Методы и приемы обучения сочинению рассказов и сказок консультация

Сочинение
  • Обучение приемам для создания сказок
  • Обобщение знаний об особенностях жанра

Однако в качестве главных и основных приемов обучения детей написанию сказок, называют сочинение на любую тему или же на предложенную самим воспитателем и продолжение рассказа воспитателя.

На начальном (подготовительном) этапе обучения детей написанию сказок используют игры на основе известных детям сказок. К примеру, детям предлагают описать героинь из сказок «Белоснежка», «Золушка» и другие, а также, например, сравнить сюжеты подобных друг другу сказок «Госпожа метелица», «Морозко» и так далее. Кроме этого, используются игры на моделирование (дети учатся распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, а также придумывают различные ситуации, в основу беря схематические изображения отдельных предметов) и игры на обобщение ( дети придумывают предметы — помощники на основе анализа основных волшебных предметов).

Когда происходит процесс обучения детей сочинению сказок, часто используется такой прием, как придумывание продолжения истории. В этом приеме воспитатели часто используют в качестве основного сюжета различные загадки, пословицы, потешки и другое. Пословица очень краткая по содержанию форма сюжета, однако считается одним из наиболее эффективных приемов обучения детей сочинению собственных историй. Например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Воспитатель предлагает детям следующее начало рассказа: «Однажды мама попросила Мишу наловить рыбы, чтобы приготовить обед. Мише было очень лень идти, но деваться было некуда…».

Считалочка также нередко используется в играх детей. Детям очень легко придумывать продолжение истории к знакомой считалочке. Например, по считалочке, которая давно известна каждому ребенку «На златом крыльце сидели Царь, Царевич…», можно предложить детям следующее начало истории: «Однажды на златое крыльцо вышли погулять Царь, Царевич, Король…»

4 стр., 1908 слов

(Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано)

... и составляют основу музыкальных способностей детей. Полифонический слух, Ритмический слух, Тембро-динамический слух, Фактурный слух В арсенале преподавателя-пианиста насчитывается немало приёмов и методов, способных дать эффективное развитие музыкального слуха у учащихся ...

А вот при загадывании загадок детям необходимо обращать внимание детей на образные средства. Кроме того, педагог должен помочь детям проанализировать их, а после нахождения отгадки уже предлагать сюжет. Например, известная всем загадка «Зимой и летом — одним цветом» предлагается начало сказки «Вот прошло лето, и уже наступила зима, а она все не меняла своего цвета…»

Кроме вышесказанных приемов, используется активно такой прием, как прием оживления неодушевленных предметов. Это могут быть самые различные предметы («День рождение стола», «Как поссорились нож и вилка» и так далее), но все же чаще «оживляются» игрушки, куклы.

Очень интересен и такой прием, как прием цепочки. Он используется для коллективного сочинения истории. Этот прием строится следующим образом: один ребенок называет любое слово, другой ребенок называет другое слово, при этом связывает его с предыдущим. К примеру, первое слово «кошка», а другое слово «платье», а сказка в итоге строится так: «Однажды решила кошка купить себе платье». Третий ребенок, например, назвал слово «мышь» и, связывая его с предыдущим, получается: «А платья продавала мышь». И так сказка заканчивается. Когда каждый ребенок в классе придумает по предложению.

Оригинальные методы составления сказок с детьми по методике ТРИЗ. При помощи модели «волшебный экран» выделяются сказки, сюжет которых основывается на подробном описании различных периодов жизни персонажа и изменений, которые происходят с ним. Например, история Маугли. Вместе со взрослыми дети придумывают не только персонаж, но и обсуждают его поведение. Черты характера, его окружающие. А после уже формулируются детьми совместно со взрослыми выводы, то есть все происходящие события неразрывно связаны между собой, ничего не возникает просто так. Методом «волшебного треугольника» дети учатся сочинять сказки конфликтного типа. Дети при этом усваивают, что в сказках всегда добро побеждает зло, а в конфликте добра и зла всегда участвует посредник, в основном это волшебник или волшебный предмет. Это можно изобразить в виде треугольника, на углах которого изображены герой добра, герой зла и волшебный посредник. Внутри пишется слово, которое обозначает взаимодействие этих героев, или же рисуется картинка.

Алгоритм сочинения сказок

Алгоритм составления сказки:

Определение места, где будут происходить основные события;

Выбор главных героев (то есть положительного и отрицательного);

Выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или же волшебного предмета);

Определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, для чего героям нужен этот предмет, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;

Разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников; ... загадок, сказок, стихов). Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь ...

Своеобразие методики сочинения фантастических историй Джанни Родари

Известный писатель Джанни Родари предлагает несколько методов придумывания сказок. Всего одно слово может служить отправной точкой для сказки, так думает писатель. Ведь абсолютно любое слово вызывает у человека ассоциации. Писатель назвал этот метод «камень в пруду». Любой набор слов, который был образован при помощи ассоциации, может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово по вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «кот» слова «кит», «огонь», «тень». Уже после этого придумывается сказка, в который должны обязательно встретиться эти слова. С этим заданиям с легкостью справляются дети дошкольники. В сочиненных сказках детьми часто используется словотворчество– то есть придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Родари предлагает прибавлять к самым обыкновенным словам приставки: мини-, анти- супер и так далее, чтобы получить абсолютно новые слова. Например, с помощью этих приставок получаютя такие слова, как антикот, минилев, суперлис и далее. Такое новое слово может быть главным героем сказки. Следующий метод, который предлагает писатель, называется «бином фантазии». В начале подбираются два слова, которые по смысловому ряду стоят совершенно в противоположных сторонах. Слова можно придумывать совершенно случайным образом, методом тыка или методик придумывания новых слов. Далее с помощью изменения по падежам, с помощью союзов и предлогов эти два слова нужно соединить во всевозможные сочетания и выбрать из них самое необыкновенное. Такой метод не только хорош в сочинении собственных историй, но также активизирует словарный запас детей. Полученное необыкновенное сочетание может служить главной темой сказки. К примеру, берутся слова «кот и тыква». Таким образом, получаются следующие словосочетания: «тыква для кота», «кот в тыкве», «тыквенный кот» и так далее.

Взято со страницы: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/metodika_sochinitelstva_skazok_i_veselyh_istoriy/