Требования к сочинению по русскому языку в 5 классе

Сочинение

Учимся писать сочинение-описание

в 5-м классе

Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом. Но ведь они оба каждый день много раз поднимались и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон (как он сам объяснил) никогда не обращал на них внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно научиться обращать внимание, исследовать то, что мы собираемся описывать?

каштан, плод, орех

У меня на парте лежит каштан

В дальнейшем ребята получат памятки для самостоятельной работы с сочинением-описанием.

Сочинение-описание (памятка)

1. В сочинении-описании автор описывает предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или явление так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай: какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю? Сначала автор наблюдает, потом представляет изображение на «внутреннем экране».

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится.

2. Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. Если это – живое существо, вспомни его в самом характерном состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко.

5 стр., 2436 слов

Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре натюрморт (6 класс)

... слайд №4 (Подготовка к сочинению – описанию по картине в жанре натюрморт) слайд №4.1 (Цель: Составить план написания сочинения-описания по картине в жанре натюрморт и научиться его применять. ... описание по натюрморту «Плоды и птичка», т.к. здесь есть несвойственное для натюрморта изображение предмета живой природы) И сегодня, ребята, мы подготовимся к написанию сочинения именно по этому натюрморту. ...

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению. Помоги читателю «войти в тему». Например:

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку. …

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили.

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.

Длинная, приземистая собака на кривых ногах семенит вперевалочку, помахивая задорно задранным хвостиком-прутиком. Англичане называют таксу «собака-сосиска». Во Львове я слышал, как говорили: «Таксы у нас продаются на метры…». И вправду, природа, создавая таксу, забыла приделать ей третью пару ножек: пузо ее почти волочится по земле… Впрочем, у хорошей таксы живот всегда подтянут выше уровня груди. На своих коротеньких ножках она чувствует себя превосходно. (Б.Рябинин. Воспитай себе друга)

Что это была за фигура! Точно его всего укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие коротенькие, что, казалось, ему трудно носить себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея, короткая узкая головка, острая лисья мордочка, короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны. Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы просто уродцем. Но его выручал густой серовато-бурый мех, переходящий местами в желто-серый, превращавший это забавное создание в какую-то живую меховую игрушку. Звали его Гомзик. ( А.Батуев . Чудесный мир)

А.Линдгрен, В.Липатову

2. Представьте себе пейзаж по описанию, рассмотрите картину на воображаемом экране. Если есть возможность, сравните с картиной И.Шишкина «Рожь».

В.Прудоминскому

3. Используя определения из «Словаря эпитетов русского литературного языка», опишите своего друга, брата, сестру, знакомого. Возможно, предложенных вам определений не хватит. В таком случае подберите свои собственные.

Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое, заспанное, испуганное, капризное, серьезное, сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее, умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.

Глаза: голубые, голубовато-серые, карие, бархатные, большие, бесцветные, быстрые, внимательные, искрящиеся, живые, круглые, лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие, смущенные, счастливые, холодные, удивленные, укоризненные, ясные.

Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый, правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий, орлиный.

10 стр., 4892 слов

Кто написал «Робинзона Крузо»? Роман Даниэля Дефо: содержание, главные герои

... чем писателя. Робинзон Крузо и Мюнхгаузен События в жизни моряка, описанные Даниэлем Дефо, – одна из книг 17-18 ... в 1966 году был переименован в остров «Робинзон-Крузо». История Робинзона Крузо получила широкий отклик в читательской среде: в редакцию ... Книга представляет из себя автобиографию главного героя, написанную много позже произошедших в романе событий. Молодой человек по имени Робинзон Крузо ...

Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый, крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий, открытый.

Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые, суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.

4. Представьте себе, что вам предложили написать статью для журнала «Лица». Как в портрете передать характеристику человека и ваше отношение к нему?

5. Задания, связанные с прогнозированием.

Прослушайте отрывки из текста известного романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.

Если бы у нас в Англии прохожий встретил человека в таком наряде, как я, он, я уверен, шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался бы, да зачастую я и сам невольно улыбался, представляя себе, как я в моем одеянии путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете: почему внешний вид героя вызвал бы испуг или улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет герой?)

(как вы думаете: почему шляпа с назатыльником?),

Затем на мне был короткий камзол… и штаны до колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у меня совсем не было, а вместо них я соорудил себе… нечто вроде полусапог, но самого варварского фасона.

Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом и фигурой. (По Д.Дефо . Робинзон Крузо)

(Какие условия важны при выборе места для хижины? Помните, что Робинзон Крузо живет на острове.)

Во-первых, мое жилище должно быть расположено в здоровой местности и поблизости от пресной воды; во-вторых, оно должно укрывать от солнечного зноя; в-третьих, должно быть защищено от нападения хищников, как двуногих, так и четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него должно быть видно море, чтобы мне не упустить случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь корабль, ибо мне не хотелось отказываться от надежды на избавление. ( Д.Дефо . Робинзон Крузо)

Попробуйте представить и описать, как выглядела хижина Робинзона Крузо.

6. Роль стиля речи в описании., Перед вами два описания. Чем они похожи и чем различаются?

