Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению «Как я испугался»

Сочинение

Тема: Подготовка к написанию сочинения «Как я испугался»

Цели урока:

  • Образовательные : научить писать сочинение смешанного типа (повествование с описанием); закрепить навык построения рассказа;

  • Развивающие : формировать умение составлять текст по указанному плану; включать в повествовательный текст элементы описания природы и животного; развивать монологическую речь учащихся

  • Воспитательные : воспитывать доброе отношение к природе

Тип урока : развитие речи

Ход урока

  1. Организационный момент:

1.Организация внимания учащихся;

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок развития речи. На этом уроке мы будем закреплять знания по лексике, вспомним средства художественной выразительности речи, подумаем, как нужно относиться к слову.

— Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «речь»? (язык, слово, общение)

— Попробуйте подобрать эпитет к слову речь (богатая, красивая, грамотная, выразительная)

— А что значит для вас словосочетание «развитие речи», для чего мы должны развивать свою речь? (ответы учащихся)

— Всё вы говорите верно. Мы должны развивать свою речь, чтобы красиво, правильно говорить, передавать свои эмоции, чувства, делиться впечатлениями. «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной», — писал С.Я.Маршак. И с этим трудно не согласиться. Сегодня на уроке мы будем находить слова, нужные, правильные слова, а итогом нашей работы станет написание сочинения.

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... данной работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы в ...

2. Нацеливание

— Ребята, на предыдущих уроках развития речи мы с вами работали над описанием картин и явлений природы, описанием животных. Сегодня мы продолжим эту работу. Итак, откройте ваши тетради для творческих работ, запишите число и тему урока: Подготовка к написанию сочинения.

  1. Актуализация опорных знаний

  1. Работа с текстом

— Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, давайте с вами вспомним, какие типы текста существуют. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте тексты и определите, к какому типу речи относится каждый из них.

Раздаточный материал:

Текст №1

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. ( Описание, так как описываются признаки предмета, используются эпитеты, сравнения, метафоры)

Текст №2:

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” ( Повествование — это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности )

Текст №3:

Самое лучшее время года — весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить! ( Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение – тезис, затем его доказательство и вывод; рассуждение — это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль )

Текст №4:

Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, луна взошла, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.

Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.

(Повествование с элементами описания)

— Молодцы, ребята, вы справились с заданием. И сегодня мы с вами будем учиться составлять повествовательный текст, включая в него элементы описания, по готовому плану:

2 стр., 638 слов

Три сочинения по тексту демоверсии 2020 года

... Родине. Таким образом, любовь к Отечеству произрастает из любви к родной природе и искусству. (165 слов) Сочинение 3 Что означает для человека словосочетание «любовь к родине»? Вот проблема, которую ставит в тексте В.А. Солоухин. Рассуждая ...

Сочинение «Как я испугался»

1) Вступление — В лес за грибами

2) Основная часть — «Змея!»

3) Заключение, вывод — Страхи оказались напрасными

  1. Физкультминутка

  1. Работа над темой урока

  1. Беседа.

(со вступления)

О чем мы можем написать во вступлении? ( описание природы, неба, солнца) .

— В какое время года обычно собирают грибы?

эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)

  1. Работа над предложениями

— Ребята, предлагаю вам поработать над вступлением к сочинению. Опишите природу, на фоне которой разворачивается событие. Перед вами текст с пропущенными словами. Вы должны украсить его эпитетами, разнообразить картину природы. Чтобы вам приятнее работалось, я включу вам композицию «Сентябрь» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»

Эта история произошла… Однажды в ….. день мы с … отправились в лес. Необыкновенно выглядит лес осенней порой! Кругом так тихо, что слышно … Небо такое… с …. облаками. Всюду чувствуется … Мне везет, я нахожу грибное местечко. Тут и там … шляпки знакомых грибов. Моя корзина быстро наполняется. Я подхожу к старому кривому пню в надежде найти опята и вдруг…

  1. Проверка выполнения задания

— Ребята, что же у вас получилось? Зачитайте, пожалуйста.

— Молодцы, справились. А как вы думаете, отражает ли музыка, которую вы слушали, красоту осени? Подходит ли она к нашему описанию? Какое чувство вы испытывали, когда она играла?

— Я тоже, ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, писала сочинение. Посмотрите, какой текст получился у меня. Если вам что-то понравится, вы можете исправить у себя.

