Башҡорт әҙәбиәтендә сала уат юлаев образы – образ салавата юлаева в башкирской литературе

Сочинение

Общество

07:00, 12.06.2018 91

Заметки на полях о башкирском герое

Фото: tonkosti.ru

Сегодня, 12 июня, в Башкирии отмечается тройной праздник — День России, День Уфы и начало Дней Салавата Юлаева. Именно башкирскому национальному герою, имя которого продолжает вызывать бурные споры, посвятил сегодняшнюю авторскую колонку «Реального времени» уфимский историк Салават Хамидуллин. Колумнист раскрывает личность Юлаева не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика.

Салават — национальный герой Башкортостана. Его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные им концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время — едва ли не революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. из него пытались вылепить банального разбойника. Но он не был ни тем, ни другим, ни третьим.

Русский бунт — бессмысленный и беспощадный?

Пугачевщина была антиправительственным движением. Как к этому должны относиться мы, ныне живущие? Осуждать восставших за то, что они осмелились выразить свой протест непарламентскими методами? Но ведь государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой глас до власть предержащих.

Симбирский купец Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет…».

В просвещенный XVIII век Россия была единственной страной, в которой подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, подобно американским неграм, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной средой для мятежей. Нужна была лишь соответствующая идеологическая платформа. И она нашлась.

Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий — окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.

13 стр., 6398 слов

История России в начале ХХ века

... художники). Таким образом, в начале ХХ века в России сложилось множество сословий населения, причем большинство из них – крестьяне и рабочие – ... и рабочих: принят закон об ограничении рабочего дня, были расширены права фабричной инспекции, призванной следить ... силу». Именно по этому сценарию и развивались события в России. С индустриализацией промышленности в социальном строе России стали складываться ...

Допрос Салавата (1955 г.).

Худ. А.А. Кузнецов

Следствие и допросы

Следствие над Салаватом Юлаевым продлилось 339 дней, то есть почти год. Первый его допрос состоялся в деревне Калмыково, но протокол не сохранился. Из донесений карателей известно, что Салават сообщил тогда, что планировал скрыться в казахских степях.

16 декабря Салавата и Юлая Азналина, который находился под арестом в Челябинске, в железных кандалах направили в Казань, а 13 февраля 1775 года обоих этапировали в Москву в Тайную экспедицию Сената.

Начались допросы. Один из следователей по делу Салавата – С. И. Шешковский, который вел дело прозаика и поэта А. Н. Радищева, автора знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Салават давал показания на башкирском языке, а переводил его крещеный башкир Иван Гульчихин. Протокол велся на русском языке.

«Допрос Салавата». Художник А. А. Кузнецов, 1955 год.

Салават отрицал убийство людей по своей воле, раскаивался и просил милости. Но из Казани пришли документы, изобличающие его. Десять человек, допрошенные ранее, показали, что Салават призывал их к бунту, руководил отрядами, присваивал «воинские звания» бунтовщикам. Но главным свидетелем выступил Кулый Балтачев, старшина Кара-Табынской волости, воевавший на стороне царских войск и не раз противостоявший Салавату в боях. Судьба Юлаева была предрешена.

Юлай Азналин также был допрошен, но против своего сына ничего не показал. Кулый также проявил к коллеге-старшине милость, не оговорив того.

Салават признался в том, что руководил отрядами и брал крепости штурмом, но наотрез отказывался признавать за собой какие-либо убийства. Следствие это не устроило, поэтому Салават был направлен обратно в Оренбург, как сказали бы сейчас, на проведение дополнительных следственных мероприятий. Но ученые склоняются к мысли, что приговор был уже известен, а башкир возвращали на родину, чтобы жестоко наказать в устрашение всем.

Идея башкирского восстания

«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», — писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие — под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы — татары, чуваши, марийцы, удмурты — страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.

4 стр., 1591 слов

Жизнь и творчество салавата юлаева

... старшин Муксина и Зямгура Абдусалямовых, настигла в горах Каратау Салавата Юлаева с группой оставшихся с ним соратников и после короткой стычки схватила их. В это же время Юлай ... Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения. Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, ...

Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр…».

Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.

Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <…>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <…>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <…>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».

Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.

Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)

О Салавате Юлаеве

Семья Салавата

Историками определено, что он жил в период с 1752 по 1800 год. Семья Салавата была из рода тарханов. Отец — башкирский старшина Юлай Азналин был хорошим солдатом и даже получил малое воинское знамя. Позже, в 1773 году, Юлай передал знамя Салавату, который в отсутствие отца подменял его на посту старшины.

2 стр., 708 слов

Останутся ли отец и мать родными ребенку?

... людей ближе и роднее, чем наши отец и мать. И что бы ни произошло, они всегда останутся самыми близкими и родными. Текст Г. И. Андреева: (1) И думать нечего: он совершенно чужой мне человек... (2) Когда я смотрю на фотографии, я ... говорит: не нужно вспоминать. (14)Мы уже давно совершенно чужие люди. (15)Прошло столько лет. (16)Да, было больно и страшно, но постепенно всё улеглось, забылось... ( ...

Салават Юлаев и его отец Юлай Азналин. Художник Ф.Ф. Ислахов

О матери Салавата Юлаева известно мало. Лишь то, что ее звали Азнабика и она была дочерью муллы.

Стоит отметить, что в то время земли активно застраивались медеплавильными заводами. Поэтому, это вызвало недовольство крестьян, не желавших покидать уже обжитые земли. В 1773 году Юлай вступил в судебные тяжбы с купцом Я.Б. Твердышевым, владевшим заводами.

Твердышев получил от губернской администрации землю под Симский завод. Также и деревни, часть из которых ранее была жалована старшине Юлаю Азналину. В результате, добиться в судебном порядке возвращения жалованных земель, изъятых и отданных братьям Твердышевым под Симский завод, Юлаю не удалось.

Строительство медеплавильных заводов в Башкирии

Участие Салавата Юлаева в Крестьянской войне

11 ноября 1773 года Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават перешли на сторону повстанцев и встали под знамена мятежного казака Емельяна Пугачева, возглавившего восстание крестьян.

Крестьянской войны

По некоторым данным, Салават Юлаев был участником двадцати восьми сражений. Он воевал за землю, религию и свободу. Одиннадцатью из них он руководил лично. Например, многие легенды рассказывают о большом воинском таланте молодого предводителя.

Но Крестьянское восстание было жестоко подавлено, а его участники сурово наказаны. Не избежали этой участи Салават и его отец.

Картина А.А. Кузнцова «Допрос Салавата»

Каторга

Затем, в ноябре 1774 г. на северо-востоке губернии (нынешний Салаватский район Республики Башкортостан) Салавата схватили. Его и его отца Юлая Азналина доставили в Уфу и заключили в казематы Уфимского кремля. Таким образом, следствие по их делу, допросы продолжались больше семи месяцев. Салавата и Юлая возили под охраной в Казань, Москву, Оренбург, затем снова в Уфу. В итоге, отца и сына отправили на вечную каторгу в крепость Рогервик (ныне эстонский город Палдиски).

3 стр., 1028 слов

Реферат опера салават юлаев

... "изменник" на лбу и на щеках. 2 октября 1775 Салават Юлаев и 7 соратников Пугачева были сосланы на пожизненную ... Салавата Юлаева 25 ноября 1774 недалеко от деревни Миндишево Шайтан-Кудейской волости восстание в Башкирии пошло на ... опере, драматургии, живописи и скульптуре. В 1967 учреждена премия БАССР им. Салавата Юлаева ... крестьянских выступлений, правительство в 1798 году приписало всех башкир и ...

Картина А.П.Кузнецова «Поимка Салавата»

Последние двадцать пять лет своей жизни Салават провел на каторге далеко от родных мест. 1800 год — дата, когда в исторических документах последний раз упоминается Салават Юлаев.

Картина Р.У.Ишбулатова «Непокоренная воля»

Творчество Салавата Юлаева

Не только воинскими подвигами прославился Салават Юлаев.

