Разделы:
Цели урока:
Научить:
- различать тип текста-рассуждения среди других;
- составлять текст-рассуждение;
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование:
Ход урока
Актуализация знаний учащихся.
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы вновь обратимся к типам речи.
- Какие вы знаете типы речи? ( Слайд 1)
Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст.
Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице — китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.
(Ответ: описание. . Слайд 2)
- Одно фото
- Отвечает на вопрос КАКОЙ?
- Описание
В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.
(Ответ: рассуждение. Слайд 3)
- Нельзя сфотографировать
- Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
- РАССУЖДЕНИЕ
— Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? — длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.
II. Изучение нового материала.
- ( Слайд 4).
Второй текст про акулу — текст-рассуждение. Как
( Слайд 5, 6)
Как построить текст-рассуждение?
- Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.)
Слайд 7, 8)
Конспект русского языка в 3 классе » . Текст — рассуждение»
... уважает собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: Текст-рассуждение Отработка каллиграфических навыков ... Рассуждение) 3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь ... рассказала мой секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее очень сильно ...
III. Устная работа. Закрепление теории.
Учитель читает третий текст, по частям, соответствующим строению рассуждения.
1) И взрослые, и дети любят читать сказки.
2) Некоторые из них называют волшебными.
3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.
4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.
- При повторном чтении назовите части, соответствующие строению рассуждения.
- А теперь вы сами сочините текст-рассуждение.
Но сначала немного отдохнём. Посмотрите, какое стихотворение я вам приготовила сегодня.
( Слайд 9)
Перепутаница
- Очень-очень странный вид: речка за окном горит,
- Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья
- Мальчик чуть не слопал мышку,
- Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
- Воробей схватил зерно
- Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»
- Не правда ли, звучит очень странно? Давайте исправим положение и расставим всё по своим местам. (Запятые исчезают по щелчку, затем, следуя указаниям ученика, становятся на своё место, также по щелчку)
- Ребята, кто догадался, почему запятые разного цвета? (Красные — между простыми предложениями в составе сложного, синяя запятая — между однородными членами).
- Слайд 10)
(Каждая строчка предварительно окрашена в соответствующие цвета)
Вступление. Тезис. Аргументы. Вывод.
Слайд 11),
Слайд 13)
IV. Итоги урока
Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.
- Из каких частей состоит текст-рассуждение?
- Какие слова можно использовать в таком тексте?
Домашнее задание.