Составление рассказа по опорным словам и картинкам.
Конспект фронтального занятия.
, учитель-логопед, Кемеровская область, Яйский район, р.п.Яя, МОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа №1»
- Задачи:
- формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства;
- расширять словарный запас на материале группы родственных слов;
- развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
- развивать мелкую моторику рук.
Оборудование.
Массажные шарики «Су-Джок», листы бумаги (кол-во по числу детей), предметные картинки по теме, буквы для складывания слов, сюжетные картинки для рассказа: «Зима», «Лес в снегу», «Дети во дворе», «Дети на поляне», «Смешной снеговик», «Дети катаются с горы»; запись на доске, магнитофон, фонограмма.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- По первым буквам названия каждой картинки отгадайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии. (зонт,индюк,мяч,аист)- ЗИМА.
2. Сообщение темы занятия. Позитивный настрой детей.
- Зима уже закончилась, но весна ещё не вступила в свои права, и поэтому сегодня на занятии мы будем составлять рассказ «Зимние забавы». В этом нам помогут опорные слова и картинки.
- Вы будете грамотно и точно выражать свои мысли в речи при составлении рассказа.
А) Составление слов из звуков (данных в последовательности, с паузами после каждого звука):
[З*]-[И]-[М]-[А]
[С]-[А]-[Н]-[К*]-[И]
[Г]-[О]-[Р]-[К]-[А]
[К]-[А]-[Т]-[О]-[К]
Б) Составление слов из слогов (данных в нарушенной последовательности)/
Зимушка, ребята, снеговик, снегопад, снежинка, морозы.
3. Активизация БАТ.
А) Массаж пальцев рук «Су-Джок» (перекатывание массажных шариков между ладоней).
Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и берёзы
Под зябкими звёздами спят.
Но в воздухе есть перемены,
Они разбудили сосну:
Иголочки, словно антенны,
Уже уловили весну.
Б) Развитие мелкой моторики рук «Снежки» (комкание листа бумаги, формирование «снежка»).
- А теперь слепим снежки.
Снежок.
Урок развития речи в 4 классе : «Осень и весна» Составление ...
... предложениями). 10. Самостоятельное устное сочинение о весне 11. Составление сравнительного рассказа «Осень и весна» - Объясните, пожалуйста, пословицу ( выведена на экран): Весна красна цветами , а осень плодами. - Какое время ... мы будем рассказывать по восьмой картинке? ( О занятиях детей) ( Учитель просит детей давать полные ответы) 4.Обобщение примет осени. ( Звучит фрагмент записи произведения ...
Я снежок в руках катаю,
И дыханьем согреваю.
Посмотрите, мой снежок
Белый, кругленький комок.
4. Словарная работа. Подбор родственных, однокоренных слов.
- Отгадайте «заколдованные» слова, вставьте в слово часть —СНЕГ— или —СНЕЖ— . Прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова. Подберите к каждому слову картинку.
Запись на доске:
СНЕГ
- ..ОХОД
- ..ОКАТ
- ..ИРЬ
- ..ОТАЯНИЕ
- ..ОВИК
- ..УРОЧКА
СНЕЖ
ПОД…НИК
- ..КИ
- ..НЫЙ
БЕЛО…НЫЙ
- ..ИНКА
- ..ОК
ЗА…ЕННЫЙ
5. Работа над структурой устного сочинения.
На доске записаны опорные слова, словосочетания:
1. зима, снег
2. пушистое снежное одеяло
3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки
4. играют в снежки, слепить снеговика
5. большой, поменьше, друг на друга, глаза, воткнули, надели, смешной
6. весело, горка, лыжи, санки
Чтение опорных слов, словосочетаний сначала учителем-логопедом, затем читают вслух 1—2 ученика.
- О чём будем составлять рассказ?
- Как можно назвать рассказ. (Зимние забавы.)
Демонстрация первой картинки «Зима».
- Прочитайте первые опорные слова. Составьте по первой картинке предложения.
Демонстрация второй картинки «Лес в снегу».
- Прочитайте слова под номером два. Составьте по 2-й картинке предложение.
Демонстрация третьей картинки «Дети во дворе».
- Прочитайте опорные слова под номером три. Составьте по третьей картинке предложения.
Демонстрация четвертой картинки «Дети на поляне».
- Прочитайте опорные словосочетания под номером четыре. Составьте по четвертой картинке предложения.
6. Физкультминутка., Марш на месте, неспеша.
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши,
Ловим снег, хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит нам и вам…
- Мы немного отдохнем и поиграем в снежки.
- 1-2-3- белые снежки лови.
(под музыку дети собирают бумажные «снежки» несколько раз).
Демонстрация пятой картинки «Смешной снеговик».
- Прочитайте опорные слова под номером пять. Составьте по пятой картинке предложения.
Демонстрация шестой картинки «Дети на горке»
- Прочитайте опорные слова под номером шесть. Составьте по шестой картинке предложения.
7. Устное составление рассказа, используя опорные слова, словосочетания и картинки.
Коллективное составление предложений, используя опорные слова, словосочетания, последовательность картинок.
По серии картинок И. Радлов. Находчивые лягушата
... капризничает. Что делать? Этой книжки нет, и картинок вы показать не можете. Но есть ваше сочинение по этим картинкам, которое можно прочитать. Какой должен быть рассказ, чтобы малышу было ... опорные слова нужно написать в тетради? (Пошел купаться.) О чем дальше важно сказать? (Он разделся. Одежду повесил на куст, а носочки положил на песке. Рядом сидели лягушата.) ...
Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2—3 ученика.
8. Итог занятия.
- Получился ли рассказ «Зимние забавы»?
- Что вы использовали для составления рассказа?