Урок развития речи.Подготовка к изложению с элементами сочинения план-конспект по русскому языку (9 класс)

Сочинение

Тема урока : Подготовка к изложению с элементами сочинения

Цель урока : способствовать формированию навыка написания изложения с элементами сочинения через применение технологии критического мышления.

Задачи урока :

обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления;

развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков;

воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный этап:

-приветствие;

-проверка готовности материальной обеспеченности урока.

вызов

II. Мотивационно — ориентационный этап.

  1. Постановка темы и определение цели, задач урока.

Учитель . Сегодня мы проводим урок развития речи. Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью?

Ответы учеников. Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок, отражение позиции автора исходного текста и грамотное изложение собственной точки зрения по теме урока.

Учитель . Что развивать будем, кроме речи, на уроке?

Ответы учеников. Будем учиться размышлять, анализировать, творить, развивать память…

39 стр., 19306 слов

Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...

... дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». ... наглядность. Ушинский показал тесную связь наглядности обучения с развитием речи и мышления ... ответ ... этапе, в силу возрастных психологических особенностей учащихся и уровня владения ими учебным материалом, предпочтительна статическая (не динамическая) зрительная наглядность. ...

Учитель . Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.

  1. Регулирующий этап:

— структура урока

Учитель . Мы сегодня работаем над изложением, применяя стратегию «Чтение с остановками», затем вы напишите по теме исходного текста небольшое сочинение-рассуждение.

— система оценки работы учащихся на уроке

Учитель . Ребята, за активную работу на уроке вы получаете оценки. Затем я проверяю ваши изложения с элементами сочинения, ставя отметки за содержание и грамотность.

  1. Раскрытие идеи изложения

Учитель . «Счастье жизни есть (.?!) ». Почему я поставила разные знаки препинания в конце темы нашего сегодняшнего изложения с элементами сочинения?

Ученики отвечают, что знак препинания меняет идею работы и её структуру. Раскрывают нюансы темы.

Учитель . Выберите тот знак препинания, который будет соответствовать идее Вашей работы.

осмысление

III. Операционно-регулирующий этап.

  1. Стратегия «Чтение с остановками»

Учитель читает текст притчи, делает остановки, во время которых ученики прогнозируют дальнейшие события.

Вспомним о жанре притчи.

Притча — рассказ в иносказательной форме,содержащий нравоучение,поучение в примере( например.евангельские притчи,соломоновы притчи).Малый жанр дидактической литературы,по основным признакам тождественный с басней.

Есть на Земле райские уголки. В одном из таких уголков Земли жил Сокол. Бог наделил его силой волшебника. Но он не пользовался ей, потому что жизнь у него была прекрасна, и другой он не хотел. Но вот однажды…

1 остановка.

Однажды покой птицы был неожиданно нарушен одиноким путешественником, которого Сокол повстречал, летая внизу в долине. Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько напевал что-то. Соколу очень захотелось поговорить с ним. И человек поведал Соколу о том, что…

2 остановка.

И человек поведал Соколу о том, что путешествует по свету в поисках таких прекрасных мест, как это.

— Здесь всё пропитано удивительной энергией добра и красоты, — сказал путешественник. — Когда я приеду домой, то напишу музыку, в которой передам всю силу этой неиссякаемой энергии.

2 стр., 836 слов

Проблема роли учителя в жизни человека (по Ф.А. Абрамову)

... Учитель - это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты. (По Ф.А. Абрамову*) *Абрамов Фёдор Александрович (1920-1983) - советский писатель, критик, публицист Сочинение Каждый человек ... учителе. (6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем ... я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, - мысль, впрочем, ...

3 остановка.

Люди, послушав мою музыку, освободятся от зла и жестокости. Добрый свет чистой и прекрасной любви наполнит их души и принесёт им счастье.

Сокол удивлённо слушал рассказ путешественника, не понимая, зачем делать кому-то добро, если тебе это не нужно. Ведь в жизни он ещё никогда ни о ком не заботился, кроме себя. Он уже из любопытства решил слетать к морю, чтобы посмотреть, правду ли ему говорил композитор о том, что людям там живётся не очень счастливо.

