Урок развития речи. » -рассуждение по тексту А.Лиханова»

Сочинение

Конспект открытого урока развития речи по русскому языку

на тему

«Подготовка к сочинению — рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста»

в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Подготовка к сочинению — рассуждению на морально-нравственную тему на основе анализа текста

Цель: Учиться анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения

Задачи:

Личностные УУД:

  • Развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к окружающему миру

  • Формировать общечеловеческие нравственные ценности: сострадание, доброту

  • Создавать внутреннюю мотивацию к учению — понимание необходимости подготовки к ОГЭ

Познавательные УУД:

  • Формировать умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников и преобразовывать её, делать выводы, находить ответы на вопросы

  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей

  • Формировать умение строить речевое высказывание

  • Формировать умение составлять сочинение — рассуждение с указанием проблемы, позиции автора

Метапредметные УУД:

  • Искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью

  • Формировать информационную компетенцию работы с текстом

Коммуникативные УУД:

  • Формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

  • Регулятивные УУД:

    • учить постановке цели работы;

    • учить самостоятельно работать с материалом, планировать, корректировать и оценивать свою работу.

    Тип урока:

    Урок развития речи.

    Оборудование:

    Виды работы, формы, методы, приемы.

    Содержание педагогического взаимодействия, Деятельность учителя, Деятельность обучающихся:


    1.

    Самоопределение к учебной деятельности (мотивация).

    3 стр., 1205 слов

    Жаргонизмы в речи школьников учащихся (4 класс)

    ... неё слова используются в речи большинства школьников без возрастных или территориальных ограничений. Как правило, практически все учащиеся школы используют жаргонизмы в своей речи, причём не только ... обществом? Цель исследования Цель данного исследования – выяснить отношение школьников к использованию жаргонизмов в речи и количество людей, которые этим пользуются. Методика исследования Для ...


    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

    Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

    Организуют рабочее место., Здороваются с учителем.

    2. Актуализация и пробное учебное действие, Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Воспроизведение ранее изученного





    Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность. Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности. Устанавливает тематические рамки.



    Настраивает учеников на восприятие текста, осознание содержания

    (слайд 2)

    Предлагает учащимся ответить на вопросы

    1. 1) Как вы поняли, в чем смысл притчи?

    2. 2) Почему она так называется?

    3. 3) О каких людях идёт речь?

    Обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку

    (



    слайд 3)

    Пока мы боль чужую

    чувствуем,

    Пока живёт в нас

    сострадание,

    Пока мечтаем мы и буйствуем

    Есть нашей жизни

    оправдание.

    Юрий Гридасов.

    — Как эпиграф отражает смысл притчи?

    — Найдите в нем ключевые слова («боль чужую чувствуем», «сострадание»)

    — О каких нравственных качествах сегодня будем говорить? (милосердие, сострадание, доброта)

    Сегодня мы с вами будем работать с текстом, по которому вам предстоит написать сочинение-рассуждение, а свои наблюдения вы будете фиксировать на листах для ответов

    • Какова основная задача этого типа речи? (объяснить, доказать)
    • Вспомните композицию сочинения-рассуждения.
    • Что такое тезис?
    • Аргументы?

    — Вывод?

    Корректирует ответы учащихся, Воспринимают на слух притчу. Психологически настраиваются на урок., Отвечают на вопросы. Строят высказывание

    Соотносят поставленные задачи с текстами, устанавливают связь между разными источниками информации, делают вывод

    Участвуют в диалоге, Формулируют собственные мысли, обосновывают., Отвечают на вопросы, Вспоминают композицию сочинения-рассуждения:, Тезис- это утверждение, которое требуется доказать., Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис., Вывод− это заключение, итог рассуждения

    3. Выявление места и причины затруднения, Беседа, обсуждение. Усвоение новых способов учебных действий

    Организует и сопровождает совместную деятельность. Дополняет ответы, помогает учащимся при возникновении трудностей.