Памятник, установленный в его честь, прославляет этого человека как талантливого поэта, воспевшего жизнь простого народа. Прежде всего, главной темой произведений юноши-поэта был призыв к борьбе за свободу. Красота родного края воспевалась им с особой любовью. Произведения, в большей степени, носят импровизационный характер, что придает им еще больший колорит, неповторимость. К тому же, среди башкирского народа его имя прославилось замечательными стихами, зовущими к стойкости в борьбе с врагом, воспевающими безграничную любовь к родине, ее полям, лесам, кочевьям.

Например, народные предания повествуют о том, что когда Салават пел песни, люди с охотой шли в бой, не чувствуя боли от ран, не боясь смерти от пули или сабли.

«Салават наш был герой»

9 ноября 1773 года у деревни Юзеевой повстанческое войско, состоявшее из казаков и башкир, внезапно атаковав, разбило авангард корпуса генерала Кара, командующего войсками первой карательной экспедиции. В самый критический момент сражения, башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, в полном составе перешла на сторону противника близ деревни Биккулово. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.

Получив от Пугачева чин полковника, он отбыл на родину, чтобы возглавить движение на Сибирской дороге Башкирии. Здесь он в короткие сроки собрал отряд и, двинувшись на север, 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Далее он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и возглавил все повстанческие силы.

Одновременно с Салаватом к городу со своим отрядом прибывает табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, на дочери которого Оксане, по сценарию фильма Якова Протазанова «Салават Юлаев» (1941 год), якобы женился Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы предприняли генеральный штурм Кунгура: Кузнецов с одной тысячей крестьян и казаков при шести пушках двинулся с юга, а Салават, у которого было 3 тысячи башкир и 10 пушек, ударил с севера. В одном месте юлаевцам удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон сумел отбить атаку башкир. Затем было еще несколько штурмов, но крепость устояла. Именно в дни яростной осады города среди местного русского населения родилась песня:

Салават наш был герой, Смело он ходил на бой, Три кольчуги надевал, И к Кунгуру подступал, Сорок пушек заряжал, Да в Кунгур-крепость стрелял.

В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.

2 стр., 518 слов

Сочинение про салавата юлаева на русском языке

... Башкортостана. Салават Юлаев был прекрасным поэтом. Мы ценим творчество Салавата Юлаева: читаем и учим наизусть его стихи и поэмы, которые в наше время уже переведены практически на все языки мира, на ... очень известным в народе, посвятившим всю свою сознательную жизнь интересам народа. Салават Юлаев Несколько интересных сочинений Очень часто смысл жизни сравнивают с поиском счастья или объединяют с ...

Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org

Пугачев и Салават

В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».

Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».

Войска шести царских генералов — Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа — были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.

А.С. Пушкин писал: «Михельсон <…> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом…». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.

Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <…>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег…».

3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.

2 стр., 965 слов

По картине Кузнецова Допрос Салавата

... приковывает фигура пленника. Глядя на картину А. Кузнецова "Допрос Салавата" испытываешь гордость за силу духа батыра, восхищаешься его стойкостью и ... слагают легенды. 2 вариант Фигура Салавата Юлаева занимает основное положение в картине Кузнецова. Салават был настоящим народным героем, ... должного уважения у Салавата. По их напряжённым позам видно, что они бояться башкирского батыра. Один из ...

«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.).

Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)

Поимка Салавата

Салавату не раз предлагали сдаться добровольно, обещая взамен прощение. Например, командир карательного отряда И. Л. Тимашев, склонивший на свою сторону пугачевского генерала и шестерых полковников, также взывал к сознательности Салавата Юлаева, но тот и не думал сдаваться.

В сентябре 1774 года отряд Салавата потерпел поражение в боях под крепостью Елдяк (Ельдяк, Ельдяцкая крепость, не сохранилась), ему противостояла команда подполковника Рылеева. Повстанцам пришлось отступить в район Сима – родные для Салавата места. По их следам был направлен отряд под началом поручика В. Лесковского.

Поимка Салавата. Художник А. П. Лежнев (1888—1956).

Холст, масло, 1930 год.

25 ноября Салават Юлаев и четверо его товарищей были пойманы старшиной Муксином Абдусалямовым, его братом Зямгуром и другими преследователями в лесу неподалеку от деревни Миндишево (Мигдишкино).

Есть версия, что салаватовцы сами подпустили врага, приняв их за дружественный отряд.

Муксин и Зямгур передали Салавата Лесковскому. Этот успех принес последнему звание капитана.

И один в поле воин

Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.

прим. ред.

и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.

Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».

4 стр., 1715 слов

Мағжан Жұмабаевтың Батыр Баян поэмасы

... анының айғағын Тәтіқара жырау толғаулары дәлелдейді. Батыр Баян туралы деректер Шоқан Уәлихановтың еңбектерінде кездеседі. Зерттеушінің «Исторические ... естіген миф-аңызды өзінің ақындық шеберімен тамаша поэма етіп жазады. Трагедиямен аяқталған бұл поэма Мағжан поэзиясының биік асқар ... Бір қарағанда қызықты сюжеті бар бұл поэма текӘрине Мағжан ақында тек тарихты жырлап қою ғана емес, сонымен қатар ...

22 сентября у деревни Норкино отряд Рылеева вновь подвергся нападению, о чем тот сообщал: «Будучи ж на марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек».

18 октября 1774 года главнокомандующий карательными войсками генерал-аншеф П.И. Панин обратился к башкирам с последним ультиматумом, требуя в знак «своего истинного покаяния» выдать «главного между башкирским народом теперь возмутителя Салаватку». Однако это не подействовало.

Тогда 27 октября к нему от имени Екатерины II лично обратился начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин: «<…> башкирскому старшине Салавату Юлаеву. С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься <…>. Я, будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Следует отметить, что правительство ни к одному из мятежников не обращалось с подобным предложением. Однако Салават отверг его. Как затем выяснило следствие, он и его ближайшие соратники дали клятву, «чтоб им до самой их погибели находиться в беспокойствии и не покоряться». 25 ноября 1774 года мятежный батыр был схвачен.

Лик Салавата

Факты биографии и боевого пути Салавата известны благодаря архивным документам, по которым трудно реконструировать его личность. Пушкин охарактеризовал его «свирепым Салаватом». Гораздо больше в этом отношении дают очерки историка и краеведа Руфа Игнатьева (1818—1886), а также уроженцев Урала писателей Филиппа Нефедова (1832—1902) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852—1912), которые писали, что называется по горячим следам, когда были живы, если не сами пугачевцы, то их дети и внуки. Именно поэтому их характеристики являются слепками с того образа Салавата, который сформировался в народном сознании и который, как нам кажется, наиболее близок к своему прототипу.

Филипп Нефедов писал: «…Мысль об освобождении родины не давала ему покоя и звала на дело, манила на подвиг. Освободить Родину! Сколько чарующего, обаятельного для многих умов в этой мысли; но выступить борцом за ее осуществление мог только поэт, каким был Салават. В своем религиозно-поэтическом настроении он не раз слышал самого Бога, повелевавшего ему восстать на врагов и освободить Родину».

В свое время Мустай Карим и Расул Гамзатов, народные поэты Башкортостана и Дагестана, воспевая образы героев своих народов, сравнивали друг с другом Салавата Юлаева и имама Шамиля. Однако мысль о схожести образов вождя горцев и вождя башкир впервые была высказана еще в XIX веке Руфом Игнатьевым, который, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь Кази-муллы или Шамиля <…>. Пытки, наказания кнутом и ссылка придали Салавату эпитет мученика».

Таким образом, культ Салавата сформировался у башкир еще в XIX веке, хотя он не был самым знаменитым предводителем в период Пугачевщины, не говоря уже о вождях предыдущих башкирских восстаний XVII—XVIII веков. Ореол мученика, пострадавшего за весь народ, затмил собой образы остальных батыров прошлого. Мамин-Сибиряк в своих «Приваловских миллионах» описал сцену, вероятно, подсмотренную где-то во время его уральского детства: «<…> в тихом воздухе таяла и стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате…».

