Урок развития речи. на этическую тему по материалу текста

Сочинение

Тема: «Сочинение на этическую тему по материалу текста»

Место работы:, Должность:

Цель урока:

Формы работы учащихся, Необходимое техническое оборудование:, Структура и ход урока:, Таблица 1. Структура и ход урока

Этап урока

Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1

Организационный момент

Создание атмосферы учебного сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование учащихся к постановке личных целей и их достижения

Приветствует учащихся, выявляет настрой учащихся на совместную деятельность

Приветствуют учителя

1 мин

2

Этап «Вызов»

Просмотр презентации (слайды 1 – 6)

(Несмотря на то, прозвучит правильный ответ или нет, демонстрируется 7 слайд)

Работа со словарём

Слово учителя:

Мы с вами настроились на работу, но вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на доске не заявлена тема. Что же это может означать?

Так как у вас нет материала, то его вам предлагаю я. Посмотрите, пожалуйста, несколько слайдов и дайте свой комментарий

Позиция учителя – рядом

Все ли соблюдают эти нормы? Как называется порядок поведения в целом?

Итак, это слово «этикет». Проверим его значение по толковому словарю.

Учащиеся дают ответ о том, что на тему урока нужно выйти самостоятельно. Но сталкиваются с тем, что им не представлен материал, по которому нужно определить тему.

Учащиеся просматривают 1 – 6 слайды презентации

Предполагаемые ответ учащихся:

— Слайды объединены одной темой.

— Возможно, будем говорить о правилах, нормах поведения.

Звучат предположительные ответы учащихся

7 мин

3

Определение темы и целей урока

Демонстрация 8 слайда презентации

Слово учителя:

Мы выполнили определённую работу:

Просмотрели презентацию, обсудили её, увидели тематическое единство слайдов и вышли на слово «этикет».

Но с какой целью мы выполняли эту работу? Чего мы могли достичь и, возможно, кто – то достиг в ходе её выполнения?

Тогда можем ли мы из ваших предположений сформулировать тему?

Предполагаемые ответы учащихся:

— вспомнили правила поведения;

— повторили умение работать со словарём

-возможно, по слайдам презентации нужно будет составить текст

Звучат предположительные формулировки. (несмотря на то, прозвучит ли среди них верная, демонстрируется 8 слайд)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

5 мин

4

Актуализация знаний

Запись плана и вводных слов в тетрадь

Учитель направляет учащихся на размышление по теме урока

Слово учителя:

Ребята, недавно нами была изучена тема «Лексика».

Скажите, пожалуйста, к какой группе лексики вы бы отнесли слово «этикет».

Понятно ли вам лексическое значение каждого слова, включенного в формулировку темы?

Тогда какие задачи мы должны сегодня поставить перед собой?

Итак, перед нами задача – написать сочинение.

Скажите, пожалуйста, какие типы сочинений мы знаем и какой тип нам нужно выбрать сегодня? Обоснуйте свой выбор.

По какому плану строится сочинение – рассуждение? Запишем план в

По какому плану строится сочинение – рассуждение?

Слова какой группы помогают составить рассуждение? Назовите и запишите их.

Какая ещё стоит перед нами задача?

Как вы понимаете задание?

Ответ учащихся: общеупотребительной.

Учащиеся определяются с личными задачами по уроку

Ответ

три типа: повествование, описание, рассуждение. Обосновывают выбор рассуждения.

Учащиеся называют план сочинения рассуждения и записывают его в тетрадь

  1. Тезис

  2. Аргументы

а)

б)

3. Вывод

Вводные.

Учащиеся называют и записывают вводные слова

Ответ

— написать сочинение по материалу текста

Ответ

— откликнуться на то, что хотел сказать нам автор текста

10мин

5

Этап перехода от простых работ к работам повышенной сложности

Демонстрация 9 слайда презентации, чтение текста учителем

Самостоятельная беседа учащихся

Слово учителя:

Познакомимся с текстом

Итак, ребята, о чём текст? Как вам кажется, какую проблему поднимает в нём автор? Согласны ли вы с тем, что тема этическая? Какие вопросы по тексту вы можете задать друг другу?

Позиция учителя — рядом

Ребята, как вам кажется, на какие вопросы мы должны ответить в сочинении? (при правильной корректировке беседы учащихся вопросы становятся очевидными)

Учащиеся прослушивают текст, следя по слайду или по раздаточным карточкам

Учащиеся вступают в беседу между собой

Учащиеся формулируют и записывают вопросы для сочинения

— разделяете ли вы чувства автора в отношении к её подруге (ставшей для неё бывшей подругой)? Может быть, этой подруге просто никто не объяснял, как обращаться с книгой, и она не так уж и виновата?

15 мин

6

Итоги урока

Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля

Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока

3 мин.

7

Рефлексия

Задаёт вопросы:

— Что стало сегодня на уроке главным, важным для вас?

— А что было интересным?

— Осталось ли что – нибудь непонятым? А непрочувствованным?

Сможете ли вы откликнуться на то, о чём узнали из текста

?

Учащиеся отвечают на вопросы

4 мин.

8

Этап контроля (второй урок)

Написание сочинения

Демонстрируется 10 слайд

Позиция учителя — рядом

Учащиеся пишут сочинение

9

Домашнее задание

Не задаётся, так как был урок развития речи