    5 стр., 2207 слов

    Напишите рассуждение ** тему легко ли быть учеником

    ... рассматривается вопрос о том, насколько легко быть учеником. Ученики бывают разными, и многое зависит от самого ... ученицей Учеником быть легко в самом начале, когда еще только учишься складывать слова из букв и ... библиотеку. Тогда учеником станет быть в удовольствие. Так же вы можете прочитать сочинения на темы ... быть учеником, мои мысли обратились к воспоминаниям моих близких о их школьных годах. Меня ...

    — Сегодня мы будем учиться писать сочинение в соответствии с формулировкой задания С 15.3 на экзамене.

    (Приложение 1)

    В соответствии с заданием план сочинения будет следующим

    (Памятку № 1)

    • Какие трудности возникли?
    • Значит, какая цель перед нами?

    критериями оценивания

    — Какие в них требования к тексту?

    Дополняет ответы учащихся.

    — Текст должен характеризоваться

    Ученики читают задание к тексту, понимают, что знаний недостаточно.

    Ученики начинают чтение задания к тексту и осознают, что у них недостаточно знаний для его выполнения. Они осознают необходимость изучения нового материала, чтобы успешно выполнить задание.

    Знакомство с критериями оценивания сочинения-рассуждения

    Ученики знакомятся с критериями оценивания сочинения-рассуждения. Вместе с учителем они обсуждают эти критерии и отвечают на вопросы, связанные с ними. В результате сотрудничества с учителем они делают выводы о том, какими навыками и знаниями нужно обладать для успешного написания сочинения-рассуждения.

    Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

    Ученики задают себе цель учебной деятельности — анализ текста, формулирование тезис-определения, комментирование и приведение примеров-аргументов. Они также планируют написание сочинения-рассуждения на следующем уроке, используя структуру тезис-определения.

    Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

    Ученики активно вовлекаются в творческую практическую деятельность, реализуя свой проект. Они раскрывают сущность новых понятий, усваивают новые способы учебной деятельности. Они ведут беседу по тексту, обсуждают его и развивают своё логическое мышление.

    Беседа, ответы на вопросы, развитие логического мышления

    Учитель проводит беседу с учениками, задавая им вопросы и стимулируя их развитие логического мышления. Он дополняет ответы учеников и помогает им сделать выводы. Вместе с учениками они формулируют цель учебной деятельности на сегодняшнем уроке.

    • Сегодня мы знакомимся с текстом А. Лиханова «Голгофа».

    Проводит лексическую работу

    • Учитель спрашивает у учеников о значении слова «Голгофа».

    Голго́фа

    Демонстрирует портрет писателя (слайд 4)

    Коротко об авторе рассказывает ученик.

    (приложение 1)

    Анализ текста Лиханова

    • Переходим к анализу текста.

    Определите тему текста. О чем говорится в нем? Что нам в этом поможет?

    ключевые слова

    • Как вы думаете, почему тетя Груня по вечерам не уходила домой, а оставалась в госпитале?
    • В чём заключалась её помощь? Почему автор так подробно описывает её действия?
    • Подумайте и скажите, а какие слова могла произносить тетя Груня?

    (слова мягкие, как хорошая повязка).

    <p

    Проблема в тексте

    • Какая проблема волнует автора?

    Автор задается вопросом о том, что больше необходимо человеку в госпитале: холодное суконное одеяльце или внимание, сочувствие, помощь.

    Позиция автора

    • Как автор отвечает на поставленные вопросы?

    Автор считает, что людям необходимо сострадание и доброта. Сострадание заключается в помощи и поддержке других людей. Люди должны помогать друг другу и быть бескорыстными. Добро должно быть без корысти. Во время войны люди особенно нуждаются в сострадании.

    Тип речи

    Текст имеет стиль художественный. Это повествование с элементами рассуждения. Герои рассуждают о том, есть ли плата за доброту.

    Цель учебной деятельности

    Цель учебной деятельности заключается в формулировании своих мыслей, ответах на вопросы, обосновании своей точки зрения и слушании ответов одноклассников.

    Работа с текстом

    Ученики работают с текстом, формулируют свои мысли, отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения и слушают ответы одноклассников.

    Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Обобщение и систематизация новых понятий. Беседа с использованием приема «Мозговой штурм». Подбор своих примеров

    • Итак, ключевое слово нашего урока — доброта.

    Послушаем выступление…о значении этого слова в разных словарях: Ожегова, Ушакова, Малом академическом словаре.

    Ожегов: Доброта — 1. добрый;

    2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    Ушаков:

    ДОБРОТА, доброты, мн. нет, сущ. к . Доброта характера.

    ДОБРЫЙ

    1.

    2.

    3.

    Малый академический словарь:

    Доброта — свойство по прил. (в 1 знач.); отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    • Ответьте на вопросы:

    1. К кому можно проявлять доброту?

    2. Какой должна быть доброта?

    3. Как можно проявлять доброту? (слайд 5)

    4. Зачем нужна доброта?

    5. Для чего нужно быть добрым?

    (Слайд 6,7)

    Эти синонимы обозначают общечеловеческие нравственные ценности на все времена. Мы увидели, как доброта, участие помогали людям выжить, выстоять в годы Великой Отечественной войны (в этом году мы празднуем юбилей со дня Великой Победы- 75 лет), но и сегодня без этих качеств не может строиться наша жизнь.

    7. Каким качествам не место рядом с добротой?

    8. Как называются эти слова по отношению к доброте?

    В нашей жизни мы часто сталкиваемся с проявлениями жестокости, равнодушия и невнимательности. Однако, каждый человек может проявить сочувствие, сострадание и прийти на помощь тем, кому это необходимо. В мире нужно привносить больше добра, чтобы наша жизнь стала лучше. Важно формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения, учитывая мнение других людей. Такие навыки помогут нам стать более состоятельными и нравственными личностями.

    Чтобы проявлять доброту, необходимо заботиться о людях и животных, а также окружающей среде. Это требует времени и внимания, но наше благоденствие и счастье в этом мире зависят не только от нас самих, но и от нашего отношения к окружающему миру. Ключевые качества, которые должны сопутствовать доброте — милосердие, добросердечие, сочувствие, жалость, гуманность, добродушие и благодушие. Одновременно с ними должны быть отсутствующими качества, противоположные доброте, такие как злость, зависть, равнодушие, жестокость, черствость и бездушие.

    Примерные ответы:

    1. К людям, животным, к окружающему миру

    2. Бескорыстной, искренней, от всего сердца

    3. Заботиться, оказывать помощь, проявлять внимание, уделять время, быть добрым и в высказываниях

    4. Чтобы мир вокруг был добрым и счастливым

    5. Чтобы жить в гармонии с окружающим миром и с самим собой

    6. Милосердие, добросердечие, сострадание, сочувствие, человеколюбие, жалость, гуманность, добродушие, благодушие

    7. Злости, зависти, равнодушию, невниманию, жестокости, черствости, бездушию

    8. Антонимы

    Доброта — это качество, которое проявляется в отношении к людям, животным и окружающему миру. Доброта является бескорыстной, искренней и проявляется от всего сердца. Человек, который обладает добротой, должен заботиться о других, оказывать помощь при необходимости, проявлять внимание, высказываться добрыми словами и уделять свое время другим. Созидание доброты поможет нам жить в мире, который будет счастливей и добрее.

    Доброту можно сравнить с другими качествами, такими как милосердие, сострадание, жалость, гуманность и человеколюбие. Одновременно, доброта противоположна качествам, которые не могут сосуществовать с ней рядом, таким как злость, жестокость, равнодушие и зависть. Необходимо понимать, что доброта — это качество, которое требует непрерывной работы над собой и проявлениям к окружающему миру.

    Памятка № 3
    • Доброта — качество, которое проявляется в отношении к людям, животным и окружающему миру
    Памятка № 4

    Для проявления доброты нужно обладать качествами, такими как милосердие, сочувствие, жалость, гуманность и человеколюбие. Одновременно с ними нужно избегать таких качеств, как злость, жестокость, равнодушие и зависть. Проявление доброты требует непрерывной работы над собой и окружающим миром, что поможет нам жить в мире, где будет больше счастья и доброты.