Мастер класс «Сказка по кругу» — коллективное сказок. развитие речи и подготовка к обучению грамоте. методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сочинение

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 7 «Журавушка»

Г. Ртищево Саратовской области

Мастер класс

«Сказка по кругу»

Речевое развитие в подготовительной к школе группе.

Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна

Цель. Обучение сочинению сказок. Закрепление навыков проведения звукового анализа слова; образование слов из слогов; конструирование предложений.

Задачи.

Образовательные

— закрепить представление о структуре сказок; обучать коллективному сочинению сказки, опираясь на схему.

— Упражнять в проведении звукового анализа слова, составлении звуковой модели слова; упражнять в образовании слов из слогов; упражнять в составлении предложений с определенным количеством слов. Способствовать обогащению и активизации словаря.

Развивающие

-развивать монологическую и диалогическую речь;

— развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества;

— развивать интонационную выразительность речи;

-Развивать умение взаимодействовать с партнерами; использовать дифференцированный подход в работе с детьми.

Воспитательные

— воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам, эмоциональную отзывчивость; воспитывать положительное отношение к дружбе, умение дружить.

Предшествующая работа:

Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. Придумывание небылиц, словотворчество. Изготовление необычных сказочных персонажей. Рисование по мотивам сказок, придумывание сказочных сюжетов.

Пособия: схема сказки; воздушные шарики, сделанные своими руками сказочные персонажи; макет речки, прямоугольники синего и красного цвета – обозначения гласных и согласных звуков; карточки с изображением слогов; полоски – части солнечного луча; плоскостные шарики оранжевого, зеленого и синего цвета.

3 стр., 1013 слов

Методы и приемы обучения сочинению рассказов и сказок консультация

Когда происходит процесс обучения детей сочинению сказок, часто используется такой прием, как придумывание продолжения истории. В этом приеме воспитатели часто используют в качестве основного сюжета ... волшебный посредник. Внутри пишется слово, которое обозначает взаимодействие этих героев, или же рисуется картинка. Алгоритм сочинения сказок Алгоритм составления сказки: Определение места, где будут ...

Влетает шарик. – дети радуются. — Что это? Откуда здесь шарик? (ветром занесло, кто-то потерял).

Дети замечают игрушку. – Я что-то нашла! Здесь кто-то есть! К нам кто-то прилетел на шарике! (Рассматривают игрушку) – кто это? Какой-то овальчик! Это такой человечек! Может это игрушка?

Воспитатель. – Кто же это? Мне он не знаком!

Воспитатель: Ну-ка, рассмотрим его! (Он похож на снежок, на капельку, он белый. Шершавый. Ой, он так улыбается!) Придумаем ему имя! Дети придумывают имя персонажу. (Овальчик, капитошка, крош)

Ребенок – Добровал! Он овальный и добрый.

Воспитатель. – но он такой маленький. Как назвать его ласково? (Добровенок)

Интересно, зачем Добровенок к нам прилетел? (Любит путешествовать, заблудился, захотел с нами познакомиться. Может быть он хочет, чтобы мы помогли ему.)

Воспитатель. – Но это же сказочное существо? У каждого сказочного существа есть своя сказка. Из какой же сказки Добровенок?

Дети. – Мы не знаем сказку про Добровенка. У Добровенка нет сказки. Наверно, он хочет, чтобы про него тоже была сказка. – Как же ему помочь? – нужно придумать сказку про Добровенка.

Воспитатель. – для этого сказку нужно придумать. Нужно выстроить сказочный путь. А поможет нам схема. (дети подходят к экрану).

— С чего начинается любая сказка? (сказка начинается с зачина) – А каким может быть зачин сказки? (жили-были, в сказочном царстве, в тридесятом государстве, однажды…; за горами, за морями… и т.д.)

— Наша сказка начинается. Придумайте зачин сказки про Добровенка.

(В одной сказочной стране, жил-был Добровенок)

— А как помочь слушателям сказки представить себе Добровенка? (Нужно описать его. Можно описать цвет, форму, внешность, характер).

