Как правильно раскрыть тему, главную мысль сочинения

Сочинение

МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа», КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ТЕМУ,, ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ, СИСЕНОВА Л.А.

п. Краснооктябрьский, 2015

Школьное сочинение

  • анализировать тексты,

  • рассуждать на сложные темы,

  • логически мыслить,

  • подбирать в пользу своей мысли доказательства,

  • грамотно выражать мысли письменно.

С научным стилем

  • научный подход при подборе материала,

  • наличие одной главной мысли и подчинение ей всех элементов сочинения,

  • трехчастное деление (вступление, основная часть, заключение),

  • наличие плана (требуется не всегда),

  • для некоторых тем — использование литературоведческих терминов.

По сути, чаще всего нужно написать

Не всякая тема касается литературы. Существуют так называемые «свободные темы», которые позволяют порассуждать о каких-либо явлениях жизни, не прибегая к анализу конкретных произведений. Например «Как изменил нашу жизнь Интернет», «Что я думаю о русском характере». Дадут ли свободные темы в этот году — большой вопрос.

Объём школьного сочинения обычно составляет 400 — 600 слов. На экзамене будет указано минимальное количество слов, но, мы уверяем вас, что минимального количества не хватит на то, чтоб раскрыть тему, ведь надо написать несколько предложений для вступления, проанализировать 2 — 3 примера, выразить мысль, сделать вывод.

Как понять тему сочинения

Представь свежую булочку с повидлом.

2 стр., 715 слов

Сочинения на свободную тему На выставке живописи (творчество ...

... художника, стало быть, располагает к интимному восприятию. Это тоже, мне кажется, достоинство. Выставка состоялась на чудесной холмистой окраине, в Раменках. У Павлова обычная для нашей действительности ... ”! Пересоздавая, художник внес в эти, как бы уходящие в прошлое, архитектурные памятники мысль о возможности их возрождения в будущем. Художник предупреждает соотечественников: прежде чем ударить ...

Ну как ? Согласись, ты представил не просто булочку, а свежую булочку и именно с повидлом. Слова для нас – не набор букв. Мы можем представить себе запах свежей сдобы, вспомнить вкус повидла.

Представь себе, что большой круг — все, что ты можешь назвать известными тебе словами. Каждое слово будет отсекать какое-то поле смыслов. Вот пример. Большой круг вберет в себя все, что мы можем назвать предметами. Среди предметов есть булочки, среди них – свежие и чёрствые булочки. И совсем маленький круг очертит все смыслы, которые стоят за словом «свежие булочки с повидлом».

Если ты когда-нибудь занимался логикой и знаешь о кругах Эйлера, работа с такой схемой не покажется тебе слишком сложной. Естественно, что смыслы может отсекать не только слово, но и целая фраза, ведь она состоит из тех же слов. Как понять тему сочинения 1

Перед тем, как писать сочинение, ты должен вдуматься в смысл каждого слова формулировки темы и мысленно отсечь на поле смыслов нужные. То есть, проделать с темой то же самое, что и со словосочетанием про булочку. Получившийся кружок — это рамки, за которые в школьном сочинении лучше не выходить. Если уж задано написать про «луч света в темном царстве», то нельзя называть Катерину Кабанову отрицательной героиней или говорить, что она — героиня положительная, но никакого «темного царства» Островский не показал. И совсем недопустимо посвящать это сочинение Хлестакову или Базарову.

Чем больше слов в формулировке темы, тем легче понять, чего от тебя ждут.

На рисунке зелёным цветом помечена область темы «Проблема свободы в романе Ф. Достоевского» «Бесы». Тема «Проблема свободы в романе «Идиот» находится рядом, но раскрывать её нелогично. Если ты без оснований приведёшь ещё и пример из рассказа Достоевского — слишком расширишь тему, если напишешь о героях «Бесов», но не свяжешь образы героев с темой свободы — уйдёшь от темы, если напишешь о том, как с проблемой свободы в романе связан один герой — сузишь тему.

Ещё пример. На доске такая тема: «Проблема свободы в романе Достоевского «Бесы», а ты знаешь только о проблеме свободы в романе «Преступление и наказание». Не будь слов «Бесы», «роман», тема звучала бы так: «Проблема свободы у Достоевского». Не было бы этих словечек, ты справился бы! Ты написал бы на «отлично». А «Бесы» ты не читал как назло…

Перевернем ситуацию. Дана тема: «Проблематика романа «Идиот». Если ты хорошо знаешь о проблеме свободы у Достоевского, то конечно же напишешь о свободе. А проверяющий и скажет: «Ты, дорогой, сузил тему. В романе » Идиот» как минимум ставится еще проблема красоты.»