Эта история произошла со мной два года назад. Однажды в теплый осенний день мы с папой отправились в лес. Необыкновенно выглядит лес осенней порой! Кругом так тихо, что слышно, как ветерок шелестит листьями, и они золотым дождем опадают на землю. Небо бескрайнее, невероятно лазурное, с легкими пушистыми облаками. Всюду чувствуется запах грибов. Мне везет, я нахожу грибное местечко. Тут и там мелькают шляпки знакомых грибов. Моя корзина быстро наполняется. Я подхожу к старому кривому пню в надежде найти опята и вдруг…

  1. Беседа. Работа с учебником на стр.95

    36 стр., 17781 слов

    "Работа учителя по преодолению страхов младших школьников"

    ... 1)если правильно определен вид страха; 2)если подобраны методики, проведены диагностики страхов у младших школьников; 3)если грамотно организована коррекционная работа по преодолению страхов у детей младшего школьного возраста. Для достижения ... коррекции страхи, имеющие социальные корни. К тому же на настоящий момент в школах нет единой специально организованной работы по профилактике и коррекции ...

— Мы приближаемся к кульминации нашего рассказа. Главный герой встречает змею.

— Прежде, чем приступить к описанию змеи, откройте, пожалуйста, учебник, на стр.95. Прочитайте текст упражнения 599. Определите стиль описания ( научный)

в тексте описывается уж)

главный герой не узнал ужа, подумал, что перед ним змея)

— Совершенно верно, ребята. Таким образом, при описании «змеи» вы можете использовать некоторые данные упражнения.

  1. Словарная работа

— Итак, пользуясь текстом упражнения, а также картинкой с изображением ужа на слайде, опишите внешность существа, которое повстречалось вам в лесу, его повадки, размер.

Цвет:

Повадки:

А теперь составьте 5 связных предложений, используя эти слова и словосочетания. Опишите встречу с ужом.

— Прежде, чем приступить к работе, ребята, скажите, пожалуйста, а будут ли ваши герои разговаривать? Если так, то давайте мы с вами вспомним правила постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Итак,

увидел, как в траве шевельнулось что-то черное. Существо было длиной почти метр и извивалось вокруг пня. «Змея!» — крикнул я в ужасе. На мой крик прибежал папа. Он посмотрел и засмеялся: «Это всего лишь уж. Видишь, у него на голове два желтых пятна. Ужи безобидны, не ядовиты, не стоит их бояться». Папа успокоил меня, и я понял, что мои страхи оказались напрасными.

  1. Работа в парах. Игра «Собери пословицу»

— Вот мы с вами и подошли к заключению нашего рассказа. О чем мы напишем в заключении?

— Какая поговорку можно использовать эпиграфом к нашему рассказу? Перед вами карточки, вам необходимо будет собрать пословицы и выбрать из них ту, которая, как вам кажется лучше подойдет к содержанию рассказа.

Пословицы.

На трусливого все собаки лают.

Трус и таракана принимает за великана.

Трус и тени своей боится.

Трусливому зайке и пенек — волк.

У страха глаза велики.

Волков бояться — в лес не ходить.

4 стр., 1749 слов

Из стобалльной работы 2012 г. (по тексту Ю. Нагибина)

... с нами. Значит, есть в мире и останется в нём... (По Ю. Нагибину) Сочинение Существует много способов выразить свои чувства. Можно сказать о них, ... вещь, нужную или не очень нужную. В этом тексте Юрий Нагибин рассказывает о том, как ребята в 1941-м году провожали друг друга на ... гости, ни на балы он не ходил, а таскать на работу столь ослепительные вещи стыдно, да и непрактично: прожжешь химикатами, и ...

— Какие пословицы вы собрали?

— Какая из них вам кажется наиболее подходящей? Давайте запишем её в тетрадь.

— А теперь запишите ещё одну пословицу, которая вам понравилась и которую вы могли бы использовать в своем сочинении.

— Давайте мы выберем в качестве эпиграфа пословицу «У страха глаза велики»

— Итак, попробуйте составить 2-3 предложения в заключение вашего сочинения, используя одну из пословиц. Что у вас получилось?

Придя домой, я долго смеялся над собой. Не зря в народе говорят: «У страха глаза велики». С тех пор я навсегда запомнил, как выглядит уж, и больше его не боялся.

— Ребята, приведите в порядок свои черновики. Давайте зачитаем, что у вас получилось?

  1. Рефлексия

— Итак, ребята, получился у вас рассказ?

— Какой тип речи мы использовали?

— Где уместны элементы описания, рассуждения?

  1. Домашнее задание : написать сочинение