Подлетев поближе к берегу, зоркий Сокол заметил далеко в море тонущее судно и моряков, в смятении и страхе изо всех сил пытающихся спасти свой корабль и себя.

4 остановка.

Жаль стало Соколу этих людей. Он обладал силой волшебника, поэтому успокоил Море и заставил Ветер пригнать судно к берегу.

Моряки выходили на сушу, не веря в свое спасение.

  • Это чудо! Просто чудо! – повторяли они. – Какое счастье, что мы спаслись!

С того времени Сокол всё чаще и чаще стал покидать свой уголок спокойствия и благодати и отправляться на помощь несчастным.

Однажды он увидел девушку необыкновенной красоты с добрыми и печальными глазами.

5 остановка.

Красавица шла вдоль берега. А навстречу девушке — молодой парень. И Сокол решил помочь им обоим. Он послал к ним с неба волшебную силу любви. Как только парень и девушка посмотрели друг на друга, их сердца и души соединились с помощью этого прекрасного чувства. Молодая пара подружилась и с того времени никогда не расставалась, прожив долгую и счастливую жизнь.

6 остановка.

С той поры Сокол уже долго не засиживается в своем райском уголке. Он понял, что его счастье в том, чтобы дарить хоть крупицу радости людям, помогать и спасать тех, кто попал в беду или очень несчастлив…

  1. Приемы работы с текстом.

Проверка уровня запоминания . Прием «Верно — неверно»

Учитель читает фразы, которые встречались в тексте и ложные. Ученики отмечают под цифрами: верно – неверно.

Фразы:

  1. Бог наделил его силой волшебника. Но он не пользовался ей, потому что жизнь у него была прекрасна.
  2. . Человек сидел на извилистом берегу горной реки и тихонько играл на скрипке.
  3. Люди, увидев картины художника, освободятся от зла и жестокости
  4. Он уже из любопытства решил слетать к морю, чтобы посмотреть, правду ли ему говорил композитор о том, что людям там живётся не очень счастливо.
  5. Он взмахнул крыльями, успокоил Море и заставил Ветер пригнать судно к берегу.
  6. Однажды он увидел девушку c волосами необыкновенной красоты.
  7. Как только парень и девушка посмотрели друг на друга, их сердца и души соединились с помощью волшебной силы любви.
  8. Сокол понял, что его счастье в том, чтобы дарить хоть крупицу радости людям, помогать и спасать тех, кто попал в беду или очень несчастлив…

Взаимопроверка по шаблону (на слайде) с правильными ответами. Обсуждение ошибок.

1 стр., 484 слов

Что такое счастье? Текст «Люди должны быть …»

... Розов уверен: нельзя ждать, что «кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь»! Финальные предложения текста -это призыв к каждому из нас начинать борьбу за счастье ... , читая рассказ М.Шолохова «Судьба человека». В центре внимания автора Андрей Соколов, у которого война отняла всё, чем ... дома, недоверие местных властей и невозможность работать по специальности - можно ли было не закрыться ...

Структура изложения . Прием «Ключевые слова».

В условиях фронтальной работы с опорой на предыдущую проверочную работу выстраиваются в колонну опорные слова текста изложения.

Формулировка вывода . Прием «СМС».

Напишите, в чем мораль притчи, в виде смс – сообщения.

Фронтальная проверка задания, корректировка ответов учащихся.

  1. Написание изложения.

рефлексия

IV. Итоги урока.

приём «Интервью»

Учитель:Я прошу взять интервью у своих одноклассников. Вопросы формулируются по теме изложения «Счастье в жизни есть», но ответы ребят базируются на литературном и жизненном опыте.

Оценивание работы журналистов.

Домашнее задание: написать сочинительную часть изложения, отразив в ней свои ответы (и одноклассников) на интервью.

Учитель. Какие ваши впечатления от урока? С какими задачами справились? Что особенно запомнилось? Кто был наиболее активен?

Отметки за активную работу на уроке учащимся на уроке.