Подготовка к сочинению. Работа над комментарием

Сочинение

Подготовка к сочинению. Работа над комментарием (Из опыта работы).

Сочинение учит думать,

учит понимать жизнь,

учит вчитываться в каждое слово.

В.Литвинов

Прежде чем начать писать, я задаю

себе три вопроса: что хочу написать,

как написать и для чего написать.

М. Горький

Задание 25 единого государственного экзамена по русскому языку представляет собой небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту.

Это задание проверяет:

  • коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
  • уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.

Как мы увидели, подготовка к выполнению этого работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика">вида работы начинается уже с 5 класса.

Однако написание сочинения на итоговом экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки, которая осуществляется в продолжение длительного времени и включает в себя целую систему занятий, и система эта у каждого учителя своя. Особые затруднения при выполнении данного вида работы вызывает у моих учеников написание комментария по сформулированной проблеме. Некоторые увлекаются пересказом, некоторые затрудняются в подборе 2–х аргументов из прочитанного текста. Поэтому, работая в 11 классе, я стараюсь уделять большое внимание именно комментарию.

Я не изобретала велосипед, я использовала опыт работы, методики других учителей и тех, кто имеет хоть какое-то отношение к сочинению. Это и опыт С.В.Драбкиной, и рекомендации Цыбулько и Егораевой, и многих учителей-практиков. Что же я применяю в своей работе, в частности в работе над комментарием? Давайте вспомним:

14 стр., 6939 слов

Демонстрационная версия экспериментальной экзаменационной работы ...

... текст и выполните задания 1 – 4. (1) Помню, бродили мы по одному из кавказских бота­нических садов. (2) На табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная юкка, эвкалипт, лавровишняУже не поражали ... текст иного типа речи. 0 К 4 Композиционная стройность работы учащегося А) Учащийся демонстрирует умение логично и связно строить высказывание; текст правильно разделен на ...

Прежде чем начать писать 1

Поэтому необходимо, во-первых, понять текст так, как понимал его сам автор, увидеть описанную в произведении картину мира «глазами автор»;

во-вторых, включить произведение в свой духовный контекст, увидеть мир произведения собственными глазами, вступить с автором в диалог (спор или согласие)

Я предлагаю вам попытаться это сделать на примере текста таджикского писателя Саттора Турсуна. Но вначале хочу прочитать отрывок из стихотворения Нины Сташок «Брошенные старики».

Я видела такую жизнь в одном селе Сибири,

Где брошенные старики, как могли так жили.

В неделю раз, а то и в две приходит автолавка,

Порой нет силы подойти к машине до прилавка.

И если вдруг погожий день и солнце ярко светит,

Так радовались старики, как маленькие дети!

И пирожки порой пекли, чужих всех угощали,

А вот родные в гости к ним почти не приезжали.

Я часто начинаю анализ текста с какого-нибудь эпиграфа, стихотворения, ролика, чтобы эмоционально подготовить учеников к восприятию информации, содержащейся в тексте.

Уже по данному стихотворению становится понятно, о чем пойдет речь.

Давайте прочитаем текст.

1)Когда из машины вышли мужчина и женщина и, смеясь чему-то своему, приблизились к подъезду, старик поднялся навстречу. 2)Увидев его, они приостановились, удивлённо переглянулись.

3) – Мы уже и не ждали вас, — после первых приветствий стал оправдываться Мурод. 4) –Решили, что не приедете, и отправились в гости. 5)Когда же вы выехали?

6) –В полдень, сынок, в полдень. 7)Как узнал, что ты звонил, сразу же собрался. 8)Думал, что и не доберусь…

9) — Да что же мы стоим, пойдёмте домой. 10)Вы же совсем замёрзли.

11)Но старик не тронулся с места. 12)Он испытующе смотрел на сына.

13) – Скажи, что случилось? 14)Почему так поспешно вызвал меня?

