Конспект по русскому языку » по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» (3 класс)

Сочинение

Конспект урока.

Тип урока:

  1. Тема урока : Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

  2. Цель урока : формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста по картине.

  3. Задачи: — развивать умения составлять текст по картине; умения корректировать текст с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; совершенствовать умения писать в соответствии с изученными орфограммами и пиктограммами; — формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; развивать умения работать с информацией, умения слышать и слушать собеседника;

формировать эстетические потребности и художественный вкус при восприятии произведений искусства; воспитание чувства гордости за российский народ, за Родину за её историю

IV . Оборудование и учебные материалы:

  1. УМК: «Школа России», учебник «Русский язык», Горецкий В.Г., Канакина В.П. (раздел «Картинная галерея»).

  2. Репродукция картины.

  3. Проект «Энциклопедия малыша»: Г.В. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Валентин Серов». Изд. «Белый город».

  4. Карточки.

V . Ход урока:

Организационный момент, психологический настрой.

Педагог приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

14 стр., 6933 слов

Технологическая карта . по картине И.Шишкина «Утро в сосновом ...

... …словно в русских сказках. (Дети составляют отдельные предложения по картине, высказывают свое мнение) Чудесное Озорные Поваленное Хулиганы ... по картине. - Вы назвали только отдельные слова по картине. А старшеклассник составил рассказ, послушайте. (Учитель зачитывает сочинение) ... умению самостоятельно определять и формировать задачу; Самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока ...

Пословица гласит: «Небо украшают звёзды, а человека знания и труд».

Ответы детей)

— Человека судят по его поступкам, по его делам. И я хочу, чтобы мы с вами сегодня тоже потрудились хорошо и получили много новых знаний и стали от этого лучше и краше.

2. Постановка задач урока.

Итак, мы начиняем наш урок развития речи, цель которого: развивать речь, учиться составлять текст, излагать отобранный материал, использовать в речи выразительно-изобразительные средства языка.

— Чему мы будем учиться на данном уроке развития речи? (Ответы-предположения детей)

Учитель: Да, мы будем учиться рассматривать картину Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками» и составлять свой собственный текст по ней.

(Дети списывают с доски. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»).

3.Составление плана работы., На доску записываются высказывания детей), Понять её сюжет).

4) написать сочинение по составленному плану 5) проверить сочинение.

4. Беседа о художнике. Подготовка к восприятию картины.

(На доске вывешивается репродукция картины В.А. Серова «Девочка с персиками»)

— Чтобы познакомиться с репродукцией картины В.А. Серова «Девочка с персиками», можно отправиться в картинную галерею нашего учебника или посмотреть на доску.

(Дома дети готовили сообщения о художнике и его картинах).

(В.А. Серов родился в Петербурге 19 января 1865 года. Его отец был известным композитором. Любовь к искусству прививалась Серову с детства. Рисование стало его любимым занятием с пятилетнего возраста. Мать Валентина Александровича Серова познакомилась с знаменитым художником Ильёй Ефимовичем Репиным. Он заметил, как маленький Серов любит рисовать. Рисунки маленького Валентина очень понравились Репину, и он сказал, что будет заниматься с Валентином Серовым. Так с малых лет Валентин Александрович Серов стал учеником замечательного русского художника Репина. Жил Серов в Москве. Здесь он писал портреты. Среди них есть портреты известных людей- писателей, художников, артистов. Есть портреты близких и дорогих ему людей- тех, с кем он дружил, кого любил. Эти портреты получались у художника особенно живыми и красивыми.)

— Вспомните, что такое портрет?

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном или в робе верхолаз, Летчик или балерина, или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется ПОРТРЕТ .

Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, т.е. раскрывает образ героя.

2 стр., 559 слов

По картине Серова Портрет А.В. Касьянова 9 класс

... академии преподавал в ней же. Был известным педагогом. 9 класс Описание настроения картины Портрет А.В. Касьянова Популярные сегодня темы В середине комнаты изображена молодая красивая женщина. Она ... и папа были потрясающими композиторами. Но их сын пошел по другому пути. С ранних лет у Серова проявлялся талант к рисованию. Его родители заметили рвение сына, ...

