Руси «Образ святого Георгия Победоносца в изобразительном искусстве»

Сочинение

МОУ «Лычёвская средняя общеобразовательная школа имени М.К. Кузьмина»

Святые заступники Руси

Сочинение «Образ святого Георгия Победоносца в изобразительном искусстве»

Автор работы: Артамонова Анна, ученица 5 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Павлова Елена Борисовна

2010 год

Образ святого Георгия Победоносца в изобразительном искусстве.

Мне представилась интересная возможность познакомиться с одним из образов христианских святых. Моё внимание привлекла красочная икона, которую я встретила на страницах интернета. Эта икона, по-моему, была очень яркой и красочной, и мне захотелось понять, почему сохранилась она в таких сочных красках? Может изображенный святой жил совсем недавно? И, наконец, кто этот привлекательный молодой человек.

На иконе изображен святой Георгий Победоносец. Этот святой изображается уже очень давно, поэтому я смогла познакомиться и с другими иконами, на которых изображен Георгий Победоносец, а также с другими проявлениями его культового почитания. Оказывается, Георгий является одним из самых почитаемых в истории России образов христианских святых. Ему поклонялись как мученику и доблестному воину, защитнику от сил зла. Святой Георгий был покровителем императоров Византии. Имя «Георгий» становится излюбленным христианским именем у древнерусских князей. Святой Георгий считался покровителем князей, особенно в военных делах, в его честь основывали города и строили храмы. Почему же его так высоко ценят? Давайте познакомимся с его биографией.

По легенде, Георгий родился в 272 году в Кападокии — области в Малой Азии, которая в то время входила в состав Римской империи. В юности он был воином и достиг высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. Он был мужественным и храбрым, поэтому стал любимцем Диоклетиана.

У его матери было богатое имение в Палестине. Однако она умерла, когда Георгию было 20 лет. Георгий становится очень состоятельным наследником. И как же он распорядился своим богатством? Он принял христианскую веру. Но в то время процветало жестокое гонение на христиан. Диоклетиан умолял своего любимца Георгия не становиться христианином, не губить свою молодость. Вопреки запрету римского властелина, Георгий объявил себя христианином и раздал все свое наследство нищим.

Каждый раз, исцеляясь после пыток, он продолжал проповедовать веру, исцелять больных и даже воскресил вола. Многие люди, свидетельствуя таким чудесам, сами обращались в христианство.

На одной из икон изображены все изощренные пытки, которые перенес Георгий, описываемые в легенде, в том числе и те, которых нет в стандартном списке — например, как его жгут в медном раскаленном до красна быке. Это изображение позволяет нам увидеть и понять, какие испытания и мучения перенес святой Георгий ради своей веры.

Итак, святой Георгий Победоносец является одним из самых почитаемых святых в истории России. Его образ изображается на иконах и покровителем князей, особенно в военных делах. Его биография полна мужества, храбрости и веры во имя христианства. Иконография, связанная с святым Георгием, отражает его подвиги и мученическую судьбу. Это делает его образ особенно почитаемым и значимым для верующих.

Один из рассказов о жизни святого связан с его победой над жестоким драконом. В 30-40-е годы XVI века под руководством митрополита Макария был составлен сборник «Великие Четьи — Минеи», в котором так описывается это чудо: «В Палестинском городе Гевале поселился в озере великий змий, которому жители отдавали на съедение детей своих. Когда очередь дошла до царской дочери, святой Георгий явился ей при озере, где она стояла, как обречённая жертва, и повелел ей, обвязав дракону голову своим поясом и уздою коня, влечь его в город. Царевна исполнила наказание Победоносца, и, когда она притащила чудовище в город, святой Георгий отрубил ему голову мечом и таким чудом обратил в христианство идолопоклонников Гевальских». Этот сюжет называется «Чудо Георгия о змие».

Жизнь и подвиг святого Георгия наглядно представлены в его житийных иконах. Его жизнь стала любимой темой в древнерусском искусстве. Святого Георгия Победоносца часто изображали как победоносного всадника, поражающего копьем змия. Именно этот сюжет использован на гербе Российской империи.

Как мне стало известно, Георгий Победоносец появлялся в разных качествах. Помимо великокняжеского московского всадника на груди орла, был еще и герб царства Грузинского, где тот же святой был представлен в иной расцветке. Согласно узаконению Александра II, этот герб помещался на левом крыле орла или же – в иных вариантах герба – рядом с орлом, и описывался следующим образом: «в золотом поле Святый Великомученик и Победоносец Георгий, в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червлёной приволоке, сидящий на черном коне, покрытом багряницею с золотою бахромою, поражающий червлёным копьем зеленого, с черными крыльями и червлёными глазами и языком, дракона ». В описании не упомянут – но включен в композицию – также щит. Но эти гербы имеют различия: московский святой – чисто волосатый блондин, грузинский – брюнет и украшен бородой и усами.

Самое же древнее на Руси из сохранившихся изображений образа святого Георгия – икона, написанная около 1170 года. Считается, что она была заказана новгородским князем Георгием Андреевичем для Юрьева монастыря. В Москву его привез Иван IV (Грозный).

Ныне она находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Исследование личности и жизни святого Георгия Победоносца

В ходе моего исследования, я обратил внимание на изображение Георгия, которое сразу привлекло мое внимание. Эта икона оставалась для меня самой привлекательной. Молодой и обаятельный человек на этом изображении не мог не привлечь внимание. Его темно-русые волосы аккуратно причесаны, а карие глаза на его благородном лице выглядят очаровательно. Глаза считаются зеркалом души, и по этому изображению можно судить о светлой, доброй и любящей душе Георгия, так проникновенен его взгляд.

Одежда, которую он носит, свидетельствует о его воинском статусе: копье, вероятно, которым он победил змия, щит и меч – символы победы, а серебряная кольчуга, покрытая плащом, дополняют его образ. Мне кажется, что такое изображение не оставит равнодушным никого.

Именно это изображение побудило меня исследовать личность и жизнь святого Георгия Победоносца. Оно показало мне силу искусства, способную вдохновить и привлечь внимание к конкретной личности.