15) – Ничего не случилось. 16) – От Мурода пахнуло водкой и табаком. 17) – Просто соскучился…

18) – Он в Москву едет на три месяца. 19)От завода направляют учиться. 20)Вот и хочет перед отъездом повидаться, — пояснила невестка. 21)Она быстрее мужа уловила состояние старика, но поняла его по-своему и накинулась на Мурода: 22) – Говорила же, незачем беспокоить отца в такую погоду…

23) – Едешь, значит, учиться… 24)Слава богу, — сказал старик. 25) – А я, грешным делом, о чём только не передумал.

26) – Ну идёмте же… 27) – Взяв отца за локоть, Мурод повёл его в подъезд.

28)Поднимаясь по лестнице во второй раз, старик всем своим немощным телом чувствовал, как он устал. 29)Все невзгоды долгого дня отозвались в нём сплошной неумолчной болью. 30)Колоколом гудела голова, разламывалась поясница. 31)На какое-то мгновение у него появилось желание остановить сына и сказать ему: 32) «Ты, сынок, не ведаешь, что делаешь. 33)Если тебе действительно захотелось повидаться со мной, мог бы выкроить денёк и приехать. 34)Этим ты не уронил бы своего достоинства, а для меня встреча была бы праздником, я не устал бы молиться за тебя. 35)Теперь же мне ничто не в радость. 36)Как мог ты забыть, что я стар, немощен и что зимний путь не для моих костей? 37)Как мог забыть ты? 38)Ведь я отец твой…» 39)Но ничего этого не сказал старик. 40)Не мог он, не хотел признаться себе, что очаг, согревавший его все последние годы, давно уже холоден. 41)В молчании он хоронил пепел истлевших надежд.

9 стр., 4181 слов

Учимся писать по тексту художественного стиля

... текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Все мы, ребята Кизлярского ... сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора ... (7)В детдоме целую ... шефы. (10)Больше всех хвалился белорус ...

42) – Так едешь учиться? – безучастно переспросил старик, когда они уже были на лестничной площадке и Мурод, достав ключ копался в замочной скважине. 43) – Учись, сынок. 44)Хорошее это дело – учиться.

(По С.Турсуну)

Саттор Турсун (род. в 1946г.) – народный писатель Таджикистана, заслуженный деятель культуры.

Вопросы:

  1. О чем этот текст? ( о равнодушном отношении сына к своему престарелому отцу).

    Это предложение мы легко можем перефразировать в проблему, поставленную автором текста? ( Проблема равнодушного отношения детей к престарелым родителям)

  2. В каких словах заключена авторская мысль? (Учись, сынок. Хорошее это дело-учиться.)Чему учиться?

Основная мысль по сути это и есть авторская позиция. Почему автор пришел к такому выводу?

Далее мы обращаем внимание, что текст художественного стиля, тип речи – повествование. Это важно, потому что читатель должен проанализировать последовательность событий, чтобы найти узловые места. В художественном стиле, отличие от публицистического, автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через описание портрета, речи героя, пейзаж, интерьер и т.д.

  1. Какие же языковые средства помогают нам увидеть авторское отношение к тому, о чем он пишет? Давайте найдем их в тексте.

Лексический повтор в конце текста заставляет нас задуматься над советом старика:

Учиться настоящей сыновней любви, человечности, милосердию, вниманию по отношению к своим родителям, особенно когда они находятся в преклонном возрасте и так нуждаются в нашей заботе.

Теперь можно приступать к написанию комментария. Но я иногда даю детям и такие таблицы-подсказки. Они сначала заполняют их, а потом на основе этих записей строят свой комментарий.

видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

Каково отношение автора к происходящему?

Автор сочувствует своему герою, потерявшему смысл жизни: «…он хоронил пепел истлевших надежд». Всё, что так долго согревало, отца, разрушило равнодушие сына.

Хочу зачитать вам одну из работ ученика.

И закончить сегодняшнюю работу над текстом мне бы хотелось этим трогательным видеороликом.

Вы знаете, что сейчас делают ваши родители? Как они себя чувствуют? Может быть, сейчас, в эту минуту они ждут вашего звонка?