3 стр., 1441 слов

Салауатты өмір салты ( )

... денсаулығына зиян келмейтіндей жағдайда болуын қадағалауды салауатты өмір салты деп ұғамыз. Адам денсаулығына зиянын тигізетін жат әдеттерден ... лім қорқынышын елестетуі ойды бұзады. Сөз соңында қайра айтарымыз, халық денсаулығы тек медицина қызметкерлерінің к ... болмаса «Денсаулық – терең байлық» деген даналық мәтелдері тіршіліктің нағыз өзегінен алынған емес пе? Денсаулықтың қадірін, маңызын ...

Руф Игнатьев, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот…»

Поэт Салават

Салават был поэтом, хотя оригиналы его стихов, по всей видимости, не дошли до нашего времени. Они сохранились лишь в виде русских подстрочных переводов, включенных в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других. В свою очередь названные авторы получили подстрочники от Абдуллы Давлетшина — подполковника, дворянина и бывшего начальника I кантона Башкирского войска. Куда подевались тексты стихов на языке тюрки, с которых осуществлялся перевод на русский язык, неизвестно. Нефедов писал: «Салават — представитель не одной грубой физической силы. Он — ученый и поэт. Он знает Коран и шариат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны…». Стихи Салавата проникнуты мыслью о божьей мудрости, создавшей этот прекрасный мир, а потому долг батыра — защищать свою родную землю. Судьба джигита — в руках Родины, а судьба Родины — в руках джигита.

Я гляжу на цепи гор В нашем благостном краю, И, вбирая их простор, Божью милость познаю. Песней небо раскололось — Соловей поет в долу; Как азан, звенит твой голос, Богу вознося хвалу. Не зовет ли на молитву Верных мусульман? Провожает меня в битву, Мой Урал, родимый стан.

прим. ред.

, Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года. Последними строками поэта-воина, приписываемыми ему, было стихотворение «Я не умер, башкиры!»:

Ты далёко, Отчизна моя! Я б вернулся в родные края, В кандалах я, башкиры!

***

Мне пути заметают снега, Но весною растают снега, Я не умер, башкиры!

Салават Хамидуллин

Справка , Салават Ишмухаметович Хамидуллин

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).

  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

ОбществоИсторияОбразованиеКультура БашкортостанТатарстан

Башҡорт әҙәбиәтендә сала уат юлаев образы – образ салавата юлаева в башкирской литературе

Башҡорт әҙәбиәтендә

Салауат Юлаев образы –, Образ Салавата Юлаева в башкирской литературе

Башҡорт халҡы Салауат Юлаевты күңеленә һәм аңына ғына түгел, рухына һәм ҡанына һеңдергән. Шуға күрә милли батырыбыҙ тураһында әҙәби әҫәр яҙмаған бер генә башҡорт яҙыусыһы юҡ.

Әхмәтзәки Вәлиди исемендәге Милли китапхананың башҡорт әҙәбиәте һәм тыуған яҡты өйрәнеү бүлегендә йыл әйләнәһенә “Үлемһеҙ Салауат бөйөк данға күмелде” исемле китап күргәҙмәһе эшләп килде. Уның тыуған көнөнә арналған тантаналы көндәрҙә уға бағышланған бөтә китап һәм ваҡытлы матбуғат баҫмалары уҡыусыға тәҡдим ителде. Батырыбыҙ образын тәрән өйрәнергә теләүселәргә уның тураһындағы мәғлүмәт базаһын төҙөнөк. Ул алдағы йылдарҙа яңы мәғлүмәттәр менән тулылана барасаҡ, төҙәтмәләр индереләсәк. Исемлектәге йондоҙсоҡтар тикшереү үткән һәм китапхана фондтарында булған мәғлүмәтте билдәләй.

Шиғриәт –Поэзия, Китаптар – Книги, Башҡорт телендә – На башкирском языке

1938

1.

*Кудашев С. Салауат : поэма. – Уфа :

Башгосиздат,

1938. – 32 б.

1955

2.

Ҡолмой Я. Үлемһеҙ Салауат. – Өфө : Башҡ. китап нәшр., 1955

1975

3.

Әхмәтҡужин Ә. Минең Салауат. – Өфө : Башҡ. китап нәшр., 1975.

1980

4. *

Аралбай Ҡ. Ә. Батыр яраһы : Поэмалар һәм шиғырҙар. – Өфө : Башҡ. Китап нәшр., 1980. – 104 б. ( б. 67–69).

1997

5. *

Аралбай Ҡ.Ә. Палдиски дәфтәренән. –

Өфө : Китап, 1997. – б.

2007

6.

*Зинуров Р. Башҡортостан юлы : эпик поэма : [Башҡортостандың Рәсәйгә ҡушылыуына 450 йыл тулыуға арнала] / Р. Бикбаевтың баш һүҙе. – Өфө : Китап, 2007. – 200 б. ( Б 114–122).

Рус телендә – На русском языке

1972

7.

*Сюндюкле М. Легенда о Салавате. Бессмертие : стихи и поэмы / авторизован. пер. с башк. Н. Милованов. – Уфа : Башкнигоиздат, 1972

  • 61 с. (С. 42–43

1983

8. *

Аралбаев К.А. Гонец : стихи и поэма :

пер. с башк.

  • Уфа : Башк. кн. изд–во, 1983. – 80 с.

Йыйынтыҡтарҙа – В сборниках, Башҡорт телендә – На башкирском языке

1918

9.

*

Бабич Ш. Салауат батыр : шиғыр

//

Бабич Ш. Йәш Башҡортостан : шиғырҙар. – Ырымбур, 1918

. –

Б. 36

1947

10.

*Кәрим Х. Салауат тураһында баллада // Кәрим Х. Шиғырҙар, поэмалар / Баш һүҙ Ә. Харисовтыҡы. – Өфө, 1947. – Б. 221–222.

1950

11. *

Ғафури М. Златоуст : шиғыр// Ғафури М. Һайланма әҫәрҙәр. – Өфө, 1950. – Б. 147–149.

1952

12.

*Бикбай Б. Салауат Юлаев : драматик поэма // Бикбай Б. Һайланма әҫәрҙәр : шиғырҙар һәм драматик поэма. – Өфө, 1952. – Б. 161–214.

1953

13.

*Ғиләжев Х. Салауат ерендә : (шул исемдәге циклдан) : Янғантау; Өс ауыл : шиғыр // Башҡорт поэзияһы / Төҙ. Н. Нәжми; редкол. : М. Кәрим, Р. Ниғмәти, Ә. Харис һ.б.; баш һүҙ авторы Ә. Харисов. – Өфө, 1953. – Б. 381–382.

14.

*Салауат. Салауат Юлаев шиғырҙары, уның тураһында башҡорт

халыҡ йырҙары һәм художестволы әҫәрҙәр : йыйынтыҡ / СССР Фәндәр Академияһының Башҡортостан филиалы тарих, тел һәм әҙәбиәт институты тарафынан баҫырға әҙерләнде; Ә. Харисовтың баш һүҙе. – Өфө: Башҡ. китап изд., 1953. – 113 б.

Йөкмәткеһенән:

  • Бикбов Ф. Юрүзән буйында: шиғыр. – Б. 112-113;
  • Ғиләжев Х. Салауат ерендә: шиғыр. – Б. 108-111;
  • Даян Ҡ. Салауат батыр: йыр. – Б. 100;
  • Кәрим Х. Салауат тураһында баллада. – Б. 101-102;
  • Ниғмәти Р. Салауат иптәш: шиғыр. – Б. 107;
  • Сөндөклө М. Бердала осрашыу: (“Салауат” поэмаһынан).

    – Б. 96-99.

1954

15.

Ғарипов Р. Юрүҙән : шиғыр // Ғарипов Р. Юрүҙән : шиғырҙар. – Өфө, 1954. – Б. 3–4.

1955

16.

*Ниғмәти Р. Салауат иптәш: шиғыр // Ниғмәти Р. Сәләм һүҙе: шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1955. – Б. 34-35.

1958

17.

*Бабич Ш. Салауат батыр : шиғыр : (үҙ көйөнә) // Бабич Ш. Һайланма әҫәрҙәр / Төҙ., ред., баш һүҙ һәм аңлатмалар биреүсе Ә. Харисов. – Өфө, 1958. – Б. 245.

18.

*Исмәғилов С.А. Салауат батыр : шиғыр // Исмәғилов С.А. Һайланма әҫәрҙәр. – Өфө, 1958.

  • Б. 106.

19.

*Ниғмәти Р. Салауат иптәш: шиғыр // Ниғмәти Р. Әҫәрҙәр: 2 т. Т. 1: шиғырҙар, поэмалар, фельетондар / Инеш һүҙ авторҙыҡы. Фото бар. – Өфө, 1958. – Б. 209.

1959

20.

*Бикбай Б. Ер : поэма // Бикбай Б. Һайланма әҫәрҙәр : шиғырҙар, поэмалар, драмалар / Ғ. Хөсәйеновтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1959. – Б. 235–246.

1960

21.

*Даян Ҡ. Салауат батыр; Салауат батыр : йыр, шиғыр // Даян Ҡ. Шиғырҙар, поэмалар, йырҙар һәм пьеса / Баш һүҙ авторы Ғ. Хөсәйенов. – Өфө, 1960. – Б. 345–346, 468–469.

22.

*Сөндөклө М. Салауат тураһында легенда: шиғыр // Сөндөклө М. Иван Якутов: поэма, шиғырҙар. – Өфө, 1959. – Б. 101.

1960

23.

*Кәрим Х. Салауат тураһында баллада: “Салауат Юлаев” исемендә бронепоезд төҙөлдө (газеталарҙан); Салауат һәйкәле: шиғыр: Батырҙың тыуған ерендә, КПСС райкомының йорто алдында, бейек постаменткә Салауаттың бюсе ҡуйылған // Кәрим Х. Һайланма әҫәрҙәр: бер томда / Авторҙың инеш һүҙе менән. – Өфө, 1960. – Б. 145-146.

1962

24.

*Кинйәбулатова К.К. Салауат тураһында баллада // Кинйәбулатова К.К. Һүнмәҫ һөйөү: поэма һәм шиғырҙар. – Өфө, 1962. – Б. 47-49.

1963

25.

*Батыр Вәлид. Салауат маршы : шиғыр // Батыр Вәлид. Һайланма әҫәрҙәр : Йырҙарым. – Өфө, 1963. – Б. 26–27.

1964

26.

*Сөндөклө М. Салауат тураһында легенда: шиғыр// Сөндөклө М. Һайланма әҫәрҙәр: 1 т. / Авторҙан. – Өфө, 1964. – Б. 145.

1965

27.

*Вәлид Б. Салауат маршы : шиғыр // Вәлид Б. Йылдарым–йырҙарым : һайланма әҫәрҙәр. – Өфө, 1965. – Б.26–27.

28.

*Кинйәбулатова К.К. Салауат тураһында баллада // Кинйәбулатова К.К. Минуттар: шиғырҙар. – Өфө, 1965. – Б. 76-78.

1968

29.

*Кинйәбулатова К.К. Кинйәбулатова К.К. Мин йырлайым: шиғырҙар. – Өфө, 1968. – Б. 135-137.

30.

*Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Рамазанов Ғ. Шиғырҙар һәм поэмалар. – Өфө, 1968. – Б. 24-25.

1969

31.

*Сөндөклө М. Салауат: (поэманан өҙөк) // Сөндөклө М. Уйланыу минуттары: (шиғырҙар).

– Өфө, 1969. – Б. 50-55.

1970

32.

*Бикҡолов Ш.С. Салауат Юлаев һәйкәленә : шиғыр // Бикҡолов Ш.С. Тамырҙарым : шиғырҙар. – Өфө, 1970. – Б. 27.

33.

*Кинйәбулатова К.К. Салауат тураһында баллада // Кинйәбулатова К.К. Һайланма әҫәрҙәр: шиғырҙар, балладалар, поэмалар: [Авторҙың инеш һүҙе менән]. – Өфө, 1970. – Б. 251-253.

34

  • Ҡарамышева Т. Салауат йәшәй: шиғыр // Йәш көстәр: ун дүртенсе китап / Төҙ. Ғ. Дәүләтов. – Өфө,41-44.

19 71

35. *

Башҡорт поэзияһы антологияһы / Төҙ. Һәм инеш мәҡәлә авторҙары : Ә. Харисов, Ғ. Хөсәинов, К. Әхмәтйәнов ; Редкол.: Х. Ғиләжев, М. Кәрим, Ғ. Рамазанов һ.б. — Өфө, 1971. – 687 б.

Йөкмәткеһенән :

*Бабич Ш. Салауат батыр : (үҙ көйөнә) : шиғыр. – Б. 160.

*Бикбай Б. Ер : поэма. – Б. 362–367 (б. 362, 363,366).

*Бикҡолов Ш. Салауат Юлаев һәйкәленә : шиғыр. – Б. 630.

*Вәлид Б. Салауат маршы. – Б. 299.

*Ғарипов Р. Салауат батыр : ( Сосланбәк Тавасиевтең Салауат һәйкәленә).

– Б. 615–616.

*Кудаш С. Туғанлыҡ (Украин дуҫтарға) : шиғыр. – Б. 246–251 (б. 250).

*Кулибай С. Һәйкәл батыр : шиғыр. – Б. 396–397.

*Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада : (Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән).

– Б. 539.

36.

*Назар Х. Салауат арияһын тыңлағас: шиғыр // Назар Х. Бөркөттәр

37.

Уразаев М.Һ. Таң һөйөнсөһө : (Өфөлә Салауатҡа һәйкәл асылыу көнөндә) : шиғыр // Уразаев М.Һ. Тауҙар саҡыра : шиғырҙар. – Өфө, 1971. – Б. 8–9.

1972

38

  • Даян Ҡ. Юлай улы – батыр Салауат : (Ҡарттарҙан–ишеткән һүҙҙәрҙән) : шиғыр // Даян Ҡ. Һандуғаслы суҡ муйыл : шиғырҙар. – Өфө, 1972. – Б. 6.

39.

*Дәүләтов Ғ. Салауат һәйкәле янында : шиғыр // Дәүләтов Ғ. Мин – ер улы : шиғырҙар. – Өфө, 1972. – Б. 12–13.

40

  • Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Рамазанов Ғ.З. Һайланма әҫәрҙәр : 2 т. Т. 1: шиғырҙар / Инеш һүҙ авторҙыҡы. – Өфө, 1972. – Б. 150–152.

1973

41

  • Баһуманов А.И. Салауат : шиғыр // Йәш көстәр : Альманах. 15-се китап. – Өфө, 1973. – Б. 9–10.

42

  • Ғәли М. Салауат ҡайҙа тимәгеҙ : шиғыр // Ғәли М. Һайланма әҫәрҙәр : 2 т. Т. 1 : Шиғырҙар. – Өфө, 1973. – Б. 65–66.

1974

43

  • Гәрәй Й. Һаумы, Салауат! : шиғыр // Гәрәй Й. Йәйғор аша : шиғырҙар. – Өфө, 1974. – Б. 55.

44.

*Мифтахов Р. Салауат: шиғыр // Мифтахов Р. Тормош ағасы: шиғырҙар. – Өфө, 1974. – Б. 10.

45

  • Сөндөклө М. Салауат тураһында легенда: шиғыр // Сөндөклө М. Беҙ ҡабыҙған уттар: шиғырҙар: (1930-1973).

    – Өфө, 1974. – Б. 117-118.

1975

46.

*Атнабаев Ә.Ҡ. Салауат менән һөйләшеү : шиғыр // Атнабаев Ә.Ҡ. Йылдарҙан йырҙар ҡала. – Өфө, 1975. – Б. 23–26.

