1. Сообщение темы, постановка цели — 1 мин.
2. Речевая разминка — 2-4 мин.
3. Работа по теме — 20-25 мин.
4. Написание чернового варианта — 10-15 мин.
5. Домашнее задание — 0,5 мин.
Ход урока:
1. Сегодня у нас с вами урок развития речи, запишите его тему в тетрадях для творческих работ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на весьма непростую тему — оно затрагивает морально-этическую проблематику, и вам придется рассказать о своих чувствах и о своем отношении к героям произведения.
2.
- Прочитайте текст на доске:
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи» (В. Распутин)
- Как вы понимаете смысл высказывания? ( Лучше самому делать добро, а не ждать, пока его сделает кто-то другой. Лучше давать, чем получать ).
- Подберите синонимы к слову «добро» ( доброта, добросердие, добродушие, мягкосердие, благо )
- Вспомните пословицы и поговорки, в которых заложена эта же идея ( Добро творить — себя веселить;
- от добра худа не бывает;
- за добро злом не платят;
- худо тому, кто добра не делает никому;
- в ком добра нет, в том и правды нет )
3.
- Вспомните прочитанные вами произведения из раздела «Русская литературы 20 века». Смысл какого из них раскрывает высказывание, записанное на доске? ( Высказывание Распутина раскрывает главный смысл рассказа «Уроки французского» )
- Докажите справедливость первой части высказывания В. Распутина ( Добро по отношению к мальчику было для учительницы повседневным поступком, а вот мальчику ее доброта запомнилась на всю жизнь )
- Можно ли считать рассказ «памятью об истинном добре»? ( Автобиографический рассказ «Уроки французского» — отклик писателя на то благо, которое сделала для него учительница. Произведение это — память о доброте ).
- Тема вашего сочинения — «Уроки французского — уроки доброты». Все ли логично в формулировке темы? Подумайте. ( Да, т.к. назначение любого урока — учить, давать знания и одновременно воспитывать ).
— Вспомните, отвечали ли своему предназначению уроки французского языка, которые проводила с героем Лидия Михайловна? ( Формальная причина, по которой учительница встречалась с мальчиков после уроков — помощь в овладении французским языком. Но основная суть их была в другом -учительница согревала своей заботой одинокого, голодного ребенка, учила добру ).
по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского
... упорство в достижении цели и другие замечательные качества. Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ ... — сначала просто так, затем — на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги ...
— Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? ( В 11 лет мальчик остался один вдалеке от матери, в райцентре, чтобы продолжить учебу в 5 классе. Он испытывал постоянную нужду, голод. Его охватывало чувство одиночества и тоски по дому )
- Какой казалась Лидия Михайловна окружающим, мальчику? ( Молодая учительница — умная, красивая. К тому же она была учительницей французского языка, от которого исходило что-то сказочное, загадочное ).
- Почему мальчик не принимал заботу учительницы? Как это его характеризует? ( Гордость, благородство, чувство собственного достоинства, стремление мальчика быть независимым, не перекладывать свои заботы на других ).
- Знала ли Л.М., чем является ее последний шаг — игра в «пристенок» или «замеряшки»? ( Знала, что это является нарушением общепринятых моральных норм, этики отношения учителя и ученика ).
- Как характеризует учительницу ее отношение к мальчику? ( Поступки учительницы — это поступки человека душевно щедрого, способного на самопожертвование ).
— Теперь вы поняли, кто жаждал добра, а кто творил его? Запишите в тетради высказывание Владимира Мономаха: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…». К кому из героев рассказа можно отнести эти слова? ( К Лидии Михайловне ).
- Судя по названию вашего сочинения, подумайте и определите тип речи, в котором его необходимо построить ( Рассуждение, т.к. ответ на вопрос — «Почему уроки французского — уроки доброты» ).
- Вспомните, что характерно для рассуждения. Из каких частей оно состоит? ( Тезис, доказательство, вывод ).
- Подумайте, какой тезис вы должны выдвинуть в своем рассуждении? ( Учительница сделала все, чтобы приручить мальчика к себе, помочь ему выжить. Она спасла его добротой и преподала ему своим примером урок доброты ).
- Можно ли начать сочинение-рассуждение сразу с тезиса или что-то должно предшествовать ему? ( Небольшое вступление, в котором следует сказать о том, как жилось мальчику и что побудило учительницу обратить на него внимание ).
- К каким доказательствам следует обратиться для подтверждения тезиса? ( Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим вниманием, участием ).
— Для того чтобы привести другие доказательства, вспомните, на что решается Лидия Михайловна после того, как мальчик принял посылку ( Она совершает проступок ради спасения ученика — играет с ним в «пристенок», жертвуя своей карьерой и репутацией ).
Сборник сочинений о доброте
... доброта!!! Работу выполнил:, Гребнев Игорь, ученик 7 «В» класса, МБОУ «СОШ № 42», г. Братска. Сочинение-этюд о добре. «Доброта - это то, что может услышать глухой и ... ученица 7 «В» класса, МБОУ «СОШ №42», г. Братска. Сочинение. Бескорыстие. Добро и зло - это дела и поступки, которые ... поступки, такие как: защищать слабых, помогать старикам и маленьким детям, беречь природу – не ломать и не рубить ...
- Какой вывод вы сделаете в конце рассуждения? ( Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательство доброты ученика — его рассказ, посвященный учительнице ).
4.
Оформление плана сочинения, написание чернового варианта
5.
На дом — написание чистового варианта сочинения.
Поделиться с друзьями:
Похожие материалы: