Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

Сочинение

Разделы:

Цели урока:

Научить:

  • различать тип текста-рассуждения среди других;
  • составлять текст-рассуждение;
  • развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование:

Ход урока

Актуализация знаний учащихся.

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы вновь обратимся к типам речи.

  • Какие вы знаете типы речи? ( Слайд 1)

Перед вами тексты, которые относятся к разным типам речи. Прочитайте и определите, используя метод фотографирования, к какому типу относится первый текст.

Гигантская акула известна также под названием слоновая акула. Эта рыба уступает по размерам только своей дальней родственнице — китовой акуле. Гигантские акулы достигают в длину 14, а иногда и 20 метров. Вес их измеряется тоннами. Гигантская акула плавает, широко разинув пасть, и отличается крайней медлительностью.

(Ответ: описание. . Слайд 2)

  • Одно фото
  • Отвечает на вопрос КАКОЙ?
  • Описание

В море много рыб и животных. Акул называют морскими разбойниками. Они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

(Ответ: рассуждение. Слайд 3)

  • Нельзя сфотографировать
  • Отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
  • РАССУЖДЕНИЕ

— Два текста различаются тем, что первый описывает физический портрет акулы, отвечая на вопрос, КАКАЯ она, акула? — длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать и доказывать своё утверждение.

II. Изучение нового материала.

  • ( Слайд 4).

Второй текст про акулу — текст-рассуждение. Как

( Слайд 5, 6)

Как построить текст-рассуждение?

  • Обратите внимание, что все части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с тезиса.)

Слайд 7, 8)

4 стр., 1726 слов

Конспект русского языка в 3 классе » . Текст — рассуждение»

... уважает собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: Текст-рассуждение Отработка каллиграфических навыков ... Рассуждение) 3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь ... рассказала мой секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее очень сильно ...

III. Устная работа. Закрепление теории.

Учитель читает третий текст, по частям, соответствующим строению рассуждения.

1) И взрослые, и дети любят читать сказки.

2) Некоторые из них называют волшебными.

3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.

4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

Но сначала немного отдохнём. Посмотрите, какое стихотворение я вам приготовила сегодня.

( Слайд 9)

Перепутаница

  • Очень-очень странный вид: речка за окном горит,
  • Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья
  • Мальчик чуть не слопал мышку,
  • Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,
  • Воробей схватил зерно
  • Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!»
  • Не правда ли, звучит очень странно? Давайте исправим положение и расставим всё по своим местам. (Запятые исчезают по щелчку, затем, следуя указаниям ученика, становятся на своё место, также по щелчку)
  • Ребята, кто догадался, почему запятые разного цвета? (Красные — между простыми предложениями в составе сложного, синяя запятая — между однородными членами).

  • Слайд 10)

(Каждая строчка предварительно окрашена в соответствующие цвета)

Вступление.
Тезис.
Аргументы.
Вывод.

Слайд 11),

Слайд 13)

IV. Итоги урока

Сегодня мы узнали, как составить текст-рассуждение.

  • Из каких частей состоит текст-рассуждение?
  • Какие слова можно использовать в таком тексте?

Домашнее задание.