Дистанционный курс «Пишем . Часть С» методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Сочинение

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ.

Памятка выпускнику, выполняющему задание части С ЕГЭ

Что такое проблема?

1. Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

Проблема — это сложный практический или тео ретический вопрос, требующий решения, исследо вания, например: проблема сохранения окружаю щей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные

Философские проблемы затрагивают самые об щие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проб лемы связаны с деятельностью государственной вла сти, партий или общественных групп. Экологичес кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) про блемы связаны с внутренними духовными качества ми, которыми руководствуется человек, с опреде ленными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, част ный случай, пример проявления какой-либо абст рактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсу дить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

16 стр., 7521 слов

Проблема автора в Слове о полку Игореве

... тот горячий общественно – политический пафос, которые так характерны для этого произведения. Первый пункт характеристики автор «Слова о полку Игореве» ... Голос его отчетливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе. Именно он, автор, вносит в «Слово о полку Игореве» и ту лирическую стихию, и ...

Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в …

Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:

Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: …

2 .Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы., Например, автор текста убеждает нас в том, что

2. Что значит «прокомментировать» проблему?

Попробуй ответить на вопросы:

  1. Насколько актуально то, о чём пишет автор?
  2. Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
  3. По возможности коснись истории вопроса
  4. Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. На пример:

2) от формулировки проблемы к комментарию. Напри мер:

А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише:, Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

10 стр., 4585 слов

По тексту Е.Сикирич(вариант №7, Сенина Н.А., 2013)

... любовь возможно вырастить в себе, возможно до неё дорасти. Но прежде необходимо убить свой эгоизм, ведь эгоисты видят лишь себя. Следовательно, без преодоления эгоизма счастливых отношений между людьми быть не может. ...

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
  • На чем заостряет внимание? Почему?
  • Какие имена (факты, события) упоминает ав тор? Для чего?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражено отношение автора к изобража емому? В чем это проявляется?
  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п. Найди ответы на следующие вопросы:

  • К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст венная и т.п.)
  • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?
  • Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
  • К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логи ческий переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Часто повествование в тексте ведётся от первого лица. В этом случае следует обратить особое внимание на разграничение понятий «автор» и «рассказ чик». Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произ ведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказ чика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании — всегда «я» рассказчика, но не автора.

Смешение понятий «автор» и «рассказчик» мо жет привести к фактической ошибке

В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентирует ся в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий переска зом или сплошным цитированием нельзя.

3 . Как выявить позицию автора?

Позиция автора — это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скры тый смысл, понимать иронию, раскрывать слож ные метафоры и т.д.

Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепри знанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Сформулировать позицию автора помогут ти повые конструкции:

Позиция автора такова:…

  • Автор считает, что…

  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

  • В тексте доказывается мысль о том, что…,

Основная мысль текста заключается в том, что…

  • Хотя позиция автора не выражена явно, ло гика текста убеждает читателя в том, что…

Следует помнить, что в любом случае

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

  1. Как, на каком материале автор раскрывает проб лему?
  2. На чем заостряет внимание?
  3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
  4. Какие эмоции автора выражены в тексте?
  5. Как выражено отношение автора к изображае мому?
  6. Какие средства выразительности помогают выя вить авторское отношение к проблеме?
  7. Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нуж но помнить следующее.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

Можно написать:

« Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»

Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Комментируя авторскую позиции, можно воспользоваться и такими оборотами:

Автор

— посвящает свою статью;

— полемически заостряет проблему;

— эмоционально воздействует на читателя;

— делает читателя своим союзником;

— образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);

— раскрывает сущность поставленных проблем;

— точно формулирует мысль;

— заставляет читателя задуматься над проблемой;

— показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;

— пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;

— убеждает читателя в правоте своей позиции;

— пытается найти в читателе единомышленника;

— ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;

— пишет интересно и ново о старых проблемах;

— говорит с тревогой о наболевших проблемах;

— открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

4. Как аргументировать свою позицию?

Аргументация — это приведение доказа тельств, объяснений, примеров для обосно вания какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы — это доказательства, приво димые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.

Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргу менты ученика должны подтвердить или опро вергнуть мнение автора.

Существуют различные виды аргументов (ло гические, психологические, иллюстративные)., Логические аргументы

  • научные аксиомы;
  • положения законов и официальных докумен тов;
  • законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
  • заключения экспертов;
  • цитаты из авторитетных источников;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-poymite-kogda-rodnoy-syin-trebuet-ot-ottsa-opravdaniy/

  • показания очевидцев;
  • статистические данные;
  • примеры из жизни или художественной ли тературы.

Психологические аргументы — это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

  • эмоциональная убежденность пишущего;
  • ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
  • примеры, вызывающие эмоциональный от клик адресата;
  • указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
  • апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.

