Методический сборник «Учимся писать «

Сочинение
  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос

  • представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)

  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста

  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)

Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В основной части следует избегать:

  • пересказа литературного произведения

  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.

Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Заключительная часть должна быть:

  • короткой, но емкой

  • органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.

Сочинение-описание (памятка)

1. В сочинении-описании автор описывает предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или явление так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай: какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю? Сначала автор наблюдает, потом представляет изображение на «внутреннем экране».

7 стр., 3092 слов

Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения

... нет той, которую вы себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной — сплошные магазины-скворечники с яркой ... комментария: Дать текстуальный комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)? На какие аспекты проблемы он ...

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит, то кажется, будто катится камешек. У нее зубки маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а когда заберется в пыльный угол, то начинает фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий, желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится.

2. Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. Если это – живое существо, вспомни его в самом характерном состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши.

котенок похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко

Придумай и используй в сочинении свои сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперед, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперед. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, от данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли, добавляем новое, т.е. сведения, ради которых создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению. Помоги читателю «войти в тему». Например:

Мой пес замечательный!

Есть у меня……

Пенал служит для того, чтобы в нем носили ручку……

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно.

В день рождения мне подарили…

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение. Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем тебе близок тот, кого ты описал, как его появление в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

Успехов в сочинении  1

Сочинение-рассуждение (памятка)

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

    2 стр., 627 слов

    Сочинение моя родная степь описание

    ... видов ковыля, которые занесены в Красную книгу. Описанию многообразия летней степи посвятили свои произведения многие русские писатели и ... степной траве ковыль, я вновь прошлась по степи вокруг моего села. Ощутила вдруг простую доброту природы, которая ... крупные, одноцветковые; колосковые чешуи перепончатые или кожи-стоперепончатые, обычно на верхушке длинно и почти шиловидно заостренные; нижние ...

2-3 вступительных, вводных предложения!

Здесь нужно заявить:

ТЕЗИС (Вдумайтесь тему сочинения, прокомментируйте заголовок, как вы его понимаете.)

Клише:

  • — это

  • На первый взгляд, тема … простая, всем известная. Но …

  • Любому становится близка тема …

  • Тема … никого не оставляет равнодушным…

  • Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…

Клише:

  • Мы часто забываем о …

  • В современном мире нужно чаще…

  • Сейчас, на наш взгляд, эта тема очень важна, потому что…

Сделайте переход к основной части

Клише

  • Что ты можешь сказать…?

  • А как мы относимся …

  • Знаешь ли ты как…?

  • Почему так важно …?

  1. ОСНОВАННАЯ ЧАСТЬ (самая большая по объему: 2-3 абзаца)

Минимум 2 доказательства

Здесь нужно постараться раскрыть

  • проблему с разных точек зрения;

  • привести примеры из книг, из жизни.

Клише

Для доказательств используется частица ВЕДЬ или такие предложения, как:

  • И вот почему …

  • Это можно доказать так (следующим образом ) …

  • Докажем это…

  • В этом легко убедиться…

  • Это объясняется следующим…

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    2 стр., 625 слов

    Как начинать сочинения, или Что такое вступление?

    ... в произведении, или не получается связь с главным героем. Еще несколько приемов для вступления Существует еще несколько способов, как начинать сочинения, которые помогут раскрыть ... написано в 19 или 20 веке. Но сложность данного приема заключается в том, что автор сочинения ... которая будет исследована в следующей части. Необязательно придумывать самому, как начать сочинение по литературе, можно ...

В данной части нужно подвести итог всему сказанному ранее.

Клише:

Вывод и вступление связаны идеей сочинения – это рамка работы.

Переход от доказательств к выводу осуществляется посредством вводных слов ИТАК , ТАКИМ ОБРАЗОМ и др., слов и сочетаний ПОЭТОМУ, ВОТ ПОЧЕМУ;

предложений:

  • Обобщим всё сказанное выше.

  • Подведём итоги.

  • Из всего сказанного выше следует, что…

  • Сделаем вывод…

Сочинение-повествование (памятка), Повествование

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «Я» «Мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

Как работать над сочинением

1. Написать вступление.

2. Сформулировать тему и идею (основную мысль) текста.

3. Определить стиль и тип речи своего сочинения.

4. Что характерно для данного типа речи?

5. Выделить основные части (микротемы).

6. Написать примерный план сочинения.

7. Какие изобразительные средства помогут вам глубже раскрыть основную мысль?

8. В чем своеобразие синтаксиса текста? (Способ связи предложений и т.д.)

9. Напишите заключение.

Ответьте на вопрос. Выскажите свое мнение.

Сочинение на лингвистическую тему

(памятка)

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

2 стр., 938 слов

Миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней?

... - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. Сочинение-миниатюра. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? ... в тексте. Выпишите слова на эту орфограмму. Посторонним вход воспрещен! Стойте справа, проходите слева! Высокое напряжение! Берегись! Граждане в нетрезвом виде в баню не пропускаются! Знакомо? А нравится? ...

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.

В этом вам помогут следующие слова и выражения:

автор анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на…

останавливается на …

раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что …

и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений., Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

3 стр., 1477 слов

Рассуждения. Главным при этом является степень убедительности ...

... сочинения могут включать в себя элементы и повествования, и описания, и рассуждения. нетрадиционных жанров Сочинение в жанре рекламы Прежде всего необходимо выяснить значения слова «реклама»: ... степень убедительности автора, развёрнутость аргументов, соответствие теме. ... росту, походке, выражению глаз, улыбке, ... текста носит рекомендательный характер, то глаголы в таком высказывании употребляются в ...

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;

примеры должны быть из указанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например:

Аргумент 1., Аргумент 2.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

5 стр., 2466 слов

На лингвистическую тему по тексту К.Г. Паустовского

... смысла. (По К.Г. Паустовскому) Еще сочинения по данному тексту Проблема воздействия природы на человека Воздействие природы на мироощущение человека Проблема воздействия природы на человека Краткое изложение ... слов представляется нам как живой человек, требующий нашей любви, человек с определенным характером. Свой рассказ автор завершает стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, доказывая тем ...

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

Таким образом, …

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Мы убеждаемся в том, что …

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что …

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

  • б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки.

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

! За отсутствие абзацев снимают баллы.

 аргументация  1  аргументация  2