Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок

Сочинение

1. Методы и приемы обучения дошкольников сочинению рассказав и сказок.

2. Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари.

1. В методике развития речи определяют различные этапы обучения сочинению сказок: пересказ, соединение сказочных сюжетов (контаминация или компиляция), самостоятельное сочинение, обогащение литературного опыта, обучение приемам создания сказок, обобщение и систематизация знаний об особенностях жанра. В качестве основных приемов обучения предлагают: продолжение рассказа воспитателя, сочинение на предложенную и самостоятельно выбранную тему, введение фантастических элементов в реалистический сюжет

Для обучения детей придумыванию новых сказок на подготовительном этапе целесообразно использовать игры на основе знакомых уже литературных произведений:

  • Игры на сравнение: «Что общего?» (сравнить сюжеты похожих сказок «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа метелица»), «Кто на свете всех милее» (выявление и описание красавиц из сказок Золушки, Белоснежки, Спящей царевны и др.).

  • Игры на обобщение: «Что в дороге пригодиться» (на основе анализа волшебных предметов дети придумывают предметы-помощники).

— Игры на моделирование: «Где чей дом?» (дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов-моделей), «Где спрятался герой» (учить детей распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, например, три круга разной величины – три медведя, семь одинаковых треугольников и один большой – волк и семеро козлят).

придумывания продолжения истории.

Меткая, краткая, но емкая по содержанию форма пословицы является прекрасным вспомогательным материалом для сочинения. Например, «Хочешь кататься, умей и саночки возить», педагог предлагает детям начало рассказа: «Зимой выпало много снега, и во дворе была большая горка. Сережа взял санки и вышел на улицу…»

Считалка лаконична, с легкой рифмой и близким детям сюжетом, часто используется в играх детей. По знакомой детям считалке «Эники-беники ели вареники…» можно предложить детям начало сказочной истории: «Жили-были два друга Эник и Беник. Они очень любили вареники. Однажды…»

При загадывании загадки педагог обращает внимание детей на образные средства, помогает проанализировать их, а после отгадывания загадки предлагает сюжет. Например, по загадке «Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» начало сказки «Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вдруг наступало…»

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... обучения пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа. В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой логопедическая работа по обучению пересказу сказок старших дошкольников ... В исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, ...

Большие возможности для детского творчества заложены в небылицах. К. Чуковский отмечал, что эти произведения построены на опрокидывании норм, на перепутывании функций и признаков предметов, что очень увлекает детей как интересная игра-забава. Вначале детей знакомят с литературными небылицами (К. Чуковский «Путаница», Э. Успенский «Память» и др.), предлагают найти в тексте несоответствия. Затем дети сами придумывают необычные выражения, названия героев и места действия, например: «Жила-была госпожа Поварешка в городе Кастрюлькин…».

прием оживления

прием цепочки.

Оригинальные методы составления сказок с детьми предлагают педагоги, работающие по методике ТРИЗ.

При помощи модели «волшебный экран» можно выделить сказки, сюжет которых основывается на подробном описании разных периодов жизни персонажа и изменений, происходящих с ним. Например, история про Маугли. Дети вместе со взрослым придумывают персонаж и обсуждают черты его характера, его поведение в детстве, ближайшее окружение в этот период. Обсуждаются поступки героя, когда он стал взрослым, его качества (целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности).

Затем формулируются выводы: ничего никогда не возникает из ничего, все происходящие события взаимосвязаны и взаимозависимы.

Методом «волшебного треугольника» можно научить детей составлять сказки конфликтного типа. Дети усваивают, что в сказочных текстах борьба между отрицательными и положительными героями заканчивается в пользу добра, а в конфликте добра и зла участвует, как правило, посредник – волшебник, волшебный предмет. Это можно изобразить в виде треугольника, на углах которого расположены объекты сказки (схемы или картинки): положительный герой, отрицательный герой, волшебный предмет. Взаимодействие героев в определенном месте обозначается картинкой или словом внутри треугольника. Алгоритм составления сказки:

  • определение места, где будут происходить события;
  • выбор основных героев (положительного и отрицательного);
  • выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или волшебного предмета);
  • определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей;
  • здесь важно определить мотив, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;

— разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

2. Своеобразные методы придумывания фантастических историй предлагает известный писатель Джанни Родари. Девизом творческого сочинения для него является фраза: «Свободное владение словом – всем!». Писатель предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные тем не мене по определенным законам сказочного жанра. Основная идея книги «Грамматика фантазии» определяет универсальность методов, которые в ней описаны, сформулирована на основе мысли Л.С.Выготского : «воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все.

12 стр., 5672 слов

Музыкальная сказка как средство развития ребенка

... включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные ... и зло. Аудио сказки влияют на эмоциональное развитие ребенка: яркая образная форма заставляет ребенка сопереживать, волноваться и радоваться. Сказка способствует развитию ...

Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово . Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж.Родари назвал этот метод – камень в пруду… Он рассматривает разные способы подбора слов-ассоциаций:

  • все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
  • слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон, питон);
  • слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
  • слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
  • слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).

Любой набор слов, образованный по ассоциации может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово по-вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «игра» слова «ирис», «гром», «рыба», «автобус». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получиться сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.

словотворчество

бином фантазии

Техника фантастических гипотез

Писатель так же предлагает использовать литературные произведения для развития речевого творчество. Большие возможности заложены особенно в хорошо знакомых детям сказках. По мнению автора, они являются строительным материалом для фантастических историй. Важно научить ребенка отойти от привычного сюжета. Сделать это можно несколькими способами:

новое слово

перевирание сказки

продолжение сказки

салат из сказок

сказка-калька

«картах Проппа».

На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/metod-rasskazyivanie-iskazki/

1. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – C. 70

2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2,3,4.

2 стр., 961 слов

Пишем по истории: все, что нужно знать, чтобы получить качественную работу

... и быстрее охарактеризовать выбранное время. Как оценить явление Пример правильного эссе по истории — сочинение с объективной и развернутой ... форма изложения материала корректной. Как оформляется работа Если вы уже поняли, как написать эссе, но не знаете, что ... как и по остальным предметам. Единственное различие — в объеме. Обычно текст по гуманитарным дисциплинам не превышает 300 слов. Но по истории ...

3. Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – №1. – 2005. – № 6. – С. 12

4. Родари, Дж. Грамматика фантазии илиВведение в искусство придумывания историй. / Дж. Родари. – М., 1990

5. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С.Белько. – Мінск. : “Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.