— Каким же был Добровенок? Продолжи сказку. (Добровенок был белый и легкий, похожий на снежок. Он весь был овальный, а на макушке – чубчик из разноцветных ниток. У Добровенка были маленькие ручки и крохотные башмачки с красными шнурками. У него были большие синие глаза и добрая улыбка)

— Можно описать место, где жил наш сказочный герой. Оно тоже сказочное. необычное(схема)

(Добровеной жил на сказочной полянке, на которой росли большие-пребольшие, яркие одуванчики. Среди этих одуванчиков и стоял его домик. Домик был такой же овальный, как и сам Добровенок.)

— А чем сказочный герой может заниматься? (схема)

(Он мог поливать цветы. Подметать дорожку, петь, сочинять музыку, рисовать, любоваться собой в зеркале, пускать солнечных зайчиков, ходить на рыбалку и т.д.)

— Продолжи сказку. (Каждое утро Добровенок выходил из своего домика, поливал цветы на клумбе, подметал дорожку и напевал веселую песенку).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

— Ой! Посмотрите, что с Добровенком! ( Он загрустил) – Что же произошло?

( Однажды Добровенку стало очень грустно оттого, что он один, не с кем поиграть, не с кем спеть песенку. И он решил отправиться в путь, чтобы найти себе друзей.) – схема.

— А что обозначает вот такой значок на схеме? (встреча с кем-то, беседа) – сколько раз в нашей сказке повторяется эпизод – встреча с другими героями сказки? (Три раза) — О чем могут разговаривать герои сказки при встрече? (Познакомиться друг с другом, спросить о чем-то, рассказать о себе)

— Героями сказки могут стать необычные сказочные персонажи, которых мы сделали своими руками. (Дети выбирают игрушки)

— Продолжи сказку. (Шел-шел Добровенок по дорожке, и вдруг услышал чей-то звонкий смех, как будто колокольчики звенят.

— Эй, кто это смеется?

— Это я!

— Кто это я? Как тебя зовут?

— Меня зовут Лучинка. У меня много лучиков, как у солнышка, и я маленькая, как снежинка. Поэтому меня зовут лучинка. А тебя как зовут?

— Добровенок.

— А куда ты идешь?

— Я иду искать себе друзей. Хочешь пойти со мной?

— Конечно, хочу! И отправились они вдвоем искать друзей.

— Сказка продолжается. – Шли они шли, и пришли на другую полянку. Здесь вместо деревьев росли высокие грибы. На полянке стоял стол-гриб, а за ним кто-то сидел. Это был Словик. Он был похож на слоника. Словик знал очень много слов и умел их писать. Он хотел стать писателем.

— Здравствуй! Как тебя зовут?

— Меня зовут Словик. А куда вы идете?

— Мы идем искать друзей Добровенку.

— А зачем их искать?

— Но с друзьями так весело. С друзьями можно почитать книгу.

— А можно я пойду с вами искать друзей Добровенку?

— Конечно! Вместе веселее!

И они все вместе отправились в путь. Шли они шли, и вдруг услышали какой-то шорох. Оглянулись они – и увидели, как по дорожке кто-то ползет.

3 стр., 1085 слов

Пьеса-сказка Мэтыо Барри Питер Пэн

... ребенка есть своя фея. Но стоит только кому-нибудь подумать «глупости, на свете нет никаких фей» — и фея погибает. Узнав, что Венди умеет рассказывать сказки, Питер зовет ... Следом за ней появляется Питер Пэн. По знаку Динь-Динь (фея не умеет говорить, она издает мелодичный звон) Питер обнаруживает тень и пробует ... века. М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT». Понравилось сочинение , тогда жми кнопку

— Здравствуй! Как тебя зовут?

— Цветоничка! Я похожа на гусеничку из разноцветных цветов.

— А куда ты ползешь?

— Я ищу цветы для своего наряда. А вы куда идете?

— А мы идем искать друзей для Добровенка.

— А можно с вами?