Чтобы воссоздать образ конкретного героя, работал Серов много. Часами простаивал у мольберта или склонялся над рабочим столом, делая наброски к будущим картинам. Ничто не мешало Серову сосредоточенно работать над своими портретами. Окна его квартиры выходили в сад, и шум города не проникал в неё. В своих работах Валентин Александрович Серов передал самую суть героя картины, самое главное, что порой скрыто от постороннего невнимательного взгляда.

— У каждой картины своя история. Вот также соя история и у картины Серова «Девочка с персиками».

(Сообщение ученика, домашнее задание:

В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.)

5. Рассматривание картины В.А. Серова «Девочка с персиками».

— Итак, перед нами картина «Девочка с персиками». Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть картину не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

6. Беседа по содержанию картины.

Внимательно слушайте ответы друг друга.

— Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?

(Девочка – Вера Мамонтова)

— Какой момент из жизни девочки запечатлён?

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)

— Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?

(Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)

— Расскажите, где художник изобразил девочку?

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

— Что она делает?

(В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)

— Всмотритесь в лицо девочки. Опишите лицо, взгляд девочки.

(У Веры мягкий овал лица с тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)

-Есть дополнения к ответу?

— С чем можно сравнить румянец на щеках девочки?

(Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)

2 стр., 521 слов

По картине художника И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

... Сочинение по картине Хруцкого «Цветы и плоды», которое нередко пишут ученики младших классов, должно передать богатство и своеобразие цветовой палитры. Художник ... свет и наполняют им комнату. автор изобразил один персик разрезанным Справа от букета находится несколько спелых ... дополнительный объем и задают пространство. она добавляет в натюрморт свежие нотки На заднем плане находится большая оранжевая ...

— Опишите, во что одета Вера?

(На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

— Что окружает девочку?

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)

— Обратите внимание, как тщательно выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Наверное, именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».

— Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?

(Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки.)

-Есть ещё ответы на этот вопрос?

— Какие цвета красок использует художник, чтобы создать эту картину?

(Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

— Есть дополнения к ответу?

7. Обобщение:

— Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.

8. Составление плана сочинения.

— Теперь составим план сочинения.)

— Определите тип нашего текста?

(Описание.)

— Из скольких частей будет состоять наше сочинение?

(Из трёх: вступление, основная часть, заключение.)

— О чем мы напишем во вступлении?

(О художнике и его картине.)

-Как можно озаглавить эту часть?

(Художник В.А. Серов и его картина.)

— Ознакомьтесь с содержанием карточки, которая лежит у вас на крае стола.

Карточка

Передо мной, Вера Мамонтова, смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, розовая кофточка, черный бант, бархатный персик, белоснежная скатерть, серебряный нож, солнечный свет, нежные, легкие краски, просторная комната, старинная мебель.

4 стр., 1605 слов

По картине Девочка с персиками Серова 3, 7 класс

... чувства девушки? Сочинение-описание по картине Серова Девочка с персиками 7 класс Картина « Девушка с персиками » была написана в 1887 году русским художником, живописцем Владимиром Серовым. Написание картины происходило в усадьбе Саввы Мамонтова, на портрете изображена Вера ...

— Используя карточку, отберите слова, которые можно использовать во вступлении.

во вступлении

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)

в основной части

(Мы будем описывать сюжет картины.)

— Озаглавим основную часть.

(Описание картины.)

В основной части можно несколько микротем. Как вы думаете, какие?

  • Портрет девочки.

  • Комната, озаренная светом.

основную часть

(На переднем плане картины я вижу девочку.)

— О чем вы напишите, описывая Веру? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится:

вторую микротему.

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

— О чем вы будете писать в этой части сочинения?

О солнечном свете на картине, красках художника:

— Помните, что каждую микротему надо записывать с красной строки.

— Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

(Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения вы напишите самостоятельно.

(План записывается на доске)

План

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

  • Портрет девочки.

  • Комната, озаренная светом.

3. Моё отношение к картине.

— Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.

Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

(Он должен быть

Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

  • Проверь написанное.

  • Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

    4 стр., 1559 слов

    Урок развития речи с презентацией » по картине Серова «Девочка ...

    ... по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках) Работа с упражнением №269 (учебник Львова С.И. Русский язык 6 класс. Часть 1 Рассмотрите репродукцию картины Валентина Александровича Серова (1865—1911) «Девочка с персиками» ... лексикой сочинения От данных слов образуйте существительные со значением лица: портрет, живопись; Какие глаголы используются для описания света в картине? (Свет) ...