Разделы:
Обучение школьников написанию сочинений всегда представляло трудности для учителей, тем более, если это сочинение-описание с элементами рассуждения. Данный урок представляет собой опыт такой работы. Предмет описания – деревянная кукла Снегурочка. Мы с ребятами привезли ее из города Калязина, куда ездили на экскурсию в мастерскую, где расписывают деревянные игрушки. После этой поездки возникла идея создания данного урока.
Цель урока:
Задачи:
- Учить детей создавать текст в определенной логической последовательности.
- Учить детей наблюдать за предметами окружающего мира, отбирать нужные языковые средства для их описания.
- Воспитывать в учащихся уважительное отношение к труду.
- Воспитывать в учащихся интерес к русским народным промыслам, интерес к народной культуре.
Объявление темы
Ребята, вы уже хорошо знаете, что такое сочинение-описание. Сегодня мы с вами будем описывать предмет, а именно деревянную Снегурочку, похожую на матрешку . Но наша задача усложняется тем, что мы не только опишем игрушку, но и поговорим о работе мастера, который ее сделал, о том, какими качествами нужно обладать, чтобы создать такую замечательную вещь, то есть будем писать сочинение с элементами рассуждения.
Начало сочинения
Как начать сочинение? В качестве разминки проведем небольшое тренировочное упражнение (все задания даются на карточках или выводятся на экран с помощью проектора).
Составьте предложения из данных слов и словосочетаний.
- Россия, народные промыслы, вышивка, посуда, игрушки.
- Необыкновенная игрушка, Снегурочка, русская сказка.
Перед выполнением задания выясняем значение выражения «народные промыслы», учащиеся работают с толковым словарем, выясняют, что именно на мелких ремесленных предприятиях расписывают деревянные игрушки. Далее ребята зачитывают свои предложения, редактируют их, объясняют написание отдельных слов. Возможные варианты:
- Издавна Россия славится народными промыслами: вышивкой, изготовлением посуды и, конечно, игрушками.
- Я вижу перед собой необыкновенно красивую игрушку – деревянную Снегурочку из русской сказки.
Эти предложения ребята смогут использовать как начало сочинения.
Сочинение сложноподчиненные предложения и их синонимы
... и эмоциональной. Кроме того, такие предложения позволяют выражать отношение автора к тому или иному предмету или действию, не теряя при этом нить основного повествования. Сложноподчиненные предложения ... сообщения, восприятия, желания) Какое значение имеют придаточные предложения с союзом и союзным словом что? (Это наиболее распространенные придаточные. Их основное значение – сообщение о факте, в ...
Описание Снегурочки
Ребятам предлагается заполнить таблицу, чтобы набрать необходимый материал к сочинению. ( Привожу в качестве примера таблицу со своего урока).
Параметры | Описание | Синонимы | |
1. | Величина | небольшая | матрешка |
2. | Материал | деревянная (в сказке – снежная) | игрушка |
3. | Лицо | милое, белое, круглое, румяное, с огромными голубыми глазами, длинные ресницы, изогнутые брови, пухлые алые губы, тонкий нос | кукла |
4. | Одежда | розовый с золотым узором сарафан, шубка с меховой опушкой, высокий воротник, широкие рукава, легкий белый платок, расписной кокошник | героиня русской сказки |
5. | Восприятие | красивая, замечательная, чудесная, нежная, яркая | внучка Деда Мороза красавица |
В процессе заполнения таблицы учитель задает вспомогательные вопросы:
Как еще можно назвать Снегурочку? Откуда взят этот образ, из какой сказки? Какая именно это игрушка? Что общего у нее с матрешкой? (Может открываться, и игрушка, и футляр).
Также необходимо объяснить ребятам значение слова «кокошник», если будет необходимость.
Работа с художественным текстом
Учитель читает отрывок из русской народной сказки, предлагает ребятам записать понравившиеся слова и выражения, которые можно будет использовать в сочинении:
«Стоит снежная красавица, веселая, приветливая, пригожая. Глаза блестят, словно снег на солнце играет, губы розовые улыбаются. На Снегурочке шубочка соболья. Ах, какая прелестница! Ах, какая нарядница!»
Рассуждение в сочинении
Те из вас, кто был на экскурсии в мастерской, где расписывают деревянные игрушки, знают, что кукол там расписывают преимущественно женщины, то есть речь идет не о мастере, а о скорее о мастерице.
Ребятам предлагается текст для обсуждения.
«Три года учения позади…Надежда сидит за своим рабочим столом и держит в руках деревянную фигурку матрешки. Мастерица уже расписала голову куклы, самая трудная часть работы позади, и теперь Надя с удовольствием маленькой кисточкой наносит на платье куклы узор, навеянный фантазией художницы. Работает Надежда весело, сноровисто, но в то же время осторожно, неспешно, аккуратно. И немало еще времени пройдет, пока расписная матрешка предстанет во всем своем великолепии.»
Вопросы учителя: Что значит «работать сноровисто»? Какой синоним к слову «мастерица» использует автор текста? Какие еще синонимы можно подобрать к слову мастерица? (Работаем со словарем синонимов).
Какие наречия использует автор текста для описания работы?
Построение текста-рассуждения
Как строится текст-рассуждение? (Учащиеся вспоминают схему тезис – доказательство – вывод ).
Далее ученики отвечают на вопросы учителя и выдвигают тезисы и их доказательства.
Какими чертами характера нужно обладать мастеру, который расписывает кукол?
Тезис : нужно быть ловким, умелым, но и осторожным, аккуратным, терпеливым.
Доказательство: это кропотливая и тонкая работа, любое неосторожное движение может испортить игрушку.
Нужна ли в такой работе фантазия, склонность к выдумке?
Тезис: мастер должен обладать фантазией, быть творческим человеком.
Доказательство: Если мастер – человек без фантазии, все его работы будут однообразными и скучными.
Нужно ли учиться ремеслу художника?
Тезис: нужно учиться ремеслу художника.
Доказательство: без навыков и умений в такой работе не обойтись.
Говорят, что каждая кукла чем-то похожа на мастера, который ее сделал. Как вы думаете, почему?(Расписывая игрушки, мастер вкладывает в работу частичку своей души).
Тезис: нужно любить дело, которым ты занимаешься.
Доказательство: Если мастер любит свои работу, она приносит радость и ему, и людям, которые смотрят на его произведения.
Вывод
У текста типа рассуждения есть еще одна смысловая часть – вывод. Выводы каждый из вас сделает сам. Для этого еще раз вспомните все, что мы говорили о труде мастера, выберите то, что кажется вам самым главным. Подумайте также о том, хотели бы вы научиться расписывать игрушки, представляете ли вы себя в роли мастера? Каково ваше отношение к этому ремеслу? Мне бы очень хотелось, чтобы вы гордились тем, что у нас в России есть такие мастера и такие народные промыслы.
Подготовка к сочинению завершается составлением плана и устными словесными зарисовками учащихся к каждому из пунктов плана.