Сочинение почему онегин обречен на одиночество

Сочинение

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то заворажи­вающее и привлекающее в человеке, который способен противопо­ставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сна­чала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобо­да — в них самих, в их душе. Позже появляются произведения ре­алистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотно­шений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от обще­ства; предмет исследования художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был “чужой для всех…”. В чем причина этого? Ответ — сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс форми­рования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил “науку страсти нежной”, но она постепенно заменяет в нем способ­ность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова “лицемерить”, “казаться”, “являться”. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между уме­нием казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что про­вел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и “вседневные наслаждения”. Им овладевает “русская хандра”, ана­лог английского “сплина”, которым болел еще герой поэмы Байро­на Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, “томясь душевной пустотой”, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ниче­го не меняют в его жизни.

“Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей” — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Ко­нечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на оди­ночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат — полное одиночество героя. Но одинок Оне­гин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

7 стр., 3180 слов

Отношение автора к онегину кратко. Отношение А.С.Пушкина к главным ...

... его хранение. Сопереживание Ленскому. Жалость к Онегину. 3. Автор в роли героя: Прошлое и отношение к нему. Мысли рассказчика о деревенской жизни. Вдохновение от подмостков театра (1 ... Пушкина». Действительно, авторское начало в романе настолько сильно, что невозможно точно определить, кто главный герой – Онегин или повествователь. Автор присутствует везде: его ироничные наблюдения за жизнью Онегина ...

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь “от делать нечего друзья”. “Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”, — под­черкивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь “недо­волен сам собой”. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одер­живают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онеги­на, — “пародия”. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить ис­креннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в “нежную страсть”. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Лен­ского становится тем переломным моментом, после которого Оне­гин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувст­вовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в кото­рых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидя­щей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тя­желую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к при­меру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важ­нее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удиви­тельно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал “чужим для всех” потому, что был выше многих людей, окружав­ших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредствен­ности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. “Я думал:вольность и покой замена счастью”, — признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремле­нии найти родственную душу.

Трагедия Онегина — это трагедия одинокого человека, но не ро­мантического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого вре­мяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осужде­нием не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

5 стр., 2482 слов

Мини- «Евгений Онегин — герой своего времени»

... не способна. Сочинение 2 А.С. Пушкин описал в романе типичного молодого дворянина тех годов. Раньше молодых людей из высшего света не перегружали лишними науками и не заставляли трудиться. Поэтому главный герой романа Евгений Онегин ...

Тема одиночества в романе «Евгений Онегин»

Онегин ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий, охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой:

  • Нет: рано чувства в нем остыли;
  • Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

  • Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели,

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks

Шампанской обливать бутылкой

И сыпать острые слова,

Когда болела голова;

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов».

Он переезжает в деревню, устраивает хозяйство, знакомится с природой и, казалось бы, находит себя, но вскоре снова начинает скучать. Разумеется, плохо то, что Онегин так и не сумел найти в жизни занятие по душе. Любимое дело скрашивает существование любого человека, и, занимаясь чем-либо, приносящим удовлетворение, герой наверняка стал бы счастлив хоть в чем-то. Но самое ужасное, что отравляет его существование и о чем герой не задумывается, — это его одиночество.

У него практически нет задушевных друзей, хотя очень много знакомых в самых разных кругах. Деревенское общество внушает ему нечто вроде отвращения, только соседство с Ленским приятно ему. И то Ленский для него скорее «приятель». Он общается с ним не без удовольствия, но жертвовать для него чем-либо он бы не стал. Он и губит его без особой необходимости — только оттого, что решил «слегка» отомстить ему за мелкое неудобство. Он сам поражен тому, как далеко завела его проделка, и все же гибелью Ленского он огорчен так, как был бы огорчен любой другой трагической ошибке. Перед дуэлью Онегин винит себя в горячности, сожалеет о злой шутке, но эти слова остаются словами, да еще и невысказанными:

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится; в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

А мужем с честью и умом…

Но теперь уж поздно, время улетело…

И Онегин, внутреннее побранив себя, с нечистой совестью идет на дуэль.

