-
Организационный момент.
-
Формулирование темы, задачи и цели урока.
-
Подготовка учащихся к активному восприятию картины.
-
Работа над картиной
а) Беседа о художнике А.А.Пластове
б) Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва»
в) Словарная работа
г) « Погружение в картину»
д) Лексическая работа.
-
Написание плана сочинения.
-
Написание учащимися сочинения. Зачитывание отрывков( по мере написания сочинения).
-
Подведение итогов ( рефлексия).
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Формулирование темы, задачи и цели урока. Слайд №2, №3
III. Подготовка учащихся к активному восприятию картины.
Учитель. Вы ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова
« Жатва». Слайд №1
Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.
Вспомните, какую картину мы с вами описывали? ( картину Яблонской « Утро»
- Легко ли было описывать картину Яблонской « Утро». Действительно, трудностей было немного, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.
Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е ,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.
Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении
(описание).
Слайд №4
IV. Работа на картиной
а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника)
Познакомиться с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова поможет наш учебник. Откройте стр.89, в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике. Читает Марина Л.
Учебно-методический комплект «Работа с картиной. письменное ...
... число. Сегодня 8 декабря, классная работа. Пишем заголовок «Сочинение». Поднимите руку, кому непонятно задание. Откройте картину в вашем Музейном Доме. На слайде – план, с выделенными словами для ответа. К ... Париже. Клод проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. По натуре он был недисциплинирован, и школа всегда казалась ему тюрьмой. Он ...
Слайд № 5
Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза — это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные». Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. ( « Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне»,
Слайд № 6, №7
Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна отражают жизнь простого человека. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую.
б) Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва» Слайд №8
Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Что это за год?
На этом полотне нет явных примет войны, но ощутить ее мы можем через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.
в) « Погружение в картину»
Учитель. Познакомившись с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте перенесемся в мир его картины « Жатва».
Репродукция этой картины.
-
Что прежде всего привлекло ваше внимание?
-
Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане?
-
( на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)
-
Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны ) Слайд №9
-
Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки . Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.
-
Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка Слайд №10
4 стр., 1513 словКонспект русского языка в 4 классе » по картине В.А. Тропинина ...
... художник связывал — в большей степени, наверное, подсознательно — ощущение домашнего уюта и тепла. И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница». ( СЛАЙД 9) Беседа по картине - Рассмотрите внимательно картину. ... повседневным трудом. Составление плана текста - Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план) - Он нам поможет ...
-
Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. ( около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:
Война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.
-
Что вы скажете о втором пареньке? ( Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто — в рубашки, желтую и белую, и темные штаны. ).
-
Что вы можете сказать о собаке? Слайд №11
( собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек)
Слайд №12
11. Что изображено на заднем плане. ( Простирается бескрайнее поле, такие же огромные стога. Над всем этим высится серое предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).
12. Вспомните из уроков изобразительного искусства о холодных и теплых цветах. Какие ( теплые или холодные) использовал художник на картине? ( Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,
Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи. (такого цвета немного).
13. Какое настроение появляется у нас при рассматривании картины? Что вы ощутили?
Она радует своими яркими красками, красотой изображенной природы. Особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.
г) Словарная работа Слайд №13
Чтобы грамотно написать сочинение, необходимо правильно использовать слова в своей речи. Для этого мы выясним с вами значение некоторых слов.
Записываем в тетради: словарь.
- Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?
Жатва – время уборки хлебов ( существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки колосья)
- в какое время года проходит жатва? ( в конце лета, начале осени)
- Стог — куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.
- Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.
- Стерня ( стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле ( они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).
Чтобы избежать повторов в сочинении, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.
А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.
Картина – полотно, холст, произведение, репродукция
Жатва – уборка урожая.
При описании картины мы используем прилагательные – определения. Как называются красочные красивые определения ( Эпитеты)
Тропинин «золотошвейка» описание картины, анализ,
... Картины, Картины Тропинина, Тропинин, Фото. Добавьте в закладки постоянную ссылку. Источник: http://andrey-eltsov.ru/kartiny-tropinina/ Сочинение-миниатюра по обществознанию на тему: "Сравнительный анализ и характеристика работ русских художников В. А. Тропинина ... самые известные картины Тропинина: «Кружевница», «Золотошвейка», «Пряха». Кроме нежности и теплоты в этих картинах Тропинин воспевает ...
Старик – пожилой мужчина, усталый от работы
Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове – взлохмаченные ветром, запутанные , волосы не причесаны
Руки старика — натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик .
Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.
Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки
Мальчики:
А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый .
Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета
Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть
На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый , солнечный, соломенный ( вспомнить правописание сложных прилагательных)
Есть оттенки коричневого: светло-коричневый , палевый
V. Составление плана
Любое сочинение – это текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, нужно составить план.
Давайте вспомним композицию сочинения. Работа с учебником. Обратить внимание на « Советы помощника».
- Как еще называют начало сочинения? ( Вступление)
- О чем можно писать во вступлении? ( О теме картины, об общем впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем).
- За вступлением следует основная часть ( Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).
Слайд №14
План
I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов
II Картина « Жатва»
1. Передний план. Люди, изображенные на картине(старик, дети)
2. Задний фон картины (скирды, орудия труда)
III. Мое впечатление от картины.
Напоминаю:
VI. Написание учащимися сочинения. Зачитывание отрывков( по мере написания сочинения).
Перед нами картина А.А.Пластова «Жатва». С большой любовью и мастерством художник раскрывает красоту и силу родной земли. Чувствуется глубокое восхищение человеком-тружеником.
Картина написана в теплых тонах: желтое безграничное поле, золотые стога, красное платьице девочки. Казалось бы, ничего не предвещает беды. И только предгрозовое небо напоминает нам о том, что все происходит в тяжелом 1945 году.
На переднем плане мы видим старика и ребятишек. Закончив нелегкий труд, они обедают. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью белая, а густые волосы не причесаны. Художник тщательно выписал его тяжелые, потемневшие от работы, руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно набирает еду из красноватого глиняного горшка. На плечах старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах –разбитые ботинки.
Рядом с ним ребятишки. Девочка одета в темную кофту и красное платьице, голова покрыта белым платком. В руке тоже ложка Возле нее мальчишки. Один рыженький, нестриженный, тоже увлечен едой. Другой жадно пьет воду, видно, очень устал. Одеты очень просто: желтую и белую рубашки, темные штаны. На них с любопытством смотрит песик, с нетерпением ожидает, когда же и ему перепадет кусочек.
По картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»
... вкусными угощениями. Как подготовиться к уроку Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением ... в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу. ... объединены одним праздником. Границы и условности стерты. Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может ...
На заднем плане картины видны скирды. На одну из них навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка.
Эта картина оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей. Художник сумел передать свою любовью к людям-труженикам и к Родине.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».
Какие эмоции вызывает данная репродукция?
VIII. Домашнее задание.