— Конечно! – И они все вместе отправились в путь. А куда же они пришли? (Они шли-шли, и пришли к реке)Посмотрите, на схеме новый значок. (Он означает препятствие, трудности. Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик подошли к речке. Им надо было перейти на другой берег).

— А вот и речка. (Подходят к изображению реки на ковре).

Нужно построить мост.

— Да тут на берегу что-то лежит. – это дощечки. Из них можно построить мост.

— Обратите внимание, какого цвета дощечки. Что могут обозначать дощечки-прямоугольники красного и синего цвета? (Обозначения звуков – гласные и согласные звуки) нам нужно выложить слово мост. Какой первый звук в слове «мост»? (Первый звук – [М], он согласный, твердый, первая дощечка будет синего цвета.(Аналогично – другие звуки).

– Сколько дощечек нам понадобилось? Почему?

Сказка продолжается (схема).

— Наши герои построили все вместе мост, перешли речку и отправились дальше. Шли они шли, и подошли к цветочной полянке. – А дальше? (схема) – путь закрыт, прохода нет. – Почему? (Полянку кто-то заколдовал).

— Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и стал невидимым. Кто же может прятаться за кругами? Нужно их расколдовать а помогут нам слоги. Нужно из слогов выложить слова и прочитать их.

Дети выкладывают из слогов слова, читают, что получилось. Открываются картинки.

— Полянка расколдована, можно идти дальше.

-Добровенок, Лучинка, Цветоничка и Словик пошли дальше. Прошли они цветочную полянку, а тут…

— С солнышком что-то случилось. Солнышко потеряло лучик, стало холодно.

— Нужно солнышку помочь. У нас есть части луча. Каждая часть лучика – это слово. А что можно составить из слов? (Предложение) – составим предложение – получится целый луч. Сколько слов должно быть в предложении? (три) Дети составляют предложение из трех слов (Солнце ярко светит. Первое слово солнце, второе слово ярко, третье слово – светит).

Сказка продолжается. (Добровенок, лучинка, словик и Цветоничка помогли солнышку и пошли дальше)

— Шли они шли, и увидели прекрасный дворец. А из дворца им навстречу вышла фея. – Здравствуйте! Я – фея –Звездочка. А вы кто? Куда вы идете? (Мы идем искать друзей для Добровенка)

3 стр., 1322 слов

«Слова- друзья и слова-враги». Объём работы-1-1,5 страницы

... на переносном значении слов? Приведите примеры из художественной литературы 4. Напишите небольшое эссе (рассуждение) на тему: «Слова- друзья и слова-враги». Объём работы-1-1,5 страницы. Английский язык Напишите сочинение на одну из тем: ... привезенной смеси, если со склада было отправлено 400 кг. Немецкий язык Напишите сочинение на немецком языке о своем родном городе (селе). Химия 1. Какому ученому ...

— А кого можно назвать другом? (Тех, с кем интересно, кто помогает в трудную минуту) – А разве вы не помогали друг другу в пути? Как вы помогали? (Мы вместе построили мост через реку, расколдовали полянку, помогли солнышку найти лучик) – Вам было интересно вместе? Так кто вы все? (Мы – друзья. )

Добровенок. – ура, я нашел друзей!

— Ты нашел их в пути, они всегда были рядом. А я приглашаю вас в сказочный дворец друзей, там вы можете жить все вместе!

Чем же закончилась сказка? Какой будет концовка? (Добровенок, Лучинка, Словик, Цветоничка подружились друг с другом. Они поселились в большом, красивом дворце друзей и стали жить, поживать и добра наживать.

Танец.

— Посмотрите на Добровенка. Какой он радостный. Почему? (Мы помогли ему, сочинили сказку про него, все вместе выстроили сказочный путь)

— А как можно назвать эту новую сказку? (Сказка про Добровенка. Сказка о том, как Добровенок друзей искал.)

— А Добровенок дарит вам шарики. Те ребята, которым интересно было придумывать сказку и они узнали много нового, выберут оранжевые шарики; те, кто не узнал ничего нового — желтые; а те, кому было трудно справиться с заданиями – зеленые. (Самоанализ)