В сцене первого объяснения с Татьяной мы узнаем удивительный факт: Онегин как будто дорожит своим одиночеством. Действительно, холостяцкая жизнь удобна, в ней есть свобода, досуг, и герой отнюдь не собирается чем-то жертвовать для того, чтобы приобрести неизвестное. Евгений, впрочем, облекает эту трусливую мысль в слова, полные достоинства и самоуважения:

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый…

Но эта душевная мелочность лишает его счастья в жизни — что становится ясно Онегину тогда, когда поправить что-либо уже невозможно.

Одиночество Онегина — не только свойство его души. Пушкин показывает нам, что это удел человека, который прожил жизнь неправильно и потому заслужил быть одиноким. Одиночество — наказание, и Онегин его вполне заслуживает. Да, это неплохой человек, умный, порядочный, порой добрый и гуманный (если это ему удобно), но он ленив душой. Одиночество наконец научило его многому. Результаты этого учения, правда, остались за скобками.

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВАВ РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Поэтов и писателей во все времена интересовали люди,которых можно было бы назвать чужими для всех. Есть что-то заворажи вающее ипривлекающее в человеке, который способен противопо ставить себя обществу.Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературезначительные изменения.Сна чала это были романтические герои, натурыстрастные, бунтующие.Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что ихнесвобо да в них самих, в их душе. Позже появляются произведения ре алистические,в которых писатели исследуют проблему взаимоотно шений личности и общества наболее высоком уровне.

Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся бытьсвободной от обще ства предмет исследования художников влияние общества наличность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.В конце романа герой приходит к ужасающему выводу онвсю жизнь был чужой для всех. В чем причина этого? Ответ сам роман.Спервых его страниц Пушкин анализирует процесс форми рования личности Онегина.Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководствоминостранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскуюприроду он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил науку страсти нежной, но она постепенно заменяет в нем способ ность глубокочувствовать.

Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова лицемерить, казаться, являться. Да, действительно, Евгений очень ранопонял разницу между уме нием казаться и быть на самом деле. Если бы геройПушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что про велсвою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин человек мыслящий, егобыстро перестают удовлетворять светские победы и вседневные наслаждения. Имовладевает русская хандра, ана лог английского сплина, которым болел ещегерой поэмы Байро на Чайльд-Гарольд.

Онегин не приучен к труду, томясьдушевной пустотой, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит вкнигах того, что могло бы открыть ему смысл жизни.

По воле судьбы Онегиноказывается в деревне, но эти перемены также ниче го не меняют в его жизни. Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презиратьлюдей к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Ко нечно, беда не в том,что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человекнеизбежно обречен на оди ночество.Ему не интересно то, чем живут людипосредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегдазнает зачем.

Как результат полное одиночество героя. Но одинок Оне гин нетолько потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно онутратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близостичеловеческих душ.История дружбы Онегина и Ленского приводит нас квыводу, что эти два человека действительно были лишь от делать нечего друзья. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя, под черкивает автор.ДружбаОнегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себеподшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остаетсялишь недо волен сам собой. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесьвмешиваются светские представления о чести, которые одер живают верх надздравым смыслом.

Результат безвременная смерть юного романтика.Татьяна совершенно точно находит слово, определяющееОнеги на, пародия. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное,жизненное на литературное.Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить ис креннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в нежную страсть. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже необращает внимания на этот незначимый для него эпизод.

Вообще мало что еготрогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишьхолодные размышления. Убийство Лен ского становится тем переломным моментом,после которого Оне гин впервые осознает всю неправильность своей жизни.Долгиегоды путешествия по России меняют героя.

В последней главе мы видим другогоОнегина. Он вновь обрел способность чувст вовать, но его любовь к Татьяневозникла слишком поздно.Его прежняя жизнь представляется ему пестрымикартинками, в кото рых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны,сидя щей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тя желую длянего минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегинаеще воскреснет, а Белинский, к при меру, вообще полагал, что Онегин могвпоследствии примкнуть к декабристам.

