Судьба крестьянских детей в рассказе бежин луг. : крестьянские дети в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг

Сочинение

Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира . В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.

В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров. Федя, мальчик четырнадцати лет, «был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к и выехал то в поле не по нужде, а так, для забавы». У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Ильюша был совсем другой: «лицо… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня». Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов». Ваня, мальчик лет десяти, «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает возможность почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство.

10 стр., 4826 слов

Человек существо политическое. Человек по своей природе есть ...

... в четвертом веке до нашей эры, как-то сказал: «Человек по природе своей есть существо политическое». Поднимая проблему взаимосвязи человека и политики, актуальную и по сей день, автор утверждал, что это – части неразрывного ... когда люди принимают на себя долг выполнения общественных обязанностей во имя самосохранения. На самом деле отношения власти хотя и не сводятся к чистому насилию, тем не ...

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их .

Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим.

Образы мальчиков – героев рассказа – овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.

Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

Щебетовская ОШ I-III ступеней

Урок-беседа с элементами инсценировки

в 7 классе

«Изображение крестьянских детей

в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»

Учитель Левина Л.П.

Тема : Изображение крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель : вызвать у учащихся интерес к изображению Тургеневым крестьянских детей. Показать, как при помощи прямой и косвенной художественной характеристики автор раскрывает нам пытливость, любознательность, впечатлительность детей. Сопоставить изображение детей художниками и писателями 19 века. Воспитывать у учащихся чувство доброты, сострадания.

Оборудование

«О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей,

В их жизни так много поэзии слито…»

(Н.А. Некрасов)

Ход урока

Слово учителя

Крестьянские дети радовали своими способностями, талантливостью и Л.Н. Толстого, который в 1859 году открыл для них в своем имении Ясная Поляна школу. Л.Н. Толстой восторгался сочинениями своих учеников, даже пишет статью на тему «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских ребят?»

Знаменитый русский писатель «пишет азбуку», по которой, по его словам, «будут учиться все дети от царских до мужицких».

Его замечательные «Рассказы для детей», среди которых любимых нами с детства «Филиппок», до сих пор пользуются большой популярностью среди маленьких читателей.

Не может оставить равнодушными нас и рассказ А.П, Чехова «Ванька». Рассказ о мальчике-сироте Ваньке Жукове, который был отдан «в подмастерье» городскому сапожнику. Ох, и натерпелся же там Ванька бед и страданий! В 10 классе, ребята, мы с вами будем изучать творчество Ф.М. Достоевского, а именно его бессмертное произведение «Преступление и наказание». В этом романе также затронута автором страшная, голодная и безнадежная судьба «нищих детей» Мармеладовых.

2 стр., 795 слов

Сложный мир взаимоотношений взрослого и ребенка (по рассказу ...

... того, что есть счастье для другого, и начинается соприкосновение двух миров — детей и взрослых — и их мирное и радостное сосуществование. slozhnyj-mir-vzaimootnoshenij-vzroslogo-i-rebenka-po-rasskazu-i.-a.-bunina-cifryсложный мир взаимоотношений взрослого и ребенка (по рассказу и. а. бунина «цифры») В рассказе «Цифры» автор рассказывает своему племяннику историю ...

Русские художники 19 века: В.Г. Перов, В.М. Васнецов, В.Г. Маковский тоже не оставляли без внимания эту тему. Возьмем, например, картину Перова «Тройка». На ней изображено трое детей, которые из последних сил тянут на пригорок сани, груженные тяжелой бочкой с водой. Задыхаясь от тяжести и ветра, дети напрягают все свои силенки. Картина «Тройка» была выставлена в Париже и удостоена золотой медали. Перову Академия художеств присвоила за нее почетное звание академика живописи.

Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» также посвящен крестьянским детям. Он был опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Сначала жанр этого рассказа определялся Тургеневым как россказни, затем как предания, а потом как поверья. Современные фольклористы называют этот жанр быличками. Рассказ «Бежин луг» входит в книгу «Записки охотника».

Вопрос к учащимся

Ответ : Книга названа так, потому что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик, который пришел в лес не убивать птиц и зверей, а лишь только для того, чтобы полюбоваться красотами природы.

Вопрос к учащимся

Ответ : Описания природы (утро, день, вечер, ночь одного июльского дня).

Описание мальчиков, огней костра, лошадей, собак.

Давайте с вами прочитаем начало рассказа. (Чтение начала рассказа.) Тихо звучит музыка, символизирующая наступление утра (Р. Щедрин, «Музыкальное приношение»)

В данном отрывке отмечаем изображения, которыми автор рисует картины наступления «прекрасного июльского дня», появления «множества круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями» около полудня и медленного их исчезновения к вечеру. Отмечаем сравнение «алое сияние, как бережно несомая свечка».

В этих картинах нет резких красок: преобладают нежные, ласкающие тона. За этим зачином следует рассказ об охотнике, заблудившемся в лесу и тщетно ищущем дорогу.

Давайте, ребята, найдем описание надвигающейся ночи. (Описание ночи.) Наконец, охотник забрел на Бежин луг. Там он увидел сидящих возле костра крестьянских ребятишек, которые с опаской позволили ему побыть у костра до утра.

А теперь попытайтесь ответить на вопрос : Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Ответ : Пейзаж – это, прежде всего, место действия. Он помогает нам больше узнать о крестьянских детях, которые выросли на «лоне природы».

