Тема: «Сочинение на этическую тему по материалу текста»
Место работы:, Должность:
Цель урока:
Формы работы учащихся, Необходимое техническое оборудование:, Структура и ход урока:, Таблица 1. Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Виды деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
Организационный момент |
Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения |
Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность |
Приветствуют учителя |
1 мин |
2 |
Этап «Вызов» |
Просмотр презентации (слайды 1 – 6) (Несмотря на то, прозвучит правильный ответ или нет, демонстрируется 7 слайд) Работа со словарём |
Слово учителя: Мы с вами настроились на работу, но вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на доске не заявлена тема. Что же это может означать? Так как у вас нет материала, то его вам предлагаю я. Посмотрите, пожалуйста, несколько слайдов и дайте свой комментарий Позиция учителя – рядом Все ли соблюдают эти нормы? Как называется порядок поведения в целом? Итак, это слово «этикет». Проверим его значение по толковому словарю. |
Учащиеся дают ответ о том, что на тему урока нужно выйти самостоятельно. Но сталкиваются с тем, что им не представлен материал, по которому нужно определить тему. Учащиеся просматривают 1 – 6 слайды презентации Предполагаемые ответ учащихся: — Слайды объединены одной темой. — Возможно, будем говорить о правилах, нормах поведения. Звучат предположительные ответы учащихся |
7 мин |
3 |
Определение темы и целей урока |
Демонстрация 8 слайда презентации |
Слово учителя: Мы выполнили определённую работу: Просмотрели презентацию, обсудили её, увидели тематическое единство слайдов и вышли на слово «этикет». Но с какой целью мы выполняли эту работу? Чего мы могли достичь и, возможно, кто – то достиг в ходе её выполнения? Тогда можем ли мы из ваших предположений сформулировать тему? |
Предполагаемые ответы учащихся: — вспомнили правила поведения; — повторили умение работать со словарём -возможно, по слайдам презентации нужно будет составить текст Звучат предположительные формулировки. (несмотря на то, прозвучит ли среди них верная, демонстрируется 8 слайд) Учащиеся записывают тему урока в тетрадь |
5 мин |
4 |
Актуализация знаний |
Запись плана и вводных слов в тетрадь |
Учитель направляет учащихся на размышление по теме урока Слово учителя: Ребята, недавно нами была изучена тема «Лексика». Скажите, пожалуйста, к какой группе лексики вы бы отнесли слово «этикет». Понятно ли вам лексическое значение каждого слова, включенного в формулировку темы? Тогда какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой? Итак, перед нами задача – написать сочинение. Скажите, пожалуйста, какие типы сочинений мы знаем и какой тип нам нужно выбрать сегодня? Обоснуйте свой выбор. По какому плану строится сочинение – рассуждение? Запишем план в По какому плану строится сочинение – рассуждение? Слова какой группы помогают составить рассуждение? Назовите и запишите их. Какая ещё стоит перед нами задача? Как вы понимаете задание? |
Ответ учащихся: общеупотребительной. Учащиеся определяются с личными задачами по уроку Ответ три типа: повествование, описание, рассуждение. Обосновывают выбор рассуждения. Учащиеся называют план сочинения рассуждения и записывают его в тетрадь
а) б) 3. Вывод Вводные. Учащиеся называют и записывают вводные слова Ответ — написать сочинение по материалу текста Ответ — откликнуться на то, что хотел сказать нам автор текста |
10мин |
5 |
Этап перехода от простых работ к работам повышенной сложности |
Демонстрация 9 слайда презентации, чтение текста учителем Самостоятельная беседа учащихся |
Слово учителя: Познакомимся с текстом Итак, ребята, о чём текст? Как вам кажется, какую проблему поднимает в нём автор? Согласны ли вы с тем, что тема этическая? Какие вопросы по тексту вы можете задать друг другу? Позиция учителя — рядом Ребята, как вам кажется, на какие вопросы мы должны ответить в сочинении? (при правильной корректировке беседы учащихся вопросы становятся очевидными) |
Учащиеся прослушивают текст, следя по слайду или по раздаточным карточкам Учащиеся вступают в беседу между собой Учащиеся формулируют и записывают вопросы для сочинения — разделяете ли вы чувства автора в отношении к её подруге (ставшей для неё бывшей подругой)? Может быть, этой подруге просто никто не объяснял, как обращаться с книгой, и она не так уж и виновата? |
15 мин |
6 |
Итоги урока |
Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля |
Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока |
3 мин. |
|
7 |
Рефлексия |
Задаёт вопросы: — Что стало сегодня на уроке главным, важным для вас? — А что было интересным? — Осталось ли что – нибудь непонятым? А непрочувствованным? Сможете ли вы откликнуться на то, о чём узнали из текста ? |
Учащиеся отвечают на вопросы |
4 мин. |
|
8 |
Этап контроля (второй урок) |
Написание сочинения Демонстрируется 10 слайд |
Позиция учителя — рядом |
Учащиеся пишут сочинение |
|
9 |
Домашнее задание |
Не задаётся, так как был урок развития речи |