Рецензия как жанр (на примере журнала «Total DVD»)

Курсовая работа

РЕЦЕНЗИЯ КАК ЖАНР

1.1. РЕЦЕНЗИЯ

Так что собой представляет выбранная нами рецензия? Обратимся к разным источникам. Первый из них — «Стилистический энциклопедический словарь»: «Рецензия давно сложившийся жанр научной литературы с высокой степенью стандартизации на всех уровнях построения текста. Её отличают особый словарь (прежде всего оценочная лексика) и типовые грамматические структуры, посредством которых актуализируется диалогическая природа этого жанра»[1].

Теперь перейдем к книге «Современная газетная публицистика. Проблемы стиля», которая на данный момент, конечно, не является действительно современной, так как выпущена в 1987 году: «Рецензия как аналитическая газетно-журнальная публицистика дает разбор и оценку нового произведения — научного, научно-популярного, художественного: литературного, театрального, музыкального, кинематографического и др.»[2] Есть и весьма интересное определение, в котором нет слова «рецензия»: «Критика, публикуемая в периодической печати, представляет собой область литературного творчества, исследующего современную литературу и искусство путем разбора и оценки преимуществ конкретных произведений с позиций идейно-эстетического идеала своего времени»[3].

Однако функции рецензии в нем отражены, так как существование рецензии без критики невозможно. В. Г. Короленко называл рецензии «легкой критической кавалерией».

В данной работе будет рассматриваться журнальная рецензия, но определение «газетной рецензии» также может быть применимым: «Газетная рецензия является разновидностью оценочно-критического типа текстов, включающего в себя речевые жанры, относящиеся к различным функциональным стилям, основная особенность которых состоит в том, что оценка является в них доминирующей коммуникативной целеустановкой. Под доминирующей коммуникативной целеустановкой понимается наиболее важная коммуникативная целеустановка, по отношению к которой все остальные целеустановки речевого жанра являются вспомогательными и называются коммуникативными целеустановками»[4].

В своем исследовании мы будем опираться на то определение, которое дает нам «Современная газетная публицистика. Проблемы стиля», в тоже время, не забывая о важной информации, предоставленной «Стилистическим словарем»: «Основные функции рецензии — информирующая и оценочная — могут быть реализованы по-разному, так как её композиция и соотношение частей вариативны. <…> От ядерных жанров научной литературы рецензия отличается максимальным проявлением личностного начала, что ведет к использованию различных языков единиц, посредством которых рецензент обнаруживает себя как субъект речи, субъект сознания, субъект эмоций, то есть индивидуальная языковая личность»[5].

6 стр., 2609 слов

Особенности современной публицистики

... и жанры публицистики 2. Изучить особенности современной публицистики 1. Понятие и жанры публицистики Публицистика - ... становится истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование развития ... открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни ... 6. Корреспонденция один из древнейших газетных жанров. Само его название в ...

Остановимся подробнее на проявлении личностного начала в рецензии. В его создании участвуют различные языковые средства. Среди них наиболее ярко выделяются оценки речи: «В современных исследованиях под оценками речи понимаются «оценочные функциональные характеристики», даваемые говорящими (пишущими) в процессе речи (к фактам речи — своей и чужой) и эксплицитно в ней выраженные <…> Одним словом, можно считать, что оценки речи служат средством воздействия на читателя»[6].

Существует два типа оценок — не обладающие характером истинности и обладающие им.

К первому типу относятся оценки, претендующие на простое выражение чувств, переживаний человека, представляющие собой высказывания людей о собственных психических состояних — эмоциональных, интеллектуальных, волевых. Такие оценки называются внутренними.

Второй тип представляют оценки, выполняющие функцию замещения. Некоторые слова («хорошо», «отвратительно») могут употребляться для замещения — словесного представления совокупности свойств оцениваемого явления[7].

Оценка всегда будет субъективной. Но есть способы, которые помогают подтвердить её истинность.

Внутритекстовые:

  • цитирование;
  • сочетание цитирования и пересказа — объединение этих приемов позволяет рецензенту избежать ограничений, связанных с каждым из них.

