Значение и взаимосвязь видов изобразительной деятельности в разных возрастных группах

Контрольная работа

Изобразительная деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность, такая как рисование, лепка, аппликация и конструирование, является важным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Ее основное назначение заключается в образном отражении действительности. Для детей эти виды изобразительной деятельности являются особенно интересными и вызывают положительные эмоции.

Н. К. Крупская отмечала, что дети уже с самого раннего возраста стремятся выразить свои впечатления различными способами: движением, словами, мимикой. Очень важно дать им возможность расширить область выражения своих образов. Для этого необходимо предоставить им различные материалы, такие как глина для лепки, карандаши и бумага, материалы для построек и т. д. Также важно научить детей правильно обращаться с этими материалами. Поощрение детского творчества в любой его форме является необходимым.

Дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, а также конструировать. Это дает им возможность передать свои эмоции и интересы. Каждый из этих видов изобразительной деятельности имеет свои особенности и средства для изображения предметов и явлений. Вместе они позволяют детям многообразно и разносторонне изображать действительность.

Рисование, его виды, характеристика, их значение и место в каждой возрастной группе.

Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста видов изобразительного творчества. Дети любят рисовать. Благодаря рисованию, они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. Это создает условия для всестороннего воспитания и развития детей.

Рисование – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Владение умением изображать невозможно без развития целенаправленного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы, создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы, осваивают также опыт работы карандашом и кистью. Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

17 стр., 8062 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... средством развития творческого воображения. Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного исследования Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности Творческой деятельностью мы ...

На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев. Рисование используется для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Постепенно роль зрительного контроля несколько снижается, однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его свойства.

Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию. Детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить. У детей старших возрастов необходимо развивать смелость движений, быстроту темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.

Исследование показало, что основной целью обучения рисованию является помощь детям в познании окружающей действительности, развитие наблюдательности, формирование чувства прекрасного и обучение приемам изображения. В то же время, главной задачей изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов с использованием доступных для данного возраста изобразительных средств. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждый из них имеет свои специфические задачи, определяющие программный материал и содержание работы.

Одним из важных аспектов обучения рисованию отдельных предметов для всех возрастных групп является научение изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений его частей и изменений, связанных с простыми движениями. Также важно научить детей изображать характерные детали, делающие изображение выразительным и образным, и передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа. Развитие технических навыков в рисовании карандашами, красками и другими материалами также является важной задачей.

Исследования советских психологов показали, что форма является основным определяющим признаком в восприятии предмета, помогая ребенку выделить его среди других. Дошкольники, особенно 3-4-летние, не могут представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Они рисуют предмет последовательно, часть за частью.

Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (при условии обучения) может правильно держать карандаш или кисть. С ребенком второго года жизни уже возможно проводить специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится повторять действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями. При постановке задач обучения рисованию необходимо учитывать, что у двухлетних детей мало опыта, отсутствуют знания и умения, и движения руки еще недостаточно развиты. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.

14 стр., 6599 слов

«Теоретические основы развития навыков свободной кистевой ...

... техники и технологии; существуют методические разработки для проведения уроков декоративного рисования. Однако до настоящего времени не было проведено строгой систематизации педагогических условий для развития навыков кистевой росписи ... искусства. Обучения обработке художественных материалов имеются в научных работах ... росписи. Проблема исследования, Цель исследования, Объект исследования:, Предмет ...

Дети третьего года жизни по своему физическому и психическому развитию способны к приобретению простейших навыков в рисовании.

Задачи обучения, в первой младшей группе следующие:

  • вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
  • познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
  • научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
  • научить приемам проведения прямых, округлых линий и замкнутых форм.

Закрепление определенных навыков идет на протяжении всего года обучения. Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой, карандашом. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т.д.).

Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

В изображении округлых форм от детей не требуется передача правильного круга. Под округлой формой в данном случае понимается изображение, приближающееся к кругу. Задача ознакомления детей с цветом решается при рисовании красками. Чтобы цвет правильно воспринимался детьми, он должен быть дан в контрастном сочетании с фоном: белые снежинки — на синем фоне, желтые или красные огоньки — на зеленой елке, нарисованной или вырезанной из бумаги воспитателем.

Ребенок уже на начальном этапе обучения должен усвоить, что любым материалом следует пользоваться, руководствуясь определенными правилами.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

Развитие художественных навыков детей в дошкольном возрасте

В процессе обучения рисованию в старшей младшей группе детей возрастом 5-6 лет, основной целью является развитие художественных навыков и технических умений. В этом возрасте дети уже обладают определенной моторикой и способностью контролировать движения руки, поэтому на занятиях акцент делается на улучшение навыков рисования разнообразных форм и развитие чувства цвета.

Основные задачи обучения рисованию в старшей младшей группе:

  • Научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму).
  • Развивать чувство цвета — умение различать и называть основные цвета.
  • Развивать композиционные навыки — располагать изображение в середине листа бумаги.
  • Совершенствовать технические навыки.

