План-конспект русского языка в 6 классе : «Обучение сочинению-рассуждению с литературной аргументацией по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Сочинение

«План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Обучение сочинению-рассуждению с литературной аргументацией по роману А.С. Пушкина «Дубровский»»

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Сочинение-рассуждение с литературной аргументацией» по роману А.С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

1) обучающие:

  • повторить изученные стили речи и обучать распознавать разные типы речи, исходя из лексических, грамматических и композиционных признаков текстов данных типов речи;

  • обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

  • познакомить учащихся с понятием литературный аргумент

    [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/tezis-k-sochineniyu-dubrovskiy/

  • подготовить к самостоятельному сочинению-рассуждению рассматриваемого типа.

2) развивающие :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;

  • развитие умения рассуждать, подбирая необходимые аргументы из литературных произведений, опираясь на прочитанное;

3) воспитательные:

Оформление урока: наглядный материал, карточки, проектор.

Ход урока

Ребята, сегодня мы проведем необычное занятие, соединяющее в себе урок русского языка и литературы.

Цель сегодняшнего урока: научиться подбирать материал для сочинения на нравственно-этическую тему, формулировать свое мнение, писать сочинение-рассуждение на заданную тему, используя в качестве аргументов литературный материал.

Слово учителя

Текст-рассуждение обычно имеет следующие части: тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать; доказательства-аргументы; вывод.

14 стр., 6681 слов

Сочинение рассуждение русский язык богат глаголами и существительными

... утверждавший: «…русский язык…богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Сочинение на ГИА ... 25 Напишите - сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н.Г.Чернышевского: ... решает свою функцию в речи. Приведу примеры из текста ... и чувства. Приведу примеры из текста В.П.Катаева, в котором рассказывается об «уроке» ...

Задание . Найдите в данном тексте части рассуждения

Что такое дружба? Это радость! Огромная радость от общения! Радость от того, что рядом есть близкий тебе человек, который поможет советом, всегда выслушает и непременно поддержит во всем. Только ему можно полностью довериться. Только от него можно без обиды выслушать критику в свой адрес.

И с годами настоящая дружба становится только крепче.

Ответ учеников

На уроках литературы мы закончили изучение романа А. С. Пушкина «Дубровский». Каково Ваше мнение о прочитанном романе? Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь? Какие эпизоды романа запомнились особенно ярко? (ответы учащихся)

«Что такое истинная дружба?» — тема нашего сочинения. Запись в тетрадях.

Беседа по вопросам

  • Актуальна ли эта тема для вас?
  • Почему? Как бы вы объяснили значение данного слова?
  • Кого вы считаете истинным другом? Почему мнения могут быть разные?
  • Как Пушкин относился к друзьям по Лицею?

истинный друг

Заранее подготовленный ученик рассказывает о Пушкине и его друзьях по Лицею., Друзьям-лицеистам Пушкин посвящал стихи:, Друзья мои, прекрасен наш союз!, Он как душа неразделим и вечен —, Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз., Слово учителя.

Обращаемся к роману Пушкина «Дубровский».

Беседа по вопросам :

  • Есть ли в нем данная проблема?
  • Кого вы можете назвать друзьями?

фразы из текста романа

  • На чем основана их дружба? Можно ли считать отношения дружбой, если они основаны только на взаимных интересах и схожести биографии ?
  • Почему они поссорились? Может ли так поступить настоящий друг, как поступил с Дубровским Троекуров?

Ответы учеников

использует ли Пушкин хоть раз слово «дружба»,

Ответ учеников : Нет, ни разу, мы видим у него слова «товарищи», «приятели», «соседи». Зная, как трепетно относился Пушкин к своим друзьям и к понятию «дружба», мы видим, что отношения этих героев он ни разу не называет этим словом, давая тем самым понять, что не считает их друзьями.

Вывод.

  • Что будет тезисом? (Ответ на вопрос, поставленный в теме, ваши рассуждения, высказывания известных людей, статья из словаря).

  • Что вы приведете в качестве аргументов? (Примеры из стихов Пушкина (и,и, Пущину), примеры из романа, анализ отношений между героями.
  • Что напишете в заключении? (Выводы, перекликающиеся с тезисом, афоризмы, подтверждающие вашу мысль).

Дополнительный материал, используемый учениками при написании сочинения.

цитаты (на доске)

Дружба есть равенство.

Пифагор

Тот, кто ради своей пользы подвел бы друга, не имеет права на дружбу.

Жан Жак Руссо

Дружба может соединять лишь достойных людей.

Цицерон