Тема: Подготовка к написанию сочинения «Как я испугался»
Цели урока:
-
Образовательные : научить писать сочинение смешанного типа (повествование с описанием); закрепить навык построения рассказа;
-
Развивающие : формировать умение составлять текст по указанному плану; включать в повествовательный текст элементы описания природы и животного; развивать монологическую речь учащихся
-
Воспитательные : воспитывать доброе отношение к природе
Тип урока : развитие речи
Ход урока
-
Организационный момент:
1.Организация внимания учащихся;
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас урок развития речи. На этом уроке мы будем закреплять знания по лексике, вспомним средства художественной выразительности речи, подумаем, как нужно относиться к слову.
— Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом «речь»? (язык, слово, общение)
— Попробуйте подобрать эпитет к слову речь (богатая, красивая, грамотная, выразительная)
— А что значит для вас словосочетание «развитие речи», для чего мы должны развивать свою речь? (ответы учащихся)
— Всё вы говорите верно. Мы должны развивать свою речь, чтобы красиво, правильно говорить, передавать свои эмоции, чувства, делиться впечатлениями. «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной», — писал С.Я.Маршак. И с этим трудно не согласиться. Сегодня на уроке мы будем находить слова, нужные, правильные слова, а итогом нашей работы станет написание сочинения.
«Развитие речи учащихся на уроке литературы»
... данной работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ...
2. Нацеливание
— Ребята, на предыдущих уроках развития речи мы с вами работали над описанием картин и явлений природы, описанием животных. Сегодня мы продолжим эту работу. Итак, откройте ваши тетради для творческих работ, запишите число и тему урока: Подготовка к написанию сочинения.
-
Актуализация опорных знаний
-
Работа с текстом
— Прежде, чем мы приступим к работе над сочинением, давайте с вами вспомним, какие типы текста существуют. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте тексты и определите, к какому типу речи относится каждый из них.
Раздаточный материал:
Текст №1
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. ( Описание, так как описываются признаки предмета, используются эпитеты, сравнения, метафоры)
Текст №2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” ( Повествование — это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности )
Текст №3:
Самое лучшее время года — весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить! ( Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение – тезис, затем его доказательство и вывод; рассуждение — это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль )
Текст №4:
Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, луна взошла, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику.
Недвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный; разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее ровной каймой.
(Повествование с элементами описания)
— Молодцы, ребята, вы справились с заданием. И сегодня мы с вами будем учиться составлять повествовательный текст, включая в него элементы описания, по готовому плану:
Три сочинения по тексту демоверсии 2020 года
... Родине. Таким образом, любовь к Отечеству произрастает из любви к родной природе и искусству. (165 слов) Сочинение 3 Что означает для человека словосочетание «любовь к родине»? Вот проблема, которую ставит в тексте В.А. Солоухин. Рассуждая ...
Сочинение «Как я испугался»
1) Вступление — В лес за грибами
2) Основная часть — «Змея!»
3) Заключение, вывод — Страхи оказались напрасными
-
Физкультминутка
-
Работа над темой урока
-
Беседа.
(со вступления)
— О чем мы можем написать во вступлении? ( описание природы, неба, солнца) .
— В какое время года обычно собирают грибы?
эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
-
Работа над предложениями
— Ребята, предлагаю вам поработать над вступлением к сочинению. Опишите природу, на фоне которой разворачивается событие. Перед вами текст с пропущенными словами. Вы должны украсить его эпитетами, разнообразить картину природы. Чтобы вам приятнее работалось, я включу вам композицию «Сентябрь» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»
Эта история произошла… Однажды в ….. день мы с … отправились в лес. Необыкновенно выглядит лес осенней порой! Кругом так тихо, что слышно … Небо такое… с …. облаками. Всюду чувствуется … Мне везет, я нахожу грибное местечко. Тут и там … шляпки знакомых грибов. Моя корзина быстро наполняется. Я подхожу к старому кривому пню в надежде найти опята и вдруг…
-
Проверка выполнения задания
— Ребята, что же у вас получилось? Зачитайте, пожалуйста.
— Молодцы, справились. А как вы думаете, отражает ли музыка, которую вы слушали, красоту осени? Подходит ли она к нашему описанию? Какое чувство вы испытывали, когда она играла?
— Я тоже, ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, писала сочинение. Посмотрите, какой текст получился у меня. Если вам что-то понравится, вы можете исправить у себя.
