«Образ героя» в любом произведении

Сочинение

1. Имя героя произведения (персонажа)

Вопрос, который может показаться неожиданным: как зовут героя?

Не удивляйтесь, а лучше ответьте: знаете ли вы, как звали Печорина? А Чичикова? А Базарова? А Хлестакова? Если вам не удалось ответить на некоторые из этих вопросов, заметьте: речь идет о главных героях! Поэтому этот пункт не такой уж бессмысленный, как кажется на первый взгляд. Тем более, что в некоторых случаях имя носит не случайный характер, с ним могут быть связаны значимые контексты, которые следует помнить. Например, рассказ о детстве «Павлуши Чичикова» в поэме «Мертвые души». Или вспомните, насколько значимым для Пушкина было имя «Евгений»: во вступлении к поэме «Медный всадник» он пишет, что сознательно вновь обратился к выбранному им однажды имени. Возможно, это имя не случайно было выбрано и Тургеневым для главного героя романа «Отцы и дети» — в некотором роде «героя времени» (здесь сразу возникают ассоциации с образом Евгения Онегина как героя своего времени, с типом «лишнего человека»).

Иногда такие смысловые контексты связаны с более-менее эпизодическими персонажами! Например, кто такой Зарецкий (не путать с Загорецким! Чем объясняется сходство их имен?)? (Вспомните, в каких произведениях есть специальные рассуждения и комментарии (от лица автора или самих героев), касающиеся имен и прозвищ.)

Кроме того, с именами связана еще одна проблема: некоторые абитуриенты умудряются писать их с ошибками. Уверены ли вы, что правильно помните написание таких имен, как Чацкий, Печорин, княжна Мери, Бэла, Сквозник-Дмухановский (кстати, чья это фамилия?), Симеонов-Пищик (а это кто?)?

Социальный статус, положение героя

Чтобы раскрыть социальный статус героя (в контексте эпохи, изображаемой писателем)можно ответить на вопросы: какое он получил образование, чем занимается в жизни, служит ли и т. д.

Характер героя произведения. Индивидуальные и типические черты героев.

1) Можно ли отнести героя к какому-либо известному в литературе разряду героев?

Например,

  • «герой-резонер» в классицистическом произведении
  • «лишний человек»
  • «новые люди» (в 1860-х гг. — разночинцы-демократы) и др.

2) Можно ли связать с каким-то социальным явлением более общего значения, с социально-психологическим типом?

Например,

  • Хлестаков и «хлестаковщина»
  • Обломов и «обломовщина»)? и др.

Если да, то объяснить, в чем суть этого явления или типа.

1 стр., 406 слов

Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера (Пушкин А. С.)

... та помиловала Гринёва. Екатерина прониклась историей Маши, и Петра отпустили. Таким образом, пройдя длинный и сложный путь, из легкомысленного подростка Гринёв превратился в сильного, ... из которых - сохранение своей чести и достоинства в любой, даже самой трудной, жизненной ситуации. ... По пути Гринёв проигрывает в карты Зурину сто рублей и серьезно ругается со ...

Место героя в системе персонажей

Какое место данный герой занимает в системе персонажей произведения?

  • главный
  • один из главных героев
  • второстепенный
  • эпизодический
  • «двойник» главного героя и т. д.

2) Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:

  • сюжетные ходы, в которых он участвует;
  • какая проблематика связана с ним (нравственная, философская и т. д.);
  • с кем он сталкивается, кто с ним спорит, чем заканчивается столкновение.

Особенности изображения героя (приемы и средства)

Какие приемы и средства использует писатель при изображении этого героя:

Портрет героя или отсутствие портрета

1) Портрет (например, Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создает психологический портрет Печорина).