Внетекстовые:

  • обращение к суждениям авторитетных для аудитории людей;
  • описание реакции читателя, зрителя, слушателя рецензируемого произведения — совпадение оценочного суждения рецензента с реакцией читателей, зрителей или слушателей должно служить повышению убедительности изложения;
  • «плюрализм мнений» — приводя антитезис и опровергая его, автор тем самым косвенно доказывает свое суждение. Этот метод подачи называют двусторонней аргументацией, которая является лишь одной из разновидностей приема «плюрализма мнений»;[8]

Рецензия, как мы уже сказали выше, это, прежде всего разбор, исследование какого-либо произведения искусства. Она, безусловно, является аналитическим жанром. Л. Шибаева выделяет следующие логические операции, присущие ему:

  • индукция[9] и дедукция;[10]
  • установление причинно-следственных связей;
  • анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности;
  • соотнесение общего с частным;[11]

Т. И. Синдеева отмечает ряд отличий «газетной рецензии» от других жанров:

1. функционально-стилевая принадлежность. Газетная рецензия является одним из тех жанрово-стилевых образований, которые характеризуются принадлежностью к нескольким функциональным стилям, а именно: к публицистическому стилю и к газетному стилю. Функционально-стилевая принадлежность отличает газетную рецензию от рецензии на научную и техническую публикации, научной критической статьи и т. д., то есть разновидностей оценочно-критического типа текстов, относящихся к научному стилю;

6 стр., 2789 слов

Жанр рецензии в системе функциональных стилей

... как жанр. Цель работы предполагает решение следующих задач: 1. Проанализировать структуру экспертной рецензии. 2.Проанализировать языковое оформление структурных элементов рецензии. ... типологии речи и проблему системности стиля. Книжно-письменным стилям, ... Рецензия предназначается не только читателям, но и автору - как оценка проделанной им работы Объектом исследования стали немецкоязычные рецензии ...

2. вторичность рецензии. Объектом оценки в газетной рецензии являются не явления и факты, взятые непосредственно из жизни общества, а отражение действительности в художественном, музыкальном, литературном и т. д. произведении;

3. краткость рецензии определяется её малым объемом. В среднем объем газетных рецензий составляет от 2000 до 6000 знаков;[12]

Для нас наиболее актуальными будут два последних пункта, о вторичности и краткости рецензии, так как мы все-таки рассматриваем рецензию не в газете, а ежемесячном журнале.

1.2. ТИПОЛОГИЯ РЕЦЕНЗИИ

Одного типа рецензии нет. В зависимости от объема, целей и других пунктов В. В. Перхин выделяет их четыре: короткая рецензия, монографическая рецензия (монорецензия), обзорная рецензия и рецензия-статья.

Короткую рецензию он сравнивает с аннотацией, которое дает нам краткое представление о произведении, и характеризует так: «… может быть длиной от нескольких строк до 2-3 страниц. В ней дается сжатая характеристика таланта писателя, определяется его место в творчестве писателя, указывается на связь с традицией»[13].

Монорецензия определяется как отзыв, который оценивает одно или несколько произведений какого-либо автора. Обзорная же рецензия нужна для того, чтобы разобрать друг за другом несколько произведений разных авторов. Рецензия-статья сложнее по написанию всех выше перечисленных: «Если критик не только дает сжатую оценку, но ставит и обсуждает важные творческий, общественный или эстетический вопрос, то рецензия обретает форму рецензии-статьи»[14].

А. А. Тертычный предлагает иную типологию. С его точки зрения, когда в рецензии поднимается какая-либо общественно-значимая проблема, то материал перестает быть рецензией, а становится литературно-критической статьей, обозрением или искусствоведческим исследованием. Также А. А. Тертычный предлагает более сложную типологию, нежели В. В. Перхин.

1. По объему рецензии:

  • большие (гранд-рецензии)
  • маленькие (мини-рецензии)

Положительные стороны гранд-рецензий: «Большой объем дает автору возможность достаточно глубоко и всесторонне охватить исследуемую тему. Такие рецензии обычно готовят маститые критики, обладающие авторитетом у публики, имеющие устойчивые общественно-политические и философско-нравственные взгляды»[15].

Однако именно мини-рецензия «прочитывается аудиторией, как говорится, на едином дыхании», так как «мысль критика должна быть краткой, емкой, максимально точной»[16].

Что интересно, А. А. Тертычный утверждает, что мини-рецензия может относиться, как к аналитическим, так и информационным жанрам: «…такая рецензия может быть отнесена и в разряд информационных жанров, если содержание ее представляет собой всего лишь краткое извещение автором читателя о своих впечатлениях от увиденного фильма или прочитанной книги и не содержит обоснования их (этих впечатлений), анализа различных аспектов предмета отображения. Если же мини-рецензия представляет собой сжатый, насыщенный, аргументированный анализ того или иного произведения, то ее следует отнести к аналитическим жанрам»[17].

2 стр., 773 слов

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!» (восприятие, истолкование, ...

... прелесть чувств. Именно поэтому «мысль изреченная есть ложь». «Молчи!» - лейтмотив стихотворения, призыв, открывающий стихотворение и венчающий каждую строфу. Стихотворение метафорично: Тютчев осмысливает роль человека в ... «поймет» относятся к логике, мысли, речи. Недаром именно они включены в вопросительные предложения. Обращаясь к главным вопросам человеческого бытия, Тютчев не размышляет холодно и ...