Во второй младшей группе детей продолжается обучение рисованию прямых и округлых линий, но уже без опоры на рисунок воспитателя. Целью этой задачи является развитие движений руки и обучение проведению разнообразных линий в разных направлениях. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана педагогом Е. А. Флериной. В этом возрасте также уделяется внимание развитию технических навыков.

17 стр., 8256 слов

Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...

... работы - процесс адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации средствами музыкальной деятельности. Предметом исследования является дошкольная организация (далее - ДОУ) и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей группы раннего дошкольного возраста к нему. Целью ...

Содержание детских работ во второй младшей группе становится более разнообразным. Дети начинают использовать несколько цветов для раскрашивания рисунка и осваивают промывание кисти. Эта операция требует от ребенка терпения и аккуратности. Трудностью для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (например, снеговик из двух или трех кругов) или состоять из двух разных форм (например, солнце из нескольких прямых полос и круга).

В средней группе детей, возрастом 6-7 лет, задачами обучения рисованию являются следующие:

  • Развитие навыков изображения прямоугольных форм, требующих развитой координации движений и способности изменить направление движения в нужный момент.
  • Овладение способностью создавать углы и замыкать линии в начальной точке при изображении прямоугольных форм.
  • Улучшение навыков передачи нескольких признаков предметов не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Таким образом, обучение рисованию в дошкольном возрасте имеет целью развитие художественных навыков и технических умений детей, а также развитие их чувства цвета и композиционных навыков.

Учебные задачи:

  • Научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;
  • Научить использованию цвета как художественного выразительного средства;
  • Развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;
  • Совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

Усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине. Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху — внизу, с одной стороны — с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм — снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

... способствует развитию у детей образной и выразительной речи. На занятиях создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как любознательность, инициативность, умственная активность и независимость. Непосредственное и сенсорное познание предметов ...

Учебные задачи:

  • Научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;
  • Развивать навыки создания композиций;
  • Учить использовать различные художественные средства для выразительности;
  • Развивать навыки применения технических приемов при закрашивании рисунков.

Развитие изобразительных навыков в подготовительной группе детского сада

В подготовительной группе детского сада осуществляется обучение детей изобразительным умениям и навыкам. Главная цель этого процесса — развитие творческого потенциала ребенка и формирование его художественного вкуса. В рамках обучения изобразительному искусству ставятся следующие задачи:

  • Научить передаче в рисунке несложных движений;
  • Развивать и совершенствовать чувство цвета;
  • Развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью);
  • Научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангвиной, акварельными красками.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей и расширением их опыта. Старший дошкольник уже способен замечать и передавать в рисунке изменения положения некоторых частей тела человека, такие как поднятые руки или согнутые в коленях ноги. Он также развивает способность замечать характерные черты предметов и создавать выразительные образы.

В подготовительной группе завершается обучение детей изобразительным умениям и навыкам, чтобы они пришли в школу уже владея первоначальными навыками рисования предметов с натуры и по памяти, а также способностью видеть разнообразие форм, красок и положение предметов в пространстве.

У детей шести лет уже достаточно хорошо развито аналитическое мышление. Они способны выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, который помогает им анализировать натуру, выделять главное, согласовывать детали и планировать свою работу.

Особое внимание уделяется сюжетному рисованию, которое позволяет ребенку передавать свои впечатления от окружающей действительности. В рамках обучения сюжетному рисованию ставятся следующие задачи:

  • Научить передаче содержания темы и выделению главного;
  • Научить передавать взаимодействия между объектами;
  • Научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Обучение детей сюжетному рисованию начинается в средней группе, так как в этом возрасте дети уже обладают достаточными навыками и способностями для передачи содержания и взаимодействия объектов в своих рисунках.

Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно.

Задачи сюжетного рисования, в средней группе следующие:

  • Изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу;
  • Приобретать композиционные умения (учить располагать несколько предметов на одной линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всем листе без обозначения линией земли и неба).

Решаются эти задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на изображении предметов, которые они рисовали ранее. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.

21 стр., 10122 слов

«Методика развития детского изобразительного творчества» Особенности ...

... детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Каждому из них свойственны специфические задачи, ... задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие: научить изображению формы и строения предмета, ... то есть ребенок развивает кисти рук, ...

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию. В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.

В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка — расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый — для поляны, голубой — для воды, желтый — для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).

В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.

Содержание сюжетных рисунков детей 5-6 лет значительно обогащается за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.

Задачи сюжетного рисования, в старшей группе следующие:

Развитие навыков и умений в сюжетном рисовании в старшей группе

  • Научить изображению смысловой связи между объектами, передаче пространственных отношений между ними;
  • Развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
  • Развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется, прежде всего, теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Все объекты располагаются на одной линии. Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах.

В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

  • Разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
  • Научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
  • Развивать композиционные умения — научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких — внизу листа и удаленных — вверху (без изменения размеров);
  • Развивать чувство цвета — учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

36 стр., 17572 слов

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

... формирование и развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: использование игры влияет на развитие воображения старших дошкольников. Теоретическая значимость дипломной работы заключается ...