Открытый урок русского языка в 6 классе «Местоимение как часть речи»

Сочинение

МОУ « СОШ № 58» г. Волгоград

Открытый урок русского языка в 6 классе

«Местоимение как часть речи»

Предварительная подготовка к уроку

Ученикам предлагается написать небольшое сочинение-рассказ, состоящее из 5-6 предложений, повествующее про девочку или мальчика. Учащиеся должны по возможности избегать постоянного повторения тех или иных слов.

Цели:

Оборудование:

Тип урока: применение и совершенствования знаний.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Чтение учениками написанных сочинений.

III . Работа над новым материалом.

Учитель: Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только развивать свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз. Скажите мне, почему следующий рассказ нельзя назвать грамотным и красивым.

Жила-была одна девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка, выпив чаю, начинала делать уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

Учитель: Частое употребление слова «девочка» режет слух. С помощью каких средств можно исправить положение, сделав рассказ более корректным? (Подставив вместо слова «девочка» имя девочки или слово «она»).

Благодаря таким словам, как «она», «он», «я», «ты» речь становится более лаконичной и грамотной. Такие слова называют местоимениями.

Учитель раздает распечатанный теоретический материал. Чтение материала.

Местоимения

Если вы не читали поэмы «Полтава», вы не сможете сказать, о ком говорит А.С. Пушкин в следующих

Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.

1 стр., 380 слов

По рассказу В. Распутина «Уроки французского»

... жизни не ел. Так, Лидия Михайловна стала для школьника не только учительницей, преподающей школьные уроки. Она преподала мальчику настоящие уроки доброты ... помочь и приглашает школьника к себе домой на дополнительные занятия по французскому языку, а заодно надеется накормить. Но мальчик ... себе не может, как это сидеть вместе за одним столом с учителем. Тогда Лидия Михайловна придумывает игру на деньги, ...

Как зовут этого его ?

Вот еще одна литературная загадка: одиноко он стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет он в пустыне. О ком или, может быть, о чем говорит М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Утес»?

Как видно из примеров, от именных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) местоимения отличаются тем, что они ничего не называют, а лишь обозначают лицо или указывают на предмет, признак, количество вообще, беспредметно.

Выходит Петр,

Но остался влажный след в морщине старого утеса.

Местоимение, таким образом, само по себе (вне контекста) имеет только указательное значение. Но в речи или в тексте это значение становится конкретным, соотносится с определенным лицом, предметом, признаком, количеством.

Упражнение 1

Спишите. Укажите местоимения, связывающие абзацы текста. Найдите предложение, соответствующее схеме _______ _______; но _______, _______.

Солнце светит ярко, но лучи его играя и улыбаясь, купаю(т)ся в лужах вместе с вороб(ъ)ями. Речка надувае(т)ся и темнее(е)т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар(е)вет. Деревья голы; но уже живут, дыш(а)т.

В такое время хорошо гнать м(е)тлой или л(о)патой грязн(о)ю воду в к(а)навах; пускать по воде корабл(и)ки или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн(у)ю или лазить на деревья и пр(и)ввязывать там скворечник. Да, все хорошо в это счастлив(о)е время года (А. Чехов).

(Деревья голы; но уже живут и дышат.)

Учитель: Так же, как и многие другие части речи, местоимения имеют свои характеристики, разряды. Попробуем вместе заполнить

Значение местоимения

Примеры

Личные

(я, ты, мы, вы)

Возвратные

(себя)

Вопросительные

(кто?, что?, каков?, чей?)

Относительные

(кто, что, каков, чей)

Неопределенные

(никто, нечто, кое-что)

Отрицательные

(никто, ничто, ничей)

Притяжательные

(мой, твой, наш)

Указательные

(тот, этот)

Определительные

(весь, самый, другой, иной)

Упражнение 2

Прочитайте текст. Выпишите из него местоимения, распределяя их по разрядам так же, как и в таблице.

О его учености знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него целую песенку с таким припевом: «Как лететь с земли до звезд, как поймать лису за хвост, как из камня сделать пар – знает доктор наш Гаспар» (Ю. Олеша).

IV . Подведение итогов.

В качестве подведения итогов учащимся предлагается решить несложный тест. В зависимости от вопросов верным может быть от одного до трех вариантов.

1. Укажите латинское название термина «местоимение»:

а) Прономен;

б) Заномен;

в) Троп;

г) Эпитет.

2. Какие слова в тексте может заменять местоимение?

а) Существительные;

б) Прилагательные;

в) Глаголы;

г) Числительные.

3. Какими членами предложения могут являться местоимения?

а) Всеми, кроме сказуемого;

б) Всеми;

в) Только определениями и дополнениями;

г) только дополнениями и обстоятельствами.

4. Как изменяются местоимения?

а) Только по падежам;

б) Только по родам;

в) По падежам, родам и числам;

г) Только по числам.

5. Для чего в тексте используется местоимение?

а) Для замены часто повторяющихся слов;

б) Для связи предложений и абзацев;

в) Для разделения предложений и абзацев;

г) Для обогащения словарного запаса.

6. К какому типу местоимения относится местоимение себя ?

а) Личное;

б) Вопросительное;

в) Отрицательное;

г) Возвратное.

7. К какому типу местоимений можно отнести слово всякий ?

а) Притяжательное;

б) Указательное;

в) Определительное;

г) Относительное.

его, их, тех, меня, тебе

а) Тебе;

б) Их;

в) Меня;

г) Тех.

9. Какая из строк содержит примеры отрицательного типа местоимений?

а) Нечто, незачем, кое-как;

б) Свой, наш, ваш;

в) Ничей, никто, ничего;

г) Другой, такой, самый.

10. Сколько типов местоимений существует?

а) 1;

б) 9;

в) 10;

г) 15.

(Ключ к тесту: 1. – а; 2. – а, б, ; 3. – б; 4. – в; 5. – а, б; 6. – г; 7 – в; 8 – г; 9. – в; 10. – б.)

V . Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать небольшое (7-8 строк) сочинение на тему «Что было бы с языком, если бы в нем не было местоимений».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/s-mestoimeniyami-v-predlojenii-klass/

1. Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2003.

2. Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992.

3. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. – М., 2002.

4. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1995.

5. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2005.

6. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991.