в урок элементов дифференциации, занимательности, новизны; использование различных форм работы, игровых моментов, творческих заданий.
В ходе использования методической разработки учитель:
Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
-
Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
-
Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предмету;
-
Использует коллективные, групповые способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
-
Создает ситуацию успеха;
-
Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
-
Основная часть
-
Работа над сочинениями вызывает достаточно затруднений как у учителя, так и у обучающихся, тем более сочинения – описания по произведениям живописи.
Поэтому мною был выработан план подготовки и проведения урока русского языка, развитие речи, на которых проводится сочинение по произведениям живописи.
-
Словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме «Живопись». Непосредственные наблюдения за окружающим миром;
-
Рассказ о художнике и история создания картины (готовят информацию учитель + ученик, родитель + ребенок, коллективная и групповая работа);
13 стр., 6096 словРабота над художественным произведением и формирование музыкального ...
... работе невозможно. В качестве отправной точки выберем работу над музыкальным произведением, в ... возможность полноценного прочтения содержания художественного произвдения находится в зависимости ... руками при пассивно - отражательной деятельности образно - эмоциональной и слуховой ... примеру, работу над текстом. Показательно, что в данном случае речь идёт ... Не отрицая на определенных этапах обучения и в ...
-
Беседа по картине;
-
Словарно-стилистическая работа по теме урока;
-
Составление плана сочинения (в парах, в группах, коллективно)
-
Составление устного высказывания по картине;
-
Написание первого варианта сочинения (редактирование);
-
Написание окончательного варианта сочинения;
-
Анализ творческих работ школьников.
Для достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и приёмы обучения:
методы обучения
формы обучения:
- приёмы обучения:
Педагогические технологии
— принцип научности и доступности изучаемого материала.
Планируемые образовательные результаты:, Предметные:, Метапредметные:, Личностные:, Использованная литература:
Сочинения по картинам
В помощь классному руководителю «Русский язык. Сочинения и изложения» 1-4 классы, автор Н.Н. Бобкова, Н.Н. Гончарова
Этап урока
Деятельность учителя, Учебное содержание, Деятельность обучающихся
УУД
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(1 мин.)
— Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.
Личностные:
Актуализация знаний.
(4-5 мин.)
Народное сочинение уроки литературы
... проекта будет выпуск книги народных историй «Я вырос на уроках литературы… Контакт поколений» ко Дню Учителя 2017 года, куда войдут лучшие сочинения. В столице «Народное сочинение. Уроки литературы» поддержал Департамент культуры города ...
— Ребята, отгадайте загадку:
Корень извлечь из «начинки» несложно
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении » ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
Какие бывают сочинения?
На какие темы мы писали сочинения?
На доске появляется запись — сочинение
Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя
При необходимости пользуются записями в тетради по развитию речи
Личностные:, Регулятивные:, Познавательные:
Постановка цели и задач урока.
(5 мин.)
-Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте обсудим правила работы в группе. (слайды 2,3)
— Перед вами сочинение, которое написал Незнайка. (слайд 4)
— Прочитайте и обсудите в группах, какие ошибки допустил Незнайка.
— О ком рассказал нам Незнайка?
— Что вы можете рассказать о Снегурочке?
— Назовите сказки про Снегурочку, которые вы читали? (слайд 5,6)
— Какой фильм мы с вами посмотрели о Снегурочке? (слайд 7,8)
— Какие открытия вы для себя сделали?
— Какова тема нашего сочинения?
Памятка для работы в группе.
Записывается тема урока.
Обсуждают правила работы в группе.
Делятся на две группы по 5 человек.
Выявляют ошибки, допущенные Незнайкой в сочинении.
Отвечают на вопросы, сравнивают образы Снегурочек, представленных в сказках, высказывают своё мнение.
Делают выводы.
Личностные:, Коммуникативные:
Организация класса на работу
— Чем отличается сочинение по картине от других видов сочинения?
Сочинение отцы и дети паустовский
... не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид. Отцы и дети (итоговое сочинение, аргументы) , Вариант 1 Роман “Отцы и дети”, И.С. Тургенев Роман “Отцы и дети”, написанный И.С. Тургеневым во второй половине ... известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя. К. Г. Паустовский. «» Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в ...
— Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине?
— Текст нашего сочинения – описание.
— Что такое текст-описание?
-Давайте вспомним его схему.
Испытывают затруднение
Схема текста-описания
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают схему текста-описания, перечисляют, что необходимо для написания сочинения
Коммуникативные:
Краткая информация о художнике В.М. Васнецове
У нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.( слайд 9, 10) В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его за 85 верст в Вятку учиться в духовное училище. Учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. На мальчика картины произвели незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Уйдя с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына.(слайд 11)
С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник.
(слайд 12, 13) В 1881 году московский меценат Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского «Снегурочка», предложив Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Виктор Михайлович был озадачен. Во-первых, он никогда не писал декораций, во-вторых, известная ему сказка «Снегурочка» ничего общего не имела с сочинением Островского. У Островского Снегурочка –– это девушка, которую отец Мороз, не доверяя легкомысленной матери Весне, воспитывает сам в дремучем лесу, куда ни пешему, ни конному нет дороги. И все-таки слышит Снегурочка нежные песни пастушка Леля, слышит смех парней и девушек из Берендеева посада, когда они устраивают игры на берегу реки… и любопытно ей. Весна упрекает Мороза: «С людьми Снегурочке жить надо. Играть в горелки с подружками, гулять с ребятами до полуночи. А там –– полюбится один. На свете всё живое должно любить!» Но именно этого Мороз боится. Полюбит дочь и сгорит в любовном огне. Нет, пусть уж живет в лесу, играет с белками и зайчатами, прядет снег, бобровою опушкой тулупчик свой и шапки обшивает. Однако Весна настаивает, и Мороз отпускает Снегурочку. Познает Снегурочка и человеческую тоску, и ревность, и пламя любви.
Обучающее по опорным словам по картине В. М. Васнецова «Снегурочка», ...
... Виктор Михайлович Васнецов. Слайд 2 IV. Сообщение темы и цели урока . Слайд 3 Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине. Весь урок ...
Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым.
Постановка «Снегурочки» имела исключительный успех среди московских любителей искусства. А милый образ Снегурочки Васнецов запечатлел особо на картине, которую закончил в 1899 г.
презентация
Слушают учителя, задают вопросы
Личностные:, Познавательные:
Знакомство с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
— Рассмотрите картину. (слайд 14)
-Какие чувства вызвала у вас картина?
— Кто на ней изображен?
Что вспомнилось, когда вы рассматривали картину?
— Какие чувства испытывает Снегурочка?
— Посмотрите на карточки, выберите слова, названия чувств, которые помогут вам передать настроение Снегурочки.(слайд 15)
-Опишите ее лицо.
— Как одета?
-Как художник передал образ деревушки в ночных сумерках.
-Почему снег на картине голубого цвета?
Открывается репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка» Звучит мелодия П. Чайковский «Снегурочка»
Личностные:
картин.
Коммуникативные:, Познавательная:, Регулятивные:, Предметные:
Физминутка
(1-2 мин.)
Музыкальная физкультминутка (слайд 16)
Зарядка для снятия напряжения глаз
Л ичностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня
Словарная работа
Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. (Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)
-Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная)
Чем мне нравится картина васнецова снегурочка. по картине «Снегурочка» В.М
... Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» Цель: познакомит с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; ... знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами. Слайд 3,4,5. Среди них картины, посвящённые сказкам, былинам: «Три богатыря», «Иван Царевич на сером ...
Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега)
Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)) (слайд 17)
(Снегурочка – юная, красивая, волшебная, очаровательная)
Зимняя ночь (Яркая, лунная, волшебная)
Снег ( голубоватый, легкий, пушистые хлопья снега)
Снежинки (жемчужные, легкие, парящие в воздухе)
Отвечают на вопросы учителя, намечают план сочинения.
Работают в группах
Коммуникативные:, Предметные:
Обсуждение структуры
Составление плана сочинения, сбор материала к каждой части
Вспомните схему построения текста.
— О чём расскажем во вступлении?
— В основной части? В заключении?
(слайд 18)
— Сейчас в группах вы наметите, какие ключевые слова помогут вам написать сочинение.
1. Вступление. (
2. Текст (основная часть – максимальное количество предложений)
Заключение (
Коллективное составление плана сочинения
Коммуникативные:, Регулятивные:, Коммуникативные:
и ситуацию общения.
Редактирование плана, внесение ключевых слов
(Слайд 19)
— Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали.
Внесение в план ключевых слов
Называют, какие слова подобрали к каждой части плана сочинения
Личностные:
Письмо сочинения в группах
— Сейчас мы приступим к написанию сочинения по картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем.
— Желаю вам успехов в вашей творческой работе!
На слайде план сочинения с ключевыми словами, подобранными обучающимися
Работают в группе, пользуются репродукцией картины В.М. Васнецова в учебнике
Регулятивные:, Коммуникативные:, Познавательные:
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Урок развития речи.Подготовка к изложению с элементами сочинения ...
... по теме исходного текста небольшое сочинение-рассуждение. - система оценки работы учащихся на уроке Учитель . Ребята, за активную работу на уроке вы получаете оценки. Затем я проверяю ваши изложения с элементами сочинения, ставя ... у него была прекрасна. . Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько играл на скрипке. Люди, увидев картины художника, освободятся от зла и жестокости Он ...
(2 мин.)
– Какое открытие сделали
на уроке?
— Понравился ли данный вид работы?
– О чем хотели бы узнать
подробнее?
— Скажите, испытывали ли вы трудности в написании сочинения?
Выберите свой вариант ответа:
-
1. Я смогу самостоятельно написать сочинение – описание по картине.
-
2. Я напишу сочинение – описание по картине, но мне необходимо еще раз просмотреть весь материал по учебнику.
-
3. Я не смогу самостоятельно написать сочинение — описание по картине.
-
4. Я не знаю, как писать сочинение — описание по картине.
— Послушаем ваши сочинения.
— Какие отрывки из сочинения одноклассников вам понравились?
— Какие ошибки допустили?
— Выберите свой вариант ответа:
Обсуждение допущенных ошибок, их коррекция
Зачитывают сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их мнению.
Регулятивные:, Личностные:
Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин)
Дома вы напишите своё сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» по плану, которой вы составили на уроке.
План сочинения, составленный обучающимися под руководством учителя
Записывают домашнее задание, берут копии планов
Регулятивные:
задание в соответствии
с уровнем своего развития