II. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу урока. Создание эмоционального настроя.
Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень. Помните, у Александра Сергеевича:
Унылая пора! Очей очарованье!
Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом “Времена года”, в который вошли 12 пьес. Я предлагаю вам послушать фрагменты пьес “Сентябрь. Охота” и “Октябрь. Осенняя песня”.
Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за меняющимся настроением.
В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. Искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства, мы называем изобразительным.
От всех других оно отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателями, через изображенное на них мы узнаем об их мыслях и чувствах.
– Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.
(Выразительное чтение стихотворений)
- Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. Французы называют окружающую природу пейзажем.
Так что же такое пейзаж в изобразительном искусстве?
III. Знакомство с новым материалом.
Русская лирическая пейзажная живопись
В данной статье мы рассмотрим один из видов пейзажной живописи — лирический пейзаж. Он появился во второй половине XIX века и был продолжением той концепции природы, которую пропагандировала классическая литература.
Определение пейзажа
Пейзаж — это живописное воспроизведение естественной или преобразованной человеком природы. Это изображение мира, который нас окружает, и которое художник воспринимает своими чувствами.
Характеристики лирического пейзажа
Лирический пейзаж — это «пейзаж настроения». Он передает эмоциональное восприятие природы художником. Философская глубина, пронзительность и интимность свойственны этому виду живописи.
Пушкин А.С. — Пейзаж (природа) в творчестве Пушкина
... а пустыня в "Пророке" символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека. В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с ...
Главные представители русской лирической пейзажной живописи
В России многие мастера кисти в своем творчестве посвятили изображению родной природы. Это А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан. Их полотна яркие, трогательные, правдивые и вызывают восхищение щедрой красотой осени, любви и глубокой привязанности к родным местам.
Исаак Ильич Левитан
Самым проникновенным певцом родной природы в русской живописи был Исаак Ильич Левитан. Он родился в августе 1860 года в литовском городке Кибартай. Мало что известно о его детстве. Воспоминания своего прошлого Левитан уничтожил незадолго до смерти.
Тем не менее, его полотна отличаются выразительностью и красотой природы. Левитан передавал эмоции и чувства, испытываемые им при изучении родной природы. Его работы — это настоящие шедевры, которые вызывают незабываемые ощущения своей красотой и эмоциональной глубиной.
Биография Исаака Левитана
Исаак Левитан, выдающийся русский художник, родился в семье мелкого служащего. В поисках лучшей жизни отец Левитана переехал в Москву, где старался обеспечить своим сыновьям хорошее образование. Значительную роль в выборе профессии Исаака сыграл его старший брат, художник, который часто брал мальчика с собой на художественные выставки и этюды.
В возрасте 13 лет Исаак Левитан был принят в Училище живописи, ваяния и зодчества, где начал свое обучение. Однако, радость от поступления была недолгой, так как вскоре после этого умерла его мать, а затем и отец. Дети вынуждены были покинуть Москву и переехать в пригород.
Годы обучения в училище стали для Исаака Левитана тяжелым испытанием. Однажды, из-за неуплаты за обучение, он был исключен из училища. Однако, благодаря помощи однокурсников и в частности А. Саврасова, Левитан смог продолжить обучение.
Скоро молодой художник представил свою картину «Осенний день. Сокольники» на второй ученической выставке. Картиру неожиданно была куплена самим Третьяковым, что стало большой победой для Исаака Левитана, который тогда еще не исполнилось 19 лет.
Исаак Левитан прославился как непревзойденный певец природы средней полосы России. Он восхищался природой и глубоко понимал ее. Левитан умел передать настроение и красоту русской природы в своих работах. Его любовь к природе откликалась в его творчестве, и он стал одним из самых известных русских художников своего времени.
Картина «Золотая осень»
Одной из замечательных работ Исаака Левитана является картина «Золотая осень». В этой работе художник передал прекрасное настроение русской осени. Картина восхищает своей красотой и гармонией. Левитан смог передать особую атмосферу этого времени года, когда природа окутана золотистыми оттенками и сияет теплым светом.
По картине И. Левитана «Золотая осень»
... красках. Вопросы по картине «Золотая осень» Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы. Представьте себе, что мы пошли ... легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна. Художественное описание картины «Золотая осень» Левитан Золотая осень. Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто ...
В своих работах Левитан умел передать не только красоту природы, но и ее душу. Он внимательно прислушивался к голосу своей души и передавал свои ощущения на холсте. Картина «Золотая осень» является прекрасным примером того, как Левитан умел передать свою любовь к природе и ее величие.
5. Беседа по картине.
— Внимательно рассмотрите репродукцию на своем столе. Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете? Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме? Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.
Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего дня. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует солнечный свет, он заполняет почти все полотно.
- Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина “Золотая осень” относится к лирической пейзажной живописи.
Прозвучали варианты: “Прощальная краса”, “Родные просторы”, “Царство художницы осени”, “Красавица осень”.
Перед нами именно пейзаж, естественная природная среда, которая окружает человека, создает настроение покоя и радости бытия.
(Ребята предлагают свои сюжетные линии.)
Прошло жаркое лето, и природа готовится к длительному зимнему сну. Но на прощание она устраивает пышный бал, раскрасив все вокруг в самые яркие, праздничные тона. Молодые березки, осинки, зеленые елки демонстрируют друг перед другом свои убранства. Смотрятся в зеркальную гладь воды, любуются…
Умело используя цвет, композицию, Исаак Левитан мастерски передает чувства радости и восхищения красотой родной природы.
