Урок развития речи » повествовательного характера на основе личного опыта»

Сочинение

«Урок развития речи на тему «Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта»»

Урок развития речи

5 класс

Учитель Арзиманова Валентина Егровна

Тема. Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта.

Цели:

  • учить детей писать сочинение по прочитанному художественному произведению;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к книгам.

Прогнозирующие результаты:

  • учащиеся знают понятия «текст» , «тема» и «основная мысль» ;
  • правильно определяют тему и основную мысль текста;
  • правильно делят текст на абзацы;
  • умеют излагать свои мысли письменно, связно.

Тип урока:

  • урок развития речи;
  • урок контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации, учебники, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

  • Что такое текст?
  • Из чего состоит текст?

— Любой ли отрывок можно назвать текстом или нет и почему?

  1. Работа над сочинением.

  1. Чтение текста учителем.

Слепая лошадь.

Давным давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета. В этом городе жил богатый купец Вседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям. Вседом был очень богат и жил роскошно. Может быть, и свое прозвище получил он от того, что в его доме было решительно все.

В конюшне Вседома было много отличных лошадей; но ни в одной конюшне, ни во всей Винете не было лошади быстрее и красивее, чем конь по имени Догони-Ветер. Однажды купец, возвращаясь в Винету, ехал один на своем любимом коне через большой и темный лес.

Вдруг из-за кустов выскочило шестеро разбойников с топорами и ножами в руках. Трое были на лошадях, трое пешком. Два разбойника уже схватили лошадь купца за узду. Не видать бы богатому Вседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванул вперед, опрокинул на землю двух других злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку. Лошади у них были тоже сильные, но Догони-Ветер оставил разъяренных злодеев далеко за собою.

5 стр., 2264 слов

Урок развития речи сочинение начальная школа

... - Изложение – это пересказ уже существующего текста, а сочинение – это собственный текст - узнать больше про птиц; - учиться составлять план сочинения; - учится писать сочинения. Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание ... почему? Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст? Из каких частей состоит текст? Какие типы текстов вы знаете? - Вам предстоит работа ...

Дома, слезая с лошади, купец торжественно обещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры самого лучшего овса. Поторопившись к жене и детям, Вседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не дал коню остыть и напоил раньше времени.

С тех пор Догони-Ветер начал болеть, ослаб и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и около полугода верно соблюдал свое обещание. Слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускали по три меры овса. Потом Вседом купил себе новую верховую лошадь, и ему надоело кормить никуда не годного Догони-Ветра. Через полгода купец велел отпускать коню две меры вместо трех, а еще через полгода – одну.

Наконец и это показалось купцу тяжело. Он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Оказавшись за воротами, Догони-Ветер побрел наудачу, натыкаясь на дома и заборы.

Под утро слепой, глухой и голодный конь оказался на площади и случайно набрел на столбы, на которых висел вечевой колокол. Ища зубами пучок соломы, Догони-Ветер случайно схватил за веревку и стал дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина. Когда народ узнал, что богатый Вседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца и велели ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память об этом событии на вечевой площади.

(По К.Д. Ушинскому)

Учитель. Все внимательно прослушали текст.

Вопросы:

  • Где здесь зачин? Перескажите его;
  • Где концовка? Расскажите;
  • О чем? О ком? говорится в основной части?
  • Кто сможет пересказать весь текст?

Словарная работа.

Как вы понимаете

  • вечевой колокол;
  • вечевая площадь

(словосочетания записаны на доске)

  1. Совместное составление плана.

План (возможный).

  1. Винета.

  2. Догони-Ветер.

  3. Смелая лошадь.

    3 стр., 1404 слов

    Вечевой новгородский колокол

    ... легендарный вечевой колокол? На миниатюре из Лицевого летописного свода изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. А выше – панорама Новгорода с ... и значительно чаще, чем о Софийском. Исследователи XIX века называли вечевой колокол “корсунским вечником”, подчеркивая тем самым не только то, что он был отлит европейским ...

  4. Обещание Вседома.

  5. Слепая лошадь.

  6. Поступок Вседома.

  7. Вечевой колокол.

V. Самостоятельная работа учащихся.

Написать сочинение по составленному плану.

VI. Систематизация и обобщение знаний и умений.

  • Выборочное чтение сочинений;
  • Анализ прочитанных сочинений.

VII. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Было ли вам интересно на уроке?

  • Понравился ли вам сам рассказ?
  • Как вы относитесь к поступку Вседома и почему?
  • Сумели ли вы приобрести новые знания и умения на уроке?
  • Сумели ли вы применить свои знания?
  • Какой отметкой можно оценить прочитанные работы? Почему?
  • Как вы понимаете выражение «На добро злом не отвечают»?

VIII. Домашнее задание.

Используя прочитанный текст на уроке, напишите сочинение-миниатюру на тему «На добро злом не отвечают».