Интегрированный урок русского языка и ИЗО: подготовка к сочинению-рассуждению «Берегите природу»

Сочинение

Разделы: ,

Цель : развитие выразительности речи

Задачи:

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения;
  • Вспомнить последовательность работы над сочинением;
  • Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

Проблемный вопрос

Почему необходимо беречь природу?

Варианты ответов:

  1. Чтобы оставить память потомкам
  2. Человек – часть природы
  3. Растения украшают планету

Ход урока

1. Орг. момент

Урок начинается с чтения стихотворения С.Кирсанова “Этот мир” под приятную музыку для создания атмосферы радости, удовольствия.

Учитель русского языка

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!

Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар,

Вертит влажную глину, с любовью лепя,

Округляя, лаская, рождая тебя.

И когда ты отделан и весь обожжен,

Солнце чудо свое омывает дождем

И отходит за воздух и за облака

Посмотреть на творение издалека.

Ни отнять, ни прибавить — такая краса

Учитель ИЗО:

  • Как прекрасен этот мир – посмотри!

(демонстрируются слайды с изображением природы)

2. Основная часть, Учитель русского языка:

  • Запишите свои впечатления от увиденного в тетрадь (самостоятельная работа).

  • Поделитесь своими впечатлениями (высказывания детей).

  • А сейчас я предлагаю вам прослушать рассказ Т.Тэсс “Голубая ель”

(при прочтении демонстрируется слайд с изображением ели)

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.

4 стр., 1960 слов

Язык есть изображение всего что существовало существует и будет

... неузнаваемости, и без этой способности было бы скучно жить. Сочинение рассуждение на тему язык есть изображение всего что существовало 5 вариантов 7 В языке суждению как форме мышления соответствует предложение причем, заметьте, повествовательное ...

Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную, пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

  • Выскажите, пожалуйста, свое отношение к тому, что вы услышали.

Учитель ИЗО:

Давайте подумаем, какие картины можно нарисовать по данному произведению.

  • Разделитесь, пожалуйста, на две группы. Первая группа отображает сюжеты до гибели ели, вторая – после.
  • Подумайте, какие цвета мы будем использовать в первом случае, а какие во втором.

(Самостоятельная работа – 5 мин. Все рисунки вывешиваются на доску)

  • Обратите внимание, насколько разное настроение выражают ваши рисунки. С помощью чего вам удалось этого достичь?

Учитель русского языка:

Послушайте, пожалуйста, еще одно произведение, которое называется

“Солнце с белыми лучами”. Автор этого произведения Ю.Яковлев. После прослушивания вам надо будет ответить на вопрос “Похожи ли два произведения?”

“Солнце с белыми лучами”

(приводится в сокращении)

Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем открытии:

  • Мама, мы нашли странный цветок!
  • Мы не знаем его названия.

Белое колесико с желтой сердцевинкой. Он похож на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?

И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет.

Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом она сняла очки, и дети заметили на глазах у бабушки слезы.

— Это ромашка. Она из моего детства. Когда-то давно ромашек было много. Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше и меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.

  • Зачем? – четыре пары непонимающих глаз смотрели на бабушку.
  • Срывали просто так.

Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:

22 стр., 10734 слов

Что рассказать детям о весне? Описание весны в художественном ...

... луч солнца. 4. Сочинение-миниатюра - весна (мини, 3 класс) Вот и прошла зима. Наступила весна. ... солнце. Но больше всего весне рады дети. ... солнце светит ярко, дни становятся длиннее. В небе проносятся легкие перистые облачка. Сочинение Подснежник 4 класс Подснежник - красивый цветок весны. ... о медведях! И не о зеленых листьях на ветках деревьев. Я говорю о той силе и энергии что приносит с собой весна. ...

  • Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
  • Что объединяет эти рассказы?
  • Какой вывод можно сделать, какой совет вы бы дали всем людям?
  • Почему необходимо беречь все живое на земле?

3. Итог урока

Д/задание:

1. Подобрать литературные тексты, несущие подобную идею.

2. Нарисовать плакат “Берегите природу”.