«Урок развития речи на тему «Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта»»
Урок развития речи
5 класс
Учитель Арзиманова Валентина Егровна
Тема. Сочинение повествовательного характера на основе личного опыта.
Цели:
- учить детей писать сочинение по прочитанному художественному произведению;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание;
- воспитывать любовь к книгам.
Прогнозирующие результаты:
- учащиеся знают понятия «текст» , «тема» и «основная мысль» ;
- правильно определяют тему и основную мысль текста;
- правильно делят текст на абзацы;
- умеют излагать свои мысли письменно, связно.
Тип урока:
- урок развития речи;
- урок контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование:
Иллюстрации, учебники, карточки с заданиями.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
Вопросы:
- Что такое текст?
- Из чего состоит текст?
— Любой ли отрывок можно назвать текстом или нет и почему?
-
Работа над сочинением.
-
Чтение текста учителем.
Слепая лошадь.
Давным давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета. В этом городе жил богатый купец Вседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далеким морям. Вседом был очень богат и жил роскошно. Может быть, и свое прозвище получил он от того, что в его доме было решительно все.
В конюшне Вседома было много отличных лошадей; но ни в одной конюшне, ни во всей Винете не было лошади быстрее и красивее, чем конь по имени Догони-Ветер. Однажды купец, возвращаясь в Винету, ехал один на своем любимом коне через большой и темный лес.
Вдруг из-за кустов выскочило шестеро разбойников с топорами и ножами в руках. Трое были на лошадях, трое пешком. Два разбойника уже схватили лошадь купца за узду. Не видать бы богатому Вседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванул вперед, опрокинул на землю двух других злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку. Лошади у них были тоже сильные, но Догони-Ветер оставил разъяренных злодеев далеко за собою.
Урок развития речи сочинение начальная школа
... - Изложение – это пересказ уже существующего текста, а сочинение – это собственный текст - узнать больше про птиц; - учиться составлять план сочинения; - учится писать сочинения. Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание ... почему? Перед тем, как начнём писать сочинение, давай те вспомним, что такое текст? Из каких частей состоит текст? Какие типы текстов вы знаете? - Вам предстоит работа ...
Дома, слезая с лошади, купец торжественно обещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры самого лучшего овса. Поторопившись к жене и детям, Вседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не дал коню остыть и напоил раньше времени.
С тех пор Догони-Ветер начал болеть, ослаб и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и около полугода верно соблюдал свое обещание. Слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускали по три меры овса. Потом Вседом купил себе новую верховую лошадь, и ему надоело кормить никуда не годного Догони-Ветра. Через полгода купец велел отпускать коню две меры вместо трех, а еще через полгода – одну.
Наконец и это показалось купцу тяжело. Он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Оказавшись за воротами, Догони-Ветер побрел наудачу, натыкаясь на дома и заборы.
Под утро слепой, глухой и голодный конь оказался на площади и случайно набрел на столбы, на которых висел вечевой колокол. Ища зубами пучок соломы, Догони-Ветер случайно схватил за веревку и стал дергать. Колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина. Когда народ узнал, что богатый Вседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца и велели ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память об этом событии на вечевой площади.
(По К.Д. Ушинскому)
Учитель. Все внимательно прослушали текст.
Вопросы:
- Где здесь зачин? Перескажите его;
- Где концовка? Расскажите;
- О чем? О ком? говорится в основной части?
- Кто сможет пересказать весь текст?
Словарная работа.
Как вы понимаете
- вечевой колокол;
- вечевая площадь
(словосочетания записаны на доске)
-
Совместное составление плана.
План (возможный).
-
Винета.
-
Догони-Ветер.
-
Смелая лошадь.
3 стр., 1404 словВечевой новгородский колокол
... легендарный вечевой колокол? На миниатюре из Лицевого летописного свода изображен связанный веревками (как узник) вечевой колокол, погруженный на сани и подготовленный к отправке в Москву. А выше – панорама Новгорода с ... и значительно чаще, чем о Софийском. Исследователи XIX века называли вечевой колокол “корсунским вечником”, подчеркивая тем самым не только то, что он был отлит европейским ...
-
Обещание Вседома.
-
Слепая лошадь.
-
Поступок Вседома.
-
Вечевой колокол.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Написать сочинение по составленному плану.
VI. Систематизация и обобщение знаний и умений.
- Выборочное чтение сочинений;
- Анализ прочитанных сочинений.
VII. Подведение итогов урока.
Рефлексия
— Было ли вам интересно на уроке?
- Понравился ли вам сам рассказ?
- Как вы относитесь к поступку Вседома и почему?
- Сумели ли вы приобрести новые знания и умения на уроке?
- Сумели ли вы применить свои знания?
- Какой отметкой можно оценить прочитанные работы? Почему?
- Как вы понимаете выражение «На добро злом не отвечают»?
VIII. Домашнее задание.
Используя прочитанный текст на уроке, напишите сочинение-миниатюру на тему «На добро злом не отвечают».