Эта история произошла со мной два года назад. Однажды в теплый осенний день мы с папой отправились в лес. Необыкновенно выглядит лес осенней порой! Кругом так тихо, что слышно, как ветерок шелестит листьями, и они золотым дождем опадают на землю. Небо бескрайнее, невероятно лазурное, с легкими пушистыми облаками. Всюду чувствуется запах грибов. Мне везет, я нахожу грибное местечко. Тут и там мелькают шляпки знакомых грибов. Моя корзина быстро наполняется. Я подхожу к старому кривому пню в надежде найти опята и вдруг…
-
Беседа. Работа с учебником на стр.95
11 стр., 5316 словСочинение вперед без страха и сомненья на подвиг доблестный друзья
... задумывался на тему хороших и плохих поступков. И наверняка даже мечтал совершить хоть одно, но весомое и значимое благодеяние. Подвиг можно смело отнести к благодеянию. Подвиг всегда направлен на улучшение. ... года, где она подавала пример терпения и мужества при героической обороне Севастополя, и русско-турецкой войны 1877 года, во время которой она руководила всей работой сестер милосердия на ...
— Мы приближаемся к кульминации нашего рассказа. Главный герой встречает змею.
— Прежде, чем приступить к описанию змеи, откройте, пожалуйста, учебник, на стр.95. Прочитайте текст упражнения 599. Определите стиль описания ( научный)
в тексте описывается уж)
главный герой не узнал ужа, подумал, что перед ним змея)
— Совершенно верно, ребята. Таким образом, при описании «змеи» вы можете использовать некоторые данные упражнения.
-
Словарная работа
— Итак, пользуясь текстом упражнения, а также картинкой с изображением ужа на слайде, опишите внешность существа, которое повстречалось вам в лесу, его повадки, размер.
Цвет:
Повадки:
А теперь составьте 5 связных предложений, используя эти слова и словосочетания. Опишите встречу с ужом.
— Прежде, чем приступить к работе, ребята, скажите, пожалуйста, а будут ли ваши герои разговаривать? Если так, то давайте мы с вами вспомним правила постановки знаков препинания при прямой речи и диалоге.
Итак,
… увидел, как в траве шевельнулось что-то черное. Существо было длиной почти метр и извивалось вокруг пня. «Змея!» — крикнул я в ужасе. На мой крик прибежал папа. Он посмотрел и засмеялся: «Это всего лишь уж. Видишь, у него на голове два желтых пятна. Ужи безобидны, не ядовиты, не стоит их бояться». Папа успокоил меня, и я понял, что мои страхи оказались напрасными.
-
Работа в парах. Игра «Собери пословицу»
— Вот мы с вами и подошли к заключению нашего рассказа. О чем мы напишем в заключении?
— Какая поговорку можно использовать эпиграфом к нашему рассказу? Перед вами карточки, вам необходимо будет собрать пословицы и выбрать из них ту, которая, как вам кажется лучше подойдет к содержанию рассказа.
Пословицы.
На трусливого все собаки лают.
Трус и таракана принимает за великана.
Трус и тени своей боится.
Трусливому зайке и пенек — волк.
У страха глаза велики.
Волков бояться — в лес не ходить.
— Какие пословицы вы собрали?
«Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» план-конспект ...
... Ребята, какие малые жанры фольклора вы знаете? (колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы, ... 1. Сочинение мини-рассказов. - Сегодня на уроке, мы с вами познакомились с жанрами пословиц и ... группы по 5 человек (в зависимости от состава класса). Каждая группа пословицу в ... оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в ...
— Какая из них вам кажется наиболее подходящей? Давайте запишем её в тетрадь.
— А теперь запишите ещё одну пословицу, которая вам понравилась и которую вы могли бы использовать в своем сочинении.
— Давайте мы выберем в качестве эпиграфа пословицу «У страха глаза велики»
— Итак, попробуйте составить 2-3 предложения в заключение вашего сочинения, используя одну из пословиц. Что у вас получилось?
Придя домой, я долго смеялся над собой. Не зря в народе говорят: «У страха глаза велики». С тех пор я навсегда запомнил, как выглядит уж, и больше его не боялся.
— Ребята, приведите в порядок свои черновики. Давайте зачитаем, что у вас получилось?
-
Рефлексия
— Итак, ребята, получился у вас рассказ?
— Какой тип речи мы использовали?
— Где уместны элементы описания, рассуждения?
-
Домашнее задание : написать сочинение