пиратов нет?
  • Сейчас нет.
  • А те корабли – пиратские?
  • Нет, это рыбачьи баркасы.
  • Баркасы, — старательно повторил 6-летний Юра, видимо, новое для себя слово.

Серов тихо вернулся в комнату. «Как я раньше не догадался? — подумал он. — Писать их надо. Не откладывая. Здесь! На веранде!

В этот же день он принялся за работу. Картина писалась легко.

Рассматривание репродукции картины. Установка на внимание:

— Представьте себе, что вы видите эту картину в первый раз в жизни. Всмотритесь в нее внимательно. (Пауза).

Беседа, направленная на мотивацию предстоящей работы.

(Для того чтобы выразить свою любовь к детям, запечатлеть их, и еще просто отвести душу. Ему страшно надоело писать ради денег (за плату) портрет людей, для него совершенно чужих, неинтересных, иногда просто неприятных. А тут – дети! Есть возможность лишний раз полюбоваться ими, порадоваться, выразить на холсте красками всю свою нежность к ним. И мы, глядя на картину, тоже любуемся детьми, думаем: как они трогательно милы! Есть прекрасное русское слово – любование – действие по значению глагола любоваться, т.е. рассматривать кого-либо, что-либо с восхищением, с удовольствием. Любование детьми – это и будет основная мысль наших сочинений, ей и должно быть подчинено каждое предложение, каждое слово в наших описаниях картины.)

— Что прежде всего привлекает ваше внимание на этой картине?

(Дети Серова – 7-летний Саша и 5-летний Юра – главные герои картины).

— Опишите мальчиков.

— Какое время года изобразил художник?

— Что изображено на заднем плане картины?

— Какие краски и тона преобладают в картине?

— Что же главное хотел нам сказать художник, изображая эти юные создания?

— Какие чувства вызывает у вас картина? Какими средствами добивается этого художник?

(Серов наслаждался, кладя мазки на холст. По сравнению с портретами Веры Мамонтовой и Маши Симонович краски этой картины не отличались яркостью. И все очень просто в этой картине: угол веранды, песок берега, пустынное море, небо; лишь в левом верхнем углу — приткнувшийся к отмели лодки. Но посмотрите, как красивы краски на этой картине, в какой гармонии, то есть в согласии, дружбе находятся близкие по красочному тону настил веранды, небо, море!

17 стр., 8196 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... выявлению уровня творческого развития у детей. Гипотеза – является ли организованная изобразительная деятельность дошкольников эффективным средством развития творческого воображения Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного ...

Серов сумел передать красоту неяркого серенького дня и красоту детей. Свет и воздух окутывают фигурки мальчиков, отчего их рубашки кажутся жемчужными, отливая серебристыми переливами. Темно-синие штаны и черные чулки контрастно выделяются на сероватом полу терраски. Картина построена на сочетании золотистых тонов песка, серебристой воды, серого неба, покрытого тучами, сквозь которые порывается неяркие солнечные лучи. Ветер треплет теплые кудри мальчиков, доносит запах моря, наполняет всю картину ощущением свежести, какой-то особой мягкости и воздушности. Перед нами возникает картина жизни: милые задумчивые мальчики, широкий берег, море…)

Словарно-лексическая работа:

  1. Гармония ( от греч. harmonia – «связь», стройность, соразмерность) – здесь согласование, стройное сочетание, взаимное соответствие красок;

колорит (

яхта (

  1. Контекстуальные синонимы: дети, мальчики, ребята, братья, мальчуганы; (судна) плавают, скользят по зеркальной глади воды, бороздят пенные дороги моря.

  2. Временной план описания картины – настоящее время; забудьте глагол был.

Определение основных микротем.

  1. Мальчики (портрет, поза)

  2. Море (северное, сероватое, над ним – облака, сквозь которые пробивается свет; на горизонте – синяя линия).

  3. Настроение, думы, мечты мальчиков, навеянные созерцанием моря; возможно, их диалог…

Последовательность микротем может быть и другой. Каждый ученик место каждой конкретной микротемы в своем сочинении определяет сам, в зависимости от своего творческого замысла, однако полное описание картины предполагает наличие всех их.

Предупреждение орфографических ошибок:

До ск а – до щ атый (ск//щ), б а лкон (б а лка – бревно, на котором раньше крепились деревянные балконы), к о рабль (линк о р), белоснежный, светло-голубой, лок о ть – локти (о – беглый гласный), облок о титься; ф а нтазия ( от греч. ф а нт – игра).

17 стр., 8211 слов

Как я в первый раз поехал на море 5, 7 класс

... не каждый день, но зато самыми запоминающимися во время отдыха. Сочинение Первый раз на море Когда мне было 5 лет, родители решили, что нам всей семьёй нужно съездить ... песчаным пляжем. Но все мои мечты оправдались, как только прикоснулся к этой призрачной синеве и бросился с головой в теплую от солнца воду. Море как-будто ждало нас ...

Работа учащихся над сочинением.

Пусть дети будут счастливы!

План.

  1. Передо мной – картина «Дети».

  2. 1. Мальчики:

  1. внешнее сходство: портрет, одежда;

  2. позы мальчиков, различия в их характерах;

  3. характер Юры;

  4. характер Саши;

2. Пейзаж:

1) небо: блеклый цвет, облака, лучи солнца;

2) море: цвет воды, чайки, лодки, пароходы, яхты;

3) мечты Саши.

III

Оба милые, хорошие!

План.

  1. Пейзаж; настроение природы.

  2. 1. Мальчики; их настроение.

2. Внешнее сходство мальчиков.

3. Различия в характере ребят.

4. Характер Саши; его мечты.

5. Характер Юры.

III

Оба милые 1