Урок русского языка (развития речи) в 6 классе по повести В.Г. Распутина «Уроки французского»

Сочинение

1. Сообщение темы, постановка цели — 1 мин.

2. Речевая разминка — 2-4 мин.

3. Работа по теме — 20-25 мин.

4. Написание чернового варианта — 10-15 мин.

5. Домашнее задание — 0,5 мин.

Ход урока:

1. Сегодня у нас с вами урок развития речи, запишите его тему в тетрадях для творческих работ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на весьма непростую тему — оно затрагивает морально-этическую проблематику, и вам придется рассказать о своих чувствах и о своем отношении к героям произведения.

2.

  • Прочитайте текст на доске:

«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи» (В. Распутин)

  • Как вы понимаете смысл высказывания? ( Лучше самому делать добро, а не ждать, пока его сделает кто-то другой. Лучше давать, чем получать ).

  • Подберите синонимы к слову «добро» ( доброта, добросердие, добродушие, мягкосердие, благо )
  • Вспомните пословицы и поговорки, в которых заложена эта же идея ( Добро творить — себя веселить;
  • от добра худа не бывает;
  • за добро злом не платят;
  • худо тому, кто добра не делает никому;
  • в ком добра нет, в том и правды нет )

3.

  • Вспомните прочитанные вами произведения из раздела «Русская литературы 20 века». Смысл какого из них раскрывает высказывание, записанное на доске? ( Высказывание Распутина раскрывает главный смысл рассказа «Уроки французского» )
  • Докажите справедливость первой части высказывания В. Распутина ( Добро по отношению к мальчику было для учительницы повседневным поступком, а вот мальчику ее доброта запомнилась на всю жизнь )
  • Можно ли считать рассказ «памятью об истинном добре»? ( Автобиографический рассказ «Уроки французского» — отклик писателя на то благо, которое сделала для него учительница. Произведение это — память о доброте ).

  • Тема вашего сочинения — «Уроки французского — уроки доброты». Все ли логично в формулировке темы? Подумайте. ( Да, т.к. назначение любого урока — учить, давать знания и одновременно воспитывать ).

— Вспомните, отвечали ли своему предназначению уроки французского языка, которые проводила с героем Лидия Михайловна? ( Формальная причина, по которой учительница встречалась с мальчиков после уроков — помощь в овладении французским языком. Но основная суть их была в другом -учительница согревала своей заботой одинокого, голодного ребенка, учила добру ).

5 стр., 2404 слов

по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского

... упорство в достижении цели и другие замечательные качества. Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ ... — сначала просто так, затем — на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги ...

— Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? ( В 11 лет мальчик остался один вдалеке от матери, в райцентре, чтобы продолжить учебу в 5 классе. Он испытывал постоянную нужду, голод. Его охватывало чувство одиночества и тоски по дому )

  • Какой казалась Лидия Михайловна окружающим, мальчику? ( Молодая учительница — умная, красивая. К тому же она была учительницей французского языка, от которого исходило что-то сказочное, загадочное ).

  • Почему мальчик не принимал заботу учительницы? Как это его характеризует? ( Гордость, благородство, чувство собственного достоинства, стремление мальчика быть независимым, не перекладывать свои заботы на других ).

  • Знала ли Л.М., чем является ее последний шаг — игра в «пристенок» или «замеряшки»? ( Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика ).

  • Как характеризует учительницу ее отношение к мальчику? ( Поступки учительницы — это поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование ).

— Теперь вы поняли, кто жаждал добра, а кто творил его? Запишите в тетради высказывание Владимира Мономаха: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…». К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? ( К Лидии Михайловне ).

  • Судя по названию вашего сочинения, подумайте и определите тип речи, в котором его необходимо построить ( Рассуждение, т.к. ответ на вопрос — «Почему уроки французского — уроки доброты» ).

  • Вспомните, что характерно для рассуждения. Из каких частей оно состоит? ( Тезис, доказательство, вывод ).

  • Подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? ( Учительница сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его добротой и преподала ему своим примером урок доброты ).

  • Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса или что-то должно предшествовать ему? ( Небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику и что побудило учительницу обратить на него внимание ).

  • К каким доказательствам следует обратиться для подтверждения тезиса? ( Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим вниманием, участием ).

— Для того чтобы привести другие доказательства, вспомните, на что решается Лидия Михайловна после того, как мальчик принял посылку ( Она совершает проступок ради спасения ученика — играет с ним в «пристенок», жертвуя своей карьерой и репутацией ).

7 стр., 3224 слов

Сборник сочинений о доброте

... доброта!!! Работу выполнил:, Гребнев Игорь, ученик 7 «В» класса, МБОУ «СОШ № 42», г. Братска. Сочинение-этюд о добре. «Доброта - это то, что может услышать глухой и ... ученица 7 «В» класса, МБОУ «СОШ №42», г. Братска. Сочинение. Бескорыстие. Добро и зло - это дела и поступки, которые ... поступки, такие как: защищать слабых, помогать старикам и маленьким детям, беречь природу – не ломать и не рубить ...

  • Какой вывод вы сделаете в конце рассуждения? ( Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательство доброты ученика — его рассказ, посвященный учительнице ).

4.

Оформление плана сочинения, написание чернового варианта

5.

На дом — написание чистового варианта сочинения.

Поделиться с друзьями:

Похожие материалы: