Конспект по русскому языку » -рассуждение» 7 класс

Сочинение

1. Павлова А.Э. Лекции по теме «Уроки развития речи» (Пункт плана: «Сочинение»).

2. Русский язык. 7 класс: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 286 с.

Авторами представлен учебный параграф, помогающий усвоить новый материал.

3.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капиноса и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

В программе представлено примерное распределение учебных часов по темам курса, указана цель изучения определённой темы и умения, которыми должен овладеть ученик после изучения и закрепления той или иной темы.

  1. Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. – 169 с.

Данное пособие предназначено для развития коммуникативных навыков. В нём подробно рассматривается тема «Аргументация».

4.Анализ возможных затруднений при организации работы над создаваемым текстом.

Затруднением может быть тот случай, когда ученик не усваивает материал в силу достаточно абстрактного вида деятельности. Часто ребенок свои первичные рассуждения не осмысливает именно как рассуждение. Для разрешения этого затруднения нужно активизировать речевую деятельность учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Основным методом в этой группе является метод речевых ситуаций, который используется для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.).

В условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.

Бывает, что ученик не может усвоить структуру сочинения-рассуждения, сбивается на пересказ вместо вычленения аргументов. В таком случае следует использовать работу по образцу и такие приемы, как выбор одного заголовка из нескольких предложенных, озаглавливание текста, заголовок, который может служить основным ориентиром для написания всего сочинения, нахождение в тексте формулировки основной мысли, составление словесно-логического плана.

39 стр., 19306 слов

Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...

... своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит ... вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность ученика (-ов), учебный материал, а также процесс его усвоения. Отсюда ... ознакомиться с передовым опытом. Это могут быть пособия по методике в целом и по ее ...

Ученик с трудом вычленяет композиционные части текста, не может структурировать собственный текст. В таком случае анализ композиционной структуры текста проводится параллельно с определением функционально-смыслового типа речи, например: сформулировать и записать сначала вводную и заключительную часть, а затем основную, в которой раскрываются признаки предмета или перечисляются аргументы.

5.Задачи урока:

Образовательные:

— сформировать умение составлять текст типа рассуждение;

— сформировать умение

— совершенствовать знания и умения в области культуры и развития речи.

Воспитательные:

— воспитание интереса и уважения к русскому языку;

воспитание нравственных качеств личности .

Развивающие:

-развитие речи и логического мышления с помощью поиска аргументов для подтверждения тезис;

— развитие памяти путём актуализации знаний, необходимых для выполнения учебной задачи.

6.Ход урока

— Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?

Что такое рассуждение?

— Какова композиция рассуждения?

— Что такое тезис?

— Из чего состоит основная часть сочинения-рассуждения?

— Что пишем в заключении?

— Существует три типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Рассуждение – это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.

Основная часть.

Заключение

— Тезис – это кратко сформулированная проблема или утверждение, требующее доказательств.

2 стр., 673 слов

Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям ...

... сочинению «Татьяна – русскою душою» (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин») Эпиграф Пушкин первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину (В.Г.Белинский) План. ... Онегина –Татьяне. Схема сочинения -рассуждения Из каких частей состоит сочинение-рассуждение? 1.Основная мысль (тезис). 2. Доказательства ( ... Понимание Примерные темы и планы. 1.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 2.«И жить ...

— Основная часть состоит из тезиса и последовательного изложения доказательств тезиса.

— В заключении пишем вывод, к которому пришли в ходе рассуждения по теме.

Словесный метод, беседа.

3. Определение темы урока.

— Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес

— Как вы понимаете это высказывание?

— Как думаете, какая тема сегодняшнего урока, что мы должны сделать?

Верно, вам предстоит написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Но ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Откройте тетради для контрольных работ и запишите число, тема «Сочинение-рассуждение по данному началу».

— Предлагаю вам такой текст в качестве тезиса и начала сочинения(текст на экране):

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?

(По Сухомлинскому)

-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему. Продолжите фразу «Быть хорошим ребёнком – это…»

чувство долга перед родителями, сыновний долг?

— Какую помощь вы оказываете родителям?

— Стремитесь ли вы радовать родителей, как?

— Прочитайте рассказ «Волки», автором которого является Дмитрий Мамин-Сибиряк (текст на карточке на парте).

Какой пример приветён в тексте?

— Обратите внимание, на ваших партах находятся памятки «Сочинение-рассуждение». Они помогут вам во время работы над сочинением.

Ученик читает эпиграф вслух.

Ответы детей.

— Сегодня мы попробуем написать сочинение-рассуждение на тему отношений между детьми и родителями.

Слушают учителя, следят по тексту.

Предполагаемые ответы детей:

— оказывать любую помощь, которая потребуется родителям;

13 стр., 6192 слов

«взаимоотношения детей и родителей» по тексту екимова

... Именно на проблеме взаимоотношений родителей и детей заостряет своё внимание автор предложенного текста Б. Екимов. Источник: http://kemgkb4.ru/problema-vzaimootnoshenij-roditelej/ Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын …Л.Матрос (сочинение) (1) Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын. (2) Она ждала ...

— не грубить родителям;

— не обманывать родителей;

— не огорчать, а радовать;

— покинув родимый дом, навещать как можно чаще.

— Родителям мы обязаны своим появлением на свет. Они заботились о нас с самого нашего рождения. Наши родители – это те люди, которым мы никогда не будем безразличны, даже когда сами станем мамами и папами, бабушками и дедушками.

Ответы детей.

Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту.

— В рассказе говорится о том, как молодые волки заботятся о старых волках.

Словесный метод, беседа.

4. Составление текста.

— Приступайте к составлению текста сочинения. Спишите начало текста с экрана. При составлении оставшейся части используйте черновик.

Дети пишут сочинение и сдают тетради учителю.

Метод контроля, сочинение.