Тезис

Аргумент 1

Иллюстрации к аргументу 1

Аргумент 2

Иллюстрации к аргументу 2

Вывод

Речь человека — это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и мно гое другое.

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпа на грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрица тельный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявле ния его характера.

Вспомним хотя бы Порфирия Головлева — героя романа М.Е. Салтыкова-Щедри на «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не скверносло вит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька).

Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собствен ности.

Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) вы подбираете два аргумента, опроверга ющие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противополож ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле ме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

В этой части работы вы должны строго следовать пра вилам построения текста-рассуждения

. Цель аргумен тации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое надо доказать);
  • аргументация (доказательства, доводы);
  • вывод (общий итог).

Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис сов падают. Обратите внимание на то, что вы должны пос тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Типичная ошибка всех пишущих сочинение заклю чается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного вре мени. Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответ ствующими здравому смыслу.

Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, постав ленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

Попробуем разобраться, что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

Жизненный

опыт

Реальные факты из жизни окружающих

Собственные наблюдения и выводы

Традиционно- исторический опыт

Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать:

Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения. Можешь воспользоваться такими фразами:

Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни:

ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной.

Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характерис тики: известный русский писатель, выдающийся уче ный, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…; Еще Петр 1 говорил, что…; Любой ис торик скажет вам, что…; Большинство врачей счи тают, что…; Как установлено японскими учеными… и т. п.

Теперь о читательском опыте.

Читательский опыт

Научно-популярная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-poymite-kogda-rodnoy-syin-trebuet-ot-ottsa-opravdaniy/

Историческая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-poymite-kogda-rodnoy-syin-trebuet-ot-ottsa-opravdaniy/

Художественная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-poymite-kogda-rodnoy-syin-trebuet-ot-ottsa-opravdaniy/

Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.

Например:, Когда вы будете обращаться

М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

При работе с той частью сочинения, в которой вы будете приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой:

Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми)

Действительно, каждый ___________________________________________________________



Так как, во –первых, _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Во-вторых, ___________________________________________________________________.

И наконец, ___________________________________________________________________.

Таким образом, ________________________________________________________________

Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: н а мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.

Можно воспользоваться и такими выражениями:

NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по0новому взглянуть на….

Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Закончив ту часть сочинения, в которой ты приводил собственную аргументацию, выражая согласие или несогласие с позицией автора, НЕ ЗАБУДЬ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози цией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

Все части работы должны быть взаимосвяза ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс ли, продумать логические переходы между час тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами — ти пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от Темы, несо размерность частей, нарушение последователь ности изложения мыслей, отсутствие связи меж ду предложениями.

Работаем над вступлением

Важно помнить, что основная цель вступле ния — подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1. Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Та кова проблема, которая привлекла внимание ав тора.

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии…

3. Ссылка на авторитетное мнение по воп росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих чле нов современного общества. Действительно, каж дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа ции, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были„ случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо койное бездействие. Проблему равнодушного от ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев нованиях, лето в лагере отдыха… Сколько свет лых детских воспоминаний хранит память! По чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

7. Цитата из исходного текста (или друго го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли шенный печатного знака?» — пишет Юрий Бонда рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», ~ по скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите ратуровед и общественный деятель, в своих вы ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приве денном тексте затрагивается проблема, выдви нутая именно Д. С. Лихачевым, ~ проблема эколо гии культуры.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти листически.

Работаем над заключением

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора — са мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост ное, по-детски непосредственное восприятие жиз ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще ний. Подумайте: кем вы хотите быть — творцом своей жизни или просто зрителем?

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо го фрагмента, который содержит ключевые слова

текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мыс ли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

А В ЗАКЛЮЧЕНИЕ несколь ко полезных советов.

1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразитель ности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предло жения исключаются при подсчете слов (рекомен дуемый объем сочинения — не менее 150 слов).

2. В сочинении

3. Проверьте, правильно ли вы записали фами лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов. /

4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

6. Не обязательно указывать стиль речи, к кото рому относится текст. Обычно предложения типа

1. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам матическая ошибка.

8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов

9. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и

УДАЧИ!!!

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-poymite-kogda-rodnoy-syin-trebuet-ot-ottsa-opravdaniy/

1. Л.К. Колесникова Рекомендации для старшеклассников по

написанию сочинения части«С» единого государственного экзамена

2. А. Г. Нарушевич Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий? Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

«Русский язык». № 24, 2007.

3. Логинова. Рекомендации к выполнению части С ЕГЭ

4. Н. А. Борисенко, А. Г. Нарушевич, Н. А. Шапиро

Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку

Способы выявления проблемы текста и авторской позиции.

Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом.

Русский язык, №22, 2008 год

5. Л.Л. Соколова.