Сальникова О. | Как работать над м-рецензией | Журнал «Русский язык» №

Сочинение

Как работать над сочинением-рецензией

Рецензия – один из жанров школьного сочинения. Жанр непростой, обладающий своей спецификой, но уже прочно вошедший в школьную практику. Сочинение-рецензия позволяет не только развивать творческие способности ученика, логическое и образное мышление, но и помогает овладеть навыками выражения оценочных суждений и их аргументации.

На протяжении долгого времени «школьное сочинение рассматривалось как самостоятельный жанр со своими законами и требованиями»*. По своим жанровым особенностям оно приближалось к литературно-критической статье или соответствовало типу текста: сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение. (Такие типы сочинений и сейчас выделяются некоторыми методистами.) Хотя предлагались и другие подходы к классификации сочинений, они не прижились, и на выпускном экзамене по литературе до 1989 года господствовало жанровое однообразие.

Сегодня школьное сочинение многообразно по тематике, стилистике и предполагает наличие у учащихся знаний и умений по созданию различных речевых жанров, в том числе и рецензий.

Высокого результата в обучении рецензированию как способу выражения аргументированной оценки можно достичь только при условии системности проводимой работы, тесной взаимосвязи уроков русского языка и литературы. Работу над рецензиями можно начинать в 5-м классе с рецензий на устные ответы и сочинения товарищей и, постепенно усложняя, завершить к концу 11-го класса рецензиями на самостоятельно прочитанные произведения современной литературы.

В обучении рецензированию важно не забывать и о других речевых жанрах. Близкими к рецензии жанрами являются:

1) библиографическая заметка – краткая информация о произведении;

2) аннотация – краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, оформления, направленности и т.д.;

3) отзыв – выражение эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

4) обозрение – анализ-характеристика нескольких произведений, объединенных хронологически, тематически и т.п.;

5) литературно-критическая статья – рассмотрение актуальных общественных, политических, нравственных и других

проблем на основе анализа одного или нескольких произведений искусства.

Работая над рецензией в 8–9-х классах, мы привлекали знания об аннотации и отзыве. С обозрением и литературно-критической статьей учащиеся познакомятся в старших классах.

3 стр., 1093 слов

Сочинение двенадцать месяцев краткое содержание

... отвезти их во дворец. Все уходят, а 12 месяцев остаются у костра. На этом краткое содержание сказки Маршака 12 ... который обещает исполнить заветное желание каждого из них. Был это месяц Январь. Солдату нужен лишь костер, чтобы погреться, королева хочет домой, ... сестру. Королева хочет домой, но на собаках далеко не уедешь. Месяцы советуют королеве попросить падчерицу отвезти их на своих лошадях, но ...

Что же представляет собой рецензия?

Рецензия – это речевой жанр, в котором даются общая характеристика и оценка произведения искусства, науки на основе его анализа.

Характеристика жанра

Рецензия – это жанр:

  • полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);
  • аргументированный (обязательны обоснованность, объективность авторской оценки);
  • эмоциональный (допустимы субъективность, личные вкусы и
  • полиадресный (предназначен для широкого круга читателей);
  • преимущественно письменный;
  • индивидуальный (автор – конкретный человек);
  • стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

Обязательными структурными элементами

  • сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
  • общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и других приемов);
  • анализ содержания и формы произведения;
  • определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
  • привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.

Этот материал предназначен учителю, а что и как сообщить ученикам, он решит сам.

Эффективность обучения рецензированию во многом зависит от последовательности и системности проводимой работы. Но именно последовательность и системность труднее всего обеспечить. Рецензии на устные ответы и на сочинения товарищей широко используются в школьной практике и даже вошли в современные учебники (например, учебник «Русская речь» Е.И. Никитиной).

Рецензиям на литературные произведения тоже уделяется сейчас много внимания, но такую работу рекомендуют проводить только в старших классах. А что же рецензировать ученикам 8–9-х классов? Сочинения – уже слишком просто, да и скучно, литературные произведения – рано и сложно. Мы предлагаем научить детей рецензировать творческие работы одноклассников. Необходимо пояснить, что мы называем творческими работами. Несомненно, любую учебную работу школьника можно назвать творческой. Но среди разнообразных сочинений, основанных и на литературном материале, и на жизненном опыте, резко выделяются работы с самостоятельно придуманным сюжетом, оригинальным жанровым решением, индивидуальным стилем. Это могут быть эссе, дневниковые записи, путевые заметки, стихотворения, поэмы, пьесы и т.п., разнообразные по теме, а главное – непредсказуемые по содержанию. К таким работам нельзя подходить с позиций традиционного сочинения. Мы называем их творческими работами и предлагаем условно рассматривать как литературное произведение. Этот материал удобен для рецензирования, так как очень интересен, но достаточно прост. В то же время это учебный материал, который может использоваться более свободно, чем литературное произведение. Это способствует большей самостоятельности учащихся. Кроме того, детские работы, как правило, не очень сложны для анализа, и практика показывает, что ученики во время анализа гораздо глубже проникают в текст, чем сам автор. Взаиморецензирование помогает учащимся еще и по-другому посмотреть на себя и товарищей, учит доброжелательному отношению друг к другу, терпимости к чужому мнению.