47

  • Ғәли М. Салауат ҡайҙа, тимәгеҙ : шиғыр // Ғәли М. Һайланма әҫәрҙәр : 2 т. Т. 1 : Шиғырҙар. – Өфө, 1973. – Б. 65–66.

1976

48

  • Ниғмәти Р. Салауат иптәш : шиғыр // Дүрт моң : Башҡортостан халыҡ шағирҙәренең шиғырҙары / Төҙ. Ғ. Байбурин;
  • баш һүҙ авторы К. Әхмәтйәнов. – Өфө, 1976. – Б. 299.

49.

*Әмири Ғ. Салауат аманаты: поэма // Әмири Ғ. Толпарҙар: (шиғырҙар, балладалар, поэма).

– Өфө, 1976. – Б. 80-109.

1977

50.

*Атнабаев Ә.Ҡ. Салауат менән һөйләшеү : шиғыр // Атнабаев Ә.Ҡ. Шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1977. – Б. 195–198.

51.

*Баһуманов А. Салауат : шиғыр // Йәш көстәр : шиғырҙар, хикәйәләр / Төҙ

Р. Шаммас. – Өфө, 1977. – Б. 84–85.

1978

52.

*Атнабаев Ә.Ҡ. Салауат менән һөйләшеү : шиғыр // Тәлгәштәр: шиғырҙар йыйынтығы. – Өфө, 1978. – Б. 16-19.

1979

53

  • Бикбаев Р.Т. Сәскәтөбәк : “Берәү генә Салауаттың;
  • Ҡурай һәм ҡауырһын;
  • Мәмерйә;
  • Һаумы, Салауат;
  • Салауаттың саңғы эҙҙәре;
  • “…Күңелебеҙҙә уҫаллыҡ юҡ!”;
  • “Салауаттың эҙҙәренән…”: шиғырҙар // Бикбаев Р.Т. Һөйөнсө : шиғырҙар. – Өфө, 1979. – Б. 15–16, 18–22.

54

  • Дәүләтов Ғ. Салауат күпере : шиғыр // Дәүләтов Ғ. Урал йондоҙҙары : шиғырҙар. – Өфө, 1979. – Б. 16–17.

1980

55.

*Аралбаев Ҡ. Батыр яраһы : поэма // Аралбаев Ҡ. Батыр яраһы : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1980. – Б. 67–99.

56.

*Игебаев А.Х. Салауатым: йыр / Р. Хәсәнов муз. // Игебаев А.Х. Шиғырҙар, поэмалар: – Өфө, 1980. – Б.180.

57

  • Ильясов Ғ. Салауат һәйкәле: шиғыр // Ильясов Ғ. Күҙле шишмә: шиғырҙар. – Өфө, 1980. – Б. 18.

58.

*Кинйәбулатова К.К. Салауат тураһында баллада //Кинйәбулатова К.К. Әсә һулышы : шиғырҙар, поэмалар, балладалар. – Өфө, 1980. – Б. 168–171.

59

  • Кәрим Х. Салауат тураһында баллада: “Салауат Юлаев” исемендә бронепоезд төҙөлдө (газеталарҙан) // Кәрим Х.К. Шиғырҙар, поэмалар: Урта һәм өлкән йәштәге мәктәп балалары өсөн. – Өфө, 1980. – Б. 46. – “Мәктәп китапханаһы” серияһы.

60

  • Әхмәтҡужин Ә. Салауат : шиғыр // Әхмәтҡужин Ә. Оран : шиғырҙар һәм поэма. – Өфө, 1980. – Б. 34–35.

1981

61

  • Ғарипов Р. Маяҡ;
  • “Һай, Салауат, Салауат! : шиғыр // Ғарипов Р. Умырзая йыры : шиғырҙар / Ғ. Хөсәйеновтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1981. – Б. 131–132, 277.

62.

*Әлибаев С. Салауат: шиғыр // Әлибаев С. Йырлар сағым: шиғырҙар, йырҙар. – Өфө, 1981. – Б. 7-8.

63.

*Әмири Ғ. Салауат аманаты: поэма / Әмири Ғ. Август йондоҙҙары : шиғырҙар, поэма /Авторҙың инеш һүҙе менән. Фото. – Өфө, 1981. – Б. 236-264.

1982

64

  • Атнабаев Ә. Салауат менән һөйләшеү : шиғыр // Атнабаев Ә. Мөхәббәт юлы : шиғырҙар, шиғри шәлкемдәр, драматик поэма. – Өфө : Башҡ. китап нәшр., 1982. – Б. 57–60.

65

  • Баһуманов А.И. Салауат нисә йәшендә : шиғыр // Баһуманов А.И. Ҡояшлы таң : шиғырҙар. – Өфө, 1982. – Б. 25–28.

66.

*Бикбай Р.Т. Сәскәтөбәк : “Берәү генә Салауаттың; Ҡурай һәм ҡауырһын; Мәмерйә; Һаумы, Салауат; Салауаттың саңғы эҙҙәре; “…Күңелебеҙҙә уҫаллыҡ юҡ!”; “Салауаттың эҙҙәренән…”: шиғырҙар // Бикбай Р.Т. Ерем балҡышы : шиғырҙар. – Өфө, 1982. – Б. 40–41.

67

  • Ҡолмой Я. Салауат янында: шиғыр // Ҡолмой Я. Өфө моңдары : шиғырҙар, сонеттәр, йырҙар. Фото. – Өфө, 1982. – Б. 9-10.

68.

*Мәңге бергә : шиғырҙар, поэмалар / төҙ. Х. Бикҡолов. – Өфө, 1982. – 176 б.

Йөкмәткеһенән:

*Ғарипов Р. Салауат батыр : шиғыр : (Сосланбәк Тавасиевтең Салауат һәйкәленә. – Б. 28–30.

*Кулибай С. Һәйкәл-батыр: шиғыр. – Б. 31-32.

*Аралбай Ҡ. Сапҡын: поэманан өҙөк. – Б. 38-39.

*Сиражи М. Бейеклектәр әйҙәй: (поэманан өҙөк).

– Б. 47-49.

*Игебаев А. Урал тауышы: (лиро-эпик поэманан өҙөк).

– Б. 51-57.

*Кәрим Х.К. Салауат тураһында баллада: Салауат Юлаев исемендәге бронепоезд төҙөлдө. Газеталарҙан. – Б. 98–99.

69.

*Ниғмәти Р. Салауат иптәш: шиғыр // Ниғмәти Р. Әҫәрҙәр: 2 т. Т. 1: шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1982. – Б. 223.

70

  • Солтанов Й. Салауат ерендә: шиғыр // Солтанов Й. Ҡырҡбыуын: шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1982. – Б. 32-33.

71

  • Шәкүр Р.З. Бөйөк һыбай : шиғыр // Шәкүр Р.З. Тауҙарым, далаларым. – Өфө, 1982. – Б. 11–12.

1983

72.

*Бикбай Б. Ер : поэма // Бикбай Б. Йәшә тормош : шиғырҙар, поэмалар, драмалар, повесть / Баш һүҙ авторы М. Ғәйнуллин. – Өфө, 1983. – Б. 43–54 (б. 44, 45).

73.

*Ғәли М. Салауатҡай ҡайҙа, тимәгеҙ : шиғыр Ғәли М. Йәшенле офоҡтар : шиғырҙар, поэмалар / Баш һүҙ авторы Ғ. Хөсәйенов. Фото бар. – Өфө, 1983. – Б. 145–146.

74

  • Ғиләжев Х. Салауат ерендә : шиғыр // Ғиләжев Х. Шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1983. – Б. 190–194.

75

  • Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Рамазанов Ғ. Алтмыш аҙым: шиғырҙар, поэмалар / Ғ. Хөсәйеновтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1983. – Б. 287-288.

1984

76

  • Гәрәй Й. Һаумы, Салауат! ;
  • Мин теләйем // Гәрәй Й. Яҡташтарға хат : шиғырҙар, поэмалар, балладалар, мәҫәлдәр, тәржемәләр. –Өфө, 1984. – Б. 40–41.

