Разделы: ,
Цель : развитие выразительности речи
Задачи:
- Подготовить учащихся к написанию сочинения;
- Вспомнить последовательность работы над сочинением;
- Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Проблемный вопрос
Почему необходимо беречь природу?
Варианты ответов:
- Чтобы оставить память потомкам
- Человек – часть природы
- Растения украшают планету
Ход урока
1. Орг. момент
Урок начинается с чтения стихотворения С.Кирсанова “Этот мир” под приятную музыку для создания атмосферы радости, удовольствия.
Учитель русского языка
Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар,
Вертит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
И когда ты отделан и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем
И отходит за воздух и за облака
Посмотреть на творение издалека.
Ни отнять, ни прибавить — такая краса
Учитель ИЗО:
- Как прекрасен этот мир – посмотри!
(демонстрируются слайды с изображением природы)
2. Основная часть, Учитель русского языка:
- Запишите свои впечатления от увиденного в тетрадь (самостоятельная работа).
- Поделитесь своими впечатлениями (высказывания детей).
- А сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ Т.Тэсс “Голубая ель”
(при прочтении демонстрируется слайд с изображением ели)
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.
Язык есть изображение всего что существовало существует и будет
... неузнаваемости, и без этой способности было бы скучно жить. Сочинение рассуждение на тему язык есть изображение всего что существовало 5 вариантов 7 В языке суждению как форме мышления соответствует предложение причем, заметьте, повествовательное ...
Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
- Выскажите, пожалуйста, свое отношение к тому, что вы услышали.
Учитель ИЗО:
— Давайте подумаем, какие картины можно нарисовать по данному произведению.
- Разделитесь, пожалуйста, на две группы. Первая группа отображает сюжеты до гибели ели, вторая – после.
- Подумайте, какие цвета мы будем использовать в первом случае, а какие во втором.
(Самостоятельная работа – 5 мин. Все рисунки вывешиваются на доску)
- Обратите внимание, насколько разное настроение выражают ваши рисунки. С помощью чего вам удалось этого достичь?
Учитель русского языка:
Послушайте, пожалуйста, еще одно произведение, которое называется
“Солнце с белыми лучами”. Автор этого произведения Ю.Яковлев. После прослушивания вам надо будет ответить на вопрос “Похожи ли два произведения?”
“Солнце с белыми лучами”
(приводится в сокращении)
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:
- Мама, мы нашли странный цветок!
- Мы не знаем его названия.
Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет.
Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.
— Это ромашка. Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.
- Зачем? – четыре пары непонимающих глаз смотрели на бабушку.
- Срывали просто так.
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:
Что рассказать детям о весне? Описание весны в художественном ...
... луч солнца. 4. Сочинение-миниатюра - весна (мини, 3 класс) Вот и прошла зима. Наступила весна. ... солнце. Но больше всего весне рады дети. ... солнце светит ярко, дни становятся длиннее. В небе проносятся легкие перистые облачка. Сочинение Подснежник 4 класс Подснежник - красивый цветок весны. ... о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна. ...
- Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
- Что объединяет эти рассказы?
- Какой вывод можно сделать, какой совет вы бы дали всем людям?
- Почему необходимо беречь все живое на земле?
3. Итог урока
Д/задание:
1. Подобрать литературные тексты, несущие подобную идею.
2. Нарисовать плакат “Берегите природу”.