Статья «Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению»

Сочинение

Дейнеко Наталья Николаевна, Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 ст.Зеленчукской», КЧР, Россия

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Аннотация: Статья посвящена введению итогового сочинения

Ключевые слова:

На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Учителями русского языка и литературы, работающими в выпускных классах, решение о возвращении экзаменационного сочинения было принято неоднозначно. Причин много.

1. Часть педагогов считает, что предлагаемая «концепция итогового сочинения» не решит проблем литературного и духовно-нравственного развития современного школьника, а их на сегодняшний день множество: проблема чтения, проблема «письма», проблема воспитания подрастающего поколения. В связи со снижением интереса к классической литературе, переориентацией на литературу детективного, криминального, мистического характера современный школьник утрачивает привычку к серьезному чтению, навыки интерпретации текста. Об эстетической и духовно-нравственной рефлексии над прочитанным не приходится и говорить.

2. Пришлось проводить корректировку часов внутри учебного курса, а также формировать новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики, потому что информации о нововведении в начале учебного года было недостаточно.

3. Высказывалось мнение о том, что писать сочинение в декабре рано, так как изучение курса литературы ХХ века еще не окончено.

4. Для качественной подготовки к итоговому сочинению необходимо увеличение времени на изучение предмета «Литература» уже с пятого класса. Определенных базовым планом часов недостаточно для планомерной подготовки к написанию сочинений данного вида.

8 стр., 3552 слов

Методы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к итоговому сочинению

... М.: Русский язык, 2000 Условия получения зачета в школе Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене Развитие умения создавать связный текст на ... общество» Критерии оценки итогового сочинения в школе 1. Соответствие теме. Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной проблемой, или высказывается на основе ... ницы ло­гико-смыс­ло­вых фраг­ментов ос­новной час­ти тек­ста-об­разца (те­зис – ар­ ...

5. Родители выпускников считают, что дети ряд лет живут в постоянном эксперименте, а это является причиной учебных перегрузок, стрессовых ситуаций, ухудшения здоровья.

6. Кроме того, необходима комплексная оценка, которая бы учитывала весь путь литературного и личностного развития ученика: знание литературы, его читательский рост, качество творческих и исследовательских работ как показателя его эстетической и духовной зрелости. Есть опасение, что сочинение не справится с этой ролью.

Но много и сторонников, поддерживающих возвращение сочинения в качестве письменной экзаменационной работы: большинство учителей понимает, что без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли выпускнику сложно добиться успеха в жизни и карьере. Есть и надежда, что введение итогового сочинения в выпускном классе станет мотивацией для старшеклассников к более серьезному изучению классической литературы.

Анализ результатов итогового сочинения 2014 г. показал, что большинство школьников испытывает те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически связанных текстов, поэтому чтобы подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать текст на заданную тему. Как показала практика, к наиболее типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании итогового сочинения, относятся:

— отход от выбранной темы;

— незнание композиции сочинения;

— приведение аргументов упрощенных или не относящихся к выбранной теме;

— неудачное привлечение литературного материала в качестве аргументации;

— фактические ошибки в именах, фамилиях, названиях произведений, биографиях писателей;

— отсутствие логических связей между композиционными частями сочинения;

— нарушение или отсутствие абзацного членения;

— избыток речевых клише;

— пунктуационные, грамматические, речевые и другие ошибки;

— недостаточный объем сочинения.

Для предупреждения ошибок такого рода необходимо анализировать с учащимися готовые тексты с разных сторон: определять их коммуникативную задачу (вычленять главную информацию, темы и микротемы текста), их логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

2 стр., 867 слов

Пример итогового сочинения : Может ли классическая литература ...

... отзывчивость" Тема сочинения: Направление 2016-2017 года Направление "Разум и чувства" Тема сочинения: Пример итогового сочинения на тему: Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка? Пример итогового сочинения на тему: ...

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи, уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее.

Сочинения необходимо анализировать в классе с обязательной опорой на критерии оценивания; обсуждать наиболее удачные сочинения и их фрагменты; вести работу по доработке анализируемых сочинений (обоснованность подбора аргументов к ним, варианты вступления и заключения, поиск способов перехода от одной композиционной части к другой и др.).

Учитель должен вести работу по формированию не только определенных навыков, но и всего комплекса умений, необходимых для написания сочинения. Полезна индивидуальная работа с учащимися по особенностям их сочинений.

На каждом уроке рекомендуется включать следующие виды упражнений:

— развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению;

— задания на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских дневников по прочитанному;

— истолкование лексического значения слов, обозначающих разные стороны личности человека, его жизненные убеждения и принципы, черты характера;

— задания на редактирование грамматических, пунктуационных, речевых и орфографических ошибок;

— задания на составление логических переходов между частями высказывания, частями сочинения, между аргументами;

— анализ образцов сочинений для развития навыка рецензирования своей и чужой работы;

— контрольные работы в формате итогового сочинения.

Перспективной в этом направлении видится возможность введения в школах специального курса для учащихся 10-11 классов, состоящего из нескольких блоков:

1. Теория литературы (восприятие литературного произведения как идейно-художественного единства, выявление особенностей произведения).

2. Теория сочинения (знакомство с различными жанрами литературного творчества).

3. Практикум по написанию сочинения (решение задач практического характера, направленных на предупреждение ошибок, формирование умения составить характеристику героя, цитатный план сочинения и т.д.).

Такой учебный курс должен сочетать не только работу с программными произведениями, но и опираться на коммуникативные практики учащихся старших классов, выходящие за рамки урока (участие в различных форумах, конференциях и др.).

2 стр., 756 слов

План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению ...

... к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа. 2) развивающие : развитие коммуникативных навыков учащихся; развитие умения рассуждать, подбирая необходимые аргументы из литературных ... так поступить настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров? Ответы учеников использует ли Пушкин хоть раз ... не считает их друзьями. Вывод. Что будет тезисом? (Ответ на вопрос, поставленный в теме, ...

Таким образом, каждому учителю русского языка и литературы предстоит продолжить большую работу не только по обеспечению учащихся знаниями из области фонетики, орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.