22 стр., 10948 слов

Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

... знать, в какой период жизни Достоевского создавалось это произведение и какие проблемы на тот момент волновали автора. Оказывается, у романа «Преступление и наказание» довольно ... герою. Достоевский наделил его наряду с непомерной гордостью и состраданием, и совестью, и жаждой справедливости. Теория Раскольникова – это теория хорошо продуманная. Она – не бред воспаленного сознания, не больные мысли ...

В общем, шаг вправо, шаг влево — расстрел. Удерживай рамки темы.

Вот и получается, что даже если умеешь определять рамки темы, удача не гарантирована. Лучше всего всё знать и всё прочитать, но это уже к нашему курсу отношения не имеет.

Если тема задана цитатой

перефразировать ее самыми простыми словами. Постарайся узнать, кто автор строк.

Тема может быть связана с ним или с тем произведением, из которого взята цитата.

Как подобрать главную мысль сочинения, ТВОЁ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ., Главная мысль —

Главная мысль должна быть сформулирована в одном простом предложении.

тема войны

Все части сочинения должны быть подчинены главной мысли.

Перед тем, как начать работу,

ОБЯЗАТЕЛЬНО СФОРМУЛИРУЙ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ И ДЕРЖИ ЕЁ В ГОЛОВЕ, ПОКА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОСЛЕДНЮЮ ТОЧКУ В СОЧИНЕНИИ.

Записывать главную мысль совершенно не обязательно, она может быть выражена и в подтексте, и другими словами. Но обязательно нужно все время задавать себе вопрос: «Имеет ли отношение к главной мысли то, о чем я пишу?»

Пиши, как пишется. Не обязательно сначала составлять план, продумывать композицию сочинения и подбирать тезисы. Не останавливай полет своей мысли, пока она не умчится далеко от темы. Главное вовремя остановиться, сказав себе: «О чем это я?» Потом можно поработать с черновиком, переставить абзацы и привести всё в порядок. Заметив у себя тезис или пример, не связанный с главной мыслью, ищи и показывай эту связь. Или вычёркивай абзац.

Главная мысль должна вытекать из темы сочинения.

Тема сочинения может более или менее жестко диктовать, о чем надо писать.

Тема может задавать предмет речи

Примеры таких тем.

пьесе «Гроза»; «Проблематика романа-эпопеи «Война и мир»; «Судьба Чехова»; «Что такое романтизм?».

Тема может задавать признак предмета речи

Примеры таких тем.

Тема может задавать всю главную мысль

Примеры таких тем.

В теме может и не быть конкретных указаний на предмет речи и его признак.

Примеры таких тем.

10 стр., 4517 слов

Письмо персонажу. письмо литературному герою

... на твою розу и спросить у неё, зачем она тебя обижала. Думаю, что сейчас у тебя всё хорошо. До свидания. Алина. Письмо литературному герою. ... Ипатова Ирина, 4 Б класс Письмо любимому герою книги Моя любимая книга «Карлсон, который живет на крыше», а любимый герой сам Карлсон. Он смешной, ... много морских примет и легенд. Джонни, ты понравился мне тем, что ты добрый смелый и отважный. Я с нетерпением ...

огня…»; «Размышления над страницами любимой книги».

Хорошо, если главная мысль сразу задана. Что же делать в остальных случаях?

Давай разберемся.

Предположим надо написать

Говоря языком логики, мы имеем субъект своих размышлений. А предиката не имеем. Для того, чтобы сформулировать суждение, необходимо подобрать предикат. Для этого надо ответить на один вопрос: «Что самое главное я могу сказать об образе Катерины Кабановой?» Тебя никто не неволит при выборе признака предмета речи. Можешь сказать, что мы видим один из первых образов революционерки в русской литературе. Тогда главная мысль будет формулироваться так: «Образ Катерины Кабановой — образ революционерки в русской литературе середины 19 века». Можешь иначе подойти к делу и написать о Катерине как об истинной христианке или как о психически неуравновешенном человеке. Кто хочет, может вообще обойтись без комментариев по поводу личности героини и взять за основу своего рассуждения такую мысль: «Образ Катерины Кабановой мастерски создан Островским».

Как будет звучать основной тезис сочинения в данном случае – дело твое, лишь бы ты мог хорошо ее развить и доказать свою правоту.

Если

Тема «Мой любимый литературный герой».

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/glavnaya-myisl-sochineniya-skanvord-bukvyi/

Возможные главные мысли сочинения:

  • Евгений Онегин – мой любимый литературный герой.

  • Воланд– мой любимый литературный герой.

  • Сережа Каховский– мой любимый литературный герой.

  • Пьер Безухов– мой любимый литературный герой.

  • Николай Стоврогин– мой любимый литературный герой.

  • Плюшкин– мой любимый литературный герой.

  • Мальчиш-Кибальчиш– мой любимый литературный герой.

  • Павка Корчагин– мой любимый литературный герой.

  • Кот Матроскин– мой любимый литературный герой.

Если экзаменатор или преподаватель уже все решил за тебя и задал

Сложней всего придумать главную мысль в том случае, когда