1. Павлова А.Э. Лекции по теме «Уроки развития речи» (Пункт плана: «Сочинение»).
2. Русский язык. 7 класс: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 286 с.
Авторами представлен учебный параграф, помогающий усвоить новый материал.
3.Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капиноса и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
В программе представлено примерное распределение учебных часов по темам курса, указана цель изучения определённой темы и умения, которыми должен овладеть ученик после изучения и закрепления той или иной темы.
-
Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003. – 169 с.
Данное пособие предназначено для развития коммуникативных навыков. В нём подробно рассматривается тема «Аргументация».
4.Анализ возможных затруднений при организации работы над создаваемым текстом.
Затруднением может быть тот случай, когда ученик не усваивает материал в силу достаточно абстрактного вида деятельности. Часто ребенок свои первичные рассуждения не осмысливает именно как рассуждение. Для разрешения этого затруднения нужно активизировать речевую деятельность учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. Основным методом в этой группе является метод речевых ситуаций, который используется для возникновения у учащихся потребности вступить в речевое общение (обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.).
В условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения.
Бывает, что ученик не может усвоить структуру сочинения-рассуждения, сбивается на пересказ вместо вычленения аргументов. В таком случае следует использовать работу по образцу и такие приемы, как выбор одного заголовка из нескольких предложенных, озаглавливание текста, заголовок, который может служить основным ориентиром для написания всего сочинения, нахождение в тексте формулировки основной мысли, составление словесно-логического плана.
Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...
... целостности и национального своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит две части: теоретическую, ... все то, что вовлекается в деятельность учителя, учебную деятельность ученика (-ов), учебный материал, а также процесс его усвоения. Отсюда очевидно, что содержание ...
Ученик с трудом вычленяет композиционные части текста, не может структурировать собственный текст. В таком случае анализ композиционной структуры текста проводится параллельно с определением функционально-смыслового типа речи, например: сформулировать и записать сначала вводную и заключительную часть, а затем основную, в которой раскрываются признаки предмета или перечисляются аргументы.
5.Задачи урока:
Образовательные:
— сформировать умение составлять текст типа рассуждение;
— сформировать умение
— совершенствовать знания и умения в области культуры и развития речи.
Воспитательные:
— воспитание интереса и уважения к русскому языку;
— воспитание нравственных качеств личности .
Развивающие:
-развитие речи и логического мышления с помощью поиска аргументов для подтверждения тезис;
— развитие памяти путём актуализации знаний, необходимых для выполнения учебной задачи.
6.Ход урока
— Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
— Что такое рассуждение?
— Какова композиция рассуждения?
— Что такое тезис?
— Из чего состоит основная часть сочинения-рассуждения?
— Что пишем в заключении?
— Существует три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
— Рассуждение – это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.
—
Основная часть.
Заключение
— Тезис – это кратко сформулированная проблема или утверждение, требующее доказательств.
Урок развития речи. Подготовка к обучающему сочинению по произведениям ...
... сочинения -рассуждения Из каких частей состоит сочинение-рассуждение? 1.Основная мысль (тезис). 2. Доказательства (аргументы): а) --; б) --; в) --. 3. Вывод (заключение). Какая часть сочинения должна быть больше по ... нет». (Е. Евтушенко) План. I А.С Пушкин- «эхо русского ... сочинения-рассуждения Аргументируют свой ответ Операционный этап: Понимание Примерные темы и планы. 1.Тема поэта и поэзии в лирике ...
— Основная часть состоит из тезиса и последовательного изложения доказательств тезиса.
— В заключении пишем вывод, к которому пришли в ходе рассуждения по теме.
Словесный метод, беседа.
3. Определение темы урока.
— Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. Фалес
— Как вы понимаете это высказывание?
— Как думаете, какая тема сегодняшнего урока, что мы должны сделать?
— Верно, вам предстоит написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Но ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Откройте тетради для контрольных работ и запишите число, тема «Сочинение-рассуждение по данному началу».
— Предлагаю вам такой текст в качестве тезиса и начала сочинения(текст на экране):
Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, — это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?
(По Сухомлинскому)
-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему. Продолжите фразу «Быть хорошим ребёнком – это…»
чувство долга перед родителями, сыновний долг?
— Какую помощь вы оказываете родителям?
— Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
— Прочитайте рассказ «Волки», автором которого является Дмитрий Мамин-Сибиряк (текст на карточке на парте).
Какой пример приветён в тексте?
— Обратите внимание, на ваших партах находятся памятки «Сочинение-рассуждение». Они помогут вам во время работы над сочинением.
Ученик читает эпиграф вслух.
Ответы детей.
— Сегодня мы попробуем написать сочинение-рассуждение на тему отношений между детьми и родителями.
Слушают учителя, следят по тексту.
Предполагаемые ответы детей:
— оказывать любую помощь, которая потребуется родителям;
«взаимоотношения детей и родителей» по тексту екимова
... проблеме взаимоотношений родителей и детей заостряет своё внимание автор предложенного текста Б. Екимов. Источник: http://kemgkb4.ru/problema-vzaimootnoshenij-roditelej/ Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын …Л.Матрос (сочинение) (1) Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын. (2) Она ...
— не грубить родителям;
— не обманывать родителей;
— не огорчать, а радовать;
— покинув родимый дом, навещать как можно чаще.
— Родителям мы обязаны своим появлением на свет. Они заботились о нас с самого нашего рождения. Наши родители – это те люди, которым мы никогда не будем безразличны, даже когда сами станем мамами и папами, бабушками и дедушками.
Ответы детей.
Один ученик читает вслух, остальные следят по тексту.
— В рассказе говорится о том, как молодые волки заботятся о старых волках.
Словесный метод, беседа.
4. Составление текста.
— Приступайте к составлению текста сочинения. Спишите начало текста с экрана. При составлении оставшейся части используйте черновик.
Дети пишут сочинение и сдают тетради учителю.
Метод контроля, сочинение.