Открытый урок русского языка » повествование с элементами описания «Пернатые друзья»» 4 класс план-конспект по русскому языку (4 класс)

Сочинение
  1. Введение в тему урока.

-Отгадайте загадку и попытайтесь определить, о ком мы будем говорить на уроке:

Кто два раза родился:

В первый раз гладкий,

Во второй раз мягкий?

-Сегодня мы поговорим о птицах.

(слайд 1) (на экране картинка с изображением птиц: воробья, синицы, снегиря, свиристели)

-Назовите птиц. Что у них общего? Чем отличаются?

-Как можно знания о птицах использовать на уроке русского языка? (написать сочинение)

-В какое время года мы можем увидеть этих птиц? (осенью, зимой) Как им живется осенью, зимой? Какой это будет тип текста ? (повествование) Почему?

-Что еще мы можем включить в сочинение? (как выглядит птичка) Какой это будет текст? Почему?

(на доске постепенно появляются слова: сочинение повествование с элементами описания).

-Итак, тема нашего урока «Сочинение повествование с элементами описания». Какова будет цель нашего урока?

  1. Составление плана сочинения.

-Вспомним, что такое сочинение? (текст, который мы сами придумаем)

-Вспомним, из каких частей состоит текст? (вступление, основная часть, заключение).

–Что мы должны сделать, перед тем, как начать писать сочинение? (составить план)

(На табличках написаны названия частей сочинения: «У кормушки», «Нарядная птица», «Помогайте птицам!»)

-Перед уроком мне принесли конверт, в котором были названия частей нашего сочинения. Но я нечаянно рассыпала все таблички. Давайте вместе попробуем расставить их по порядку.

— Какая будет первая часть? («У кормушки») Какой это будет текст? (повествование)

-Как назовем вторую часть? («Нарядная птица») Какой это будет текст? (описание)

19 стр., 9179 слов

Сообщение «Учим создавать текст-повествование. Умения, необходимые ...

... повествования). 3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста (умение отбирать соответствующий материал для создания текста ...

-Как назовем заключение? («Помогайте птицам»)

3. Коллективная работа по редактированию повествовательного текста.

(слайд 2) (на экране и на карточках у учащихся записан текст)

Идет …. осень. Вот уже падает … снег. Ночью…. морозы. Голодно и … птицам. Слетаются … к кормушке. Весело угощаются …. и … . Сытые птицы … переносят холода.

-Прочитайте текст. Нравится ли вам такой текст? Почему?

-Что надо сделать, чтобы предложения в тексте были интересными и более выразительными?

-Давайте отредактируем этот текст (коллективная работа по распространению предложений).

Прочитайте текст, который у нас получился.

-Первая часть нашего сочинения готова.

4. Подготовительная работа к написанию второй части сочинения.

( слайд 3)- Дома вы готовились к уроку: читали про птиц в энциклопедиях и других источниках. Это поможет нам лучше справиться со второй частью сочинения.

-О чем мы напишем в основной части?

-Можем ли мы сразу начать описание? (нет, должен быть переход, т.к. части связаны между собой).

Как же нам сделать переход от одной части ко второй? Какими словами можно начать вторую часть? (предложения детей).

А я вам подобрала вот такие переходы:

(Например (на доске): -Моё внимание привлекла…

-Я заметил у кормушки…..

— Вот к кормушке подлетела стайка…..

-Среди всех птиц выделяется….. (добавить предложенные уч-ся)

-Что включим в описание птицы?

( слайд 4) (таблички на экране)

Размер

Внешний вид, окраска (грудка, спинка, хвостик, крылья, головка)

Чем питается

Особенности поведения

-Слова какой части речи делают описание более точным и выразительным?

-Какие средства выразительности можно использовать, чтобы описание сделать более ярким, образным? (эпитеты, сравнения).

-Прочитайте название третьей части. О чем мы напишем в заключении?

  1. Дифференцированная работа в творческих (разноуровневых) группах по составлению описания птицы.

(Учащиеся разделены на 4 группы. У каждой группы картинка с изображением птицы и задание).

-Каждая группа будет писать про ту птицу, которая изображена на картинке. Возьмите картинку, назовите птицу.

— Из конвертов достаем задания. У каждой группы они разные. Внимательно прочитайте и приступайте к выполнению задания.

1 группа. Картинка с изображением воробья.

Задание: восстановить предложения, где нужно в словах изменить окончания; записать получившийся текст. Написать заключение.

  1. подлетела, к, вот, стайка, шумный, кормушка
  2. воробьи, это
  3. смелый, птицы, и, они, умный
  4. перья, маленький, у них, коричневатый, крылья, и
  5. надета, будто, голове, серый, шапочка
  6. пшено, любят, хлеба, семечки, крошки, клевать, воробушки
  7. чириканье, их, издалека, слышно, весёлый.

2 группа. Картинка с изображением синицы.

Задание: составить описание птицы, используя опорные слова. Написать заключение.

Маленькая, бойкая, яркое оперение, жёлтая грудка, сине-зелёные, белые щёчки, острый, кусочки сала, защитник леса.

3 группа. Картинка с изображением снегиря.

Задание: составить описание птицы, используя опорные слова. Написать заключение.

Чуть больше, чёрная шапочка, серая, красноватая, румяное яблочко, толстый клюв, семена деревьев, в лесу, парке, сквере.

4 группа. Картинка с изображением свиристели. Учащиеся пользуются энциклопедией.

Задание: продолжить текст – описание. Написать заключение.

Вот стайка нарядных свиристелей прилетела к кормушке.

  1. Проверка

-Прочитайте сочинение и озаглавьте.

-К доске приглашается представитель от каждой группы и зачитывает основную часть сочинения.

( слайды 5-8 ) (на экране картинка с птицей, по одному уч-ся от каждой группы зачитывают сочинения).

(после прочтения звучит голос птицы в записи)

-Как вы закончили сочинение? Зачитать с места.

-Получилось ли у нас сочинение, соответствующее теме нашего урока?

7. Рефлексия

Поставить точку на линии.

(На листочках у каждого):

Получилось ли у меня написать сочинение?

ДА——————————————НЕТ

Легко ли мне было работать в группе?

ДА——————————————НЕТ

Активно ли я участвовал в работе группы?

ДА——————————————НЕТ

Доволен ли я своей работой на уроке?

ДА——————————————НЕТ