77

  • Ғәниева Т. Йолалар: шиғыр // Ғәниева Т. Кейек ҡаҙҙар: шиғырҙар. – Өфө, 1984. – Б. 16.

78

  • Исмәғилев С. Салауат батыр // Исмәғилев С. Сәсән йырҙары /Төҙ. С. Сафуанов;
  • С. Сафуановтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1984. – Б. 69-72.

79

  • Исмәғилев С. Сәсән һүҙе: / С. Сафуановтың баш һүҙе менән // Исмәғилев С. Салауат батыр. – Өфө, 1984. – Б.19-21.

80

  • Хәйнуров А. Салауаттың йыры яңғыраған: шиғыр // Йәш көстәр: шиғырҙар, хикәйәләр: ун туғыҙынсы китап / Төҙ. Р. Шәкүр, Р. Солтангәрәев. – Өфө, 1984. – Б. 92-93.

1985

81

  • Бабич Ш. Салауат батыр : шиғыр : (үҙ көйөнә) // Бабич Ш. Һайланма әҫәрҙәр : шиғырҙар, поэма, эпиграммалар / Төҙ., баш һүҙ һәм аңлатмалар биреүсе Р.Т. Бикбаев. – Өфө, 1985.
  • Б. 281.

82.

*Бикбаев Р.Т. Яралы Салауаттың яуҙан ҡайтҡандағы уйҙары: шиғыр // :Бикбаев Р.Т. Бураҙналар : шиғырҙар, ғибрәтле хикәйәт, баллада, поэмалар. – Өфө, 1985. – Б. 62.

83.

*Кәрим Х. Салауат шишмәһе : шиғыр // Вәлид Б., Өс ғүмер : шиғырҙар, поэмалар / Вәлид Б., Кәрим Х., Арслан Т. – Өфө, 1985. – Б. 125.

1986

84.

*Башҡорт әҙәбиәте : YIII класс өсөн дәреслек. – Өфө : Башҡ. Китап нәшр., 1986. – б.

Йөкмәткеһенән :

  • Салауат Юлаев : (1752–1800).

    – С. 90–98;

  • Халыҡ ижадында, әҙәбиәттә һәм сәнғәттә Салауат образы. – Б. 99–103;
  • Тарихи шәхес һәм әҙәби герой.

Тарихи ваҡиға һәм художестволы әҫәр. – Б. 103–104.

85

  • Биишева З.А. Салауаттың һуңғы монологы : шиғыр // Биишева З.А. Монолог : шиғырҙар. Поэмалар. – Өфө, 1986. – Б. 77–108.

86

  • Ҡолмой Я. Салауат янында : шиғыр // Ҡолмой Я. Шиғырҙар һәм поэмалар / Инеш һүҙ авторҙыҡы. – Өфө, 1986. – Б. 42.

87

  • Мифтахов Р. Һай, Салауат – ер күрке: ҡобайыр // Мифтахов Р. Батыр егет – ил күрке: шиғырҙар, поэма. – Өфө, 1986. – Б. 10.

88

  • Ямалетдинов М. Салауат эйәре : (легенда) // Ямалетдинов М. Таң йондоҙо: шиғырҙар, поэма. – Өфө, 1986. – Б. 36.

1987

89

  • Бабич Ш. Салауат батыр : (үҙ көйөнә) : шиғыр // Балалар әҙәбиәте антологияһы / Төҙ. С. Әлибаев;
  • Редкол. : Р. Байбулатов, Ғ. Байбурин, Д. Бүләков һ.б. — Өфө, 1987. – Б. 54.

1988

90.

Атнабаев Ә.Ҡ. Салауат менән һөйләшеү : шиғыр//Атнабаев Ә.Ҡ. Әҫәрҙәр : 2 т. Т. 1 : Шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1988.– Б. 167–169 .

91.

*Ғәниева Т. Беҙҙең яҡ: шиғыр // Ғәниева Т. Көмөш ысыҡ: шиғырҙар. – Өфө, 1988. – Б. 11.

92.

Кинйәбулатов И.Л. Ҡайтты батыр тыуған еренә : (Салауат һәйкәле асылыуға) : шиғыр //Кинйәбулатов И.Л. Һөйөү иртәһе : шиғырҙар. – Өфө, 1988. – Б. 84.

93

  • Шәкүров Р.З. Бөйөк һыбай : шиғыр // Шәкүров Р.З. Заманалар юлында : шиғырҙар, поэма. – Өфө, 1988. – Б. 14.

1989

94

  • Аралбаев Ҡ. Йүрүҙән һандуғасы;
  • Салауат ҡылысы : шиғыр // Аралбаев Ҡ. Әле һуң түгел : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1989. – Б. 10,19–20.

95

  • Сиражи М. Салауат майҙаны: йыр // Сиражи М. Ағиҙелем – моңдашым: шиғырҙар, йырҙар, поэмалар / Х. Ғиләжевтың баш һүҙе менән. – Өфө, 1989. – Б. 88-89.

96

  • Әхмәт-Хужа Ә. Салауат: [«Диңгеҙ” шиғырҙар шәлкеменән. ото, автобиографик белешмә бар] // Әхмәт-Хужа Ә. Майҙан: шиғырҙар. – Өфө, 1989. – Б. 23-25.

97

  • Юлдашев Х. Салауат: шиғыр // Юлдашев Х. Убаларҙа – ҡылған: шиғырҙар. – Өфө, 1989. – Б. 21.

1990

98

  • Бабич Ш. Салауат батыр : (1918) : (үҙ көйөнә) // Әҙәбиәт : Хрестоматия : Урта мәктәптең IX класы өсөн [[дәреслек] Төҙ. : Ғ.Б. Хөсәйенов, Р.С. Искәндәров. – Икенсе баҫма. – ӨФө, 1990. – Б. 261–262.

99.

*Йәнбәков Р. Салауат – дан ҡала: шиғыр // Сәхрәләргә сығам: шиғырҙар. – Өфө, 1990. – Б. 25.

100

  • Ҡолмой Я. Салауат ҡылысы: шиғыр // Ҡолмой Я. Күңел ҡояшы : шиғырҙар, сонеттар. Фото. – Өфө, 1990. – Б. 41–42.

1991

101.

*Бикбаев Р.Т. Ете быуыным; Салауат ҡылысы; Салауат һәйкәлен мәсхәрәләргә маташыусыға : шиғырҙар // Бикбаев Р. Һыуһаным һыуҙар бирегеҙ : поэма, шиғырҙар. – Өфө, 1991. – Б. 55–59, 142–143.

102

  • Ғәниева Т. Ҡанундар: поэма: Палдискиҙағы уйҙар;
  • ;
  • Диңгеҙ ярында һөйләшеү: : шиғыр // Ғәниева Т. Уйлы сағым : шиғырҙар. – Өфө, 1991. – Б. 6–24, 90.

103

  • Туғыҙбаева Ф. Салауат ҡылысы: шиғыр // Туғыҙбаева Ф. Сәғәт моңо: шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1991. – Б. 7-8.

104

  • Һибәт М. “Салауат үҙ шиғырҙарын…”;
  • Салауаттың һуңғы һүҙҙәре;
  • “Салауаттың яуын ҡанға күмеп…”;
  • Салауаттың тағы ла бер билдәһеҙ шиғыры;
  • Салауаттың тағы ла бер билдәһеҙ шиғыры : шиғырҙар // Һибәт М. Сал офоҡ: шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1991. – Б. 263–264, 265-266, 301–302.

105

  • Әлибай С. Салауат: шиғыр // Әлибай С. Йырлап ҡалайыҡ әле : йырҙар, шиғырҙар, поэмалар. Фото. – Өфө, 1991. – Б. 92.

1992

106.

*Буранбай. Салауат сәләме : шиғыр // Буранбай. Аҡ менән ҡара : шиғырҙар. – Өфө, 1992. – Б. 6–7.