31 стр., 15157 слов

Курсовая работа анализ стихотворения тютчева

... славянские народы под властью русского царя. Сходные мысли высказывались в политических стихотворениях Тютчева. Политические идеалы Тютчева отчасти сложились под воздействием всего пережитого им в Европе: христианская ... баловне женщин. Он был прославлен как великий мастер салонной беседы, как острослов, автор устных афоризмов, передававшихся из одной, гостиной в другую. Предшественниками его на ...

Итак, целесообразно предложить такую последовательность работы:

5-й класс – устные рецензии на ответ товарища;

6–7-й классы – рецензии на сочинение товарища;

8–9-й классы – рецензии на творческие работы одноклассников;

10–11-й классы – рецензии на произведения современной литературы.

Покажем, как можно построить работу в 8-м классе. К 8-му классу учащиеся знакомы с понятием «рецензия». Предваряя специальный разговор о рецензировании, мы предложили восьмиклассникам написать рецензию на творческую работу товарища самостоятельно. Выполнение этого задания заставило учащихся понять, что к творческой работе нельзя подходить как к обычному сочинению. Это побудило их к поиску других подходов и подготовило к серьезному разговору.

первого занятия

Помимо постановки задачи и уточнения коммуникативного намерения, на этом же занятии необходимо выделить обязательные структурные компоненты рецензии, которые в том или ином объеме должны быть представлены в ученической рецензии. Некоторые компоненты можно уточнить, предлагая самим школьникам выбрать, на чем лучше остановить свое внимание.

1. Представление произведения. Общая характеристика-оценка.

2. Анализ содержания:

  • тема и основная идея;
  • сюжет;
  • система образов (в том числе образ автора, рассказчика);
  • роль заглавия и эпиграфа;
  • особенности жанра.

3. Анализ формы:

  • композиция (в том числе роль пейзажей, портретов, вставных эпизодов);
  • особенности языка и стиля.

4. Общая оценка произведения.

5. Пожелания другим читателям (возможно, и автору).

В качестве домашнего задания предлагается написать рецензию на творческую работу ученика (работы должны быть просмотрены учителем, но оценки лучше не ставить, тогда суждения учеников будут более самостоятельными).

В зависимости от особенностей класса работы можно раздать по желанию, попарно или произвольно.

Написанные рецензии стали полнее, серьезнее. Ученики внимательнее относятся к анализируемому тексту, чаще используют литературоведческие темы, уменьшился объем пересказа. Но существенным недостатком оказалась бедность языка, однообразие синтаксических конструкций, ошибочное использование литературоведческих понятий. Это определило содержание следующего занятия.

11 стр., 5064 слов

Рассказы Х.Л. Борхеса: автор и персонаж

... некоторые теоретические работы о действии и роли автора в тексте, одновременно применяя их к рассказам Х. Л. Борхеса. Также затронем ... действительности» («Что же именно является фиктивным в фикциональном произведении? Ответ гласит: изображаемый мир целиком и все его части ... культуры, 2003. - 312 с., а также работы «Смерть автора» Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - с. 384-391 ...

втором занятии

Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован…)

Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт…), но и…

Его книги (рассказы, произведения) вызывают… (чувства, мысли, поступки).

О сюжете

Это рассказ о…

Сюжет построен так, что…

Центральной сюжетной линией стала…

В центре внимания автора…

О героях

Герой-рассказчик пытается объяснить…

Мир, в котором живут герои…

Главный герой есть…

Его герой…

О впечатлениях от произведения

Первое впечатление…

На первый взгляд кажется, что…

Атмосфера рассказа…

Книга поражает (удивляет…)

О тематике и проблематике

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк.

Заложена стержневая тема о…

Много места уделено проблеме…

Проблематику можно было бы определить как…

Писатель предпочел (что? чему?)

Вывод неожидан.

Интересно для нас предложение автора о…

Автор полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

Учитывая стиль произведения…

Удачна композиция.

Рассказ написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.

Интересны речевые характеристики героев.

Критические замечания

Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Позволю себе с ним не согласиться.

