Устное . Составление рассказа по опорным словам и картинкам

Сочинение

Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Конспект фронтального занятия.

, учитель-логопед, Кемеровская область, Яйский район, р.п.Яя, МОУ «Яйская средняя общеобразовательная школа №1»

  • Задачи:
  • формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства;
  • расширять словарный запас на материале группы родственных слов;
  • развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов;
  • развивать мелкую моторику рук.

    Оборудование.

    Массажные шарики «Су-Джок», листы бумаги (кол-во по числу детей), предметные картинки по теме, буквы для складывания слов, сюжетные картинки для рассказа: «Зима», «Лес в снегу», «Дети во дворе», «Дети на поляне», «Смешной снеговик», «Дети катаются с горы»; запись на доске, магнитофон, фонограмма.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

  • По первым буквам названия каждой картинки отгадайте, о чём пойдёт речь на нашем занятии. (зонт,индюк,мяч,аист)- ЗИМА.

2. Сообщение темы занятия. Позитивный настрой детей.

  • Зима уже закончилась, но весна ещё не вступила в свои права, и поэтому сегодня на занятии мы будем составлять рассказ «Зимние забавы». В этом нам помогут опорные слова и картинки.
  • Вы будете грамотно и точно выражать свои мысли в речи при составлении рассказа.

А) Составление слов из звуков (данных в последовательности, с паузами после каждого звука):

[З*]-[И]-[М]-[А]

[С]-[А]-[Н]-[К*]-[И]

[Г]-[О]-[Р]-[К]-[А]

[К]-[А]-[Т]-[О]-[К]

Б) Составление слов из слогов (данных в нарушенной последовательности)/

Зимушка, ребята, снеговик, снегопад, снежинка, морозы.

3. Активизация БАТ.

А) Массаж пальцев рук «Су-Джок» (перекатывание массажных шариков между ладоней).

Лютуют ночные морозы,

Холодные ветры свистят.

Осины, дубы и берёзы

Под зябкими звёздами спят.

Но в воздухе есть перемены,

Они разбудили сосну:

Иголочки, словно антенны,

Уже уловили весну.

Б) Развитие мелкой моторики рук «Снежки» (комкание листа бумаги, формирование «снежка»).

  • А теперь слепим снежки.

Снежок.

4 стр., 1880 слов

Урок развития речи в 4 классе : «Осень и весна» Составление ...

... предложениями). 10. Самостоятельное устное сочинение о весне 11. Составление сравнительного рассказа «Осень и весна» - Объясните, пожалуйста, пословицу ( выведена на экран): Весна красна цветами , а осень плодами. - Какое время ... мы будем рассказывать по восьмой картинке? ( О занятиях детей) ( Учитель просит детей давать полные ответы) 4.Обобщение примет осени. ( Звучит фрагмент записи произведения ...

Я снежок в руках катаю,

И дыханьем согреваю.

Посмотрите, мой снежок

Белый, кругленький комок.

4. Словарная работа. Подбор родственных, однокоренных слов.

  • Отгадайте «заколдованные» слова, вставьте в слово часть —СНЕГ— или —СНЕЖ— . Прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова. Подберите к каждому слову картинку.

Запись на доске:

СНЕГ

  • ..ОХОД
  • ..ОКАТ
  • ..ИРЬ
  • ..ОТАЯНИЕ
  • ..ОВИК
  • ..УРОЧКА

СНЕЖ

ПОД…НИК

  • ..КИ
  • ..НЫЙ

БЕЛО…НЫЙ

  • ..ИНКА
  • ..ОК

ЗА…ЕННЫЙ

5. Работа над структурой устного сочинения.

На доске записаны опорные слова, словосочетания:

1. зима, снег

2. пушистое снежное одеяло

3. тепло, шубы, шапки, шарфы, варежки

4. играют в снежки, слепить снеговика

5. большой, поменьше, друг на друга, глаза, воткнули, надели, смешной

6. весело, горка, лыжи, санки

Чтение опорных слов, словосочетаний сначала учителем-логопедом, затем читают вслух 1—2 ученика.

  • О чём будем составлять рассказ?
  • Как можно назвать рассказ. (Зимние забавы.)

Демонстрация первой картинки «Зима».

  • Прочитайте первые опорные слова. Составьте по первой картинке предложения.

Демонстрация второй картинки «Лес в снегу».

  • Прочитайте слова под номером два. Составьте по 2-й картинке предложение.

Демонстрация третьей картинки «Дети во дворе».

  • Прочитайте опорные слова под номером три. Составьте по третьей картинке предложения.

Демонстрация четвертой картинки «Дети на поляне».

6. Физкультминутка., Марш на месте, неспеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег, хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит нам и вам…

  • Мы немного отдохнем и поиграем в снежки.
  • 1-2-3- белые снежки лови.

(под музыку дети собирают бумажные «снежки» несколько раз).

Демонстрация пятой картинки «Смешной снеговик».

  • Прочитайте опорные слова под номером пять. Составьте по пятой картинке предложения.

Демонстрация шестой картинки «Дети на горке»

  • Прочитайте опорные слова под номером шесть. Составьте по шестой картинке предложения.

7. Устное составление рассказа, используя опорные слова, словосочетания и картинки.

Коллективное составление предложений, используя опорные слова, словосочетания, последовательность картинок.

2 стр., 745 слов

По серии картинок И. Радлов. Находчивые лягушата

... капризничает. Что делать? Этой книжки нет, и картинок вы показать не можете. Но есть ваше сочинение по этим картинкам, которое можно прочитать. Какой должен быть рассказ, чтобы малышу было ... опорные слова нужно написать в тетради? (Пошел купаться.) О чем дальше важно сказать? (Он разделся. Одежду повесил на куст, а носочки положил на песке. Рядом сидели лягушата.) ...

Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2—3 ученика.

8. Итог занятия.

  • Получился ли рассказ «Зимние забавы»?
  • Что вы использовали для составления рассказа?

Желаем удачи!