107.

*Вахитов Ә. Салауат ҡылысы : (легенда); Салауатты бөгөн тыңланым : шиғырҙар // Вахитов Ә. Тамырҙарым : шиғырҙар. – Өфө, 1992. – Б. 34–35, 65–66.

108.

*Ғарипов Р. Салауат батыр; “Һай, Салауат, Салауат! : шиғырҙар // Ғарипов Р. Алырымҡош менән Бирмәмҡош : һайланма әҫәрҙәр / төҙ. Н. Ғарипова; баш һүҙ авторы Р. Бикбаев. – Өфө, 1992. – Б. 297–299, 304.

109

  • Назар Х. Салауат арияһын тыңлағас: шиғыр // Назар Х. Шоңҡар сөйәм: шиғырҙар, тәржемәләр. – Өфө, 1992. – Б. 33.

110.

*Әхмәҙиев Р. Салауат һәйкәле янында: шиғыр // Әхмәҙиев Р. Тәҙрәләр: шиғырҙар. – Өфө, 1992. – Б. 18-19.

111

  • Әхмәт-Хужа Ә. Салауат: [[«Диңгеҙ” шиғырҙар шәлкеменән. 5 ]/ Әхмәт-Хужа Ә. Толпарым: шиғырҙар китабы : Р. Шәкүрҙең баш һүҙе менән. Фото. – Өфө, 1992. – Б. 198-201.

1993

112

  • Кинйәбулатов И.Л. Салауат һәйкәле;
  • Һорау алыу: [С[Салауат һәйкәле янында уҙғарылған шиғыр байрамында Башҡортостан Республикаһының хәрби комиссары генерал В. Трофимов быға тиклем Өфө гарнизоны офицерҙар йортонда торған А. Кузнецовтың «Салауаттан һорау алыу” картинаһын Башҡортостан Яҙыусылар союзына бүләк итте. Мәшһүр картина хәҙер Яҙыусылар йортона ингән һәр кешене ҡаршылай]иғырҙар // Кинйәбулатов И.Л. Мин – башҡорт: шиғриәт. – Өфө, 1993. – Б. 6–7;
  • 64-65.

113

  • Ҡарамышева Т.Ф. Салауат;
  • Салауат өмөтө: шиғырҙар // Ҡарамышева Т.Ф., Гөлләмә;
  • Уянған өмөт: шиғырҙар / Ҡарамышева Т.Ф., Ниәтшин Т. – Өфө, 1993. – Б. 39–40, 54–55.

114

  • Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Ҡолмой Я., Йәшлек хаттары: лирика;
  • Заман йөҙө: шиғырҙар, поэмалар / Ҡолмой Я., Рамазанов Ғ. – Өфө, 1993. – Б. 255-256.

115.

*Сөләймәнова Ф. Салауат: шиғыр // Шарлама: йәш шағирҙар тауышы. – Өфө, 1993. – Б. 162.

116.

*Әфләтунова Р. Салауат батыр : шиғыр // Вәлитов З., Бәйге : шиғырҙар йыйынтығы / Вәлитов З., Күзбәков Ф., Лоҡманов Р. һ.б.; төҙ. Р. Ҡол–Дәүләт. – Өфө, 1993. – Б. 198–199.

1994

117.

*Аҫылғужа. Салауаттың йәше (үҙ көйөнә); “Һиңә һуңғы төйәк булған ярҙа…”; Салауаттың диңгеҙгә әйтеп ҡалдырғаны; Хушлашам Палдиски менән : шиғырҙар // Аҫылғужа. Мәңгелек тупһаһында : шиғырҙар, поэмалар, либретто. – Өфө, 1994. – Б. 13–14, 16–17.

118.

*Бабич Ш. Салауат батыр : шиғыр : (үҙ көйөнә) // Бабич Ш. Беҙ үҙебеҙ – башҡорттар : шиғырҙар, поэмалар, фельетондар, мәҡәләләр / Төҙ., баш һүҙ, аңлатмалар авторы Р.Т. Бикбаев. – Өфө, 1994. – Б. 262.

1995

119

  • Аралбай Ҡ. Уҫал Салауат : шиғыр // Аралбай Ҡ. Рух яҙыуы : робағиҙар, ҡобайырҙар, шиғырҙар, йырҙар, поэмалар, бәйеттәр. – Өфө, 1995. – Б. 146–148.

120.

*Мифтахов Р. Һай, Салауат – ер күрке: ҡобайыр // Мифтахов Р. Илаһи мәл: лирик һәм сатирик шиғырҙар. – Өфө, 1995. – Б. 16-17.

121.

*Шаммас Р. Салауат күпере: шиғыр // Шаммас Р. Яраларҙы һөйөү дауалар: шиғырҙар, поэмалар, балладалар. – Өфө, 1995. – Б. 34-35.

1996

122.

*Бабич Ш. Салауат батыр : шиғыр // Ғималова М.Ғ., Туған әҙәбиәт : Урта мәктәптең 7 синыфы өсөн дәреслек–хрестоматия / М.Ғ. Ғималова, Ғ.Б. Хөсәйенов. – Үҙгәртелгән һәм тулыландырылған 2–се баҫма. – Өфө, 1996. – Б. 152.

123

  • Дәүләди Ғ. Салауат һәйкәле янында : шиғыр // Дәүләди Ғ. Матурлыҡ ғазабы : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1996. – Б. 9.

124

  • Ғарипов Р. Ҡустыма;
  • Урал йөрәге;
  • Салауаттар;
  • Ҡурай;
  • “Һай, Салауат, Салауат!”;
  • “Туған тауҙар! Туған ҡаяларым!” : шиғырҙар // Ғарипов Р. Әҫәрҙәр / Төҙ. Н. Ғарипова : 3 т. Т. 1. – Өфө, 1996. – Б. 36–37, 65–66, 126–127;
  • 218–219;
  • 338;
  • 402–403.

125

  • Ғиләжев Х. Салауат ни әйтер : шиғыр // Ғиләжев Х. Аҙашҡан йондоҙҙар : шиғырҙар. – Өфө, 1996. – Б. 120–122.

126

  • Дәүләди Ғ. Салауат һәйкәле янында : шиғыр // Дәүләди Ғ. Матурлыҡ ғазабы : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1996. – Б.9.

127

  • Күзбәков Ф. Салауат һәйкәле: шиғыр // Күзбәков Ф. Өмөт шәмдәре: шиғырҙар. – Өфө, 1996. – Б. 45.

128

  • Солтангәрәева Р. Эй, изге ер, изге ер! : ҡобайыр // Солтангәрәева Р. Ҡобайырым һиңә, Илем ! – Өфө, 1996. – Б. 48-54.

129

  • Һибәт М. Утлы йылдар: Салауат ҡылысы;
  • Салауаттың нисек тотолоуы;
  • “Ил-күс өсөн ҡалҡҡан Салауаттың…”;
  • Салауаттың эстон ҡыҙына әйткәне;
  • Салауаттың әйткәне;
  • Салауаттың тағы ла әйткәне;
  • Салауаттың әйтеп өлгөрмәгәне;
  • Салауаттың бөгөнгө әйткәне;
  • Салауаттың бөгөнгө йәнә бер әйткәне;
  • Салауат улы: (Үҫәргән риүәйәте) : шиғырҙар // Һибәт М. Ғүмер ҡиссалары: шиғырҙар, поэмалар, драма һәм хикәйәттәр. – Өфө, 1996. – Б. 133-140.

130

  • Ямалетдинов М. Салауат йәшәй аңымда : шиғыр // Ямалетдинов М. Һаумы, зәңгәр һауа! : шиғырҙар, поэмалар, тәржемәләр. – Өфө, 1996. – Б. 10-11.

1997

131

  • Ғөбәйҙуллина Ф. Салауат : шиғыр // Шаңдау: шиғырҙар йыйынтығы. – Өфө, 1997. – Б. 278.

132.

*Дәүләтбирҙина Т. Салауат рухы : шиғыр // Дәүләтбирҙина Т. Мин кем? : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1997. – Б.19.