2) Может быть значимое отсутствие портрета. Например, чиновники в поэме «Мертвые души» максимально обезличены. У Татьяны Лариной, в отличие от Ольги, в романе «Евгений Онегин» нет портрета. Это объясняется тем, что Пушкин переносит внимание на внутренний мир героини (то же можно сказать об Онегине, по сравнению с Ленским; последний вполне укладывается в рамки определенного типа, который легко узнать по портрету; характер Онегина заслуживает более глубокого анализа).

Композиционные средства:

  • например, главный герой во враждебном окружении — типичная композиция романтического произведения;
  • сопоставление с другими героями (у кого из персонажей есть «герои-двойники»?);
  • противопоставление другим героям, т.

е. антитеза: Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников, Онегин и Ленский, Чацкий и Молчалин. Заметьте, что антитеза может проявляться в отдельных аспектах образа, например в портрете: сравните приведенное выше наблюдение о героях романа «Евгений Онегин»: здесь вполне можно говорить об антитезе в портрете (Онегин — Ленский; Татьяна — Ольга).

Речевая характеристика героя (внутренние монологи, письма, споры героев, индивидуализация речи, авторская характеристика героя)

Речевая характеристика

Может быть представлена в большей или меньшей степени в зависимости от литературного рода и жанра.

Например, в лирике может вообще не быть других персонажей, кроме самого лирического героя, и тогда нет смысла учитывать этот пункт.

В эпических жанрах, В драматическом произведении

Ф и р с {сердито).

Леонид Андреич!

Ф и р с (укоризненно).

Леонид Андреич…

Аня (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива).

Какой ты хороший, дядя…

  • Характеристика со стороны других персонажей . Иногда этот прием приобретает особое значение. Например, в комедии «Горе от ума», где мотив сплетни и злословия — один из главных элементов интриги, и герои на протяжении всего действия обмениваются злобными перекрестными характеристиками. Подумайте, какую роль этот прием играет в поэме «Мертвые души».

Поступки и действия героя как его характеристика.

Поступки и действия героя, характеризующие его. Разумеется, этот прием имеет смысл в основном в произведениях эпических и драматических. Особые случаи: отсутствие или невозможность совершения поступка (например, в пьесах А. П. Чехова принципиально ничего не происходит, герои страдают от пустоты и бессмысленности жизни, от собственной пассивности, — в этом, по мысли автора, есть некое знамение времени).

5 стр., 2070 слов

Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление ...

... Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя — портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, ...

В романе «Герой нашего времени» проблема поступка, действия возникает в разных контекстах: это в первую очередь несоответствие внешне неблаговидных, предосудительных в глазах общества поступков и их сложных мотивов, известных только самому герою. Кроме того, в романе можно наблюдать неожиданные последствия поступков, анализировать разные причины, ведущие к тому или иному действию героя (вплоть до влияния судьбы, предопределения), и т. д. Заметим, что в этом романе средства изображения героев, связанные с поступками, вообще приобретают большое значение в силу его остросюжетности.

Вывод

Анализируя эти (и другие, которые, возможно, остались неназванными) приемы и средства, попробуйте обобщить свои наблюдения: смысл любой научной работы, даже самой мелкой (каковой является сочинение) как раз и состоит в том, чтобы, собрав разные факты, обобщить их, выйти на более абстрактный уровень. Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель: какими будут по преимуществу приемы — реалистическими или классицистическими, или же герой скорее изображен как персонаж романтического произведения и т. д. Здесь могут быть сложные варианты: например, Печорин в значительной степени показан как человек романтического мироощущения, но в романе явно присутствуют элементы реалистического метода и полемики с романтизмом. Другой вариант обобщения, выводящий за пределы данного произведения, а иногда и за пределы творчества данного писателя, в общелитературный контекст: есть ли предшествующая литературная традиция изображения подобных характеров; может быть, другие писатели пользовались подобными приемами. Играли ли у них эти приемы ту же роль, или вы можете указать различия? Если такие параллели существуют, это будет хорошим материалом для заключительного обобщения. В конце можно также указать на традицию, которая, наоборот, начинается с этого героя и будет продолжена другими писателями.