а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом. Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг сверкнуло солнце – и на горе обозначилась тропинка. По ней можно подняться на самую вершину… Еще минута – и… гора превратилась в птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в плывущий корабль…

б) Облака состоят из капель и ледяных кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти облака состоят из ледяных кристаллов. Средний ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и высококучевые, состоящие из капель и кристаллов. Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они состоят из капель. Также некоторые ученые выделяют перламутровые и серебристые облака.

Что меняется при изменении стиля речи?

Работа над сочинением в 5 классе (статья)

статья по литературе (5 класс)

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/skolko-doljno-byit-slov-v-sochinenii-po-russkomu-yazyiku-v-klasse/

10 стр., 4701 слов

Урок развития речи Подготовка к сочинению в 7 классе «Я ...

... На уроке нам необходимо подготовиться к сочинению по воображению. Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и попробуйте сформулировать тему нашего сочинения. Предполагаемый ответ ученика. Нам предстоит написать сочинение о море. «Я сижу на берегу ... II. Тема и цель урока. Слово учителя. Ребята, сегодня у нас урок ... небо; резкая зелень; бурые облака; малахитовые доски; оглушительный воздух; тонкий ...

В статье автор делится своим опытом работы над сочинением в 5 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Работа над сочинением в 5 классе

Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли. И, чтобы ребёнок успешно писал сочинения, его надо учить этому с пятого класса.

Именно уроки русского языка и литературы позволяют вести целенаправленную работу над формированием речевой культуры, грамотности. И самый важный и сложный вид работы – сочинение.

На уроках русского языка в пятом классе необходимо работать над анализом лингвистических текстов: внимательно читать текст, находить в нём ключевые слова, определять тему текста, основную мысль, самостоятельно формулировать определение какого-либо понятия, доказывать свою точку зрения, пересказывать тексты. И конечно же продолжать эту работу на уроках литературы, анализируя статьи учебника, художественные тексты, отвечая на вопросы к статьям и текстам, выполняя творческие задания в форме сочинений.

Работа над сочинениями должна проводиться в определенной системе, так как именно системность в работе по развитию письменной речи учащихся, постоянное внимание к формированию речевых навыков позволит решить эту сложную задачу. Но важна не только системность, но и учёт возрастных особенностей детей-пятиклассников. Что им интересно как читателям? Конечно же сказки, рассказы о сверстниках. Многим нравится фэнтези.

На последнем уроке по теме «А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» ребятам можно предложить творческую работу – размышление о том, что сделал бы я, получив волшебное зёрнышко. В этой работе ребята не только фантазируют, но и затрагивают вопросы культурно-нравственного содержания, актуальные в современном мире.

Особенно пятиклассникам нравятся произведения, в которых рассказывается об их сверстниках. Их захватывают приключения, испытания главного героя. Ребята как бы примеряют ситуацию с точки зрения того, а смог бы я пройти такие испытания? Например, рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На первом уроке рассказывается о том, что такое тайга, возможно ли в ней выжить заблудившемуся человеку. Ребята рассуждают, приходят к выводу, что может выжить только стойкий духом человек, знающий, как вести себя в лесу, умеющий наблюдать, анализировать. И когда пятиклассники узнают, что это автобиографический рассказ, их охватывает удивление, восхищение и возникает вопрос, а смог бы я, оказавшись, как Васютка, один в тайге, не отчаяться и покориться неизбежному, а бороться, искать выход и найти его.

На одном из уроков ребята пишут сочинение на тему «Что помогло Васютке выжить в тайге».

4 стр., 1794 слов

Конспект «Определение проблемы текста как составная часть ...

... С ТЕКСТОМ (1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из ... в определенной последовательности. Поэтому целесообразно сначала ознакомиться с этими критериями проверки и оценки выполнения части С.( стр.116-119)Ваше сочинение – рассуждение может строиться по стандартной трехчастной схеме: ВСТУПЛЕНИЕ - ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ваше сочинение ...

Работу мы начинаем с названия сочинения, определяем тему, её границы. Ребята говорят, что в этом сочинении логично использовать рассуждение. Поэтому мы вспоминаем о структуре сочинения-рассуждения, вспоминаем особенности вступления (тезиса):

Во вступлении можно сказать несколько слов о писателе, герое, об истории создания произведения, поразмышлять над темой сочинения. Эта часть не должна быть объемной. Вступление может состоять из 2-3 предложений.

Вступление является связующим звеном с основной частью, поэтому важно правильно его закончить. К примеру, логичным завершением вступления будут являться фразы «давайте поговорим об этом» или «давайте разберемся». Небольшое по объему, оно обязательно должно иметь логичный и плавный переход к основной части.

Слушаем и обсуждаем примеры вступления (тезиса).

Обязательно перечисляем качества главного героя, которые помогли ему выжить в тайге. Оформляем высказывание, используя слова-сцепки, позволяющие логично выстроить предложения этой части.

Затем обсуждаем заключение (вывод): целью заключительной части является подведение итога. Нужно подтвердить те аргументы, которые прозвучали в основной части.

Заключение во многом повторяет вступление. Как и вступление, заключение не должно превышать объема основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. Ребята приводят примеры своих выводов, затем приступают к самостоятельной работе.

В пятом классе необходимо тщательно продумывать формулировку сочинения. Тема должна быть простой и актуальной для пятиклассников. И тогда работа будет действительно интересной и успешной.