Впрочем, на мой взгляд, не это главное.Гораздо важ нее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел геройв романе, и то время, которое этот путь определило. Удиви тельно, но всечитатели сочувствуют пушкинскому герою.Причина этого, как мне кажется, в том,что мы понимаем, что Онегин стал чужим для всех потому, что был выше многихлюдей, окружав ших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и людистали для него чужими.

Герой романа оградил себя от посредствен ности, нозакрыл свою душу и для искренних чувств. Я думал вольность ипокой замена счастью, признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, чтоистинное счастье заключается в стремле нии найти родственную душу.Трагедия Онегина этотрагедия одинокого человека, но не ро мантического героя, бегущего от людей, ачеловека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений ипустого вре мяпрепровождения.А потому роман Пушкина становится осужде нием неОнегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Особенности переводов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (на примере Письма Татьяны к Онегину)

Изучение произведений Пушкина важно как в плане выявления особенностей национального языка, так и в плане развития переводческой мысли на Западе во.. В открытом обществе, в эпоху развития гласности и демократии, внимание к.. Наиболее значимые работы по данным темам принадлежат М.П. Алексееву, Ю.М. Лотману и другим современным исследователям..

Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о «молодом повесе», «наследнике всех своих родных».. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.. Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что «не создан для блаженства» семейного счастья, не хочет..

Образ автора и его роль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

СравниваетОнегина с персонажами других произведений Онвозвратился ипопал,КакЧацкий, с корабля на бал. Также оннаходит сходства между Евгением и.. На протяжении всего романа встречаютсяисторические Фигуры.Например, когда.. А по-другому и не может быть, ведь ктолучше всех может понять и показать характер персонажа? Только автор. Александр..

Москва в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкин как быне мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, какМосква.Описание Москвы и своей любви к ней Пушкина в романе.. Пушкинприводит три эпиграфа, которые открывают эту главу. Это стихи поэтов.. Когда Пушкин описывает въезд героини романа Татьяны Лариной вМоскву, он перечисляет достопримечательные московские..

Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин»

Тайнанациональности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, таксказать, манере понимать вещи. Глубокое знание обиходной.. Онегина можноназвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени.. Вместе с Онегиным Пушкина Горе от ума положили основание последующей литературе, были школою, изкоторой вышли..

Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Ему неинтересножить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — хандру.Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своеговремени.Даже.. Пушкин в своем романехотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор.. Татьяна росла одинокой, неласковойдевочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и..

Онегин и Ленский в романе “Евгений Онегин “

Оченьскоро он начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за внешнеймишурой не стоит ничего, в свете царят скука, клевета, зависть, людитратят.. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминаетсвою молодость Мы все учились.. Резкий, охлажденный ум и пресыщение удовольствиями света привели ктому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает..

Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин

М 1976, с. 166 Слова эти, сказанные более ста лет назад, сохраняют свою справедливость до сих пор. И сейчас одно только ощущение неисчерпаемости.. Уже современники Пушкина отзывались о нем как о грандиозном, безусловном.. Солнце нашей поэзии — Россия навсегда запомнила эти слова Владимира Одоевского. При имени Пушкина сказал Н.В. Гоголь..

Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Ра бо тая в Одес се над вто рой гла вой, Пуш кин еще не знал,что ско ро — не прой дет и го да — он вы ну ж ден бу дет по се лить ся в этом пре ле ст.. Но свет убил эту ве ру — ида же на де ж ду на ее воз вра ще ние Меч там и го.. Онегин уехал в деревню к дяде в то самое время, когда Пушкина выслали изПетербурга.

Тема дружбы и любви в романе «Евгений Онегин»

Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впрочем и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет. И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне.. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью он был своему приятелю наставником, покровителем. Любовь..

0.049

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать «чужими для всех». Есть что-то заворажи­вающее и привлекающее в человеке, который способен противопо­ставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сна­чала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобо­да — в них самих, в их душе. Позже появляются произведения ре­алистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотно­шений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от обще­ства; предмет исследования художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был «чужой для всех…». В чем причина этого? Ответ — сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс форми­рования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил «науку страсти нежной», но она постепенно заменяет в нем способ­ность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова «лицемерить», «казаться», «являться». Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между уме­нием казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что про­вел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и «вседневные наслаждения». Им овладевает «русская хандра», ана­лог английского «сплина», которым болел еще герой поэмы Байро­на Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, «томясь душевной пустотой», он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ниче­го не меняют в его жизни.