— Большое значение для воплощения замысла художника имеет формат композиции. Чтобы показать просторы Родины, значительность каких-либо явлений, художники обычно используют вытянутые по горизонтали форматы. Картина поделена на задний и передний планы. Попробуем внимательнее всмотреться в картину и отметим наиболее яркие детали полотна.
Березка на переднем плане, высокое лазурное небо с перистыми облаками, небольшая речушка с крутыми и пологими берегами; небольшая деревушка на заднем плане; яркая зелень озимых на полях; небольшой смешанный лесок, раскрашенный осенью-художницей
6. Подготовка к сочинению-описанию картины И.Левитана “Золотая осень”
- Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?
Понять замысел художника.
В данном исследовании мы будем анализировать картину И. Левитана под названием «Река». На этом полотне художник передает свои мысли и чувства, а также осуществляет свой замысел при помощи композиции, цветовой гаммы и освещения.
Композиция картины очень интересна и привлекает взгляд зрителя. Главный акцент сделан на реку, которая занимает центральное положение на полотне. Вода реки изображена различными оттенками, что создает ощущение движения и увлекает нас вглубь картины. На переднем плане река темно-синяя, так как находится в тени, а на заднем плане она светло-голубая из-за освещения солнцем.
Особое внимание художник уделяет изображению деревьев. На крутом берегу реки мы видим небольшую березовую рощицу, а на переднем плане выделяется молоденькая березка. Золотой убор берез контрастирует с лазурным небом, создавая яркое и привлекательное зрелище. Березовая роща выглядит как в золотом уборе, а молодые березки словно яркие наряды.
По картине И. Левитана «Осень. Охотник»
... -за какого-то хобби. Возможно, автору это тоже было не по душе, поэтому и картина изображена тусклыми красками. Но даже на этом, совсем неярком полотне видно насколько Левитан был ... произведения искусства. «Осень. Охотник» — сочинение для 9 класса Вариант 1 Левитан Исаак Ильич один из самых знаменитых и талантливых пейзажистов России, показавших народу истинную красу природы. Он превзошел ...
Трава на полотне изображена подсохшей и пожухшей, словно укрытая лоскутным одеялом из листвы. Золотой ковер листвы покрывает побуревшую траву, создавая интересный контраст.
Небо на картине высокое и лазурное, с тихо плывущими облаками. Оно добавляет образу гармонии и спокойствия, создавая атмосферу умиротворения.
Вторая часть исследования посвящена описанию деревеньки и полей. В данном случае художественные средства, такие как метафоры и сравнения, помогут нам передать яркость и красочность описываемого образа. Особое внимание мы уделим композиционному построению сочинения-описания, составив развернутый план и продумав варианты вступления и концовки.
Вступление в исследовании будет посвящено осени как любимому времени года многих художников, поэтов и музыкантов. И. И. Левитан, известный певец красоты русской природы, в своих работах часто использует яркую гамму красок русского пейзажа, что вызывает радостное настроение у зрителей.
Таким образом, анализируя картину «Река» И. Левитана, мы сможем проследить, как художник осуществил свой замысел при помощи композиции, цветовой гаммы и освещения, а также передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли и чувства.
Основная часть
- Картина И.Левитана “Золотая осень”.
- Общий план картины.
- Деревья на картине Левитана.
- Осенняя река.
- Лазурь небес.
- Задний план картины.
Заключение
- Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?
- Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства.
- Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?
7. Словарно-орфографическая работа, Тренировочный словарный диктант
Изобразительное искусство, известный живописец, темно-синий оттенок, лазурное небо, светло-голубая полоска реки, палитра художника, мастер кисти, осенний пейзаж, выдающийся пейзажист, величие и совершенство природы, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, чуть прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, мастерство и талант художника, колорит и контраст картины, произведение искусства
Словарь наречий: слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь
8. Устное описание картины
(Моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).
9. Итоги урока
- А теперь подведем итоги нашего урока. Что нового вы открыли для себя на уроке? Какие полотна И.И.Левитана вам еще запомнились? Какой жанр изобразительного искусства был так любим Левитаном?
10. Заключительное слово учителя
Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья самого художника.
Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. И.И.Левитан, используя золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну реки и дальнего неба, яркость, сочность красок, горизонтальную композицию всего изображения, подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы. (Слайд)
Русские художники XIX века. Исаак Ильич Левитан
... которым дышат произведения Левитана. В своих рисунках и акварелях он также передает в образах и состояниях природы жизнь человеческих чувств, различные настроения и эмоции. Часто ... Левитан предполагал писать на этот сюжет картину. Насколько неопределенно представляем мы еще саму манеру рисунка Левитана и эволюцию этой манеры, свидетельствует такой факт. Известный рисунок «Весна» (Русский музей), ...
В конце своей жизни Исаак Левитан, как-то работая со своими учениками на этюдах под Москвой в Ново-Гирееве, сказал: “А что, господа, вдруг мы с вами прославимся, как барбизонцы… Я скоплю денег… выкуплю свою мастерскую, и, когда стану совсем старой калошей и умру, вы устроите в нем – Дом Пейзажа”. Заметьте – не Дом Левитана, нет. Художник хотел подарить людям Дом Пейзажа.
Домашнее задание:, Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/podgotovka-k-sochineniyu-levitana-zolotaya-osen/
- Авторская программа. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева.
- Учебный комплекс: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева. – Изд. 3-е, испр., – М.: Баласс, 2006.
26.04.2009