Охотник залюбовался мальчиками. Познакомимся и мы с ними. (Заранее подготовленные ученики дают портретные характеристики мальчиков, выделяют детали, характерные для каждого из них.)

  • Рассказ о Феде.

Федя ничего не рассказывает. Держится несколько особняком, не сливаясь с детьми бедноты. Федя недоверчив, не очень верит в россказни ребят.

  • Рассказ о Павлуше.

В Павле есть что-то привлекательное. У него ясный умный взгляд, сильный голос, он спокоен и уверен в себе. Еще больше в нем привлекает его деятельность. Все ребята сидели, а он варил для них картошку, следил за костром. И рассказы Павлуши отличались от рассказов ребят. Он всегда говорил о том, что сам видел, в его рассказах был юмор, все ребята смеялись от души. Павлуша спас от волка чужих лошадей. Отчаянная смелость привела его к гибели.

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот три ...

  • Рассказ об Илюше.

Илюша искренне верит в народные предания, поверья о домовых, русалках. Он больше всех убеждён в существовании всякой нечисти. У него развита безграничная фантазия.

  • Рассказ о Косте.

Костя лучше всех описывает природу в своих рассказах. Видит в жизни леса, поля что-то сказочное. В его речи проявляется мечтательность, поэтичность. Но Костя – трусишка. Он пугается всего непонятного, даже крика лягушки.

  • Рассказ о Ване.

Ваня малоактивен в течение ночи. Он спит под рогожей. Только глубокой ночью, когда небо ярко осветилось звездами, Ваня восторженно восклицает: «Гляньте-ка, ребятки, на божьи звездочки – что пчелки роятся!»

Беседа с учениками

Вопрос: Сколько историй рассказали мальчики? О ком эти истории?

Ответ : Мальчики рассказали 13 историй-быличек. Это истории о домовых, леших, водяных.

Вопрос : Почему мальчики были суеверными?

Ответ : Эти таинственные и в какие-то очень далекие от нас и от этих мальчишек времена воплощали грозные и непонятные силы природы. В них верили взрослые, и тем более дети – самые доверчивые и впечатлительные.

«Истории, рассказанные у костра».

Мальчики усаживаются у импровизированного «костра» и рассказывают . На уроке мы представляем некоторые из них.

Беседа с учениками после просмотра инсценировки.

Вопрос : Что в этой инсценировке привлекло ваше внимание?

Ответ : Поэтическая, яркая, образная речь рассказчиков, раскрывающая внутренний мир каждого ребенка, гамму его чувств, верований, переживаний.

Рассказ «Бежин луг» оставил в наших душах множество переживаний: любовь к природе, интерес к жизни ваших, ребята, сверстников в далеком 19-м веке, а главное – умение сочувствовать, сопереживать.

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная , обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает рассказа «Бежин луг».

В сборнике рассказов «Записки охотника» повествование ведется от имени охотника, который в своих походах встречается с . В один из прекрасных июль­ских дней он заблудился во время охоты и неожиданно для себя вышел к Бежину лугу. Здесь он увидел ребятишек, которые стерегли табун лошадей. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков». Охотник остался ночевать возле ребят и невольно наблюдал за ними.

Всех мальчиков было пять. Из их разговоров автор узнал имена детей. Старшего звали Федей, ему было лет четырнадцать. Это был . По всем приметам, он принадлежал к богатой семье и «вышел в поле не по нужде, а так, для забавы». Одет он был в добротную одежду. Павлуша «был неказистый», но внимание рассказчика привлек именно этот мальчик: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Третьего мальчика звали Ильюша. Автор отмечает в его незначительном лице «какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя возбуждал любопытство рассказчика «своим задумчивым и печальным взором», его черные глаза, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке не было слов. Ваня лежал на земле под рогожей, так что его трудно было сразу заметить. Он лишь изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую голову. Павлуше и Ильюше на вид было не более двенадцати лет, Косте — лет десять, а Ване — всего семь. Все дети, за исключением Феди, были бедно одеты.

Мальчики сидели вокруг костра, на котором в котелке варились «картошки», и неспешно разговаривали. Над ними стояло темное, звездное небо «со всем своим таинственным великолепием». Ночь была наполнена едва уловимыми шорохами и неясными звуками. Ребята говорили о домовых, русалках, привидениях. Истории, рас­сказанные ими, были такими же таинственными и поэтичными, как и сама июльская ночь, обступавшая их. Больше всех говорили Ильюша, Павлуша, Костя. Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он только подталкивал других мальчи­ков к рассказу. Ваня же за всю ночь не проронил ни слова. Между мальчиками были товарищеские отношения, видно, что они уже не первый раз ездят вместе в ночное. Их рассказы свидетельствуют о сказочном восприятии окружающего мира, но в то же время говорят и о необразованности детей. Вряд ли они учились в школе.

Тургенев с большой теплотой рассказал о крестьянских детях. Для каждого мальчика у автора нашлись особые слова, с помощью которых он создал неповторимые образы.

Рассказ «Бежин луг» заканчивается символическим описанием пробуждающегося дня, когда в потоках лучей восходящего солнца рассеялись ночные химеры и по степи, «погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун». Так писатель выразил свою веру в то, что русский народ придет к светлой жизни.