133.

*Әхтәри Р. Салауаттан аманат: шиғыр // Көҙгө ташҡын: шиғырҙар йыйынтығы. – Өфө, 1997. – Б. 23-24.

1998

134

  • Бикбаев Р.Т. Сәскәтөбәк : “Берәү генә Салауаттың;
  • Ҡурай һәм ҡауырһын;
  • Мәмерйә;
  • Һаумы, Салауат;
  • Салауаттың саңғы эҙҙәре;
  • “…Күңелебеҙҙә уҫаллыҡ юҡ!”;
  • “Салауаттың эҙҙәренән…”;
  • Яралы Салауаттың яуҙан ҡайтҡандағы уйҙары;
  • Ете быуыным;
  • Салауат ҡылысы: шиғырҙар // Бикбаев Р.Т. Ай күргәндәй, ҡояш алғандай : Һайланмалар китабы. – Өфө, 1998. – Б. 200–207, 299, 457–460.

135

  • Ғәли М. Ҡайт, Салауат! : шиғыр // Ғәли М. Көҙгө усаҡтар : төрлө йылдар лирикаһы. – Өфө, 1998. – Б. 12–13.

136

  • Кинйәбулатов И.Л. Салауатстан;
  • йыр / Нур Дауытов көйө;
  • Ҡайтты батыр тыуған еренә;
  • Салауат һәйкәле: шиғырҙар // Кинйәбулатов И.Л. Арғымаҡта : шиғырҙар, поэмалар. – Өфө, 1998. – Б. 96, 239–240, 294-295.

137.

*Рамазанов Ғ. Салауаттың ҡайтыуы хаҡында баллада: Өфөлә Салауат Юлаевҡа һәйкәл ҡуйылыу уңайы менән // Рамазанов Ғ. Тере хәтер: шиғырҙар, поэмалар, иҫтәлектәр. – Өфө, 1998. – Б. 31-33.

138

  • Әбүс (Сабит Суфиянов).

    Салауат: шиғыр //Әбүс (Сабит

Суфиянов): 1904-1974. Урал мөхәббәте: һайланма шиғырҙар, поэмалар һәм хаттар. Фото. – Өфө, 1998. – Б.155-156.

139.

*Мифтахов Р. Салауат: шиғыр; Һай, Салауат – ер күрке: ҡобайыр // Мифтахов Р. Ҡояш шаһит: лирик, сатирик шиғырҙар, йырҙар, поэмалар. – Өфө, 1999. – Б. 41-42, 160-161.

140

  • Харис Р. Салауат һәйкәле менән һаубулашыу: шиғыр // Харис Р. Яҡтылыҡ тәме: шиғырҙар / Ҡ. Аралбай тәрж. – Өфө, 1999. – Б. 101. – “Ҡәрҙәшлек кәштәһе” серияһы.

141.

*Әлибай С. Салауат; Салауат йорто: (Малояҙҙа музей асылғас): шиғырҙар // Әлибай С. Йылдарым һәм йырҙарым: шиғырҙар, йырҙар, поэмалар. Фото. – Өфө, 1999. – Б. 12-13, 14.

142

  • Аралбай Ҡ. Уҫал Салауат: шиғыр // Наш Пушкин: А.С. Пушкин и Башкортостан. – Пушкин һәм Башҡортостан. – Уфа, 1999. – Б. 99-100.

2000

143

  • Игебаев А.Х. Урал тауышы : (лиро–эпик поэма) // Игебаев А.Х. Елеп бара ғүмер йомғағы : Шиғырҙар, поэмалар, ҡобайырҙар. – Өфө, 2000. – Б. 364–397 (б. 371).

144

  • Кинйәбулатова К.К. Салауат тураһында баллада // Кинйәбулатова К.К. Аҫылташтар илендә : (шиғырҙар, балладалар, тәржемәләр).

    – Өфө, 2000. – Б. 221–223.

145.

*Туғыҙбаева Ф.Һ. Тауыш бирсе, батыр :шиғыр //Туғыҙбаева Ф.Һ. Минең ҡошом – Һомай. – Өфө, 200. – Б. 100–101.

2001

146

  • Аралбай Ҡ. Батыр яраһы : поэма // Аралбай Ҡ. Поэмалар. – Өфө,

2001. – Б.120–157.

147

  • Аралбай Ҡ. Йүрүҙәндә;
  • Йүрүҙән һандуғасы;
  • Палдиски дәфтәренән

(Рогервик, Палдискиҙағы Салауат һәйкәленә, Казармалар, Маяҡ, Салауат ҡылысы) : шиғырҙар. Батырҙар ораны (оратория либреттоһы) // Аралбай Ҡ. Таналыҡ тауышы : поэмалар, шиғырҙар, робағиҙар. – Өфө, 2001. – Б. 169–176, 194–207. – Сер. : “Шиғриәт йәйғоро”.

148.

Быуаттар тауышы : Башҡорт шиғриәте антологияһы / Төҙ.: Р.Бикбаев ( баш һүҙ авт.), Ғ. Хөсәйенов, М. Нәҙерғолов һ.б.; Мөхәррирҙәре : А., М. Игебаева, Ф. Ноғоманова һ.б. – Өфө: Китап, 2001. – 815 б.

Йөкмәткеһенән :

  • Аҫылғужа. Салауаттың диңгеҙгә әйтеп ҡалдырғаны. – Б. 633–634;
  • Бикбай Р. Был донъяның иркә улы булып…;
  • Йыйыйлабыҙ йыл да Салауатҡа. – 559,562–563;
  • Вәлид Б. Салауат маршы. – Б. 334–335;
  • Ғарипов Р. Табыныу : поэма;
  • Салауат батыр : шиғыр. – Б. 510–512;,514.

*Дәүләтбирҙина Т. Салауат рухы : шиғыр. – Б. 784–785.

*Исмәғилов С.А. Салауат батыр : шиғыр. – Б. 271–272.

149

  • Ғәниева Т. Палдискиҙағы уйҙар;
  • Диңгеҙ менән һөйләшеү : шиғырҙар // Ғәниева Т. Аҡыҡ көмбәҙҙәр : шиғырҙар. – Өфө, 2001. – Б. 138–141.

150

  • Әлибай С. Был – Салауат ерҙәре: йыр / Мөфтәҙин Ғиләжев муз.;
  • Салауат: шиғыр //Әлибай С. Балалар өсөн: шиғырҙар, йырҙар, әкиәттәр, йомаҡтар, поэмалар, пьесалар. – Өфө, 2001. – Б. 169-170, 313.

2002

151

  • Ғарипов Р. Салауат батыр : шиғыр // Ғарипов Р. Йырҙарыма ҡайттам : шиғырҙар / төҙ., баш һүҙ авт. – Өфө, 2002. – Б. 154–157.

152

  • Игебаев А.Х. Юлай улы Салауат : шиғыр // Игебаев А.Х. Яҙмыш юлҡайҙары урау–урау : әҙәби портреттар, хәтирәләр, бағышлауҙар. – Өфө, 2002. – Б. 136–137.

153.

*Йосопов Т. Салауат тауышы: шиғыр // Йосопов Т. Ваҡыт карауаны: шиғырҙар 1997-2001 йй. – Өфө, 2002. – Б. 208-214.

154

  • Әхмәҙин Ә. Салауаттың тыуған яҡтары: шиғыр // Әхмәҙин Ә. Ҡуласа: поэмалар, шиғырҙар.[Фо[Фото. Яңы быуат үренән: авторҙың инеш һүҙе. Автобиографик белешмә бар]Өфө, 2002. – Б. 29.

155.

*Әхмәт-Хужа Ә. Салауат: [«Д[«Диңгеҙ” шиғырҙар шәлкеменән. 5]әт-Хужа Ә. Алтын тамыр: шиғырҙар, шиғыр шәлкемдәре, әйтештәр, робағиҙар, йырҙар. Фото. – Өфө, 2002. – Б. 151-152.