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей» — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Ко­нечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на оди­ночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат — полное одиночество героя. Но одинок Оне­гин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь «от делать нечего друзья». «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя», — под­черкивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь «недо­волен сам собой». Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одер­живают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онеги­на, — «пародия». Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить ис­креннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в «нежную страсть». Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Лен­ского становится тем переломным моментом, после которого Оне­гин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувст­вовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в кото­рых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидя­щей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тя­желую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к при­меру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важ­нее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удиви­тельно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал «чужим для всех» потому, что был выше многих людей, окружав­ших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредствен­ности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. «Я думал: вольность и покой замена счастью», — признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремле­нии найти родственную душу.

Трагедия Онегина — это трагедия одинокого человека, но не ро­мантического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого вре­мяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осужде­нием не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В РОМАНЕ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то заворажи­вающее и привлекающее в человеке, который способен противопо­ставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сна­чала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие.

Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобо­да — в них самих, в их душе. Позже появляются произведения ре­алистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотно­шений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от обще­ства; предмет исследования художников — влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина.

В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был “чужой для всех…”. В чем причина этого? Ответ — сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс форми­рования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил “науку страсти нежной”, но она постепенно заменяет в нем способ­ность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова “лицемерить”, “казаться”, “являться”. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между уме­нием казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что про­вел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин — человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и “вседневные наслаждения”. Им овладевает “русская хандра”, ана­лог английского “сплина”, которым болел еще герой поэмы Байро­на Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, “томясь душевной пустотой”, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ниче­го не меняют в его жизни.

“Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей” — к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Ко­нечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на оди­ночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат — полное одиночество героя. Но одинок Оне­гин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ.

История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь “от делать нечего друзья”. “Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”, — под­черкивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь “недо­волен сам собой”. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одер­живают верх над здравым смыслом. Результат — безвременная смерть юного романтика.

Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онеги­на, — “пародия”. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить ис­креннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в “нежную страсть”. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Лен­ского становится тем переломным моментом, после которого Оне­гин впервые осознает всю неправильность своей жизни.

Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувст­вовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в кото­рых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидя­щей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тя­желую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к при­меру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важ­нее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удиви­тельно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал “чужим для всех” потому, что был выше многих людей, окружав­ших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредствен­ности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, — признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремле­нии найти родственную душу.

Трагедия Онегина — это трагедия одинокого человека, но не ро­мантического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого вре­мяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осужде­нием не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Предметом»1 . Поэт создаёт облик методом, присущим лишь словесному искусству. Изображение передаётся через впечатления, ощущения, отношение автора. 3. Пора пришла, она влюбилась. (Гл.3, VIII) Образ луны в «Евгении Онегине» неразрывно связан с внутренними переживаниями главной героини. Татьяна находится под влиянием луны, когда, увидя её «…двурогий лик… // На небе с левой стороны, // Она…

11 песен и начало следующей, семнадцатой, что осталась неоконченной; самая короткая из них — девятая — состоит из 85 октав, то есть 680 строк).

Однако начинающий «Евгения Онегина» Пушкин не мог знать о таком развитии творческой истории «Дон-Жуана»: он видел свободное, изобилующее отступлениями, говорливое повествование, что доходит до читателя порциями, подчиняясь авторскому своеволию (значимость…

Безбожно, Что намарал я свой портрет, Как Байрон, гордости поэт, Как будто нам уж невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом. О цели и смысле жизни думают главные герои романа: Онегин, Ларина, Ленский, а вместе с ними и сам автор. Бездумно по течению жизни плывут лишь старые Ларины, Ольга и другие второстепенные герои. Само появление онегинского типа было знамением времени…

Намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал для размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что речь пойдёт о Евгении. Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле Онегин?» Может это игра Пушкина- показать главного героя, этого «страдающего эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом с другой, а затем- с третьей? …