Нельзя исключать (не учитывать) и…

В отличие от автора, я считаю, что…

Возможно, не все верно (правильно, безупречно…)

Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)

К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Писатель упускает из виду (пренебрегает).

Конечно, эти модели далеко не полны. Учитель может расширить их, изменить, упростить или усложнить, но они очень важны для обучения речевым жанрам. Типичные речевые конструкции позволяют ученикам выбрать подходящее слово, синтаксическую модель, облегчают конструирование текста и подталкивают к самостоятельному творчеству.

3 стр., 1361 слов

Конспект по русскому языку 2 класс. Тема «Работа над речевыми ...

... Сегодня мы будем учиться редактировать сочинения, то есть находить и исправлять речевые ошибки. III. Постановка учебной задачи Знакомство с текстом сочинения, который предстоит редактировать. У. Прочитайте текст сочинения ученика нашего класса на тему «Ежик». Все ...

На этом этапе работы целесообразны

1) определить, какому структурному компоненту соответствуют группы речевых конструкций (т.е. озаглавить их);

2) продолжить или составить предложения с 5–6 речевыми конструкциями;

3) составить микротекст по одному из структурных компонентов рецензии, используя типичные речевые конструкции, на основе рецензируемой творческой работы;

4) отредактировать свою рецензию.

Результаты, полученные нами, свидетельствуют о том, что предложенный подход позволил учащимся освоить конкретные навыки рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции. Приведем примеры из работ восьмиклассников.

Мне кажется, основная идея рассказа – «каждый век хорош», но надо ценить свое прошлое и дорожить им.

(Оля К.)

Это рассказ о человеке, который, всячески обманывая своего начальника, материально обогащался. (Сережа Ч.)

В целом в произведении интересен лишь сюжет.

(Сережа Ч.)

Сюжет развивается очень динамично, быстро, поэтому рассказ читается очень легко. (Юля Ш.)

Я думаю, этот рассказ стоит прочитать и подумать, не похож ли ты на Петра Ивановича Болзникова.

(Юля Ш.)

Заглавие, которое дал Сергей, прямо отражает содержание рассказа. (Александр Б.)

Сергей не использовал выразительные средства, которые сделали бы его рассказ более интересным и красочным. (Александр Б.)

Рассказ заслуживает высокой оценки. (Денис Ч.)

Автор рисует образ простодушного Крюкова и противопоставляет ему всех подозревающего Статского. (Наташа В.)

Круг тем, которых касается автор, чрезвычайно широк. (Катя П.)

Не со всем здесь можно согласиться. (Паша В.)

Большим плюсом я считаю использование эпиграфа, причем очень уместного для этого произведения. (Маша Г.)

В этом рассказе говорится о пожилом человеке, который вспоминает свою жизнь, просматривая старые дневниковые записи. (Аня К.)

Особенно мне понравилось то, что автор на протяжении всего повествования сохраняет интригу. (Аня К.)

9 стр., 4256 слов

Смысл названия рассказа А. Грина Зеленая лампа

... Смысл названия рассказа А. Грина “Зеленая лампа” Смысл названия рассказа А. Грина «Зеленая лампа» Для кого зажигается зеленая лампа и ... вечер именно зеленую лампу. Это его своеобразная работа. И здесь лампа имеет значение ... появлялось в сборниках и собраниях сочинений Фета. Стихотворение обросло таким множеством ... Над этими вечными вопросами рассуждает автор статьи В. Солоухин. Многогранность талантов ...

После того как результаты работы над такими рецензиями, по мнению учителя, станут удовлетворительными, задания можно постепенно усложнять. Для первых опытов рецензирования литературных произведений лучше использовать рассказы А.С. Грина. Они интересны для подростков, невелики по объему и достаточно просты для анализа. Начать лучше с общего для всего класса задания. На одном из уроков развития речи можно проанализировать рассказ А.С. Грина «Победитель» (он напечатан в учебнике Е.И. Никитиной) и предложить написать рецензию. После анализа и редактирования работ (а это будет работа коллективная) интересно дать следующее задание: написать аннотацию, отзыв и рецензию на рассказ А.С. Грина «Голос и глаз». Это поможет еще раз уточнить особенности каждого жанра, сопоставить их с рецензией, а также усовершенствовать умение выбирать стиль в зависимости от речевой задачи. Покажем, как одна из учениц справилась с заданием. (Нами сохранен авторский стиль, отредактировать эти работы можно предложить ученикам.)

Аннотация

Грин А.С. Голос и глаз. М.: Просвещение, 1998.

В этом рассказе, как и в других, поднимаются вечные проблемы любви, надежды, веры в лучшее, победы чувства над действительностью. Рассказ будет интересен широкому кругу читателей.